Инфраструктура научно-промышленной деятельности

Результаты «перестройки», отказ от социалистических методов и способов планового ведения научно-промышленной деятельности, анархичное внедрение зарубежных методов рыночной экономики, варварские способы приватизации и ее последствия, а также практически полностью разбалансированность научно промышленного общероссийского комплекса и ее регионов привели к катастрофической потере значимости России на мировом несырьевом рынке товаров и к все увеличивающейся зависимости России от импорта высокотехнологичной продукции. Основными проблемами настоящего времени как в общероссийском, так и в московском масштабе являются:

1. Изменение организационной структуры науки, уменьшение количества отраслевых научно-исследовательских организаций.

2. Отток высококвалифицированных кадров, стремительное старение исследователей.

3. Старение и износ основных фондов, в т.ч. оборудования для проведения научных исследований.

4. Отсутствие современного менеджмента науки.

5. Рост присутствия на внутреннем рынке импортной продукции, резкое повышение конкуренции с отечественным производителем.

Для того чтобы Москве «на равных» конкурировать с Западом необходимо:

- ускорить темпы разработки новой высококачественной товарной продукции (НТП) и ее освоения в опытном и серийном производстве,

- организовать высокорентабельный массовый выпуск конкурентоспособной качественной НТП в необходимых и достаточных рыночных количествах,

- возродить систему подготовки и повышения квалификации кадров для промышленности,

- возродить прикладную отраслевую науку и ликвидировать разрыв в цепочке: НИОКР - прикладная наука – серийное производство.

- создать реально действующую систему поддержки и развития инновационных научно-промышленных и промышленных предприятий всех видов собственности и объемов производства.

Мировой опыт, да и имеющийся опыт СССР, показывает, что единственным способом решения этих существующих проблем и решения поставленных задач является инновационное развитие экономики, в первую очередь, ее «хребта» - научно-промышленного комплекса. Это потребовало необходимость разработки современной инновационной политики Москвы и ее системной реализации.

Главной стратегической целью инновационной политики Москвы является достижение конкурентоспособности как большинства предприятий, составляющих экономику Москвы, так и всей экономики города в целом. Причем, учитывая растущую глобализацию мировых рынков, конкурентоспособности на мировом уровне. По-существу, речь идет о восстановлении тех передовых научно-производственных систем и циклов, по которым создавались в СССР лучшие образцы оборонной продукции (энергетика, космонавтика, авиация, судостроение, микроэлектронная и приборная промышленность). Инновационное развитие – это система полной и масштабной модернизации технологий и производств, обеспечивающих резкое повышение всех систем качества, в том числе качества образования и управления производствами. Разработчики инновационной политики Москвы стремились к тому, чтобы полтика соответствовала следующим критериям:

1. Принципам: комплексность, системность, адресность, реализация мероприятий на конкурсной основе.

2. Способности решать основные задачи:

- организация городской инновационной системы, способной к созданию и освоению инноваций,

- формирование городских структур по организации и координации инновационной деятельности,

- разработка и реализация на практике различных форм государственной поддержки научно-технической и инновационной деятельности, обеспечивающей благоприятную среду для ускоренного развития в городе этих видов деятельности,

- разработка и реализация на практике комплекса мер по сохранению и развитию прикладной науки,

- создание условий, способствующих ускоренному развитию научно-технического и инновационного предпринимательства,

- создание в городе полноценной инфраструктуры, включая организацию множества новых инновационных предприятий и фондов для финансирования инновационной деятельности,

- осуществление комплекса мер по модернизации экономики Москвы на базе передовых достижений науки и техники.

Инновационная политика определяет:

- приоритетность направлений инновационной деятельности,

- приоритетные виды продукции инновационной деятельности,

- объемы государственного регулирования инновационной деятельности,

- способу государственной поддержки субъектов инновационной деятельности,

- источники финансирования инновационной деятельности.

3. Имела следующие направления деятельности:

- нормативно-правовое обеспечение инновационного развития города - стимулирование заинтересованности и защиты прав предпринимателей, инвестров, ученых, конструкторов, юридических лиц и других субъектов инновационной деятельности,

- формирование технологических цепочек производства наукоемкой продукции, конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках на основе отечественных разработок,

- научно-техническое обеспечение инновационного развития экономики города,

- содействие развитию малого и среднего инновационного бизнеса и его взаимодействие с промышленностью города,

- развитие схем прямого и косвенного финансового обеспечения инновационного развития экономики города,

- формирование систем подготовки специалистов для работы в инновационной сфере,

- формирование органов управления инновационным процессом развития города.

Инновационная система и ее инфраструктура.

Президент России Д.А.Медведев 18 апреля 2008 г. на заседании президиума Госсовета России в Дубне сказал, что «Инновационная система - это приводной механизм научно-промышленного развития, который применяется в настоящее время в большинстве современных государств. Ее главная задача – обеспечить прохождение всего инновационного цикла. Именно на это работает целая совокупность правовых, экономических, организационных и финансовых инструментов. И именно к этой модели мы сегодня стремимся». На восстановление и развитие этих основных инструментов или составляющих частей инфраструктуры инновационной системы направлены усилия всех структур законодательной и исполнительной власти Москвы. Различные составные элементы этих частей системы находятся в различной степени проработки и соответствия поставленным задачам. Интенсификация научно-технической и инновационной деятельности требует наличия и взаимодействия ряда подсистем, обеспечивающих доступ к различным ресурсам и оказывающих те или иные услуги участникам научно-техниче- ской и инновационной деятельности, а именно:

- нормативно-правовой базы инновационной деятельности: городские законы, программы, концепции развития, постановления Правительства,

- производственно- технологическую: технопарки, инновационно-техноло- гические центры, бизнес- инкубаторы, центры трансфера технологий, центры коллективного пользования, инновационно-активные предприятия, организации прикладной и отраслевой науки, кластеры и т.п.

- финансовую: различные типы фондов - бюджетные, венчурные, страховые, инвестиционные, фондовый рынок и другие финансовые институты, государственно-частное партнерство,

- информационную: выставки и конгрессы, собственно базы данных и знаний, центры доступа, а также аналитические, статистические, информационные и другие центры,

- кадровую: образовательные учреждения по подготовке и переподготовке кадров в области научного и инновационного менеджмента, технологического аудита, маркетинга и т.д.,

- экспертно-консалтинговую: организации, занятые оказанием услуг по проблемам интеллектуальной собственности, стандартизации, сертификации, а также центры консалтинга, как общего, так и специализирующегося в сферах финансов, инвестиций, маркетинга, управления и т.д.

- организационно-управленческая: организации московской городской и окружных исполнительной и законодательной властей и их структурные подразделения.

Координация инновационной деятельности и элементов ее инфраструктуры осуществляется при формировании инновационной политики города Москвы и ее реализации через городские среднесрочные инновационные программы и мероприятия. В настоящее время в Москве усилиями Департамента поддержки и развития малого и среднего предпринимательства и Департамента науки и промышленной политики созданы, поддержаны и развиваются 29 технопарков, в которые входят почти 400 малых и средних научно-технических организаций.

После некоторого периода затишья в становлении Особой экономической зоны технико-внедренческого типа «Зеленоград», связанных с процедурами на стыках федеральных и региональных законов, началось последовательное развитие ТВОЭЗ.

К 01.02.2010 г. достигнуты следующие показатели:

- число резидентов – 32, из них 12 - члены МТПП,

- Объем инвестиций – 1,2 млрд. руб.

- Количество созданных рабочих мест -528,

- Объем произведенной продукции – 2,94 млрд.руб.

Разработка, реализация и развитие инновационной политики Москвы, ее системы и координация всех или большинства инфраструктурных элементов, разнообразных по целям, задачам и организационным формам и т.д., в столь огромном и разноплановом мегаполисе, как Москва, являются задачами сложности. Решение этой проблемы осложняется отсутствием проработанной промышленной политики России в целом, несовершенством федеральных законов, регулирующих научно-промышленную деятельность, а часто и их взаимная противоречивость не только между собой, но главным образом реалиям жизни. Но даже в этих условиях система инновационной деятельности Москвы начинает реально работать, происходит «притирка» ее инфраструктурных частей и элементов. Научно-промышленная сфера деятельности Москвы постепенно приобретает инновационный характер.

Источник: Милов И.В. (член Экспертного совета по развитию институтов инновационной системы в РФ, доктор технических наук, профессор) Об инновационной системе в научно-промышленной деятельности Правительства города Москвы и элементах ее инфраструктуры



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: