double arrow

Роль потребительского рынка в экономической системе города Москвы


Осуществление государственной политики в сфере торговли и услуг города Москвы в 2013 году было направлено на создание комфортных условий проживания населения. В рамках реализации мероприятий государственных программ города Москвы предусмотрено дальнейшее развитие отраслевой инфраструктуры. Запланировано достижение реальных результатов в формировании эффективной конкурентной среды, способствующей повышению качества, безопасности и обеспечению доступности товаров и услуг для различных категорий населения.

Наметились положительные тенденции динамичного увеличения объемных показателей работы предприятий торговли и общественного питания.

Одним из основных показателей эффективности работы данной сферы является оборот розничной торговли, который по итогам 2013 года составил 4 017,0 млрд. рублей с темпом роста в сопоставимых ценах - 103,5% (в 2010 году - 2 882,4 млрд. рублей с темпом роста в сопоставимых ценах - 106,8%).

В структуре оборота розничной торговли изменение доли непродовольственных и продовольственных товаров незначительны. В 2013 году удельный вес продовольственных и непродовольственных товаров распределялся в пропорциях - 51,2% и 48,8% (в 2010 году соответственно 50,5% и 49,5%).




Продолжались процессы сокращения стихийной торговли, укрупнения и интенсификации деятельности розничных сетей. В результате доля организованного рынка в общем объеме оборота розничной торговли выросла до 81,4% по итогам 2013 года (в 2010 году - 79,0%).

В 2013 году показатель оборота общественного питания превысил прогнозные значения на 19,4 млрд. рублей и составил 165,0 млрд. рублей (в 2010 году - 120,9 млрд. рублей с темпом роста в сопоставимых ценах - 97,4%).

В 2013 году населению было оказано услуг бытового характера на сумму 61,3 млрд. рублей, что в фактических ценах на 1,7% выше уровня 2010 года (60,3 млрд. рублей).

Стоимость минимального набора продуктов питания, входящих в потребительскую корзину, в декабре 2013 года составила 3 407,9 рублей, и увеличилась по отношению к декабрю 2010 года - 2 993,3 рублей.

По данным Мосгорстата в декабре 2013 года сводный индекс цен потребительского рынка товаров и услуг в городе Москве составил 106,2%, в том числе на продовольственные товары - 107,3% (в декабре 2010 года по сравнению с декабрем 2009 года сводный индекс цен потребительского рынка товаров и услуг в городе Москве - 109,1%, в том числе на продовольственные товары - 111,9%).

За последние три года значительно вырос объем налоговых поступлений от предприятий потребительского рынка и услуг в бюджет города Москвы, составивший в 2013 году 201,5 млрд. рублей (за 2010 год - 96,3 млрд. рублей).

В городе Москве функционирует крупнейшая в России стационарная сеть торговли и услуг, насчитывающая по состоянию на 1 января 2014 г. в своем составе 42,9 тысяч предприятий (в 2010 году - 39,0 тысяч предприятий):



- 20,1 тысяч стационарных предприятий розничной торговли;

- 11,0 тысяч предприятий общественного питания;

- 11,8 тысяч предприятий бытового обслуживания.

За счет открытия новых и модернизации действующих стационарных предприятий в сфере потребительского рынка и услуг города Москвы в 2013 году в стационарной сети сферы торговли и услуг создано 17,8 тысяч новых рабочих мест.

С учетом гипертрофированных размеров, которые приобрела в последние годы нестационарная торговля, развивавшаяся стихийно и во многих случаях несанкционированно, Правительством Москвы были приняты меры по оптимизации схемы размещения и сокращению количества объектов мелкорозничной сети. В конце 2013 года в схему размещения объектов мелкорозничной сети вошли 8,5 тысяч круглогодичных нестационарных объектов (в 2010 году - 18,3 тысяч объектов).

В целях выполнения требований Федерального закона от 30 декабря 2006 г. N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" в городе проводятся мероприятия по оптимизации размещения и развития сети розничных рынков. В конце 2013 года в городе функционировало 55 розничных рынков (в 2010 году - 80 единиц).



Ярмарочная торговля занимает особое место в обеспечении горожан продуктами питания. В целях обеспечения населения качественной отечественной продукцией по доступным ценам в 2013 году в городе было организовано 6,8 тысяч "ярмарок выходного дня", 380 - региональных ярмарок.

Реализация мероприятий государственной программы позволила в 2013 году сохранить баланс спроса и предложения по всем видам продовольствия, количественно и качественно улучшить рацион питания жителей города Москвы. Этому способствовало развитие межрегиональных связей, а также привлечение отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей и поставщиков продовольствия к формированию городских ресурсов. Также в 2013 году увеличилось и количество регионов Российской Федерации, желающих принять участие в ярмарках: в 2013 году в ярмарочных мероприятиях приняли участие 25 регионов, что на 31% больше, чем в 2012 году (19 регионов).

Вместе с тем, требуется дальнейшее совершенствование механизма обеспечения продовольственной безопасности города Москвы. Работа будет проводиться с учетом положений Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, развития агропромышленного комплекса на территориях Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы, развития конкуренции на продовольственном рынке.

Действующая в городе Москве система похоронного обслуживания является крупнейшей в России. На площади более 1,8 тысяч га функционирует 133 городских, 1 муниципальное кладбище и 3 крематория. В рамках выделяемых средств бюджета города Москвы проводятся мероприятия по содержанию и благоустройству городских кладбищ, по подготовке московских кладбищ к дням массовых посещений, включая работы по вывозу мусора, снега, по ремонту и асфальтированию дорожек, ремонту и замене ограждений, поддержанию общественного порядка и безопасности.







Сейчас читают про: