Открытые и тайные соглашения
Модель картеля
Факторы, способствующие и ограничивающие образование картеля
Олигопольная координация и результаты функционирования рынка
Лидерство в ценах
Эвристическое ценообразование как инструмент координации
Рассматривая теорию ценообразования в условиях олигополии, необходимо учитывать, по крайней мере, два различных сценария. Первый заключается в том, что каждая фирма максимизирует свою прибыль, основываясь, исходя из существующей взаимозависимости, на предположениях о вероятной реакции соперников. Другой сценарий предполагает обсуждение конкурирующими фирмами взаимовыгодных цен и долей на рынке. Достичь соглашения по этим вопросам и тем более выработать политику максимизации совместной прибыли достаточно сложно, особенно если у фирм отрасли представления о наиболее благоприятной структуре цен сильно различаются. Однако стремление к устойчивому положению на рынке и максимизации прибыли мотивирует соперников к любой форме соглашений, явных или тайных, направленных на фиксирование цен или ограничение объема производства. Реализацию таких попыток часто затрудняют юридические запреты, хотя полностью предотвратить их не могут. Вместе с тем антитрестовские законы – не единственное препятствие для соглашений.
|
|
Таким образом, ценообразование в условиях олигополии предстает как проблема межфирменной кооперации. Координации в условиях олигополии способствуют:
- открытые или тайные соглашения;
- ценовое лидерство;
- эвристическое ценообразование;