Система государственного социального заказа как новая экономико-управленческая форма в сфере социального обслуживания населения

Как  показывает  зарубежный  опыт,  привлечение негосударственных организаций к активной деятельности в социальной сфере позволяет повысить качество социального обслуживания, расширить перечень предоставляемых социальных услуг. Участие общественных организаций в социально значимых государственных проектах на возмездной основе способствует развитию конкуренции на рынке социальных услуг, обеспечивает индивидуальный подход при оказании услуг в силу приближенности общественных организаций к целевым группам получателей услуг. 

Применение  в  действующей  системе  соцобслуживания новых подходов, при которых социальные услуги смогут оказывать организации не только за счет бюджетных средств, требует изменений организационных, правовых и экономических условий взаимодействия  государства, граждан и бизнеса в решении социальных проблем общества.

Законодательная база. На  сегодня  в  Беларуси  уже  сделаны  первые шаги к созданию нового рынка социальных услуг. 13 июля 2012 года принят Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам социального обслуживания», в котором дано определение  государственного социального заказа как механизма привлечения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к оказанию социальных услуг и реализации социальных проектов. При этом под социальной  услугой  в Законе понимаются действия по оказанию гражданину помощи в целях содействия в предупреждении, преодолении трудной жизненной ситуации или адаптации к ней, а под  социальным  проектом  – проект, направленный на создание условий для решения социальных  проблем  граждан,  находящихся  в трудной жизненной ситуации.

В соответствии со статьей 28 Закона гражданин может быть признан находящимся в трудной жизненной ситуации по целому ряду оснований, среди которых, в частности, малообеспеченность, сиротство, отсутствие определенного места  жительства,  безработица,  наличие  инвалидности, неспособность к самообслуживанию и утрата двигательной активности и т. д.

Заказчиком в рамках государственного соцзаказа выступают местные Советы депутатов, местные  исполнительные  и  распорядительные органы.

Статьей  32  Закона  закреплена  норма  о  том, что к деятельности по социальному обслуживанию могут привлекаться волонтеры – физические лица,  добровольно  оказывающие  социальные услуги  на  безвозмездной  основе  под  руководством работников организаций и индивидуаль-ных предпринимателей, оказывающих социальные услуги.

В дополнение к новой редакции Закона «О социальном обслуживании» с 1 января 2013 года вступило в силу постановление Совета министров от 27 декабря 2012 года № 1219 «О некоторых вопросах  государственного  социального  заказа», регламентирующее  организационные  вопросы внедрения системы государственного соцзаказа. Данным документом также установлено, что его формирование  производится  государственным заказчиком при подготовке соответствующих мероприятий государственных отраслевых и региональных программ, предусматривающих оказание социальных услуг и (или) реализацию социальных проектов.

При  этом  государственным  заказчиком осуществляется  мониторинг  социально-демографической  ситуации  в  регионе  и  анализ  выявленных  проблем  в  области  социального обслуживания. Помимо того, определяются категории населения, нуждающиеся в оказании социальных услуг и создании условий для решения социальных проблем, перечни и объем социальных услуг, в предоставлении которых нуждаются граждане, а также социальные проекты, реализация которых позволит создать условия  для  решения    социальных  проблем. 

Оценивается  возможность  решения  выявленных  проблем  посредством  государственного соцзаказа,  определяются  потенциальные  исполнители, пути и объемы финансирования.

Конкурс на выполнение государственного соцзаказа является открытым, представляет собой гласный и конкурентный выбор исполнителей из  числа  негосударственных  некоммерческих организаций,  зарегистрированных  и  осуществляющих деятельность на территории Беларуси. Извещение о проведении конкурса должно находиться в открытом доступе на официальном сайте в Интернете, созданном для размещения на нем информации о государственных закупках (www.icetrade.by). 

Субсидии для соцзаказа. Финансирование социального обслуживания посредством  государственного  соцзаказа  осуществляется двумя способами: 1) за счет средств местных бюджетов путем оплаты государственной закупки социальных услуг в соответствии с законодательством о государственных закупках товаров (работ, услуг), а также 2) предоставления негосударственным некоммерческим организациям субсидий на оказание социальных услуг и реализацию социальных проектов. При оказании социальных услуг субсидии выделяются на возмещение расходов на заработную плату работникам негосударственных некоммерческих организаций, оказывающих социальные услуги (исходя из условий оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций). При реализации социальных проектов субсидии выделяются на частичное (до 50%) возмещение расходов на  их  реализацию.  При  этом  предоставление данных субсидий осуществляется при условии наличия у негосударственной некоммерческой организации  –  исполнителя  государственного соцзаказа средств для финансирования оставшейся (непросубсидированной) части расходов на реализацию социального проекта.

Размер субсидии определяется государственным заказчиком и указывается в договорах на выполнение государственного социального заказа. Государственным заказчиком может быть принято решение о прекращении финансирования исполнителя в случае выявления фактов нецелевого  использования  субсидий,  а  также  непредоставления исполнителем расчета потребности в субсидиях и бухгалтерской отчетности, предусмотренных Положением об условиях и порядке  предоставления  негосударственным некоммерческим  организациям  субсидий  на оказание социальных услуг и реализацию социальных проектов.

Таким образом, организация социальных услуг населению посредством государственного социального  заказа позволит повысить эффективность  использования  бюджетных  средств,  решать острые социальные проблемы не только за счет государства, но и материальных, финансовых ресурсов, привлекаемых негосударственными организациями из дополнительных источников, их интеллектуальных и кадровых ресурсов.

В течение 2015-2016 годов во всех районах Минска должен быть внедрён механизм государственного соцзаказа.

Возникает вопрос: в каких услугах нуждаются горожане и что в ответ могут предложить негосударственные некоммерческие организации?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: