Наиболее распространенной является классификация видов вниманияпо критерию представленности в акте внимания цели и волевого усилия. По данному основанию выделят
1) непроизвольное – не зависит от субъекта, а определяется характеристиками объекта
2) произвольное – определяется субъектными качествами
3) послепроизвольное
Непроизвольное внимание - это внимание, вызываемое внешними причинами, без усилия, без наличия поставленной цели.
Основная функция НВ заключается в быстрой и правильной ориентации человека в постоянно меняющихся условиях, выделении тех объектов, которые могут иметь в данный момент наиболее жизненный смысл. НВ не подлежит волевому контролю.
Выделяют 3 разновидности непроизвольного внимания: вынужденное, невольное и привычное или профессиональное.
Произвольное внимание (активное, волевое, целевое) - это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, связано с сознательно поставленной целью Источники произвольного внимания целиком определяются субъективными факторами.
|
|
Основная функция – активное регулирование протекания психических процессов.
Выделяют несколько егоразновидностей: собственно произвольное, волевое, выжидательное.
Послепроизвольное - подобно произвольному, носит целенаправленный характер и требует первоначальных волевых усилий, но затем человек как бы «входит» в работу, содержание и процесс деятельности становятся интересными и значимыми. В этом случае сознательное выполнение какой-либо задачи сопровождается, как говорит Добрынин, поглощением личности данной деятельностью и не требует волевых усилий.
Сравнительная характеристика разных видов внимания
Виды внимания | Условия возникновения | Основные характеристики | Механизмы |
Непроизвольное | Действие сильного, контрастного или значимого и вызывающего эмоциональный отклик раздражителя. | Непроизвольность, легкость возникновения и переключения. | Ориентировочный рефлекс или доминанта, характеризующая более или менее устойчивый интерес личности. |
Произвольное | Постановка (принятие) задачи | Направленность в соответствии с задачей. Требует волевых усилий, утомляет. | Ведущая роль 2-й сигнальной системы (слова, речь). |
После- произвольное | Вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес. | Сохраняется целенаправленность, снимается напряжение. | Доминанта, характеризующая возникший в процессе данной деятельности интерес. |