Ценовые стратегии: виды, выбор

Ценовые стратегии - обоснованный выбор из нескольких вариан­тов цены (или перечня цен), направленный на достижение макси­мальной (нормативной) прибыли для фирмы на рынке в рамках планируемого периода. В современной практике ценообразования используется разветвленная система ценовых стратегий, которая в общем виде представлена на рис. 21.2.

Стратегии дифференцированного ценообразования основаны на неоднородности покупателей и возможности продажи одного и того же товара по разным ценам.

Стратегии конкурентного ценообразования строятся на учете конкурентоспособности фирмы посредством цен.

Стратегии ассортиментного ценообразования применимы, ког­да у фирмы имеется набор аналогичных, сопряженных или взаимо­заменяемых товаров.

Ценовая стратегия скидки на втором рынке основана на осо­бенностях переменных и постоянных затрат по сделке. Фирме вы­годно использовать этот метод. Например, часто новые лекарства сталкиваются с конкуренцией идентичных, но намного более де­шевых непатентованных средств. Перед фирмой встает выбор: либо сохранить довольно высокую цену на патентованные лекарства и потерять часть рынка, либо снизить цену, понести убытки на этой разнице, но сохранить или расширить рынок сбыта. Возможная стра­тегия заключается в дифференцированном ценообразовании на патентованные и непатентованные лекарства.

 

Ценовая стратегия периодической скидки базируется на особен­ностях спроса различных категорий покупателей. Эта стратегия широко применяется при временных и периодических снижениях цен на модные товары вне сезона, внесезонных туристических та­рифов, цен на билеты на дневные представления (спектакли), на напитки в течение дня, а также при установке цен на коммуналь­ные услуги во время пиковой нагрузки. Стратегия также применя­ется при снижении цен на устаревшие модели, приоритетном уста­новлении цен на дефицитные товары и в стратегии «снятия сли­вою>, Т.е. установления высокой цены на новый усовершенствован­ный товар в расчете на потребителей, готовых купить по этой цене. Основной принцип стратегии таков: характер снижения цен можно прогнозировать во времени и он известен покупателям.

Ценовая стратегия «случайной» скидки («случайного» снижения цен) опирается на поисковые затраты, мотивирующие случайную скидку. Таким образом, фирма пытается одновременно максимизировать количество покупателей, информированных о низкой цене и не информированных, покупающих скорее по высокой, чем по низкой цене. Поэтому данная стратегия называется еще «продажей по переменным ценам». Основное применение стратегии «случай­ных» скидок - неоднородность поисковых затрат, позволяющая фирмам привлекать скидками информированных покупателей.

Ценовая стратегия проникновения на рынок основана на исполь­зовании экономии за счет роста масштабов производства. Эта стра­тегия используется для внедрения новых товаров на рынок.

Ценовая стратегия по «кривой освоения» базируется на преиму­ществах приобретенного опыта и относительно низких затратах по сравнению с конкурентами. При использовании этой стратегии покупающие товар в начале делового цикла получают экономию по сравнению с последующими покупателями, так как они поку­пают товар по цене более низкой, чем готовы были заплатить.

Ценовая стратегия сигнализирования строится на использова­нии фирмой доверия покупателя к ценовому механизму, созданно­му конкурирующими фирмами. Сигнализирование ценами привле­кает новых или неопытных покупателей на рынке, которые не ос­ведомлены о конкурентных товарах, но считают качество важным. Хороший пример - успех некоторых дорогих, но низкокачествен­ных товаров.

Ценовая географическая стратегия относится к конкурентному ценообразованию для соприкасающихся частей рынка. Эта страте­гия в зарубежной практике называется ФОБ (франко-станция от­правления).

Ценовая стратегия «набор» применяется в условиях неравно­мерности спроса на невзаимозаменяемые товары.

Стратегия смешанных наборов создает эффект сравнимой цены, набор предлагается по цене, которая намного ниже цен его эле­ментов. Примерами данной стратегии служат сезонные билеты, ком­плексные обеды, наборы стереоаппаратуры и комплектующих де­талей для автомобилей.

Ценовая стратегия «комплект» основана на различной оценке покупателями одного или нескольких товаров фирмы.

Ценовая стратегия «выше номинала» применяется фирмой, когда она сталкивается с неравномерностью спроса на заменяемые това­ры и может получить дополнительную прибыль за счет роста масш­табов производства.

Ценовая стратегия «имидж» используется, когда покупатели ориентируются на качество исходя из цен на взаимозаменяемые товары.

Ценовой стратегический выбор - это выбор стратегий ценооб­разования, основанный на оценке приоритетов деятельности фир­мы. Каждая фирма в рыночных условиях имеет множество вариан­тов выбора ценовых стратегий. Цели фирмы и характеристики по­требителей обусловливают этот выбор (табл. 21.2).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: