Переходные процессы при ступенчатом возмущении

При расчете переходных процессов элементов и систем автоматического регулирования удобно пользоваться известным принципом суперпозиции. Смысл его заключается в том, что переходный процесс φ = f(t), возникающий при сложном возмущении, типа «κ - θдαд» (одновременного воздействия на двигатель смещения рейки насоса и изменения внешней нагрузки) может быть получен в виде алгебраической суммы двух переходных процессов, появляющихся вследствие раздельного воздействия на двигатель управляющего сигнала «κ» и возмущения «- θдαд». Поэтому вместо решения дифференциального уравнения (1.24) можно получать решения двух, но более простых уравнений:

(2.1)

а полученные из них зависимости φκ = f(t), и φα = f(t), затем просуммировать:

φ(t) =φκ(t) + φα(t) (2.2)

Таким образом, принцип суперпозиции, применимый только для линейных дифференциальных уравнений, дает возможность при оценке динамических свойств двигателя выбрать одно из возможных возмущений. Пусть таким возмущением будет ступенчатое перемещение рейки топливного насоса κв = const при неизменной нагрузке (αд = 0). При задании начальных условий переходного процесса всегда следует четко различать состояние элемента. При t = - 0 равновесный режим соответствует режиму до возмущения, при t = + 0 - равновесному режиму после возмущения.

При ступенчатом возмущении κ = κв = const первое из уравнений (2.1) получит вид:

(2.3)

при начальных условиях: t = 0, φ (0) = 0.

 
 


Рис. 2.1 Переходные процессы при типовых возмущениях: а) единичное ступенчатое возмущение; б) его переходная функция; в) гармоническое возмущение; д) его переходная функция.

При построении переходного процесса φ = f(t) необходимопредварительно выбрать способ отсчета координат κ и φ или h и ω. Переходный процесс является переходом двигателя от установившегося режима до возмущения при ω10, h10 к установившемуся режиму после возмущения при ω20, и h20

Если за начало отсчета выбрать установившийся режим при ω10 и h10, (т.е. до возмущения) то при t = - 0 получим:

κв = ∆h/h10 = (h10 - h10)/h10 = 0, (2.4)

а при t = +0 (сразу после возмущения путем ступенчатой перестановки рейки из положения h 10 в положение h20;рис. Р9, a):

κв = ∆ h/h10 = (h20 - h10)/h10 > 0. (2.5)

В результате ступенчатого возмущения возникает переходный процесс по относительной угловой скорости φ (рис. 2.1, a), описываемый уравнением (2.3).

Характер переходного процесса полностью определяется левой частью дифференциального уравнения (2.3). Это уравнение неоднородное, поэтому общий интеграл его отыскивается в виде суммы общего интеграла φод однородного уравнения

(2.6)

и частного интеграла φн уравнения (2.3), т. е.:

φ(t) =φод(t) + φн(t) (2.7)

Общий интеграл однородного дифференциального уравнения можно найти в форме

(2.8)

где С – постоянная, определяемая начальными условиями; р – корень характеристического уравнения определяемый как p = - kдд. Следовательно,

(2.9)

Частный интеграл неоднородного уравнения (2.3) отыскивается в форме его правой части, т. е. в форме постоянной величины φн = const. Подстановка φн в уравнение (2.3) дает:

φн = κв / kд, поэтому:

(2.10)

Так как при t = 0 имеем φ = 0,то получим С = - κв / kд, откуда:

(2.11)

В результате дифференцирования выражения (2.11) по времени получим:

(2.12)

откуда при t = 0 получим:

(2.13)

Следовательно, чем выше инерционность двигателя (больше Тд), тем медленнее изменяется его угловая скорость при заданном возмущении κв. Переходный процесс протекает так, что если t = 0, то φ = 0, а при t → + ∞ значение φ → κв / kд

Чем больше положительное значение коэффициента самовыравнивания kд, тем меньше (при заданном κв) новое после возмущения равновесное значение исследуемой координаты φ отличается от ее значения в равновесном режиме до возмущения (рис. 2.2,а). При kд = 0 производная (2.12) становится постоянной, и переходный процесс соответствует прямой 3.

 
 


а) б)

Рис.2.2. Переходные процессы двигателя внутреннего сгорания:

а) без наддува при Тд = const (1 – kд = 0,6; 2 - kд = 0,3; 3 - kд = 0; 4 - kд < 0;

б) 1 - без наддува (для сравнения); - при наддуве (2 - апериодический); (3 - (колебательный)

При kд < 0 производная (2.12) положительна, поэтому переходный процесс соответствует кривой 4. Следовательно, при kд < 0 двигатель в случае возмущающего воздействия идет в разнос или глохнет, т. е. является неустойчивым.

Дифференциальное уравнение, описывающее динамические свойства двигателя с газотурбинным наддувом является более сложным, и здесь без вывода приведем его окончательный вид:

(2.14)

где - некоторые громоздкие константы; - возмущающие воздействия

Это уравнение как и уравнение (1.24) является линейным но с двумя начальными условиями:

Окончательное решение имеет вид

(2.15)

где p1, p2 – корни характеристического уравнения полученного из (2.14).

Если эти корни - вещественны, то переходный процесс (Рис.2.2, б) является апериодическим, а если они - комплексные, то переходный процесс становится колебательным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: