Вопрос 2. Философия и медицина Древних цивилизаций

Философия, врачевание в Древней Индии.(III тысячелетие до н.э. – IV в. н.э.)

Древняя и самобытная цивилизация Индии сложилась в III тысячелетии до н.э. в пределах Индостанского п-ва. В настоящее время здесь располагаютсягосударства: Индия, Пакистан, Бангладеш, Бутан, Непал.

В истории развития как философии, так и врачевания прослеживаются три этапа:1. период хараппской цивилизации (III – II тысячелетие), когда сложились рабовладельческие государства – города Харапия и Мохен Джо даро.2. ведийский период, когда пришли арийские племена (иранцы) (II – I) и началось составление священных текстов Вед, Упанишад.3. классический период (I тыс. до н.э.). Это развитие земледелия, ремесла, Буддизма, успехи в литературе и искусстве. Это начало славы «страны мудрецов».

Всю систему древнеиндийской философии делят на 2 группы:- ортодоксальные ведийские системы шимана, ведания, санкхья, ньяя;- неортодоксальные системы:Чарвана, буддизм, джайнизм, йога, локаята.

Все это показывают материалы археологии, лингвистики. Пересечения племен ведийских, Ариев привело к тому, что в долине Ганга возникают первые государственные образования на основе ведизма, складывается брахматизм, где ассимилировались верования различных этнических групп.

Веды и упанишады. Ведийская культура древняя, но ее влияние на развитие Индии огромно. Гимны ригведы и сейчас учат наизусть, все основные положения индуизма берут свое начало именно там. Некоторые гимны питаются первоосновой философской традиции индуизма. В ригведе 10 книг = 1028 гимнов. Здесь отмечается необходимость поклонения силам природы, идея гармонического соответствия жизни каждого существа ритму бытия. Мифологическая часть ригвед ставила проблемы отношений между богом и человеком. Священные поэты как бы открывали тайну божественного, рассказывали тайну мира богов, скрытую от основного населения.Изучение этих мифов – дело отдельного цикла лекций. Но можно только сказать, что там целая иерархия божеств и + идея соединения космического миропорядка с ритуальной краской жрецов.Но уже в ригведе ставим вопрос мироздания и так, как возникли боги, кто их создал. Их выковало верховное божество подобно кузнецу. Это чистое первоначало лишенное формы и зрелого облика – верховное божество.

Все возникло из Брахмана – безличного космического принципа – это и было то дерево и лес. Есть понятие темы первого зародыша – золотого яйца, которое возникает в первозданном океане, а также есть идея космического жара, породившего его, т.е. имеется ряд разнородных концепций происхождения мира. И они стимулировали дух искания.

И далее это нашло отражение к гимне «гимн о сотворении мира». Здесь говориться, что сами боги вторичны, и тайна творения неразгаданна и ими.

Группу ведийских листов замыкают упанишады (сидеть около учителя).

Упанишады более конкретны. Здесь уже проблемы первоначально трактуются как:- как вода: «Водами было поистине это все в начале». Из воды все живое, она питает растения, жизнь;- как единое целое;- прием в философском мировоззрении вед, упанишад просматривается стремление отождествить природные процессы с процессами регулирующими жизнь человека.Первостихией бытия объявляются различные формы дыхания «Праны», обеспечивающие жизнедеятельность природы и человека. Дыхание – это решающий признак жизни. Это центральный принцип бытия.

Поднимая проблемы единства речи и мышлении в упанишады говорится и о мысли как о первоначале. Все в начале было лишь мыслью. В упанишадах впервые формируется понятие Атман. Что это? Атман – это то, в чем состоит сущность живого организма. Это биологическая активность жизни, это эволюция природы.«…земля, ветер, воздух, воды, небесное тело – все это Атман, все возникает из него, все завершается в нем». Это натурфилософское понимание Атмана. Это эволюция мира от стихий, через растительный и животный мир к человеку. Человек – это цель всего процесса движения бытия.

Человек в соответствии с этим объявляется не только продуктом природы, но и ее аналогия: части его тела сопоставляются со стихиями: Из пяти частей состоит этот человек. Его тепло – свет; тело – стихия; Дыхание – воздух. Это космический человек. Его организм становится объектом религиозного поклонения, функциям приписывается космический характер. Природа затем – это проекция тела и функций человека.

Деятельность еретических учений, шраманов совпала с зарождением учения, сохранившего влияние до наших дней – джайнизмом. Джайнизм проповедует отказ от богатства и, суровый аскетизм, что способствует духовному совершенству. Джайны полагали, что жизнь человека, достигшего совершенства не нуждается в продолжении, самоубийство для них нормальное завершение пути в старости и болезни. Джайны разработали учение о пяти видах познания: чувство, ощущения, индукция, логический вывод. Они безоговорочно признают объективность внешнего мира. Основу бытия составляет субстанция: живое вещество, пространство, движение, покой. Джайны кардинально противопоставляют материальный мир и духовные сущности. Душа человека свободна и стремится освободиться от уз материи, от кармы путем религиозной практики. Карма - это закон ограничивающий бытие мирянина: человека: она определяет знания, эмоции, самооценку, срок жизни, происхождение, духовные силы человека. Он таким образом обладает кармическим телом. Но кроме кармического тела есть у животных и растений пищевое тело. Освобождение от кармы – цель души, путем правдивости, честности, воздержания и отречения от земных интересов. Это вело к жестоким постам и умерщвлении плоти.

Учение Йоги, автор Патанджали. Это философско-этическая концепция. Она требовала исполнения предписаний Вед, наставлений брахманов, а также активности и ответственности людей за свои поступки. Весьма интересным в учении йоги является разработка психологических проблем, психотерапии, аутотренинга, понимание связи между психологическим и физическим состоянием человека. Главная задача йоги освободить ум от всего ложного, достичь его ясности путем физических и психических упражнений. Только с прекращением смен душевных состояний достигается спокойствие, чистота ума, человек погружается в недеятельное состояние. Это достигается средствами:- воздержание, то есть преодоление порочных стремлений;- культура, то есть развитие положительных привычек: соблюдение моральных, гигиенических правил, выработка хороших чувств (дружелюбность, бодрость) привычка довольствоваться малым, переносить холод, зной, строгое соблюдение религиозных обетов; - дисциплина тела (асана), контроль ума над чувствами. К средствам йоги относятся также:- внимание, то есть дисциплина ума, сосредоточение на каком-то объекте,- сосредоточение, когда ум теряет себя в облике достижения нирваны,- размышление умственное созерцание объекта непрерывное и ничем не нарушаемое. Конечная цель йоги: блаженство самопознания, погружение в себя.

Медицина. Индийская медицина в ведийскую эпоху представляла собой аюрведу (науку о долголетии). Главной целью медицины считалось продление жизни человека. Приемы врачевания передавались от поколения в поколение и строго охранялась их тайна. Всякий недуг от гнева богов за грехи. Много было заклинаний от этого. Но среди них была «хвала лечебным травам», где говорилось «тот у кого в руках запасы трав, подобен царю, окруженному множеством подданных». В ведах перечисляется сотни болезней глаз, ушей, желудка, золотуха, камни в почках, ревматизм и пр.Власти городов следили за чистотой, много внимания уделялось диете. Медицинские трактаты того времени сочетают в себе рациональное знание с отголосками мифологии. Разработаны вопросы хирургии и терапии. Много внимания уделяется анатомии. Так, в Сушруте сказано, «Врач, желающий узнать причину недуга, должен взять мертвого человека и исследовать каждую его часть». Ну и описано как надо анатомировать. Перечисляется не менее 600 лекарственных средств, 300 операций. В трактате встречаются проблемы симптомов болезни, размышления о природе наследственности: через семя. Рассматривались причины болезни: внутри организма, внешние условия (климат), действие богов, демонов. Подробнее стр.263-275. Организма рассматривался как взаимодействие трех субстанций: воздуха, огня, воды, которые трансформировались в организме в кровь, желчь и слизь.

Здоровье понималось как результат уравновешенного соотношения 3-х субстанций, правильного совершения жизненных отправлений тела, нормального состояния органов чувств, и ясности ума, а болезнь как нарушение этих соотношений и отрицательное воздействие на человека пяти стихий: влияние времен, года, климата, нездоровой пищи и воды. По имеющимся данным древнеиндийские врачеватели хорошо знали целебные свойства кореньев, различные противоядия. Хирурги вообще считались лучшими в мире. Не зная ничего об антисептике, они добивались тщательного соблюдения чистоты во время операций, отличались ловкостью и смелостью при владении хирургическими инструментами: производили ампутацию конечностей, камнесечения, грыжесечения, восстанавливали потерянные или искалеченные носы, уши, губы. Существовала конечно же и врачебная этика, требовавшая, чтобы врачеватель был здоров, опрятен, скромен, терпелив, носил короткую бороду, белую одежду, и особенно избегал болтовни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: