Примерные названия тем докладов

1. Современные клиентские приложения электронной почты

2. Электронная цифровая подпись (ЭЦП): понятие, виды, назначение. Инфраструктура средств ЭЦП в России и Приморском крае.

3. Современные решения в области автоматизации офисных задач

4. Системы искусственного интеллекта для распознавания образов, речи – коммерческие и некоммерческие продукты (например, FineReader, Cuneiform, OmniPage Professional и др.)

5. Мобильный офис.

6. Организация дистанционного взаимодействия между сотрудниками предприятия (обмен электронными сообщениями и файлами; аудио- и видеотелеконференции и др. технологии).

7. Обзор программ-органайзеров рабочего времени современного человека, сотрудника офиса (узкоспециализированные приложения, например, Napominatel.ru, и информационные менеджеры-секретари, например, AVS-Organizer, WinOrganizer, C-Organizer, «Google Календарь» и др.)

8. Технологии IP-телефонии в России.

9. Обзор онлайн-переводчиков.

10. Современные интегрированные пакеты для офиса малого предприятия.

11. Аналитика веб-сайтов (основные понятия интернет-статистики, общие принципы работы различных статистических инструментов).

12. Обзор приложений для учета личных (домашних) финансов и ведения семейного бюджета (например, условно бесплатные - WinBlack, CashFly, «Учет личных финансов», бесплатные - «X-Cash: Семейный бюджет», ReadyCash и др.).

13. Краткая характеристика пакета MS Office (2007/ 2010).

14. Обзор бесплатных офисных пакетов (StarOffice корпорации Sun; Open Office.org, SoftMaker Office и др.).

15. Обзор программ электронного документооборота (например, ЕВФРАТ-Документооборот.

16. Пакет полезных программ Google.

17. Современные офисные утилиты (программы для сравнения и синхронизации данных; восстановление удаленных файлов и др.).

18. Обзор программ для просмотра документов, чтения электронных книг.

19. Браузеры: понятие, основные и дополнительные функции. История развития браузеров. Примеры наиболее распространенных приложений.

20. Тенденции развития поисковых систем сети Интернет.

21. Особенности популярных форматов для хранения и распространения электронных документов - PDF и DjVu.

22. Программный пакет OpenOffice с «открытым кодом».

23. Современные инструменты для создания презентаций (альтернативные MS PowerPoint пакеты, например, OpenOffice Impress, nPowered Presenter, Liquid Media, PREZI.com и др.).

24. Современные антивирусные программы.

Методические указания по выполнению задания

на освоение индивидуальной темы

Задание на освоение индивидуальной темы по теоретическому вопросу дисциплины, подготовку тематического доклада - часть самостоятельной работы студентов, изучающих информационно-коммуникационные технологии в коммерческой (торговой) деятельности. Создаваемая студентом презентация по выбранной тематике имеет образовательное назначение, должна содержать результаты проведенного информационно-аналитического исследования, стиль изложения материала – научный. После выступления перед студентами группы и защиты темы презентация будет размещена в базе студенческих проектов в локальной сети университета и/ или опубликована в глобальной сети Интернет.

При работе над данным заданием студенту необходимо показать практические приемы поиска нужной информации в Интернет-среде с помощью языка запросов одной из поисковых систем, умение анализировать накопленные сведения, их систематизировать, обобщать и представлять изученный материал по выбранной теме в виде электронных ресурсов, пригодных для использования в компьютерных коммуникационных процессах.

Цель задания - закрепить и расширить знания, полученные в процессе изучения теоретических вопросов по интернет-технологиям, выработать навыки самостоятельной работы с электронными информационными ресурсами, применить средства подготовки компьютерных презентаций и сетевые приложения для целей деловых коммуникаций.

В ходе выполнения задания студент решает следующие задачи:

- изучение теоретического материала по индивидуальной теме, разработкаплана подачи сведений (логики изложения), структуры и дизайна компьютерной презентации;

- подготовка отдельных файлов с информационными ресурсами на локальных и съемных носителях информации (текстовыми фрагментами; графическими объектами – картинками, рисунками, схемами, графиками, диаграммами; таблицами; статистическими данными; списками первоисточников), необходимых для создания компьютерной презентации по индивидуальной теме и отчета в виде сайта;

- создание средствами пакета Microsoft PowerPoint компьютерной презентации для использования ее в деловых коммуникациях;

- отработка навыковпубличной защиты проекта в форме устного выступления в группе с применением сетевых технологий, позволяющих демонстрировать презентацию на мониторах всех рабочих станций в компьютерном классе университета, и ответов на вопросы аудитории.

Предписанная или выбранная тема определяет ту область знаний, которую студенту следует освоить в такой степени, чтобы ее можно было ясно изложить в формате компьютерной презентации. Создаваемая студентом презентация по выбранной тематике имеет образовательное назначение, должна содержать результаты проведенного исследования, стиль изложения материала – научный. При выполнении задания может быть использована различная литература по данной теме, ресурсы сети Интернет. Список источников, в которых можно найти материалы по представленным для выбора темам, приведен в перечне литературы.

Файл с презентацией должен быть сохранен как минимум в двух экземплярах (на домашнем локальном жестком диске и личном съемном носителе) в формате «презентация» с расширением ppt. Имя файла должно содержать фамилию автора и название доклада.

Перед изложением темы необходимо скопировать файл с презентацией в подпапку группы в папке Мои документы на своем рабочем месте в компьютерном классе университета. Затем организовать сеанс связи (встречу) со всеми студентами группы с помощью сетевого приложения MS NetMeeting и, используя встроенное приложение Общий доступ, захватить управление мониторами рабочих станций в компьютерном классе. Открыть файл с презентацией, включив режим демонстрации, изложить аудитории сведения по индивидуальной теме. По окончании тематического доклада необходимо ответить на вопросы аудитории и «отпустить» управление мониторами.

Требования к компьютерной презентации

Компьютерная презентация должна иметь следующую структуру:

- первый слайд - титульный лист презентации (один слайд); включает название темы выступления (по центру слайда), основные данные об авторе (фамилия, имя, номер учебной группы - в правом нижнем углу);

- второй слайд - план презентации (1 слайд) представляет собой оглавление основной части презентации (возможно с краткими аннотациями);

- третий/четвертый слайды - вводная часть (1-2 слайда) представляет краткую информацию о рассматриваемой теме (назначение, актуальность, проблематику и т.д.), заканчивается указанием цели, которую автор поставил перед собой в своем выступлении с помощью презентации. Установка цели может быть связана с маркетинговыми задачами (информированием целевой аудитории, убеждением в чем-либо), с решением управленческих задач (презентация управленческого решения), с образовательными задачами (объяснение процессов и явлений из области экономики и управления). Цель презентации – обязательный элемент данного раздела. Назначение этой части доклада – формирование ожиданий слушателей, привлечение внимания аудитории, сосредоточение этого внимания на последующем изложении темы, создание контакта между докладчиком и аудиторией;

- основная часть (учитываются ограничения на отведенное для доклада время, но не менее 7-8 слайдов) призвана достичь поставленную автором цель;

- предпоследний слайд – заключительная часть доклада («красивый уход со сцены») обычно заключается в подведении общих итогов выступления

- последний слайд - список использованных информационных ресурсов (1 слайд) содержит перечень информационных ресурсов (печатных изданий, Интернет-ресурсов, статей с мнениями экспертов и специалистов), использованных в презентации. Перечень источников должен быть отсортирован в алфавитном порядке и оформлен в виде нумерованного списка.

Образец титульного листа, общей структуры презентации и содержимого ее слайдов приведен в Приложении 1.

Автору следует относиться к работе творчески с учетом всех описанных требований.

Во избежание потерь времени подготовьте наброски слайдов на бумаге, проконсультируйтесь у преподавателя по логике следования слайдов и размещению сведений на них.

Требования к технологической части презентации

При построении презентации, кроме требований к содержательной части, необходимо учитывать требования к обязательному использованию отдельных объектов, приемов и методов, предоставляемых используемым пакетом презентационной графики (например, приложением MS PowerPoint), и максимально их использовать.

1. Следующие приемы и соответствующие им элементы должны присутствовать в обязательном порядке в презентации:

- таблицы, диаграммы/графики (с обязательным указанием автора и источника в случае использования в виде готовых объектов);

- текстовые объекты, маркированные и нумерованные списки;

- графические объекты (рисунки, созданные средствами редакторами векторной или точечной графики; картинки, отсканированные с печатных носителей или скопированные в виде готовых файлов из Интернет-среды, с обязательным указанием первоисточника);

- схемы, построенные с использованием инструментов панели Рисование и/или шаблонов библиотеки организационных диаграмм.

2. В презентации использовать анимацию текстовых и графических объектов.

3. Слайды презентации снабдить авторскими заметками (например, включить сведения о назначении слайда, числовые значения показателей, не отраженные на поверхности слайда, интересные исторические факты, практические примеры).

4. Назначить режим смены слайдов докладчиком вручную (переход от слайда к слайду - по щелчку мыши). В рамках презентации допустимо использование одного и того же эффекта перехода.

5. На слайде с планом презентации обеспечить прямой переход на слайды, соответствующие пунктам плана, с помощью гиперссылок. На всех слайдах основного раздела презентации предусмотреть возможность перехода на следующий и предыдущий слайды и возврата на слайд с планом презентации.

6. Выдержать следующие требования к оформлению и содержанию презентации:

- дизайн всех сладов в одном цветовом решении и стиле (тип шрифта, размер букв в заголовках слайдов должны быть одинаковыми; использовать не более трех типов шрифта на протяжении всей презентации);

- количество пунктов в списках - не более шести-семи;

- представление сведений в виде таблиц, схем, диаграмм (кратко самое важное, что слушатели должны запомнить из выступления);

- обязательное использование статистических данных для подтверждения утверждений, выводов;

- проведение сравнительного анализа текущего состояния рассматриваемых технологий за рубежом и в России, указание перспективных направлений их развития.

Для повторения основ построения презентации и изучения возможностей программы MS PowerPoint по организации навигации по структуре презентации (гиперссылок, управляющих кнопок) рекомендуется использовать различные учебные издания как печатные, так и электронные (мультимедийные обучающие системы, Интернет-ресурсы, например, учебное пособие для начинающих «Ю. Щеглов. Создание презентации в MS PowerPoint 2003», представленное в сети Интернет по адресу www.nsu.ru/education/powerpoint/). При выборе учебно-практической литературы необходимо учитывать версию программы, которая в дальнейшем будет использоваться для ее демонстрации при выступлении. В компьютерных классах университета установлен пакет PowerPoint 2003 (в составе MS Office 2003).

Порядок сдачи работы

1. В файле с презентацией произвести изменения в соответствие с выявленными недостатками. Откорректированный файл переслать преподавателю по электронной почте. В поле Тема указать данные об авторе работы и ее название.

2. Распечатанный вариант презентации на бумажном носителе передается преподавателю или на кафедру в установленном порядке (слайды должны выводиться с пояснительным текстом из раздела заметок).

Оценка работы

Результат работы оценивается по баллам, в соответствии с пунктами, приведенных в таблице 4.

Таблица 4

1. Соблюдение требований к содержанию презентации и сайта-отчета 0-20 баллов
2. Соблюдение требований к оформлению, технологическому содержанию презентации и сайта-отчета 0-10 баллов
3. Качество информационного содержания основной части презентации (способы подачи материала, соответствие названий заголовков и содержания слайдов; простота восприятия т.п.) 0-20 баллов
4. Общий дизайн презентации 0-5 баллов
5. Дизайн сайта-отчета 0-5 баллов
6. Наличие и удобство навигации по структуре сайта (работа гиперссылок) 0-10 баллов
8. Качество информационного наполнения сайта-отчета 0-20 баллов
6. Своевременность сдачи всех элементов работы 0-10 баллов

Вопросы
для подготовки к зачету по дисциплине

1. Офис как центр обработки информации. Классификация офисных задач. Типовые офисные работы.

2. Прикладное ПО (ППО общего назначения; проблемно-ориентированное ППО; методо-ориентированное ППО; ППО глобальных сетей; ППО для организации (администрирования) вычислительного процесса).

3. Пакет прикладных программ (ППП): понятие, состав, функции. Требования к современным ППП. Тенденции развития программных продуктов.

4. Этапы разработки прикладных программ. Жизненный цикл программного продукта.

5. Интегрированное программное обеспечение: понятие, классификация (серии совместимых модулей в рамках единой ресурсной базы, единый интегрированный пакет, оболочки). Внутренняя и внешняя интеграция.

6. Особенности пакета Microsoft Office (версия 2003 и выше): преимущества; компоненты. Совместная работа приложений Microsoft Office (обмен данными через буфер обмена; связывание и внедрение объектов).

7. Интегрированные пакеты для офиса.

8. Инструментальные средства текстового процессора Word для автоматизации работы пользователя (стили, оглавление, формы, шаблоны)

9. Средства автоматизации работы пользователя пакета Excel (шаблоны, управляющие элементы, макропрограммирование, инструментарий анализа данных).

10. Информационно-поисковые системы (ИПС). Модели организации хранения и поиска информации. Основные принципы информационного поиска. Предметное индексирование и механизм поиска. Стратегии поиска. ИПС глобальных сетей.

11. Справочно-правовые системы: понятие, назначение, преимущества. Обзор рынка СПС в России. Основные свойства информационных банков СПС. Основные возможности программных технологий СПС.

12. СПС «Консультант Плюс».

13. Средства оптического распознавания информации.

14. Средства автоматизации переводов (программы-переводчики, электронные словари), история развития. Отечественные системы машинного перевода.

15. Приложения для организации рабочего времени специалиста.

16. Системы электронного документооборота (СЭД): понятие, функции, задачи, примеры.

17. Безбумажная технология: состояние и перспективы.


Литература

Основная

1. Хубаев Г.Н., Веретенникова Е.Г., Петрушина С.М., Савельева Н.Г. Информатика. Информационные системы. Информационные технологии. Тестирование. Подготовка к Интернет-экзамену: Учебное пособие. Серия «Учебный курс».- Ростов-н/Д.: Издательский центр «Феникс МарТ», 2011.- 368 c.

2. Информатика для юристов и экономистов. Учебник для вузов/ Симонович С.В. и др. – СПб.: Издательство “Питер”, 2008. – 688 с.: ил.

3. Лесничая И.Г., Миссинг И.В., Романова Ю.Д., Шестаков В.И. Информатика и информационные технологии. Учебное пособие / Под ред. Романовой Ю.Д. – М.: Изд-во Эксмо, 2008. – 592 с. – (Высшее экономическое образование).

4. Рудикова Л.В. Microsoft Excel для студента. - СПб.: БХВ-Петербург, 2010. - 366 с.: ил.

5. Эффективная работа в Интернете. Практ. пособие/ В. Пасько.- СПб.: Питер; Киев: Издательская группа BHV, 2008.- 544 с.: ил.

Дополнительная

1. Гарнаев А.Ю. Excel, VBA, Internet в экономике и финансах.- СПб.: БХВ-Петербург, 2005.- 816 с.: ил.

2. Меженный О. Microsoft Office Word 2007 / Краткое руководство.- СПБ.: Питер, 2008. – 272 с.

3. Microsoft Office 2003: Пер. с англ. / Дж. Крейнак. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2005. – XIV, 352, [6] с.: ил. – (Шаг за шагом).

4. Миронов Д.Ф. Создание Web-страниц в MS Office 2000.- СПб.: БХВ-Петербург, 2004. – 320 с.: ил.

5. Березин С.В., Раков С.В. Internet у вас дома.- 2-е изд., перераб. и доп.- СПб.: БХВ-Петербург, 2003.- 752с.: ил.

6. Бройдо В.Л. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации / Учебник для вузов. – 2-е изд., СПБ.: Питер, 2005. – 702 с.: ил.

7. Введение в правовую информатику. Справочные правовые системы КонсультантПлюс: Учебник для вузов/ Под общ. ред. Д.Б. Новикова, В.Л. Камынина.- 3-е изд., доп. и испр. – М.: ООО НПО «Вычислительная математика и информатика», 2009.- 319 с.: ил.

8. Евдокимов В.В. и др. Экономическая информатика. Учебник для вузов / Под ред. д.э.н., проф. В.В. Евдокимова.- СПб.: Питер, 1997.- 592 с.: ил.

9. Информатика: Учебник.- 5-е перераб. изд. / Под ред. Проф. Н.В. Макаровой.- М.: Финансы и статистика, 2010.- 768с.: ил.

10. Крупник А. Поиск в Интернете: самоучитель.3-е изд.- СПб.: Питер, 2008.- 272с.: ил.

11. Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: Учеб. пособие для сред. проф. образования/ Е. В.Михеева.- 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 384 с.

12. Острейковский В.А. Информатика: Учебник для вузов. – М.: Высш. шк., 2005.– 511 с.: ил.

13. Экономическая информатика / Под ред. П.В. Конюховского, Д.Н. Колесова.- СПб.: Питер, 2007.- 560 с.: ил.

Приложение 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: