Заполнение пропущенных в тексте слов

Методика, предложенная Эббингаузом, используется для исследования развития речи и продуктивности ассоциаций.

Для проведения методики существует множество вариантов текстов, отдельные фразы, более или менее сложные рассказы.

Испытуемому предлагают просмотреть текст и вписать в каждый пропуск только одно слово так, чтобы получился связный рассказ.

Стимульный материал.

ТЕКСТ ЭББИНГАУЗА

Вариант 1. Над городом низко повисли снеговые ____________________. Вечером началась _______________. Снег повалил большими ___________________. Холодный ветер выл как _______________ дикий _________________. На конце пустынной и глухой _______________ вдруг показалась какая-то девочка. Она медленно и с _______________ пробиралась по ___________. Она была худа и бедно ________________. Она продвигалась медленно вперед, валенки хлябали и _____________ ей идти. На ней было плохое _______________ с узкими рукавами, а на плечах ______________________. Вдруг девочка _____________ и, наклонившись, начала что-то __________ у себя под ногами. Наконец она стала на _________________ и своими посиневшими от _______________ ручонками стала ________________ по сугробу.
Вариант 2. Однажды Генрих IV, французский ____________________, потерял на охоте из виду свою _______________ и принужден был один ___________ в Париж. На большой _______________ он увидел простого ____________, который ______________ также в столицу. Король остановил своего___________ и ____________ к мужику с вопросом: «Зачем ты _______________ в город?» – «Я хочу ________________ своего сына, да сверх того, мне хотелось бы _______________ короля, который так любит своих _____________ говорят, что он очень _______________. Но как его ______________ в толпе? Не будете ли вы добры _____________ мне его?» – «Когда народ__________ своего короля, – отвечал Генрих, – то каждый ____________ шляпу; знай: кто не ________________ шляпы, тот и король». Увидавши своего_____________ в городе, все парижане сняли ______________, только король и мужик были в шляпах. «Кто же из нас обоих _______________?» – спросил мужичок с удивлением.

При оценке работы испытуемого следует учесть скорость подбора слов, затруднения в подборе слов в определенных, наиболее трудных местах текста (например, «холодный ветер выл как …» или «начала что-то …»), а также его критичность, т.е. стремление сопоставлять те слова, которые он собирается вписать, с остальным текстом.

Исследование ассоциаций.

Три методики, приведенные в этом разделе, нельзя считать направленными на исследование мышления в подлинном смысле слова. Выполнение инструкции не требует от испытуемого целенаправленных логических действий, не связано с решением мыслительных задач. Тем не менее, выявляя особенности течения ассоциаций, они могут быть полезны для анализа тонких признаков расстройств мышления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: