Жилищные предприятия (ЖРЭО) получают средства в порядке целевого финансирования из бюджета: на финансирование капитального ремонта жилищного фонда, на формирование фонда потребления, на компенсацию недополученных доходов в результате оказания услуг отдельным категориям граждан по льготным тарифам (дотации на покрытие убытков).
Доходы жилищно-коммунального хозяйства складываются из: основных эксплуатационных, прочих эксплуатационных, компенсационного характера и от доходов внеэксплуатационной хозрасчетной деятельности.
К основным эксплуатационным доходам относятся:
1. плата за пользование жилыми помещениями, в т.ч поступления от ЖСК, жильцов приватизированных квартир, жилищных товариществ, принятых на обслуживание;
2. арендная плата от сдачи в аренду жилых и нежилых помещений, числящихся в составе основных средств жилищного фонда предприятия (направляется на погашение убытка по его содержанию).
К прочим эксплуатационным доходам и доходам компенсационного характера относятся, например, сборы с арендаторов нежилых помещений на покрытие эксплуатационных расходов, сборы за обезвреживание и вывоз твердых бытовых отходов, плата за пользование лифтами, поступления от предприятий и организаций за обслуживание внутридомовых сетей и оборудования, эксплуатацию и проверку приборов группового учета расхода и регулирования воды и тепловой энергии и т.д.
|
|
К доходам от внеэксплуатационной хозрасчетной деятельности относится выручка, например, от оказания услуг бюро по обмену жилой площади.
Структура доходов жилищных организаций в последние годы существенно меняется. Происходит сокращение удельного веса арендной платы в доходах ЖРЭО за счет увеличения доли коммунальных платежей, обусловленных ростом тарифов, в общем объеме доходов. Удельный вес бюджетных ассигнований на покрытие разницы в ценах изменялся в последние годы незначительно и составлял примерно 42-43%. Большую часть ассигнований из бюджета получают районные администрации (примерно 65%), которые направляют эти средства ЖРЭО, а те, в свою очередь, часть средств перечисляют ЖЭС. Доля расходов на финансирование ЖКХ в бюджетах городов составляет, как правило, около 20%.
Основным недостатком системы дотирования производственно-хозяйственной деятельности государственных жилищно-коммунальных организаций является то, что она не ориентирует их на эффективную, высокопроизводительную работу. Все издержки отрасли, в том числе и являющиеся следствием элементарной бесхозяйственности, в основном, покрываются за счет тарифов. Собственники и наниматели квартир лишены возможности (через оплату) влиять на своевременность проведения и объемы работ, необходимых для поддержания их жилья в пригодном для эксплуатации состоянии, а также на качество предоставляемых коммунальных услуг.
|
|
Это происходит потому, что жилищно-эксплуатационные организации в большинстве случаев совмещают в одном лице функции собственника жилищного фонда, заказчика и подрядчика работ, обеспечивающих его содержание. Перевод ЖЭС на самостоятельность не решил этой проблемы, т.к. произошло лишь формальное разделение функций заказчика и подрядчика. Монопольное положение жилищных организаций на рынке коммунальных услуг стимулирует не снижение их себестоимости, а «освоение» дотаций и завышение тарифов. Самое главное - преодолеть монополию, создать в коммунальной сфере условия для конкурентных, реальных договорных отношений.
Планирование и распределение бюджетных средств в системе ЖКХ осуществляется следующим образом. «Городское управление жилищного хозяйства (ГУЖХ)» на основании смет ЖРЭО составляет плановую смету, которая рассматривается финансовым управлением горисполкома. В связи с ограниченностью бюджетных средств смета финансируется не в полном объеме, а с учетом финансовых возможностей городского бюджета. Затем выделенные средства распределяются между жилищными организациями (районными администрациями). Основным критерием при распределении средств между районами является разница между доходами и расходами жилищных организаций, которая обусловлена, в первую очередь, различными доходами от аренды.
Регулирование тарифов на жилищно-коммунальные услуги, оказываемые населению, до 2014 года осуществлялось исключительно Советом Министров Республики Беларусь. С 1 января 2014 года с выходом Указа Президента РБ №550 «О некоторых вопросах регулирования тарифов (цен) на жилищно-коммунальные услуги» в ведении Совета Министров осталось установление тарифов только на газ, электроэнергию, теплоснабжение (отопление и горячее водоснабжение). Решение всех остальных вопросов в сфере тарификации услуг ЖКХ возложено на облисполкомы, в частности установление тарифов на техническое обслуживание жилой площади, капитальный ремонт, холодное водоснабжение, пользование лифтом, вывоз ТБО.
Учитывая значительное влияние платежей за жилищно-коммунальные услуги на уровень жизни населения, тарифы на них утверждаются ниже затрат организаций на оказание услуг. Источники возмещения затрат жилищно-коммунальных организаций на оказание услуг и их процентное соотношение, включая платежи населения, ежегодно определяются в соответствии с расчетами к бюджету на очередной финансовый (бюджетный) год. Убытки организаций от оказания населению жилищно-коммунальных услуг возмещаются за счет бюджетных субсидий, средств целевого сбора на финансирование расходов по содержанию и ремонту жилищного фонда, доходов от аренды, за счет перекрестного субсидирования и прочих доходов.
Основными критериями регулирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги являются: обеспечение выполнения параметров по уровню возмещения населением затрат на производство жилищно-коммунальных услуг, ежегодно устанавливаемых законами о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год; выполнение ограничений по росту тарифов на жилищно-коммунальные услуги, оказываемые населению; снижение удельного веса оплаты за жилищно-коммунальные услуги в доходах населения; законодательное закрепление основных принципов формирования и регулирования тарифов для населения на жилищно-коммунальные услуги, предусматривающих источники компенсации дополнительных затрат в случае изменения цен (тарифов) на основные составляющие себестоимости, связанных с оказанием этих услуг.
|
|
В целях сокращения бюджетных субсидий и перекрестного субсидирования ещё к 2010 году предполагалось поэтапно довести уровень возмещения населением затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг до 80 процентов. Достижение указанного параметра должно было осуществляться путем периодических пересмотров тарифов и их индексации с одновременным снижением себестоимости жилищно-коммунальных услуг. Но и в 2013 году, по заявлению властей, население оплачивало в среднем около 25% себестоимости фактических затрат на услуги ЖКХ, в 2014 году – около 30% (при этом техобслуживание – 30,5%, отопление и горячее водоснабжение – 27%, холодное водоснабжение – 18%, канализация – 13%, пользование лифтами – 19,5%, вывоз ТБО – 93%, электроэнергия – 81%, газ – 82%). В реальности уровень возмещения затрат получается в среднем в районе 45%. Сейчас вновь заявляется, что к 2016 году сфера ЖКХ должна выйти на полное (100%) возмещение затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг населением. Следует отметить и тот факт, что сейчас в Беларуси услуги ЖКХ по одинаковому принципу оплачивают как слои населения с низкой, так и с высокой заработной платой. Это не совсем правильно, что государство на 70% дотирует тех, у кого заработная плата гораздо выше средней.
Сегодня рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения в республике ограничен 5$ в эквиваленте в год. Кроме этого, тарифы индексируются на рост номинальной заработной платы, чтобы увязать увеличение тарифов с ростом доходов населения.
Совершенствование ценообразования на жилищно-коммунальные услуги, оказываемые населению, должно сопровождаться адекватными мерами по повышению его доходов и адресной поддержкой малообеспеченных слоев общества. При этом меры по социальной защите населения должны носить упреждающий характер.
Наряду с мерами в области ценообразования должна проводиться работа по упорядочению расчетов населения за жилищно-коммунальные услуги. В целях усиления контроля за объемами потребляемых коммунальных услуг, обеспечения достоверности начисляемых населению платежей и стимулирования граждан к экономии коммунальных услуг необходимо активизировать работу по установке приборов группового и индивидуального учета и регулирования потребления услуг, и прежде всего водо- и теплоснабжения, ужесточить контроль за обоснованностью утверждаемых местными исполнительными и распорядительными органами нормативов расхода тепловой энергии на отопление и подогрев воды по жилым домам, не оборудованным приборами группового учета их расхода, не допуская превышения значений по фактическим данным по аналогичной группе домов, оборудованных приборами учета расхода тепловой энергии.
|
|
Для обеспечения социальной справедливости в оплате жилищно-коммунальных услуг в перспективе предполагается установить дифференцированный размер платы за пользование жилыми помещениями, техническое обслуживание в зависимости от качества жилых домов. Сегодня дифференциация обусловлена исключительно количественными критериями (20 кв. м. на человека + 10 кв. м. на семью – по низкому тарифу, остальное – полное возмещение, примерно в 3,5 раза больше).
Главной целью развития сферы ЖКХ в ближайшие годы будет повышение надежности и эффективности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения, улучшение качества предоставляемых услуг, соблюдение нормативов социальных стандартов.
На сегодняшний день в РБ в сфере ЖКХ действуют следующие минимальные социальные стандарты:
1) Норма обеспечения водой для граждан, проживающих в жилых домах, оборудованных централизованным водоснабжением и канализацией (не менее 140 литров в сутки на одного человека, в том числе не менее 70 литров в сутки – на горячее водоснабжение); В первоначальном варианте до 2012 года норма была 190л. / 70л.
2) Норма обеспечения водой для граждан, пользующихся водой из водоразборных колонок (35 литров в сутки на 1 человека);
3) Норматив отопления жилых помещений (не менее 18° С);
4) Норматив температуры горячей воды (не менее 50° градусов С);
5) Наличие помывочных мест в банях для городов и городских поселков (в жилищном фонде благоустроенном – 3 места на одну тысячу человек, неблагоустроенном – 5 мест на одну тысячу человек);
6) Удельный вес освещенных улиц (не менее 80 процентов);
7) Удельный вес улиц с усовершенствованным покрытием (не менее 60 процентов);
8) График подачи горячей воды (ежедневно или по графику, но не менее 2-х дней в неделю);
9) Наличие общественных уборных в городах и городских поселках (не менее одной на 1 тыс. человек);
10) Санитарная очистка территорий населенных пунктов (сбор и вывоз твердых коммунальных отходов с территории населенных мест для захоронения);
11) Норматив потребления электроэнергии в домах:
- с газовыми плитами (60 киловатт/ час в месяц на одного человека);
- с электроплитами (90 киловатт/ час в месяц на одного человека);
12) Норма расхода газа для целей пищеприготовления:
- природный газ (8 кубических метров в месяц на 1 человека);
- сжиженный емкостной газ (3 кубических метра в месяц на 1 человека);
- сжиженный баллонный газ (10 баллонов в год на семью).
Будет развиваться государственно-частное партнерство и конкурентная среда в жилищно-коммунальном хозяйстве. Предстоит модернизировать жилищно-коммунальное хозяйство и повысить его инвестиционную привлекательность. Должно быть ликвидировано и перекрестное субсидирование. Ведь сегодня практически везде за рубежом тарифы на газ, электрическую и тепловую энергию для населения выше, чем для юридических лиц, чтобы удешевить выпускаемую производителями продукцию, повысить её конкурентоспособность. Этому примеру, видимо, будет следовать и Беларусь.