Для более полной оценки динамических свойств двигателя и других элементов систем автоматического регулирования важно выяснить их реакцию не только на ступенчатое возмущение (см. рис. 2.1, а,б), но и на постоянно действующие возмущения, имеющие характер гармонических колебаний входной координаты (см. рис 2.1, в,г)– рейки топливного насоса или изменения нагрузки:
(2.16)
где κо или αдо - амплитуды колебаний соответствующих входных координат; Ω - частота возмущающих воздействий.
Переходный процесс, например двигателя без наддува, при неизменной нагрузке () и при гармонических колебаниях рейки описывается дифференциальным уравнением вида:
Тд (dφ/dt) + kдφ = κо cos Ωt (2.17)
Решение уравнения (2.17) складывается из 2-х компонент: экспоненциальной (она быстро затухает и поэтому не учитывается) и периодической, которая отражает реакцию двигателя на гармоническое возмущение рейки топливного насоса.
Рис 2.4. Образование частотной характеристики двигателя внутреннего сгорания.
а) схема экспериментальной установки; б) совмещенный график колебаний рейки и угловой скорости; в) векторное представление гармонических колебаний.
Известно, что это решение также является гармонической функцией с частотой Ω, но со сдвигом фаз (относительно колебаний рейки, см. Рис 2.4) и с другой амплитудой (а не κо ). Отметим, что значения и являются функциями κо и Ω. Если принять, что κо = 1, то эти значения вычисляются по формулам:
(2.18)
Рис 2.5. Построение амплитудно - фазовой частотной характеристики
Тогда в полярных координатах ( - угол; - радиус) можно построить так называемую амплитудно-фазовую частотную характеристику (Рис 2.5) при параметрически заданных значениях = f(Ω) и = f(Ω) в интервале Ω = 0…∞. Эту частотную характеристику можно представить также в декартовых координатах на комплексной плоскости, тогда:
(2.19)
Из формул (2.19) можно получить:
(2.20)
Это означает, что амплитудно-фазовая частотная характеристика является уравнением полуокружности при изменении Ω в интервале[ 0…∞ ] с радиусом 1 /k∂.
Окончательная формула, связывающая колебания частоты вращения () в зависимости от колебания рейки, представляется в виде:
(2.21)
Полученная формула является математическим выражением амплитудно-фазовой частотной характеристики двигателя как регулируемого объекта. Это выражение показывает, что при гармонических колебаниях входной координаты (2.16) в двигателе возникают вынужденные незатухающие колебания выходной координаты
Если в каких – либо расчетах использовать передаточную функцию, то она может быть представлена в следующих формах:
(2.22)