Философия Китая

Существовало шесть основных школ древнекитайской философии: конйунцианская, Монктская, даосская, легистская, натурфилософская, софистская. Основателем древнекитайской философии был Кун фу цзы (551-473 до н.э.) Источником сведений о нем является «Четверокнижие», среди них главный труд Лунь Юй. Он происходил из обедневшего рода, это сказалось на его учении. Он был мягок, доброжелателен. Он считает, что философ не должен не печалиться, ни сомневаться, ни бояться. О философах мало кто знает, их не привлекают к управлению государством, хотя он через три года добился бы успехов.

Его учение носит этико-политическую направленность исходя из концепции взаимности, он выдвинул тезис «Не делай другим того, что не желаешь себе». Но поскольку этой заповеди следовать невозможно, то он сказал своему ученику, что этого добиться нельзя. Он призывал к искренности, честности. Считал, что сыновья должны любить своих отцов, младшие бояться старших. В управлении народом Конфуций уделял первенство морали перед правом, убеждению перед принуждением.Очень важным постулатом Конфуция был культ верховного правления. «Повиновение и послушание», послушание и повиновение «правителю».

Конфуцианцы не занимались естественными.науками, не придавали им значение.Особый акцент в конфуцианстве делался на об мессианской роли Китая в истории цивилизации. Он подчеркивал божественную роль Поднебесной империи, эту идею использовал Мао.

Одним из древнейший учений философии был даосизм. Основателем даосизма считается Лао Цзы. (VI в. до н.э.).В основу своего мировоззрения даосисты положили закон Дао.Дао – это всеобщее мировоззренческое понятие. Это первоначало и завершение всего сущего. Дао – главное над множеством вещей, корень, матерь земли и врата рождения. Даосская картина мироздания такова: Небытие первично. Это есть Дао не имеющее имени. Небытие порождает бытие. Бытие – Дао имеющее имя. Все вещи опираются на бытие, по постоянно уходят в небытие, в котором обретают свой покой. Даосы отвергли ценности конфуцианцев: человеколюбие, мудрость, справедливость. Мудрый правитель представляет всему идти своим естественным путем, Дао – он ни во что не вмешивается, не мешает Дао. В древности те кто следовал Дао, - считали даосисты, - не просвещали народ, а делали его невежественным. Трудно управлять, когда у народа много знаний. Принцип недеяния (у вэй) положен в основу концепции управления.

Крупным философом был Хань Фэйцзы (288-233 до н.э.). Он происходил из знатного рода. Он утверждал, что человек по природе зол, его нельзя изменить, но можно пресечь страхом наказания.Он жил в конце золотого века китайской философии и мог подвести ей итог. Этот итог получился отрицательным. Философия вредна для государства, мешает управлению, сеет смуту, сбивает с толку людей, ибо дает непонятие и противоречащие друг другу образцы поведения. А для государства главное иметь один такой образец поведения. Этого надо ждать от ученых мужей.

Но школ много, истины не узнать и потому учения философ глупы и запутаны. (Чанышев А.Н. Начало философии. – М., 1982 г. – с.112). Поэтому правитель должен разобраться в книжниках и если они говорят правильные речи, то следует считать их годными к службе, а если нет, то пресекать их речи в корне. В целом же этот люд нельзя использовать на службе. Искусство управления в том чтобы по способностям подбирать чиновников. Закон состоит в том, чтобы все помнили о наказаниях. Программа Хань Фэйцзы по отношению к философам была принята. По более позднему законопроекту в 221 г. до н.э. при царстве Цинь чиновник Ли Сы предложил императору запретить частные учения философов, закрыть школы, изъять книги стихов, прозы и т.д. Люди желающие учиться пусть учатся у чиновников.

Законопроект был принят. Сотни философов были утоплены в нужниках, книги пожгли. За их утайку кастрировали и отправляли на стройку китайской стены. Дисциплина стала образцовой. За недоносительство казнили, доносчиков поощряли. Управлять стало легко.

Китай представлял собой уникальный пример стабильности традиционной системы и традиционной медицины, что связанно с локальностью китайской цивилизации, обусловленной причинами географического, политического, соц.порядка.

Древнейшим медицинским трактатом Китая был «Канон врачевания желтого предка». Состоит из 18 книг, написанных в традиционной форме диалога. Философскими основами китайской медицины являлся натурфилософский трактат. «Си цы чжуань», согласно которому единая изначальная материя тайцзы порождает две субстанции инь и янь. Взаимодействие и борьба этих двух мужских и женских начал порождают пять стихий: воду, огонь, дерево, металл, землю, - из них возникают все вещи в мире. Эти 5 стихий находятся в постоянном движении и гармонии, взаимном порождении (вода – дерево – огонь – земля – металл – вода) и взаимном преодолении. Объективный мир познаваем и изменяется. Человек – часть природы, он в гармонии с миром

Представление о болезнях в Китае имело натурфилософскую основу. Здоровье – это равновесие 2-х начал инь и янь и 5-й стихий. Болезнь это нарушениеих взаимодействия, диагностика, по данным, основывалась на представлении о круговом движении крови и на пульсе. Пульс – это внутренняя сущность ста частей тела, самое тонкое выражение внутреннего духа. Они различали 28 видов путей. (см.труд китайского врача Ван Шухэ. Трактат о науке). Большое значение имеет иглоукалывание. Врачи заметили, что уколы, порезы некоторых частей тела приводят к излечению ряда недугов.

Философы и врачи пришли к выводу о существовании жизненных точек, раздражение которых регулирует жизненные процессы. Через отверстия в теле, сделанные иглой выходит лишнее, избыточное инь или янь. Болезнь в результате исчезает. Практиковался массаж, прижигания моисой. Развитие медицины, строящейся на строгом материализме проходило в борьбе с конфунцианством и досизмом. Конфуцианство, утвердившееся в качестве религии наложило запрет на вскрытие тел умерших.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: