Период патристики, средневековой философии и медицины

Библейская легенда о происхождении народов Земли говорит, что весь род человеческий произошел от 3-х сыновей Ноя – Хама, Сима, Иофета. К потомкам Сима относились жители Сирии, Ливана, Палестины, Эфиопии, древние евреи. Это все – семиты.

Древние евреи вышли из двуречья, вторглись в Палестину в середине 2-го тысячелетия до н.э. В IX веке до н.э. было основано израильско-иудейское царство. В трудах Д.Ренана, А.Меня описаны метаморфозы Израиля, его взлеты и падения. Религией древних евреев был иудаизм, который опирался на книги Танах, Талмуд.

Танах – старый завет, складывался с 13 по 2 века до н.э. Сперва в устной, а затем в письменной формах. Это была предфилософия, мифолого-религиозное мировоззрение.

Подлинным основателем еврейской философии, философии религии был Филон Александрийский. Это единственный еврейский философ эллин, сочинения которого сохранились. На русский язык переведено одно «О жизни созерцательной».

Годы жизни 20 г. до н.э. – 54 г. н.э. жил при иудейском царе Ироде – ставленник Рима. Жил во времена римских императоров Августе, Тиберии, Калигуле. Их царство сопровождалось жесточайшими еврейскими погромами на религиозно-экономической почве. Судьба евреев был ужасной. Филон в своей философии жестокого, антропоморфного бога Яхве превращает в абстрактное духовное начало. Он уже не говорит с Моисеем, он бестелесен, тождественен самому себе.

Иудеи Христиане не отказались от Танаха, но дополнили его второй частью – Новым заветом. Это дало возможность А.Меню назвать евреев богоизбранным народом.

Но какая связь христианства и философии? Вопрос сложный. Ведь еще апостол Павел отмечал, что мудрые - лукавы, мудрость – это безумие перед богом». Однако впоследствии образованные люди в рядах христиан мягче стали относиться к философии, ибо на ее основе стала складываться теология.

Апологетами христианства были: Флавий Иустин, Татиан, Тертуллиан и др (160-220гг).

Тертуллиан. Это воинствующий фидеист, безоговорочно ставящий веру выше разума. Всякая философия еретична и сама источник ересей. Философы ищут истину, стало быть, не нашли. В его «Апологии», написанной после 217 года он пишет: «Мы не нуждаемся ни в любопытстве после Иисуса Христа, ни в изысканиях после Евангелия ». Получается, верую потому, что нелепо. Полностью принимает тезис о творении мира из ничего. И отрицая материю как зло, он впадает в противоречие - ведь если мир совечен богу, то откуда на свете зло? Эту проблему Тертуллиан не решает.

Первоначальное христианство – это еретическое учение в иудаизме. Некоторые иудейские пророки провозгласили пришествие спасителя. Этот ожидаемый Иешуя Машиах спаситель, помазанник на греческом языке прозвучал как Иисус Христос.

Большинство иудеев не признало легенду о Христе. Но иудеи – христиане, принявшие эту легенду о распятии и воскресении и дополнили Танах, т.е. Ветхий завет – Новым заветом. Христианская теология возникла как синтез иудейско-христианской мифологии и греческо-римской философии в ее идеалистической форме.

Первое упоминание о христианах мы находим у римского историка Тацита. Он описывает как Нерон (54-68 гг. н.э.) зверски истязало христиан. Христиан преследовали до 4-го века н.э., пока император Константин не превратил гонимых в гонителей, сделав христианство официальной религией. Христиан преследовали за то, что они ставили церковь выше государства, а императору не покланялись, как божеству. Но христианство наступало. Появились отцы церкви – апологеты.

В то же время появляется философия неоплатонизма в лице Плотина. Главное в неоплатонизме учение о потусторонности, сверхразумности первоначала всего сущего. Это идеализм, даже сверхидеализм. Он сводит многое к единому, в едином заключено многое. Единое – это Бог, единое первично к многому. Оно непостижимо.

Единое не познается через многое, ибо единое выше, а многое ниже, а высшее не постигается через низшее. Единое вечно, ни к чему не стремится, оно счастливо абсолютно, вневременно, пассивно. Но и порождается все немотивированно. Это эманация – истечение. В едином сидит необходимость которая заключается в том, что высшее порождает низшее.Сперва оно рождает ум – это рефлексы идей мира. Единое рождает и душу мира, то есть логос мира, его движение, душа – это движение. Природа – это часть души мира с лучшей стороны, с худшей стороны природа – это материя. Понять все это можно лишь в состоянии экстаза, возвышения, исступления. У Плотина философия сливается с теологией.

Августин (354-430гг) латинский христианский писатель, религиозный деятель. Свидетель падения Рима. Галлы ворвались в Рим в 390 году, но Руси его спасли, но потом пришли вестготы, которые его взяли в 410 году. Родители его были зажиточными людьми, но он проведя молодость весело и легко пришел к христианству. Был манихеем, стал христианином, епископом. Стал самым крупным философом периода патристики. В нем рождается философия веры. Однако для молодого Августина рациональное мышление обладало высшей ценностью. Диалектика – дисциплина дисциплин, учит правильному употреблению логики. Она показывает сущее. Диалектика способна сделать умного мудрецом. Однако затем Августин внутренний свет оказывается выше философии, библейско-теологическое мышление выходит на первый план. Однако вера по Августину не подменяет разума. Вера стимулирует и подвигает разум. И формула Тертуллиана «Верю потому что абсурдно перестает работать. Рождается другая позиция. Верю, чтобы понимать, понимаю чтобы верить». Чтобы искать бога – надо быть разумным. Вера ищет, а разум находит. В учении о человеке Августин смотрит на человека как подобие Бога и Троицы. (Град Божий).

У Августина есть доказательства бытия Бога: мир убеждает нас, что он создан богом, ибо мир велик и прекрасен; согласие человечества: все признают наличие Бога; различные ступени блага. Есть благо всех благ. И на основании нашего понимания чистого, высшего блага мы определяем другие. И мы должны любить высшее благо – Бога. Бытие, истина, любовь, благо – это сущностные атрибуты бога.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: