Методические указания. Приступая к изучению данной темы, следует уяснить, что мировоззренческая проблематика осмысления человека

Приступая к изучению данной темы, следует уяснить, что мировоззренческая проблематика осмысления человека, его качеств, его места в мире, его целей и задач – это прямая задача философии. Раздел, занимающийся исследованием проблем человековедения, называют философской антропологией. Изучением человека занимаются многочисленные науки, философия выявляет общие методологические принципы и систематизирует результаты этих наук. В стадии становления находится антропономия – общая теория человека, цель которой построение интегральной модели человека в его статике и динамике, в его становлении, функционировании и развитии.

Раскрывая вопрос происхождения человека необходимо описать различные теории. Показать религиозную, эволюционную, трудовую, космическую и др. точки зрения. Характеризуя место человека в истории философии следует отметить, что в разные исторические эпохи человека понимали по разному. Понимание человека было: биологическое, психологическое, космоцентрическое, гуманитарное, механистическое, экзистенциальное, марксистское и т.д. Описывая природу человека, следует показать дуалистический взгляд на человека – биосоциальный, это значит, что человек – продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Затем следует раскрыть различное понимание сущности человека. Социально-философский анализ человека раскрывается через категории: «индивид», «индивидуальность», «личность».

По мере своего развития человек включается в систему социальных отношений,

становясь объектом и субъектом общественного воздействия. Процесс вхождения индивида в общество, процесс овладения социально-историческим опытом называют социализацией. Рассмотреть данный вопрос рекомендуется по плану:

1. Сферы социализации.

2. Результаты социализации.

2.1. Социальные ценности и нормы (формальные и неформальные).

2.2. Ценностные ориентации.

2.3. Социальный статус индивида. Основные виды статусов.

2.4. Личный статус и его слагаемые.

2.5. Социальная роль, её структура (ролевое ожидание, ролевое исполнение, санкция). Причины статусно – ролевых конфликтов.

2.6. Культура и культурные ценности (основные структурные элементы).

В формировании личности большую роль играет деятельность, следует уделить этому внимание, а так же вопросу воспитания личности, отметив цели воспитания, направления и какие институты общества осуществляет процесс воспитания личности.

Существование человека – это способ реализации им своей сущности. Смысл жизни – это личностная характеристика отношения к жизни, которая включает в себя как непосредственное бытие, так и деятельное включение человека в социальную жизнь. Говоря о человеческом бытие, необходимо раскрыть его фундаментальные категории: свобода, ответственность, добро и зло, труд, творчество, любовь, счастье и мудрость, справедливость, жизнь и смерть. Показать многообразие подходов к пониманию смысла жизни. В итоге уделить внимание вопросу предназначения человека и его жизни, сделав акцент на ответственности личности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие науки занимаются изучением человека? Что отличает от них философию в этом вопросе?

2. В чем проявляется биологическая специфика человека?

3. Как осмысливалась в истории философии целостность человека?

4. Что такое человеческая природа?

5. В чем проявляется уникальность человека?

6. Можно ли считать личностью каждого человека? Ответ аргументировать

7. Как понимаете высказывание Протагора: «Человек есть мера всех вещей»?

8. Что включает в себя процесс социализации личности?

9. Каковы основные категории человеческого бытия?

10. Почему человек ответственен за сохранность окружающего мира?

Литература:

1, Гл X, XI;

2, С. 118 – 123;

3, Раздел III, гл. 6, 7.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: