Этот вариант ассоциативного эксперимента предназначен для выявления произвольности и дифференцированности ассоциаций испытуемого. В отличие от так называемого свободного варианта, т.е. такого, при котором предлагается отвечать любым, первым пришедшим на ум словом, в этой методике ассоциации регламентированы условиями. Длительно продолжающийся опыт должен выявить устойчивость произвольного направления ассоциаций. Для проведения опыта нужен бланк со словами.
Инструкция: «Напротив каждого из данных слов напишите слово противоположного значения».
| 1. Тупой | ___________________________ |
| 2. Тонкий | ___________________________ |
| 3. Грязный | ___________________________ |
| 4. Исчезновение | ___________________________ |
| 5. Чужой | ___________________________ |
| 6. Низ | ___________________________ |
| 7. Крупный | ___________________________ |
| 8. Враг | ___________________________ |
| 9. Младший | ___________________________ |
| 10.Отталкивать | ___________________________ |
| 11.Удаление | ___________________________ |
| 12.Высокий | ___________________________ |
| 13.Внешний | ___________________________ |
| 14.Твердый | ___________________________ |
| 15.Сухой | ___________________________ |
| 16.Красивый | ___________________________ |
| 17.Исправление | ___________________________ |
| 18.Множить | ___________________________ |
| 19.Громкий | ___________________________ |
| 20.Спокойствие | ___________________________ |
| 21.Сходство | ___________________________ |
| 22.Меньшинство | ___________________________ |
| 23.Поднимать | ___________________________ |
| 24.Беречь | ___________________________ |
| 25.Разрешать | ___________________________ |
| 26.Скупой | ___________________________ |
| 27.Починять | ___________________________ |
| 28.Порицание | ___________________________ |
| 29.Голод | ___________________________ |
| 30.Забывать | ___________________________ |
| 31.Легко | ___________________________ |
| 32.Победа | ___________________________ |
| 33.Бодрость | ___________________________ |
| 34.Просторно | ___________________________ |
| 35.Приказывать | ___________________________ |
| 36.Исключительный | ___________________________ |
| 37.Мирить | ___________________________ |
| 38.Неуклюжий | ___________________________ |
| 39.Разрушать | ___________________________ |
| 40.Суживать | ___________________________ |
| 41.Спешить | ___________________________ |
| 42.Горе | ___________________________ |
| 43.Спор | ___________________________ |
| 44.Наступление | ___________________________ |
| 45.Истина | ___________________________ |
| 46.Скрытность | ___________________________ |
Выбор этих слов, каждое из которых представляет, в сущности, задачу, не так уж прост, и лучше пользоваться проверенными вариантами.
Можно предлагать испытуемому отвечать устно, а можно предложить записывать слова на бланке. Учитывается время.
Инструкция очень проста: «Вот ряд слов. К каждому слову нужно придумать слово противоположного значения. Вот, например…». После этих слов экспериментатор вместе с испытуемым разбирает 2–3 примера.
При истолковании результатов учитывается, прежде всего, то, сохраняет ли испытуемый заданную ему инструкцию или по ходу выполнения задания «сбивается» с направленного хода ассоциаций на свободный. В норме они не встречаются и при составлении заключения должны быть отмечены, так как выявляют нестойкость, ненаправленность мышления испытуемого в целом. Колебания внимания могут нарастать к концу опыта. Это свидетельствует об утомляемости.
Второе, что учитывается при истолковании результатов пробы, – это степень дифференцированности, точности подбираемых испытуемым противоположных понятий.
Интеллектуально сниженные испытуемые с малым словарным запасом и слабостью инициативы ограничиваются в этой пробе тем, что прибавляют к заданному слову приставку «не». Например, высокий – невысокий, спешить – не спешить и т.д.
Проба пригодна и даже рекомендуется для повторного проведения (при условии предварительной подготовки равнотрудных вариантов).
Показатели времени используются главным образом для оценки утомляемости испытуемых.
4. Методы исследования памяти.






