double arrow

Анализ финансирования жилищно-коммунального хозяйства. Особенности регулирования цен в ЖКХ

Жилищные предприятия (ЖРЭО) получают средства в порядке целевого финансирования из бюджета: на финанси­рование капитального ремонта жилищного фонда, на форми­рование фонда потребления, на компенсацию недополучен­ных доходов в результате оказания услуг отдельным катего­риям граждан по льготным тарифам (дотации на покрытие убытков).

Доходы жилищно-коммунального хозяйства складыва­ются из: основных эксплуатационных, прочих эксплуатаци­онных, компенсационного характера и от доходов внеэксплуатационной хозрасчетной деятельности.

К основным эксплуатационным доходам относятся:

1. плата за пользование жилыми помещениями, в т.ч по­ступления от ЖСК, жильцов приватизированных квартир, жилищных товариществ, принятых на обслуживание;

2. арендная плата от сдачи в аренду жилых и нежилых помещений, числящихся в составе основных средств жилищ­ного фонда предприятия (направляется на погашение убытка по его содержанию).

К прочим эксплуатационным доходам и доходам ком­пенсационного характера относятся, например, сборы с арендаторов нежилых помещений на покрытие эксплуатационных расходов, сборы за обезвреживание и вывоз твердых бытовых отходов, плата за пользование лифтами, поступления от предприятий и организаций за обслу­живание внутридомовых сетей и оборудования, эксплуатацию и проверку приборов группового учета расхода и регулирования воды и тепловой энергии и т.д.

К доходам от внеэксплуатационной хозрасчетной дея­тельности относится выручка, например, от оказания услуг бюро по обмену жилой площади.

Структура доходов жилищных организаций в последние годы существенно меняется. Происходит сокращение удельного веса аренд­ной платы в доходах ЖРЭО за счет увеличения доли коммунальных платежей, обусловленных ростом тарифов, в общем объеме доходов. Удельный вес бюджетных ассигнований на покрытие разницы в ценах изменялся в последние годы незначительно и составлял примерно 42-43%. Большую часть ассигнований из бюджета получают рай­онные администрации (примерно 65%), которые направляют эти средства ЖРЭО, а те, в свою очередь, часть средств пере­числяют ЖЭС. Доля расходов на финансирование ЖКХ в бюджетах городов составляет, как правило, около 20%.

Основным недостатком системы дотирования производ­ственно-хозяйственной деятельности государственных жилищно-коммунальных организаций является то, что она не ориентирует их на эффективную, высокопроизводительную работу. Все издержки отрасли, в том числе и являющиеся следствием элементарной бесхозяйственности, в основном, покрываются за счет тарифов. Собственники и наниматели квартир лишены возможности (через оплату) влиять на свое­временность проведения и объемы работ, необходимых для поддержания их жилья в пригодном для эксплуатации со­стоянии, а также на качество предоставляемых коммуналь­ных услуг.

Это происходит потому, что жилищно-эксплуатационные организации в большинстве случаев совмещают в одном лице функции собственника жилищного фонда, заказчика и под­рядчика работ, обеспечивающих его содержание. Перевод ЖЭС на самостоятельность не решил этой проблемы, т.к. произошло лишь формальное разделение функций заказчика и подрядчика. Монопольное положение жилищных органи­заций на рынке коммунальных услуг стимулирует не сниже­ние их себестоимости, а «освоение» дотаций и завышение та­рифов. Самое главное - преодолеть монополию, создать в коммунальной сфере условия для конкурентных, реальных договорных отношений.

Планирование и распределение бюджетных средств в системе ЖКХ осуществляется следующим образом. «Городское управление жилищного хозяйства (ГУЖХ)» на основании смет ЖРЭО составляет плановую смету, которая рассматривается финансовым управлением горисполкома. В связи с ограниченностью бюджетных средств смета финансируется не в полном объеме, а с учетом финансовых возможностей городского бюджета. Затем выде­ленные средства распределяются между жилищными органи­зациями (районными администрациями). Основным критери­ем при распределении средств между районами является раз­ница между доходами и расходами жилищных организаций, которая обусловлена, в первую очередь, различными дохода­ми от аренды.

Регулирование тарифов на жилищно-коммунальные услуги, оказываемые населению, до 2014 года осуществлялось исключительно Советом Министров Республики Беларусь. С 1 января 2014 года с выходом Указа Президента РБ №550 «О некоторых вопросах регулирования тарифов (цен) на жилищно-коммунальные услуги» в ведении Совета Министров осталось установление тарифов только на газ, электроэнергию, теплоснабжение (отопление и горячее водоснабжение). Решение всех остальных вопросов в сфере тарификации услуг ЖКХ возложено на облисполкомы, в частности установление тарифов на техническое обслуживание жилой площади, капитальный ремонт, холодное водоснабжение, пользование лифтом, вывоз ТБО.

Учитывая значительное влияние платежей за жилищно-коммунальные услуги на уровень жизни населения, тарифы на них утверждаются ниже затрат организаций на оказание услуг. Источники возмещения затрат жилищно-коммунальных организаций на оказание услуг и их процентное соотношение, включая платежи населения, ежегодно определяются в соответствии с расчетами к бюджету на очередной финансовый (бюджетный) год. Убытки организаций от оказания населению жилищно-коммунальных услуг возмещаются за счет бюджетных субсидий, средств целевого сбора на финансирование расходов по содержанию и ремонту жилищного фонда, доходов от аренды, за счет перекрестного субсидирования и прочих доходов.

Основными критериями регулирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги являются: обеспечение выполнения параметров по уровню возмещения населением затрат на производство жилищно-коммунальных услуг, ежегодно устанавливаемых законами о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год; выполнение ограничений по росту тарифов на жилищно-коммунальные услуги, оказываемые населению; снижение удельного веса оплаты за жилищно-коммунальные услуги в доходах населения; законодательное закрепление основных принципов формирования и регулирования тарифов для населения на жилищно-коммунальные услуги, предусматривающих источники компенсации дополнительных затрат в случае изменения цен (тарифов) на основные составляющие себестоимости, связанных с оказанием этих услуг.

В целях сокращения бюджетных субсидий и перекрестного субсидирования ещё к 2010 году предполагалось поэтапно довести уровень возмещения населением затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг до 80 процентов. Достижение указанного параметра должно было осуществляться путем периодических пересмотров тарифов и их индексации с одновременным снижением себестоимости жилищно-коммунальных услуг. Но и в 2013 году, по заявлению властей, население оплачивало в среднем около 25% себестоимости фактических затрат на услуги ЖКХ, в 2014 году – около 30% (при этом техобслуживание – 30,5%, отопление и горячее водоснабжение – 27%, холодное водоснабжение – 18%, канализация – 13%, пользование лифтами – 19,5%, вывоз ТБО – 93%, электроэнергия – 81%, газ – 82%). В реальности уровень возмещения затрат получается в среднем в районе 45%. Сейчас вновь заявляется, что к 2016 году сфера ЖКХ должна выйти на полное (100%) возмещение затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг населением. Следует отметить и тот факт, что сейчас в Беларуси услуги ЖКХ по одинаковому принципу оплачивают как слои населения с низкой, так и с высокой заработной платой. Это не совсем правильно, что государство на 70% дотирует тех, у кого заработная плата гораздо выше средней.

Сегодня рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения в республике ограничен 5$ в эквиваленте в год. Кроме этого, тарифы индексируются на рост номинальной заработной платы, чтобы увязать увеличение тарифов с ростом доходов населения.

Совершенствование ценообразования на жилищно-коммунальные услуги, оказываемые населению, должно сопровождаться адекватными мерами по повышению его доходов и адресной поддержкой малообеспеченных слоев общества. При этом меры по социальной защите населения должны носить упреждающий характер.

Наряду с мерами в области ценообразования должна проводиться работа по упорядочению расчетов населения за жилищно-коммунальные услуги. В целях усиления контроля за объемами потребляемых коммунальных услуг, обеспечения достоверности начисляемых населению платежей и стимулирования граждан к экономии коммунальных услуг необходимо активизировать работу по установке приборов группового и индивидуального учета и регулирования потребления услуг, и прежде всего водо- и теплоснабжения, ужесточить контроль за обоснованностью утверждаемых местными исполнительными и распорядительными органами нормативов расхода тепловой энергии на отопление и подогрев воды по жилым домам, не оборудованным приборами группового учета их расхода, не допуская превышения значений по фактическим данным по аналогичной группе домов, оборудованных приборами учета расхода тепловой энергии.

Для обеспечения социальной справедливости в оплате жилищно-коммунальных услуг в перспективе предполагается установить дифференцированный размер платы за пользование жилыми помещениями, техническое обслуживание в зависимости от качества жилых домов. Сегодня дифференциация обусловлена исключительно количественными критериями (20 кв. м. на человека + 10 кв. м. на семью – по низкому тарифу, остальное – полное возмещение, примерно в 3,5 раза больше).

Главной целью развития сферы ЖКХ в ближайшие годы будет повышение надежности и эффективности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения, улучшение качества предоставляемых услуг, соблюдение нормативов социальных стандартов.

На сегодняшний день в РБ в сфере ЖКХ действуют следующие минимальные социальные стандарты:

1) Норма обеспечения водой для граждан, проживающих в жилых домах, оборудованных централизованным водоснабжением и канализацией (не менее 140 литров в сутки на одного человека, в том числе не менее 70 литров в сутки – на горячее водоснабжение); В первоначальном варианте до 2012 года норма была 190л. / 70л.

2) Норма обеспечения водой для граждан, пользующихся водой из водоразборных колонок (35 литров в сутки на 1 человека);

3) Норматив отопления жилых помещений (не менее 18° С);

4) Норматив температуры горячей воды (не менее 50° градусов С);

5) Наличие помывочных мест в банях для городов и городских поселков (в жилищном фонде благоустроенном – 3 места на одну тысячу человек, неблагоустроенном – 5 мест на одну тысячу человек);

6) Удельный вес освещенных улиц (не менее 80 процентов);

7) Удельный вес улиц с усовершенствованным покрытием (не менее 60 процентов);

8) График подачи горячей воды (ежедневно или по графику, но не менее 2-х дней в неделю);

9) Наличие общественных уборных в городах и городских поселках (не менее одной на 1 тыс. человек);

10) Санитарная очистка территорий населенных пунктов (сбор и вывоз твердых коммунальных отходов с территории населенных мест для захоронения);

11) Норматив потребления электроэнергии в домах:

- с газовыми плитами (60 киловатт/ час в месяц на одного человека);

- с электроплитами (90 киловатт/ час в месяц на одного человека);

12) Норма расхода газа для целей пищеприготовления:

- природный газ (8 кубических метров в месяц на 1 человека);

- сжиженный емкостной газ (3 кубических метра в месяц на 1 человека);

- сжиженный баллонный газ (10 баллонов в год на семью).

Будет развиваться государственно-частное партнерство и конкурентная среда в жилищно-коммунальном хозяйстве. Предстоит модернизировать жилищно-коммунальное хозяйство и повысить его инвестиционную привлекательность. Должно быть ликвидировано и перекрестное субсидирование. Ведь сегодня практически везде за рубежом тарифы на газ, электрическую и тепловую энергию для населения выше, чем для юридических лиц, чтобы удешевить выпускаемую производителями продукцию, повысить её конкурентоспособность. Этому примеру, видимо, будет следовать и Беларусь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: