1) Поршни судовых дизелей изготавливают из чугуна марки СЧ 24-44 и СЧ 28-48 и из алюминиевых сплавов Аn – 1, АК-2, АК – 4.
Поршень состоит из головки и тронка (юбки). Головка воспринимает давление газов и несёт в себе уплотнительные (компрессионные) кольца. Тронковая часть поршня является направляющей она имеет больший диаметр, чем головка. В её приливах называемых бобышками установлен поршневой палец. Над тронком и в его нижней части установлены маслосъёмные кольца.
Сверху головка поршня имеет днище на которое действует давление газов. Форма его бывает разная в зависимости от условий смесеобразования.
Сечение днища делается с постепенным увеличением его толщины к стенкам головки.
В верхней части поршня (в головке) устанавливаются уплотнительные (компрессионные) кольца. В зависимости от быстроходности их бывает от 3 до 6.
В нижнюю канавку вставляют маслосъёмное кольцо и сверлят отверстие для спуска масла во внутрь поршня.
Пример: ЗД 6 – 5 колец, 2 компрессионых, 3 комбинированных, которые являются компрессионными и маслосъёмными.
В тронковой части поршня устанавливаются маслосъёмные кольца. Через уплотнительные (компрессионные) кольца передаётся 75-80% всего теплового потока от днища поршня, через первое отводится 40-50% всей теплоты через второе – в 2 раза меньше, через третье в 4 раза меньше.
Для облегчения работы верхнего кольца выше него протачивают канавку отклоняющую тепловой поток в направлении нижних колец.
При умеренной тепловой напряжённости поршня применяют охлаждение фонтанирующей струёй масла. Струя попадает в днище поршня охлаждает его и стекает в картер двигателя.
Более теплонапряжённые дизели имеют проточное охлаждение поршня.
2) Уплотнительные кольца (компрессионные) изготавливаются из легированных чугунов СЧ 18-36, СЧ 28-48.
Верхние кольца у некоторых форсированных дизелей М 401 А, делают из стали.
Для повышения износостойкости кольца покрывают слоем пропористого хрома. По ГОСТ 7133-67 такое покрытие обязательно для верхнего кольца четырёхтактного двигателя.
При установке колец вместе с поршнем в цилиндр, зазор в замке остаётся
мм для каждого двигателя данный зазор (тепловой) регламентируется в инструкции по эксплуатации, при установке колец на поршне замки ставят вразбежку.






