Методика выявляет характер и продуктивность ассоциаций испытуемого, а также его словарный запас.
Для проведения опыта экспериментатор должен подготовить мягко пишущий карандаш и секундомер. Нежелательно проводить этот эксперимент после «Классификации предметов».
Исследование проводится под видом проверки скорости речи. Экспериментатор говорит испытуемому: «Давайте проверим, насколько быстро вы можете говорить. Назовите, пожалуйста, 60 каких угодно слов – все равно, каких, только как можно скорее. Старайтесь не называть того, что видите перед собой. Начинайте!»
В отличие от других экспериментов, при проведении которых экспериментатор не спешит начать опыт, пока не убедится, что испытуемый все понял и не имеет больше вопросов, в данном опыте экспериментатор несколько искусственно создает условия спешки: «Скорее, скорее, главное скорее…» Если больной никак не может сам начать, и все спрашивает, какие слова нужно называть, экспериментатор повторяет: «Все равно, какие. Отдельные слова. Например, лес, поле, хлеб…» Никакой другой помощи оказывать не следует.
Все слова, которые называет испытуемый, экспериментатор должен постараться записать. Если он говорит очень быстро и много, экспериментатор, в крайнем случае, ставит себе знак пропуска, например, «V», и старается, чтобы от одного такого знака до другого запись была абсолютно полной. Не следует предлагать испытуемому говорить медленнее, так, чтобы его речь превращалась в диктовку. Лучше пропустить запись ряда слов. Однако если становится заметно, что условия спешки тормозят больного, можно перейти и на более медленный темп.
В случае, если испытуемый называет слова с длительными паузами, экспериментатор не отрывает карандаша от бумаги и, пока больной молчит, продолжает ставить в ряду слов точки. Количество поставленных точек даст представление об относительной длине пауз, сделанных испытуемым.
Если вопреки инструкции он начинает произносить целые фразы, экспериментатор останавливает его и напоминает, что нужно произносить отдельные слова.
Опыт продолжается две минуты, иногда и меньше, если испытуемый не в состоянии называть слова.
Протоколировать опыт можно просто записывая вслед за испытуемым во всю ширину страницы слова, но иногда полезно пользоваться магнитофоном, а затем списывать все с него.
Для психически здоровых людей, а также школьников задание не предоставляет трудности. Слова называются обычно «гнездами», по 4–7 слов из какой-либо области смежных представлений, а затем происходит понятный переход к следующему «гнезду», т.е. близкому ряду слов. Так, например, испытуемый говорит: «Тигр, волк, лось, медведь, шкура, мех, шуба, пальто, костюм, плащ». В этом ряду следует перечисление зверей, а затем после перехода «шкура – мех» – следующее «гнездо» (виды одежды). Очень большие «гнезда», т.е. перечисление 10–12 предметов одного и того же ряда, а иногда и больше, свидетельствует о чрезмерной обстоятельности, инертности мышления испытуемого.
Данная методика может также оказаться полезной для выявления богатства или бедности словарного запаса представлений.