Единственным и исчерпывающим признаком появленияв процессе работы двигателя неустановившихся режимов является изменение во времени одного, нескольких или всех параметров, определяющих работу двигателя. Например, при неустановившихся режимах справедлива зависимость:
Ne = f(M, α, ω, Pk, ….t) (1.7)
свидетельствующую о том, что значения параметров, входящих в эту формулу, имеют смысл лишь для конкретно выбранного мгновения t.
При возникновении неустановившихся режимов нарушаются условия (1.2, 1.3) статического равновесия, в результате чего в двигателе оказывается избыточное или недостаточное количество энергии. Например, избыточный крутящий момент в связи с нарушением условия (1.2) вызывает увеличение угловой скорости ω, описываемое дифференциальным уравнением:
J dω/dt = М – Мс, (1.8)
составленным в соответствии с принципом Даламбера (J - приведенный момент инерции двигателя и связанных с ним агрегатов).
Нарушение теплового баланса (1.3) в системе охлаждения двигателя приводит к изменению температуры охлаждающей воды (или воздуха) в соответствии с дифференциальным уравнением:
|
|
C dT/dt= Qп - Qр (1.9)
где С — теплоемкость системы охлаждения двигателя.
Сопоставление уравнений (1.2, 1.3) с уравнениями (1.8, 1.9) показывает, что признаками установившегося режима являются также условия dω /dt = 0; dT /dt = 0 и т. д., свидетельствующие о постоянстве во времени соответствующих параметров, характеризующих работу двигателя.
Последовательная во времени совокупность неустановившихся режимов называется переходным процессом. В зависимости от выбранного параметра переходные процессы могут быть скоростными ω = f(t), нагрузочными М = f(t), регулировочными h = f(t), тепловыми Т = f(t) и т. д. Переходные процессы являются важнейшими характеристиками двигателя, определяющими его динамические свойства как регулируемого объекта, поэтому их часто называют также динамическими характеристиками. Этихарактеристики определяются путем решения соответствующих дифференциальных уравнений.