Без преувеличения можно сказать, что для всего человечества Версальский договор 1783 г. имел не меньшее, а скорее даже большее значение, чем для самих США. Впервые со времени Вестфальского мира 1648 г., обеспечившего международ-
3 - 8970 65
Т1111 |
но-правовое признание Республики Соединенных Провинций, монархические страны признали государство, родившееся в результате не династических комбинаций, а народного восстания. Вопреки династическому праву они санкционировали право граждан на создание государства и выбор той формы правления, которую они пожелали. По сути дела Версальский мирный договор 1783 г. зафиксировал факт капитальной важности: ведущие державы и монархии Европы признали право народа на самоопределение, т.е. его право создавать государство, определять его законы и границы, формировать правительство по своему усмотрению.
Благодаря образованию США в практику международных отношений конца XVIII в. вошел новый принцип — национального суверенитета. Он вытекал из теории национального суверенитета. Ее обосновали и пропагандировали европейские просветители, ею прямо руководствовались колонисты. Суть этой теории заключается в праве самих граждан решать, что плохо или хорошо для их страны, определять законы и порядок управления, наконец, выбирать правительство.
|
|
Суверенитет означает: высшая власть. В Средние века суверенами называли монархов, которые в то время и считались носителями высшей власти и источником права. По мере развития и укрепления системы единых и централизованных государств возникло понятие суверенного государства, которым управляет полновластное правительство и законы которого действуют на всей территории. Вестфальский мир 1648 г. признал суверенные государства главными действующими лицами на арене международной политики.
В теории национального суверенитета ключевым является понятие нации, которую просветители определяли как совокупность свободных граждан. Гражданин же, по их определению, — это человек, сознающий как свои права, так и обязанности и не желающий ни поступаться первыми, ни отлынивать от вторых. В представлении просветителей, отличие гражданина от простого подданного какого-либо монарха заключалось в том, что подданный был готов безропотно исполнять свои обязанности, руководствуясь преданностью монарху, и не имел никаких прав, кроме тех, которые по своей милости даровал ему монарх в виде привилегий или «вольностей». Гражданин же сознавал, что права и свободы принадлежат ему по праву рождения, а не по чьей-либо милости, и он исполнял обязанности, повинуясь чувству долга, своим интересам и справедливым законам, которые установил для себя вместе со своими согражданами. Теория национального суверенитета предполагала, что источником высшей власти является нация.
|
|
Теория национального суверенитета, выдвинутая просветителями, затрагивала прежде всего сферу отношений между гражданами и государством, т.е. внутреннюю политику. Но из нее прямо вытекало право граждан влиять и на внешнюю политику государства. Из представления о том, что именно нация является источником высшей власти, просветители выводили се право самостоятельно определять свои границы, характер отношений с другими государствами, защищать на международной арене свои интересы, преследовать поставленные цели и т.д.
Образование и международно-правовое признание США грозили перевернуть всю существующую систему международных отношений. Она до сих пор базировалась на балансе сил, торговом и государственном интересе, династическом принципе, на праве правительств и монархов решать все важные вопросы международной жизни. Именно поэтому, например, голландцы почти три четверти столетия ждали, пока другие страны признают Республику Соединенных Провинций в качестве полноценного государства. Они создали государство вопреки общепринятым в то время правилам образования и упразднения государств (вспомним о многочисленных войнах из-за раздела наследства), на основе волеизъявления сословий. Призови они представителя какого-либо королевского дома в качестве нового монарха, возможно, им не пришлось бы так долго дожидаться международно-правового признания. Если английская монархия в XVIII в. сдалась гораздо быстрее, чем испанская в XVI—XVII вв., и признала независимость своих мятежных колоний, то очевидно, причиной тому было Просвещение, идеалы и ценности которого стали достоянием широких общественных слоев. Благодаря деятельности просветителей в Европе сложилось общественное мнение, с которым не могли не считаться правительства и которое оказывало большое влияние на их действия.
Война за независимость британских колоний в Северной Америке и Версальский договор 1783 г. по существу являлись опровержением тех принципов, на которых основывалась Вестфальская система международных отношений. Вслед за Семилетней войной, территориальными переменами в Восточной и Юго-Восточной Европе они еще больше расшатали ту систему международных отношений, которая сложилась в Европе в середине XVII века.