Как показывает зарубежный опыт, привлечение негосударственных организаций к активной деятельности в социальной сфере позволяет повысить качество социального обслуживания, расширить перечень предоставляемых социальных услуг. Участие общественных организаций в социально значимых государственных проектах на возмездной основе способствует развитию конкуренции на рынке социальных услуг, обеспечивает индивидуальный подход при оказании услуг в силу приближенности общественных организаций к целевым группам получателей услуг.
Применение в действующей системе соцобслуживания новых подходов, при которых социальные услуги смогут оказывать организации не только за счет бюджетных средств, требует изменений организационных, правовых и экономических условий взаимодействия государства, граждан и бизнеса в решении социальных проблем общества.
Законодательная база. На сегодня в Беларуси уже сделаны первые шаги к созданию нового рынка социальных услуг. 13 июля 2012 года принят Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам социального обслуживания», в котором дано определение государственного социального заказа как механизма привлечения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к оказанию социальных услуг и реализации социальных проектов. При этом под социальной услугой в Законе понимаются действия по оказанию гражданину помощи в целях содействия в предупреждении, преодолении трудной жизненной ситуации или адаптации к ней, а под социальным проектом – проект, направленный на создание условий для решения социальных проблем граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В соответствии со статьей 28 Закона гражданин может быть признан находящимся в трудной жизненной ситуации по целому ряду оснований, среди которых, в частности, малообеспеченность, сиротство, отсутствие определенного места жительства, безработица, наличие инвалидности, неспособность к самообслуживанию и утрата двигательной активности и т. д.
Заказчиком в рамках государственного соцзаказа выступают местные Советы депутатов, местные исполнительные и распорядительные органы.
Статьей 32 Закона закреплена норма о том, что к деятельности по социальному обслуживанию могут привлекаться волонтеры – физические лица, добровольно оказывающие социальные услуги на безвозмездной основе под руководством работников организаций и индивидуаль-ных предпринимателей, оказывающих социальные услуги.
В дополнение к новой редакции Закона «О социальном обслуживании» с 1 января 2013 года вступило в силу постановление Совета министров от 27 декабря 2012 года № 1219 «О некоторых вопросах государственного социального заказа», регламентирующее организационные вопросы внедрения системы государственного соцзаказа. Данным документом также установлено, что его формирование производится государственным заказчиком при подготовке соответствующих мероприятий государственных отраслевых и региональных программ, предусматривающих оказание социальных услуг и (или) реализацию социальных проектов.
При этом государственным заказчиком осуществляется мониторинг социально-демографической ситуации в регионе и анализ выявленных проблем в области социального обслуживания. Помимо того, определяются категории населения, нуждающиеся в оказании социальных услуг и создании условий для решения социальных проблем, перечни и объем социальных услуг, в предоставлении которых нуждаются граждане, а также социальные проекты, реализация которых позволит создать условия для решения социальных проблем.
Оценивается возможность решения выявленных проблем посредством государственного соцзаказа, определяются потенциальные исполнители, пути и объемы финансирования.
Конкурс на выполнение государственного соцзаказа является открытым, представляет собой гласный и конкурентный выбор исполнителей из числа негосударственных некоммерческих организаций, зарегистрированных и осуществляющих деятельность на территории Беларуси. Извещение о проведении конкурса должно находиться в открытом доступе на официальном сайте в Интернете, созданном для размещения на нем информации о государственных закупках (www.icetrade.by).
Субсидии для соцзаказа. Финансирование социального обслуживания посредством государственного соцзаказа осуществляется двумя способами: 1) за счет средств местных бюджетов путем оплаты государственной закупки социальных услуг в соответствии с законодательством о государственных закупках товаров (работ, услуг), а также 2) предоставления негосударственным некоммерческим организациям субсидий на оказание социальных услуг и реализацию социальных проектов. При оказании социальных услуг субсидии выделяются на возмещение расходов на заработную плату работникам негосударственных некоммерческих организаций, оказывающих социальные услуги (исходя из условий оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций). При реализации социальных проектов субсидии выделяются на частичное (до 50%) возмещение расходов на их реализацию. При этом предоставление данных субсидий осуществляется при условии наличия у негосударственной некоммерческой организации – исполнителя государственного соцзаказа средств для финансирования оставшейся (непросубсидированной) части расходов на реализацию социального проекта.
Размер субсидии определяется государственным заказчиком и указывается в договорах на выполнение государственного социального заказа. Государственным заказчиком может быть принято решение о прекращении финансирования исполнителя в случае выявления фактов нецелевого использования субсидий, а также непредоставления исполнителем расчета потребности в субсидиях и бухгалтерской отчетности, предусмотренных Положением об условиях и порядке предоставления негосударственным некоммерческим организациям субсидий на оказание социальных услуг и реализацию социальных проектов.
Таким образом, организация социальных услуг населению посредством государственного социального заказа позволит повысить эффективность использования бюджетных средств, решать острые социальные проблемы не только за счет государства, но и материальных, финансовых ресурсов, привлекаемых негосударственными организациями из дополнительных источников, их интеллектуальных и кадровых ресурсов.
В течение 2015-2016 годов во всех районах Минска должен быть внедрён механизм государственного соцзаказа.
Возникает вопрос: в каких услугах нуждаются горожане и что в ответ могут предложить негосударственные некоммерческие организации?