Противоположности

Этот вариант ассоциативного эксперимента предназначен для выявления произвольности и дифференцированности ассоциаций испытуемого. В отличие от так называемого свободного варианта, т.е. такого, при котором предлагается отвечать любым, первым пришедшим на ум словом, в этой методике ассоциации регламентированы условиями. Длительно продолжающийся опыт должен выявить устойчивость произвольного направления ассоциаций. Для проведения опыта нужен бланк со словами.

Инструкция: «Напротив каждого из данных слов напишите слово противоположного значения».

1. Тупой ___________________________
2. Тонкий ___________________________
3. Грязный ___________________________
4. Исчезновение ___________________________
5. Чужой ___________________________
6. Низ ___________________________
7. Крупный ___________________________
8. Враг ___________________________
9. Младший ___________________________
10.Отталкивать ___________________________
11.Удаление ___________________________
12.Высокий ___________________________
13.Внешний ___________________________
14.Твердый ___________________________
15.Сухой ___________________________
16.Красивый ___________________________
17.Исправление ___________________________
18.Множить ___________________________
19.Громкий ___________________________
20.Спокойствие ___________________________
21.Сходство ___________________________
22.Меньшинство ___________________________
23.Поднимать ___________________________
24.Беречь ___________________________
25.Разрешать ___________________________
26.Скупой ___________________________
27.Починять ___________________________
28.Порицание ___________________________
29.Голод ___________________________
30.Забывать ___________________________
31.Легко ___________________________
32.Победа ___________________________
33.Бодрость ___________________________
34.Просторно ___________________________
35.Приказывать ___________________________
36.Исключительный ___________________________
37.Мирить ___________________________
38.Неуклюжий ___________________________
39.Разрушать ___________________________
40.Суживать ___________________________
41.Спешить ___________________________
42.Горе ___________________________
43.Спор ___________________________
44.Наступление ___________________________
45.Истина ___________________________
46.Скрытность ___________________________

Выбор этих слов, каждое из которых представляет, в сущности, задачу, не так уж прост, и лучше пользоваться проверенными вариантами.

Можно предлагать испытуемому отвечать устно, а можно предложить записывать слова на бланке. Учитывается время.

Инструкция очень проста: «Вот ряд слов. К каждому слову нужно придумать слово противоположного значения. Вот, например…». После этих слов экспериментатор вместе с испытуемым разбирает 2–3 примера.

При истолковании результатов учитывается, прежде всего, то, сохраняет ли испытуемый заданную ему инструкцию или по ходу выполнения задания «сбивается» с направленного хода ассоциаций на свободный. В норме они не встречаются и при составлении заключения должны быть отмечены, так как выявляют нестойкость, ненаправленность мышления испытуемого в целом. Колебания внимания могут нарастать к концу опыта. Это свидетельствует об утомляемости.

Второе, что учитывается при истолковании результатов пробы, – это степень дифференцированности, точности подбираемых испытуемым противоположных понятий.

Интеллектуально сниженные испытуемые с малым словарным запасом и слабостью инициативы ограничиваются в этой пробе тем, что прибавляют к заданному слову приставку «не». Например, высокий – невысокий, спешить – не спешить и т.д.

Проба пригодна и даже рекомендуется для повторного проведения (при условии предварительной подготовки равнотрудных вариантов).

Показатели времени используются главным образом для оценки утомляемости испытуемых.

4. Методы исследования памяти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: