ЖКХ как отрасль социальной сферы. Основные экономические показатели деятельности ЖКХ в РБ

Жилищно-коммунальное хозяйство затрагивает жизнь каждого человека. Это поднимает его в ранг одной из самых ответственных и остросоциальных сфер жизнедеятельности республики.

Услуги ЖКХ относятся к числу важнейших потребительских благ. В состав этих услуг включены предоставление населению квартир, создание для них нормальных условий проживания (водоснабжение, теплофикация, канализация, электрификация, газификация) и благоустройство территории (озеленение, освещение, санитарная очистка и др.). Особенностью этой отрасли является сочетание результатов социального характера с ресурсо- и фондоемким характером её деятельности. В отличие от других отраслей социальной сферы, количество и качество работ и услуг не может быть сокращено ниже определенного минимума, поскольку за этим последует ухудшения качества жизни для большинства населения республики. С другой стороны, обеспечение минимально достаточного уровня работ и услуг отрасли требует значительного объема материальных топливно-энергетических и других ресурсов. Эта особенность определяет приоритет развития жилищно-коммунального хозяйства не только среди отраслей социальной сферы, но и народного хозяйства республики в целом.

На сегодняшний день жилищно-коммунальный комплекс Республики Беларусь является одной из «болевых точек». Постоянный рост затрат на содержание этого комплекса, отсутствие экономических стимулов снижения издержек, рост тарифов на жилищные и коммунальные услуги, высокая степень износа основных производственных фондов и т.д. вызывают серьезные нарекания как у специалистов, так и у населения. В жилищной сфере не удалось в полной мере воспользоваться преимуществами конкурентных отношений в сфере управления и эксплуатации жилья, поскольку в условиях нестабильного и недостаточного финансирования оказалось невозможным добиться полноценных договорных отношений. Монополизм коммунальных предприятий, неразвитость гражданско-правовых механизмов ответственности за количество и качество оказываемых услуг не позволяют на сегодняшний день эффективно защищать интересы потребителей.

Ситуация в жилищно-коммунальном комплексе Республики Беларусь характеризуется низкой эффективностью работы объектов и оборудования, значительными потерями энергии и воды, ростом аварийности. Стоит задача ликвидации накопленного недофинансирования, обновления основных фондов и проведения ресурсосберегающей модернизации жилищно-коммунального хозяйства. Одной из целей проведения жилищно-коммунальной реформы является скорейшее обновление основных фондов предприятий жилищно-коммунального комплекса, внедрение нового высокопроизводительного технологического оборудования. Модернизация коммунальной инфраструктуры должна привести к существенному сокращению себестоимости коммунальных услуг, а модернизация жилищного фонда – к сокращению потребления энергетических и материальных ресурсов и, следовательно, к получению значительного экономического эффекта от инвестиций.

Сфера жилищно-коммунального хозяйства достаточно разнообразна и разветвлена. В составе ЖКХ выделяются следующие подотрасли:

1. жилищное хозяйство и ремонтно-эксплуатационное производство;

2. водоснабжение и водоотведение;

3. коммунальная энергетика (электро-, тепло-, газоснабжение);

4. городской транспорт (автобус, трамвай, троллейбус);

5. информационное хозяйство (кабельные сети, спутниковое телевидение, оптоволоконные системы и электронные каналы связи, системы компьютерной связи и обеспечения);

6. внешнее городское благоустройство, включающее дорожное хозяйство и дорожно-транспортное строительство;

7. санитарная очистка территорий (уличная уборка, домовая очистка с утилизацией бытовых и пищевых отходов);

8. зеленое хозяйство (озеленение городов, цветоводство);

9. гостиничное хозяйство;

10. бытовое обслуживание (бани, прачечные, ритуальное обслуживание и т.д.);

11. уличное освещение.

Отрасли городского хозяйства и жилищно-коммунальных услуг тесно связаны с региональной экономикой. «Городское хозяйство» рассматривается как комплекс служб, предприятий, инженерных сооружений и сетей, необходимых для удовлетворения повседневных бытовых, социально-культурных, коммунальных потребностей населения. В городское хозяйство входят предприятия, выполняющие как производственные, так и непроизводственные функции, включая транспорт, обслуживающий население города (территории), бытовое обслуживание, связь, торговлю, общественное питание и некоторые другие отрасли.

К числу особенностей ЖКХ как отрасли народного хозяйства можно отнести:

а) сочетание производственных и непроизводственных функций, связанных с изготовлением материальных продуктов и оказанием услуг;

б) особую социальную значимость, усиливающую необходимость государственного регулирования и контроля со стороны потребителей;

в) сочетание коммерческих (ориентированных на достижение прибыли) и некоммерческих организаций;

г) отрасль представлена как естественными монополиями (транспортировка энергии и жидкостей), так и отраслями, в которых возможна и необходима конкуренция (производство товаров и услуг);

д) многообразие организационно-правового статуса предпринимательства (с образованием и без образования юридического лица) и форм собственности;

е) сочетание крупного (производство энергии, водоканал, трубопроводные сети и т.д.) и малого бизнеса;

ё) рассредоточение центров оказания услуг соответственно системе расселения, что обуславливает особую роль местных органов самоуправления;

ж) особая значимость экологического и санитарно-эпидемиологического контроля;

з) необходимость гарантированного обеспечения минимума услуг независимо от платежеспособности населения;

и) многообразие потребителей (граждане, их ассоциации, предприятия, бюджетные организации).

Ведущим органом управления в сфере ЖКХ является Министерство жилищно-коммунального хозяйства РБ. Основные функции МЖКХ:

- регулирующая (в части регулирования тарифов);

- контрольная (в части контроля технического состояния жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры);

- социальной защиты (в части предоставления адресных субсидий малообеспеченным слоям населения);

- законодательной (в части разработки нормативно-правовых актов, регламентирующих работу ЖКХ).

Основные экономические показатели деятельности ЖКХ в РБ: средняя обеспеченность населения жильём в расчёте на одного жителя составляет 25,7 кв. м. (в 2014г. в целом по республике, 21,7кв. м. – в Минске, к 2030г. планируется 40 кв. м. – среднеевропейский уровень), 80% жилищного фонда в республике находится в частной собственности, уровень благоустройства жилищного фонда в городских поселениях РБ (удельный вес общей площади, оборудованной водопроводом, канализацией, центральным отоплением, газом, горячим водоснабжением) колеблется от 80 до 90%.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: