Материалисты Милетской школы

В рабовладельческий период наиболее зрелой была античная философия – совокупность философских учений, развивавшихся в древнегреческом и древнеримском рабовладельческом обществе с конца 7 в. до н.э. до VI в. н.э.

Древнегреческая философия возникла не на Балканском полуострове, а на восточной окраине греческого мира – в Ионийских городах Малой Азии, где были развиты торговля, промышленность, связями со странами. Греки развили свой театр, архитектуру, мифологию. Основными центрами возникновения древнегреческого материализма были в 6 в. н.э. города Милет и Эфес. Здесь зародилось философское направление получившее название милетской школы. Здесь последовательно жили и учили три мыслителя: Фалес, Анаксимандр и Анаксимен.Задавшись вопросом о том, откуда все возникает и во что все превращается, они искали начало происхождения и изменения всех вещей.

Фалес (около 624-547) г. до н.э.) происходил согласно данным Диогена из знатного рода, он не стремился к богатству, но желая показать, что это нетрудно предвидя большой урожай оливок, скупил все маслобойни (Диоген Лаэртский – с.62). Положил начало древнегреческой астрономии, предсказал затмение солнца. Фалес считал, что единство всего бесконечного многообразия мира должно быть чувственно воспринимаемым, таким первоначалом, лежащим в основе всех вещей, он считал воду. Когда есть начало всех вещей, все возникает из воды и все превращается в воду. Почему вода? Историки считают, что он был в Египте, где культ Нила, а также что Милеет морской город.

Значение учения Фалеса в том, что он первым в Древней Греции поднялся до понимания материального единства мира. Но он не объяснял, чем же объясняется многообразие мира, как происходит превращение воды. Пытаясь выяснить причину движения воды, он утверждал, что мир полон богов, движущим началом выступает душа. Душой обладает не только человек, но и предметы. (магнит, янтарь). Такие философские выводы о одушевленности материи вошли в философию под названием гилозоизма.

Анаксимандр (610-546 г. до н.э.). Он учил, что первоначалом и основой является беспредельное (apeiron) Апейрон, - учил Анаксимандр, - это единое материальное начало, из которого возникли все миры, он есть источник конкретных вещей и явлений. Апейрон вечен, бесконечен и находится в движении. Беспредельное – это такое начало, которое не имеет начало и конца. Эту позицию невозможно опровергнуть даже сегодня. Бесконечным является время, пространство, движение, процесс познания. Бесконечна и делимость материи. Нет предела элементарным частицам. Все состоит из всего. Так Анаксимандр охватил вселенную в ее необозримости и развитии. По его мнению из апейрона выделили противоположности: теплое – холодное, сухое – влажное и эти противоположности образовали качественное многообразие мира. Он утверждал, что мир не создан, а развивался постепенно. По его мнению из апейрона первоначально выделилось земля, вода, воздух, земля была покрыта водой, животные жили в воде, но солнце высушило море, дно обнажилось местами и животные выйдя на сушу изменили свою форму.

Анаксимен (588-524 г. до н.э.). Первоосновой всего сущего считал воздух. Из воздуха все образуется, в него все и возвращается. Разряжаясь воздух становится огнем, сгущаясь становится ветром. Он установил истинный порядок расположения Луны, Солнца, но считал их всех плоскими. Погиб при созерцании звезд.

Таким образом характеристика Милетской школы: это стихийный материализм, ищущий единство в материальной бесконечности. В 5 в. до н.э. Милет теряет свою самостоятельность (ее отобрали персы) и здесь замирает развитие философии. Однако их учения нашли своих продолжателей.

Борьба линии Демикрита и линии Платона в античной философии

Развитие античного материализма связано с именем философа Гераклита (544-483 гг. до н.э.). Был высокоумен и надменен превыше всего. Он писал: «Многознайство уму не научает…». Сохранилось около 130 фрагментов из сочинений Гераклита «О природе» отсюда и известны его взгляды. Подобно милетцам он считал, что все возникло из некоего первоначала. Таким началом он считал огонь. Огонь наиболее подвижен и способен к изменению. «Огонь живет земли смертью, и воздух живет огня смертью. Вода живет воздуха смертью, земля – воды смертью».Огонь Гераклита не только круговорот вещей, он основной принцип образования о жизни вселенной, основа всех космических процессов. Широко известно положение Гераклита: «Мир единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, а был есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся, закономерно угасающим». В пламени Гераклита весь мир приобретает текучие формы. Физик Гейзенберг В. сказал: «Современная физика близко следует учению Гереклита. Если слово «огонь» заменить словом «энергия», то почти в точности высказывания Гераклита можно считать высказываниями современной науки. Энергия – причина изменений в мире». (Гейзенберг В. Физика и философия. М., 1963 – ст.41). В этом тексте имеется несколько важных мыслей: - первовещество огонь, это материализм; - он изменчив, диалектичен, отрицается акт сотворения мира; - мысль о строгой правильности ритмичности процесса. Именно из огня и его бесконечности вырастает далее триада космоса Логос Время Борьба. Ибо борьба у Гераклита отец всему и всему царь. Эта троица закон бытия и в этом тождество логоса времени борьбы. Но всем управляет молния. Молния это тоже огонь, но в его взрывном воплощении, это момент возгорания огня. Наивный материализм Гераклита сочетается со стихийной диалектикой. Он учил, что все течет, все изменяется, нет ничего неподвижного. Изменение в природе Гераклит рассматривал как результат борьбы противоположностей. Он считал, что противоположности взаимосвязаны, взаимополагают друг друга. Все происходит через борьбу и по необходимости, по логосу.

Гераклит решал вопрос и о сознании, он считал, что существует какая-то душа «психея», она тоже огонь и неразрывно связана с телом. Гераклит материалистически решал и 2-ую сторону О.В.М, признавал познаваемость мира и считал, что познание внешнего мира осуществляется посредством органов чувств и мышления, он верил в достоверность показаний органов чувств.

Он признавал конкретность истины, т.е.зависимость ее от конкретных условий. Таким образом Гераклит родоначальник стихийной диалектики. Оказал большое влияние на дальнейшее развитие философии. Гегель включил в свою философию все положения Гераклита.

Его учения о противоречиях использовал Гиппократ (460-374) – «лечение противоположного противоположным. Труд врачует отдых, а покой – труд». (см.Лебанидзе В.Ш. Огонь в философии Гераклита. Вопросы философии 1981 - № 6).

Вершиной развития античного материализма являются взгляды представителей атомистического направления. Это направление было представлено Левкиппом и Демикритом.Левкипп ( 500-440 г. до н.э.) впервые выдвинул учение о атомах и пустоте. Его ученик Демокрит.

Демокрит (460-370 г. до н.э.) родился в Абдерах. Много путешествовал: совершил путешествие в Египет и жрецы, чтобы научиться геометрии, в Персию к халдеям, в Индию, Эфиопию. В путешествиях растратил отцовское богатство, а за это тогда наказывали. Но он публично прочитал свое произведение «Великий диакосм» и был оправдан. Ему поднесли 500 талантов. Писал труды по этике, астрономии, географии, поэзии, живописи, земледелию. О мудрости его складывались легенды. Он сказал: «Я бы предпочел открытие одной причинной связи персидскому престолу». Большое внимание уделял он медицине. Он писал: «Здоровья просят у богов в своих молитвах люди, а того не знают, что они имеют сами в своем распоряжении средства к этому». (История медицины. – ст.33). Сочинение по медицине: «Об образе жизни, или о диете»; «врачебная наука».Демокрит считал, что в основе всего лежат атомы мельчайшие неделимые частицы. Доли имеют разную форму: кривые, шарообразные. Все вещи складываются из атомов.

Выступал против религиозных учений о бессмертии души. Он полагал, что душа как и тело состоит из атомов, но особой формы (овальной). Душа уничтожается вместе с телом. В атомной вселенной Демокрита отсутствуют всякий произвол и случай. Здесь царит жесткий и однозначный четкий порядок. Признание объективной закономерности и причинности одно из самых ценных достижений древнегреческой философии. Но понимание причинности и необходимости у Демокрита было упрощенным. Он абсолютировал необходимость и отрицал объективность случая. Заявил, что люди измыслили идол случая, чтобы пользоваться им как предсетом прикрывающим свою же нерассудительность. (Пример: личный гражданин города Абдеры).

Демокрит – основоположник материалистической теории познания. Он наивно полагал, что от каждого предмета исходят некоторые истечения, тончайшие оболочки, образуемые потоками атомов, которые образуют образы предметов. Эти образы, воспринятые органами чувств, вызывают ощущения. Таким образом знание – результат воздействия на органы чувств объективно существующих атомов. Заслугой Демокрита является разработка им проблемы роли чувств и разумия в познании. Он выделил два рода познания истинный и темный. В своих социологических воззрениях Демокрит как и все древнегреческие философы был идеалистом, защитником рабовладельческого строя. Демокрит философ-материалист, укрепил позиции материализма.

Материалистическую тенденцию в философии отразил и Гиппократ (460-377 г. до н.э.) происходил из рода, в котором медицинская профессия по обычаю передавалась от отца к сыну. Разработанные им приемы лечения переломов, вывихов, ран делают вероятным предположение, что он в качестве врача участвовал в войнах. Он знал систему органов движения. Процессы внутри организма он представлял менее ясно. Жизнь организма определяется четырьмя соками: кровью, слизью, желчью желтой и черной. От этих соков зависит темперамент человека. Материализм Гиппократа выразился в его произведении «О священной болезни», о эпилепсии. он указывает, что божественного в ней нет ничего. Немалое место в его произведениях занимает проблемы этики. Знаменитая клятва врача. Он учил: «Должно……перенести мудрость (философию) в медицину и медицину в мудрость (философии)».

Кризис медицинской демократии, идеология аристократии нашли свое выражение в философии Сократа и Платона. Сократ (469-399 г. до н.э.). Выходец из небогатой афинской семьи, весьма образован. Храбр, физически силен, вынослив. Участвовал в 3-х войнах. Был бедным человеком, ибо считал, что торговать мудростью еще хуже, чем продавать тело. Имел вредную жену, но он говорил: «А я к ней привык, как к вечному скрипу колеса». По обвинению в развращении молодежи выпил чашу с ядом. Причем на суде логикой разбил все обвинения. Когда ему сказали: «Афиняне тебя осудили на смерть», он ответил: «А природа осудила их самих»;»Ты умираешь безвинно» - говорила ему жена; он возразил «А ты бы хотела, чтобы заслуженно?».

По своим философским взглядам Сократ был идеалист, признавал первичность бога как верховного управителя мира, был упорным противником материализма.

Предметом философии является духовное «Я». Центр философии – человек. Девиз ее познай самого себя. Т.е. познание он сосредотачивает на малом диакосмосе. Он сознательно уходит от большого диакосмоса, утверждая: что пользы изучать светила, если человек бессилен изменить их ход? Он утверждал бессмысленность познания того, что не приводит к практическим, полезным переменам. Поэтому человек должен познать себя, а затем и переделать себя. Человек в своей деятельности должен руководствоваться знанием, у него если человек мудр, то он как правило нравственен. У Сократа вся безнравственность от незнания. Это идеализм. Новым в философии Сократа следует считать, то что диалектику он понимал как искусство ведения такого рода беседы, диалога, при помощи которого собеседники достигают истины.. Задача мудреца, учителя не в том чтобы научить, а чтобы разбудить дремлющий дух и заставить порождать дремлющее знание. Итак, диалектика – метод получения знания.

Крупнейшим представителем античного идеализма был Платон, ученик Сократа (427-347 г. до н.э.). Создал стройную для своего времени систему идеализма, противопоставлявшего себя материализму. Его сочинения весьма многочисленны, представляют собой диалоги среди них «Горгий», «Пир», «Государство», «Софист», «Тимей». Герои диалогов поэты, философы, политические деятели.

Учение Платона объективный идеализм, во главе всего сущего стоят идеи. Как он пришел к этому? Прекрасное, что это? Это идея, сверхчувственное бытие, сверхчувствительная причина и образец всех вещей. Чувственные вещи изменчивы, преходящи, непрочны, но идея (эйдос, вид) прекрасного есть неизменяемая вечная сущность, всегда равная себе. Отсюда:

Подлинное бытие принадлежит миру духовных сущностей. Этот мир первичен, мир же чувственных вещей вторичен, представляет собой тусклый отблеск тень мира идей. Идеи вне пространства и времени, вне материи, они невообразимы и запредельны. Наивысшая идея по Платону это идея «блага» (государства). Эта идея определяет весь господствующий в мире порядок: все телеологически направляется к благой цели (д-г Политик). Всякая душа стремится к благу, и все делает ради блага.Это стремление к благу вложено в нас самим богом.

Идеи – это объективно существующая мысль. Платон отождествлял вещь с понятием, вещь с логическим признаком. Это ошибка всех идеалистов. В каком отношении находятся идеи и чувственные предметы? Идеи более стабильны или вещи? Например идея красоты, равенства вечны, а красивые справедливые люди могут меняться; чувственный мир не есть ни область идей, ни область материи, он среднее между областью идей и областью вещей существует еще душа мира. (у русских философов Соловьева, Бердяева и др. – это София); каждая вещь одновременно причастна к идее и материи. Следовательно этот мир есть область становления, генезиса, рождения, он единство, следовательно бытия и небытия, тождественного и не тождественного, неизменного и изменчивого. Это учение о противоречиях, хотя и неразработано до конца. Здесь чувствуется влияние Гераклита, Демокрита.

Теория идей у Платона средство объяснения процессов в здоровом и больном организме человека. Здоровье и болезнь по Платону определяется потусторонним, нематериальным началом – пневной. Прекращение этой «пневмы» в организме и составляло содержание патологии. Он совсем уходит к идеям как божественным, становясь рабом своей же системы. Сперва идея – мышления, а затем уже бог.

Однако это положительная философия в целом, ибо она была реакцией на субъективную диалектику софистов. Да и Платон разработал диалектику как науку наук, ибо целью диалектики является установление абсолютных занятий, движение к абстрактному, достижение истины. Но Платон неравномерно судил д-ку для доказательства идей.

Платон в теологизированной форме приходит к идее мирового прогресса. Он считает, что жизнью органической и неорганической движет сила, направляющая ее к известной, определенной цели. В силу чего в природе и обществе существует прогресс. Идея прогресса положительна, но ввиду его идей этот прогресс оборачивается регрессом.

В философии Платона помимо учения о бытии или мире идей содержит в себе учение о познании. Вопрос о знании рассматривается в диалогах «Те этет», «Менон», «Пир», «Государство». По Платону знание возможно не для каждого. Философия, знание, невозможно для того, кто уже обладает знанием, т.е. для богов, им незачем стремиться к знаниям философии, знание невозможно и для полных невежд, т.к. невежда доволен собой и не понимает меры своего невежества.

Диалектика у Платона выступает методом познания. Душа познает, когда она направляется к тому, что озаряется истинным и сущим. Но еще она находится в том, что покрыто мраком. Она руководится мнением и тупеет. Он развивает классификацию видов знания: делит знания на интеллектуальные и на чувственное; интеллектуальное знание в свою очередь делится на мышление и на рассудок; под мышлением Платон понимает деятельность одного лишь ума, свободного от примеси чувственности. Чувственное знание делит на две области: веру и подобие. Посредством веры мы воспринимаем вещи в качестве существующих, воспринимаем их. Подобие – это представление о вещах, мысленное построение, основывающееся на вере.Чувственные вещи постигаются посредством мнения. О них невозможно знать, их постигают гипотетически. Мнение не есть ни незнание, не знание, оно темнее знания и яснее незнания. Идеи (мысли) постигаются посредством знания. И знание невозможно только относительно идей они постигаются посредством интуиции, мышления, вне зависимости от чувственности.

Диалектику Платон определил как искусство вести устную речь, искусство ставить вопросы и отвечать на них. Он считал, что это помогает углубляться в процессе мышления и вспомнить, что видела душа в мире идей.

С позицией идеализма Платон стремится разрешить социальные проблемы. Он выдвинул учение об идеальном государстве, где обосновывает рабовладение. Платон делит граждан на сословия:1. философы – правители, ибо они мудры, и без них царствует зло; 2. стражи – воины; 3. земледельцы, ремесленники. Гос.власть должна принадлежать философам аристократам. Рабы – это животные для труда.

Аристотель. (384-322). Сын врача, получил также медицинское образование. Ученик Платона. Был шепеляв в разговоре, ноги имел худые, глаза маленькие. Имел сына Николеаха от наложницы. От Платона отошел еще при жизни. Платон говорил: «Аристотель меня брыкает как сосунок-жеребенок свою мать».

Когда его спрашивали какая польза от философии: «стал делать добровольно то, что другие делают в страхе перед законом»(Диоген Лаэртский с.188, 194). Написал очень много книг. «О справедливости», «О философии», «О воспитании», «Этика», «Анатомия» - 8 книг, «Врачевание» – 2 книги, «О бесплодии», «О музыке», «Категории», «Топика» и др. Был учителем А.Македонского.

Характерной чертой философии Аристотеля является колебание между материализмом и идеализмом. Аристотель выступил с резкой критикой платоновского учения об идеях. Он говорит о бесполезной для науки теории идей. Он считает, что Платон искал вечно постоянные, а не изменяющиеся предметы, чтобы сделать их объектами познания.

Аристотель признает объективное существование реального мира. Но он впадает в идеализм здесь. У него всякая вещь возникает из материи. Материя не есть действительность, а только возможность бытия. Действительностью материя становится лишь под воздействием формы и совместно с ней существует во всех вещах. (Медный шар).Материя начало пассивное, форма начало активное, творческое Формы имеют сверхчувствительное происхождение, имеют иерархию.Формой всех форм является бог, который выступает как первый двигатель, как производящая причина, цель.

Природу Аристотель рассматривал в движении и развитии. Развитие он понимал как процесс оформления материи, как переход возможности в действительность.Отвергнув платоновский мир идей, Аристотель разрабатывает свою теорию познания.Природа – реальный предмет познания, она источник опыта, ощущений. Кто не ощущает, тот не познает и ничего не понимает. Однако ощущения дают хотя и верные, но неполные знания о мире. Существует, поэтому, разумное познание и его источник целиком в разуме. Аристотель считал, что только познание общего есть подлинно научное знание. Но оторвал общее от отдельного, абстрактное мышление от его источника – показаний органов чувств.

Особая заслуга Аристотеля состоит в разработке проблем логики. Аристотель впервые сделал законы мысли человека предметом специального изучения. Он представил логику как науку о законах и формах мышления. Он дал глубокое исследование форм мышления человека – понятий, суждений, умозаключений. Ему принадлежит открытие таких законов как закона тождества, закона противоречия, закон исключенного третьего. Он строго различил истину и ложь. Истина, говорил он, есть соответствие мысли действительности.

Заслугой Аристотеля является также разработка им учения о категориях. Он выделил и проанализировал десять категорий философии: сущность, количество, качество, отношения, место, время, положение, обладание, действие, страдание. Кроме того он исследовал категории возможность и действительность, необходимость и случайность, причинность. Данные им определения сохраняют свое значение и до сих пор.

Политические и социологические воззрения проникнуты идеей сохранения рабовладельческого государства. Он считал рабство существующим по природе. Раб – это говорящее орудие. Отражая плановые позиции рабовладельцев он оправдывал войны необходимостью приобретения рабов.

Таким образом Аристотель подвел итог развитию философских, естественно-политических идей в Древней Греции. Внутри нерасчлененной науки он выделил философию как науку о всеобщем, логику, математику, теорию государства и т.д. Вместе с тем философия Аристотеля непоследовательна. Вот почему у Аристотеля находили аргументы в свою защиту, как идеалисты, так и материалисты.

Философия Платона, Аристотеля оказала влияние на взгляды врача-естествоиспытателя Галена (131-201г).К материалистическим взглядам Галена, исследовавшего стенки желудка, кишок, артерий, спинного мозга, примешивались идеалистические телеологические взгляды, а также идеалистические. Все процессы организма он приписывал действию нематериальных сил.

Продолжателем древнегреческой анатомической традиции был Тит. Тит Лукреций Кар «Поэма о природе вещей». Она отразила передовые воззрения римлян в области философии, естествознания, медицины, истории, психологии. В этой поэме Лукреций выдвигает учение о развитии, о сложном строении живых организмов, о передаче признаков по наследству, о болезнях и т.д. Эта поэма (6 т) определила многие черты мировоззрения Ньютона, Ломоносова, Герцена, молодого Марша.

Его учение оказало большое влияние на врача Галена (129-199гг). Произведения Галена в течение 14 веков были основным источником знаний по медицине на Ближнем, Среднем Востоке и Европе. Он родоначальник экспериментальной анатомии, физиологии, терапевт, фармацевт, врач-философ.

Гален анатомировал высших животных (человека уже запретила церковь) описал все системы человеческого организма. Но ошибочно описал сердце, не знал кругового обращения крови. Это сделал М.Сервет в 16 веке и Гарвей в 17 веке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: