Лекция 7. Экономика и управление в сфере социального обслуживания

1. Система учреждений социального обслуживания в РБ. Финансирование и управление стационарными учреждениями социального обслуживания (на примере домов-интернатов для престарелых и инвалидов).

2. Система государственного социального заказа как новая экономико-управленческая форма в сфере социального обслуживания населения.

Система учреждений социального обслуживания в РБ. Финансирование и управление стационарными учреждениями социального обслуживания (на примере домов-интернатов для престарелых и инвалидов).

В соответствии с Законом «О социальном обслуживании» (2000г., новая редакция – 2012г.), система социального обслуживания в РБ включает: 1) государственные органы, осуществляющие государственное регулирование и управление в области социального обслуживания; 2) государственные организации (их структурные подразделения), иные юридические лица, оказывающие социальные услуги; 3) индивидуальных предпринимателей, оказывающих социальные услуги.

К государственным органам относятся: Президент Республики Беларусь, Совет Министров РБ, Министерство труда и социальной защиты РБ, иные республиканские органы, местные Советы депутатов, местные исполнительные и распорядительные органы в области социального обслуживания.

Государственные организации, оказывающие социальные услуги, это:

а) больницы сестринского ухода; б) геронтологические центры; в) дома (центры) временного пребывания лиц без определенного места жительства; г) социально-педагогические центры; д) специализированные трудовые мастерские; е) специальные клиники для безнадежно больных людей (хосписы); ё) учреждения социального обслуживания: дома-интернаты для престарелых и инвалидов, дома-интернаты для детей-инвалидов, специальные дома для ветеранов, престарелых и инвалидов, территориальные центры социального обслуживания населения (ТЦСОН), центры социального обслуживания семьи и детей (социальной помощи семье и детям) и другие; ж) центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации; з) центры ресоциализации и (или) социальной адаптации; и) иные государственные организации (их структурные подразделения) в соответствии с законодательством.

Система социального обслуживания является составной частью социальной политики государства. Это одно из основных направлений соцзащиты населения, которое призвано решать многие проблемы, находящиеся в плоскости организации обслуживания, быта, досуга, реабилитации определенной части граждан, формирования гуманных отношений и общественной поддержки нетрудоспособных и социально уязвимых слоев населения.

Стационарные учреждения остаются традиционно сложившейся формой социального обслуживания населения в нашей республике. В настоящее время в стране функционируют 78 государственных стационарных учреждений, в которых проживают более 17 тыс. человек. В числе этих учреждений 46 - психоневрологического профиля, 22 - для престарелых и инвалидов (общего типа), 10 - для детей-инвалидов. Кроме этого, в стране осуществляют свою деятельность Республиканский интернат ветеранов войны и труда, 3 специальных дома для престарелых и инвалидов, 146 территориальных центров социального обслуживания населения, 2 центра социального обслуживания семьи и детей.

Основная цель социального обслуживания в стационарных условиях - оказание содействия людям в преодолении трудных жизненных ситуаций, которые они не в состоянии разрешить при помощи собственных средств и возможностей, предоставление им полного комплекса социальных услуг исходя из их потребности, а также повышение качества жизни.

Так, проживающим в стационарных учреждениях социального обслуживания, в частности домах-интернатах для престарелых и инвалидов, предоставляется жилое помещение не менее 7 кв. м. на человека, пятиразовое питание, одежда, обувь, мягкий инвентарь, осуществляется бытовое обслуживание (уборка комнат, стирка и глажение одежды, смена нательного и постельного белья, услуги парикмахера). В жилых комнатах создаются условия, максимально приближенные к домашним. Немало внимания уделяется организации досуга. Организован круглосуточный уход, врачи и медицинские сестры оказывают проживающим необходимую медицинскую помощь. В домах-интернатах проводятся физиотерапевтические процедуры, занятия по лечебной физкультуре, работают стоматологические кабинеты. Все проживающие в домах-интернатах обеспечены в полном объеме мягким инвентарем, соблюдаются натуральные нормы питания. Причем Министерство труда и соцзащиты проводит постоянный мониторинг их выполнения.

Перечень социальных услуг, оказываемых в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, как правило, сводится к 4 блокам: 1) социально-бытовые услуги (смена белья, помощь в выполнении санитарно-гигиенических процедур, сопровождение к врачу, в столовую, на прогулку, стирка, ремонт одежды и обуви и т.д.), 2) социально-медицинские услуги (измерение давления, температуры тела, выполнение инъекций, наложение повязок, обеспечение лекарственными средствами, оказание врачебной помощи и т.д.), 3) социально-педагогические услуги (организация и проведение занятий по восстановлению и развитию социальных навыков), 4) социально-посреднические услуги (транспортные услуги при доставке проживающего в учреждения здравоохранения, образования, культурно-развлекательные учреждения при проведении запланированных культурно-массовых мероприятий, организация ритуальных услуг при отсутствии родственников).

Действующая нормативная база по обеспечению одеждой, обувью и мягким инвентарем престарелых и инвалидов, проживающих в домах-интернатах, предусматривает: одно зимнее пальто или куртку на 6 лет (при постельном режиме – на 10 лет), три платья на 2 года (при постельном режиме – на 4 года), один костюм на 2 года (при постельном режиме – на 4 года), две рубашки на 2 года, одна пара обуви на 2 года (при постельном режиме – на 4 года), одно одеяло на 4 года, 730 шт. подгузников в год на одного проживающего (лежачего пациента) по заключению врача и т.д.

Финансирование домов-интернатов для престарелых и инвалидов осуществляется из средств республиканского и местных бюджетов, средств, полученных от осуществления приносящей доходы деятельности, а также безвозмездной (спонсорской) помощи юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

Специальные жилые помещения в домах-интернатах общего типа (комната или койко-место в комнате) предоставляются бесплатн о гражданам:

- достигшим возраста, дающего право на пенсию по возрасту на общих основаниях (мужчины – по достижении 60 лет, женщины – по достижении 55 лет), инвалидам 1 и 2 групп,

- утратившим полную или частичную способность к самообслуживанию, нуждающимся в уходе, помощи, бытовом и медицинском обслуживании,

- не имеющим трудоспособных членов семьи (детей, родителей, супругов) либо других физических или юридических лиц, обязанных по закону их содержать (на основании договора ренты с предоставлением средств на содержание, договора пожизненного содержания с иждивением), или, если члены их семьи проживают за пределами Республики Беларусь.

Граждане, имеющие трудоспособных членов семьи либо других физических лиц, обязанных по закону их содержать, поселяются в дома-интернаты общего типа на платных условиях.

В Беларуси расходы на одного проживающего в домах-интернатах в 2014 году составляли в среднем Br3,3 млн. в месяц (330$).

Лицам, находящимся на государственном обеспечении и проживающим в государственных стационарных организациях социального обслуживания, выплачивается 10% назначенной пенсии, но не менее 20% минимального размера пенсии по возрасту (минимальная пенсия по возрасту в РБ=25% БПМ). В случаях, когда размер их пенсии превышает стоимость содержания в указанных организациях, выплачивается разница между пенсией и стоимостью содержания (но не менее 10% назначенной пенсии и 20% минимального размера пенсии по возрасту). Инвалидам войны и другим участникам войны пенсии выплачиваются в таком же порядке, но не менее 25% назначенной пенсии и не менее 20% минимального размера пенсии по возрасту.

Порядок, особенности и основания предоставления гражданам специальных жилых помещений в домах-интернатах для престарелых и инвалидов утверждены постановлением Совета Министров РБ от 24.09.2008г. №1408.

Управление домом-интернатом осуществляет директор, который назначается на должность и освобождается соответствующим органом по труду и социальной защите, на условиях заключённого с ним контракта.

Министерство труда и социальной защиты постоянно работает над совершенствованием нормативной правовой базы в целях улучшения обслуживания проживающих в домах-интернатах. В последние годы приняты меры по развитию и оптимизации домов-интернатов, совершенствованию системы социального обслуживания проживающих. Безусловно, реализация государственной социальной политики в современных условиях требует активного развития новых экономических, управленческих механизмов, форм и методов, основанных на предоставлении гражданам пожилого возраста и инвалидам необходимого комплекса социальных услуг, оказании различных видов помощи и создании условий для социальной адаптации и реабилитации. Решению этих задач во многом способствовало выполнение мероприятий подпрограммы "Развитие стационарных учреждений социального обслуживания" Комплексной программы развития социального обслуживания на 2011-2015 годы с общим объемом финансирования Br600,4 млрд.

Основными целями подпрограммы являлось повышение качества жизни людей, находящихся в трудной жизненной ситуации, повышение эффективности и доступности соцзащиты, базирующейся на государственных социальных гарантиях и стандартах.

В ходе реализации отдельных статей закона от 13 июля 2012 года №427 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам социального обслуживания» законодательно закреплён расширенный перечень социальных услуг, оказываемых стационарными учреждениями соцобслуживания, утверждены положения, устанавливающие порядок организации деятельности и примерные нормативы численности работников домов-интернатов, определены новые направления социального обслуживания в учреждениях стационарной формы.

Развитие социального обслуживания, расширение перечня и повышение доступности оказываемых социальных услуг, внедрение новых социальных технологий должно быть направлено на то, чтобы помощь инвалидам, престарелым и нетрудоспособным гражданам осуществлялась, в первую очередь, по месту их проживания, а помещение в дома-интернаты являлось бы крайней мерой, когда все другие возможности обслуживать гражданина на дому исчерпаны. Практической реализации такого подхода должно способствовать и законодательное закрепление в последние годы таких альтернативных стационару услуг, как социальный патронат (содействие гражданам в преодолении трудной  жизненной  ситуации,  восстановлении нормальной жизнедеятельности);  сопровождаемое проживание  (помощь в адаптации к условиям  быта,  подготовке  к  самостоятельной  жизни вне стационарных учреждений).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: