Практические рекомендации по экономико-управленческому усовершенствованию сферы ЖКХ Республики Беларусь

Анализ состояния жилищно-коммунального хозяйства в Республике Беларусь пока­зывает, что реформирование ЖКХ целесообразно осуществлять прежде всего по сле­дующим основным направлениям:

1. снижение стоимости и повышение качества жилищно-коммунальных услуг (этого можно достичь за счёт экономного расхода ресурсов, отсутствия их потерь при доставке до потребителя, усовершенствования учёта подомового расхода энергии на теплоснабжение, внедрения и распространения на все предприятия и организации отрасли прогрессивных энерго- и ресурсосберегающих технологий обслуживания и ремонта жилфонда, проведения тепловой реабилитации жилфонда, развития частно-государственной конкуренции в отрасли и т.д.);

2. совершенствование механизма финансирования отрасли (в настоящее время развитие ЖКХ Беларуси напрямую зависит от государственного финансирования). В составе трех стадий цикла воспроизводства ЖКХ (текущая эксплуатация, капремонт и реконструкция, новое строительство) население страны возмещает около половины затрат только на текущую эксплуатацию объектов и сооружений отрасли. Финансирование капремонта и нового строительства, за исключением привлечения средств отчислений нанимателей и собственников на капремонт, производится только за счет средств государства. Государство обладает монополией на эксплуатацию жилфонда и коммунальных объектов, на их текущий и капремонт, а также на преобладающую долю нового строительства. Преодолеть этот перекос можно лишь одним путем: отказаться от государственного регулирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги и поэтапно перейти к оплате населением этих услуг в соответствии с нормативно обоснованными затратами на их производство. Это позволит снизить величину бюджетных ассигнований на покры­тие убытков жилищно-коммунальных предприятий, отказаться от перекрёстного субсидирования, когда часть затрат на оказание услуг перекладывается на различные предприятия. Планируется, что процесс отказа от перекрёстного субсидирования будет поэтапным и завершится в 2017 году.

3. реформирование социальной политики в сфере ЖКХ (основной задачей государства должна стать социальная защита малообеспеченных слоев населения, в частности, предоставление гражданам безналичных жилищных субсидий). Механизм предоставления субсидий позволяет регулировать жилищно-коммунальные платежи на определенном уровне. Предоставление населению безналичных жилищных субсидий требует постоянного внимания и регулирования. В этой работе нельзя допустить ситуацию, при которой в отопительный период за субсидией будет обращаться более 40-50% семей. Такая ситуация приведет к тому, что госбюджет не получит дополнительных доходов, а вся сумма, вырученная благодаря повышению тарифов, уйдет на выплату субсидий.

4. привлечение инвестиций в развитие отрасли. В частности, рассматриваются вопросы по более активному привлечению частных организаций для оказания услуг в сфере ЖКХ. Предлагается смелее передавать частному бизнесу такие услуги, как гостиничное, банное хозяйство, переработку бытовых отходов, содержание улиц и дворов и т.д.

5. совершенствование тарифной политики (сегодня остро стоят вопросы экономической обоснованности тарифов, их завышения на содержание управленческого аппарата отрасли и его низовых структур, дифференциации тарифов по качественным характеристикам и условиям потребления услуг и т.д.);

6. совершенствование структуры управления ЖКХ. В доказательство громоздкости структуры порой отмечают, что организации жилищно-коммунального хозяйства находятся в двойном подчинении. В части нормотворчества они подчиняются Министерству жилищно-коммунального хозяйства, а по исполнению своей деятельности – местной власти: городским, районным, областным исполкомам. Поэтому звучат предложения о том, что техническое регулирование вопросов эксплуатации жилфонда можно переложить на плечи Министерства строительства и архитектуры. Но в сфере деятельности белорусского Министерства жилищно-коммунального хозяйства лежат и бюджетные ассигнования – субсидии, адресные дотации, которые требуют определенной методологии, согласования с Минфином, Минэкономики. И если на ведомстве лежит такая ответственность, то оно должно быть представительным – переговоры с министром не должен вести начальник департамента. Поэтому необходимо разобраться в работе министерства, реформировать его деятельность, возможно, сократить штат. Но слияние только добавит головной боли Министерству строительства и архитектуры, а департамент ЖКХ не сможет реализовать те задачи, которые сегодня выполняет министерство.

7. создание товариществ собственников жилья. На сегодняшний день в республике создана нормативно-правовая база обеспечения деятельности товариществ собственников негосударственных организаций обслуживания жилфонда. Товарищество собственников является некоммерческой организацией. Целью этой организации не является извлечение прибыли, и она не распределяет полученную прибыль. На товарищество собственников распространено льготное налогообложение, и оно на сегодняшний день освобождено от обложения НДС при реализации на территории Беларуси жилищно-коммунальных и эксплуатационных услуг, оказываемых физическими лицами. Тем не менее, острых вопросов по практическому функционированию таких организационных структур очень много (например, ни одно товарищество собственников не в состоянии осилить расходы на капремонт).

8. широкое привлечение к обслуживанию жилфонда так называемых хаус-мастеров (это когда один человек трудится и за электрика, и за сантехника, и за плотника и т.д.). В 2014 году таких специалистов в РБ было 1,6 тыс., из них 66% в Минске, зарплата примерно 700-750$.

9. обеспечение государственного контроля состояния жилищного фонда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: