Лес | Хлеб | Брат | Конь | Вода | Гриб | Мед | Игра | Перо | Стул | |
+ | + | + | + | + | ||||||
+ | + | + | + | + | + | + | ||||
+ | + | + | + | + | + | + | + | |||
+ | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
+ | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
+ | + | + | + | + | + | + | + |
По этому протоколу может быть составлена кривая запоминания.
В норме как у взрослых, так и детей школьного возраста кривая запоминания носит примерно такой характер: после первого прослушивания называется не менее пяти слов, далее идет постепенное наращивание заученных слов, обычно к третьему–четвертому воспроизведению испытуемый называет 9–10 слов и удерживается на этих числах. В ретенции, т.е. отсроченном воспроизведении исследуемый должен назвать не менее семи слов.
Отсроченное воспроизведение менее семи слов рассматривается как снижение непосредственной памяти.
В отличие от отсроченного, непосредственное воспроизведение характеризует не столько память испытуемого, сколько объем его восприятия. Объем восприятия следует считать суженным, если после первого предъявления названо менее пяти слов и от пробы к пробе не происходит наращивание запоминаемого материала, кривая запоминания имеет форму «плато». Такую картину можно наблюдать при органических заболеваниях ЦНС (церебральном атеросклерозе, черепно-мозговых травмах). Привнесение лишних слов и их инертное повторение из раза в раз часто наблюдается при органическом поражении ЦНС травматического характера.
|
|
Кривая запоминания может указывать и на ослабление активного внимания, и на выраженную истощаемость психических процессов. Так, например, иногда испытуемый ко второму разу воспроизводит 8 или 9 слов, а затем после каждой пробы воспроизведения – все меньше и меньше. В жизни такой испытуемый, вероятно, страдает забывчивостью и рассеянностью, но в основе этих нарушений лежит истощаемость психических процессов. Неустойчивость, колебания внимания могут проявляться в виде зигзагообразной кривой запоминания.