Проблема влияния культуры на философское знание и на сам процесс философствования специально поставлена в так называемых мультикультурных исследованиях философии (interkulturelle Philosophien)35, а также, конечно, в компаративистике. Пожалуй, наиболее поразительный вывод, следующий из этих исследований, — о том, что национальные особенности отдельных философских и гуманитарных наук безусловно превалируют над моментами общности, даже в том случае, если сравниваемые дисциплины одинаково называются. Так, к примеру, термины в словарях по этике в разных странах совпадают всего лишь на 10%36. Что касается социальной философии, то мы только наметим здесь данный сюжет с помощью нескольких примеров.
В 1988 г. в Нью-Йорке вышли две книги по социальной философии: во-первых, переиздание книги С. Л. Франка «Духовные основы общества. Введение в социальную философию» на русском языке и, во-вторых, на английском языке книга Г. Грэма «Современная социальная философия»37.
С. Л. Франк ставит проблему социальной философии как религиозно-философскую проблему в соотношении с предельными основаниями человеческого бытия. Г. Грэм видит значимость социальной философии в том, что она привлекает внимание общества к таким социальным проблемам, как эвтаназия, разрешение или запрещение абортов, рациональная организация социальной помощи малоимущим и т.д. Отметим, что перечисленные проблемы действительно не могут быть решены чисто социологическими, позитивно-научными методами. Это философские проблемы. Но также ясно, что философия Грэма существенно отличается от философии Франка.
Мне вспоминается в связи с этим сопоставление идеалов, которые одухотворяют героев Диккенса и героев Достоевского. Для героев Диккенса идеал состоит в том, чтобы стать состоятельным и приобрести уютный коттедж среди зелени и чтобы была куча веселых Детей... Герой же Достоевского мечтает о том, чтобы «предвечные вопросы решить»38. Вот и социальная философия в русской традиции напряжена в философско-нравственном и религиозном отношении, в то время как западная социальная философия, оставаясь, конечно, философией, ориентирована тем не менее в первую очередь на разрешение определенных утилитарных социальных вопросов. Некоторые
книги по социальной философии на Западе для русского читателя вообще предстают как пособия по психотерапии39.
Поэтому можно понять пафос заместителя главного редактора «Социологических исследований» (заметим — ведущего социологического журнала в нынешней России) А.И.Зимина, который в пылу полемики высказался в том смысле, что, мол, ориентация на западноевропейскую систему социологических понятий, при посредстве которых пытаются воспроизвести нынешнюю российскую социальную ситуацию, не выдерживает критики40. Ту же мысль мы обнаруживаем и в нашем ведущем философском журнале: «Жесткие схемы исторического объяснения сегодня плохо работают в России. Например, модель Т. Парсонса, признанная эффективной для характеристики западных и модернизирующихся обществ, плохо вписывается в российский контекст»41.
Очевидно, с одной стороны, что в нынешней ситуации «западноевропейская система социологических понятий» представляет собой наименее неадекватный аппарат анализа, хотя, с другой стороны, ясно, что в условиях дальнейшего свободного развития российской социальной науки вообще и социальной философии в частности российские обществоведы смогут выработать более адекватный аппарат42.
Уже в приведенных высказываниях видна и еще одна особенность бытийствования социальной философии в России — речь идет о максимализме оценок и максимализме отношения к ней. Сегодня, как уже говорилось, налицо настороженность и даже идиосинкразия по отношению к самому предмету социальной философии. Доминирующее место занимают скорее политология и связанная с ней философия политики. Это отчасти отражает и то обстоятельство, что собственно общество в России всегда было недостаточно структурировано, а сознание носит этатистский характер43. Наиболее оптимальным и разумным представляется путь схождения российской и западной философии, их со-беседования и со-мышления44.
Подведем краткие итоги этой главы. Предметом социальной философии, как и всякой философской дисциплины вообще, являются предельные основания бытия, которые познаются через социум. В известном смысле социум выступает в качестве инструмента познания, диалектически единого со своим предметом. В качестве предмета социальной философии социум раскрывается в двух фундаментальных отношениях: во-первых, как общество вообще, а во-вторых, как сообщество познающих профессионалов, социальных философов. Таким образом, предметом социальной философии является социум, взятый
с точки зрения его смыслообразующей способности — с точки зрения его способности дать решение предельных вопросов. Хотя социальная философия и не отделена китайской стеной от положительных социальных наук, отличия проходят в зоне ее нормативности и ее антитетичное™. Социальная философия не только постигает, каков социальный мир с точки зрения вечности, но и то, каким он должен быть. Социальная философия в своем предмете предстает как система антитез, выражающих динамику и многомерность множественного бытия людей в их отношениях к предельным основаниям этого бытия.
1 Термины И. Канта.
2 Это определялось основными марксистскими установками. В самом деле, ес
ли общественное бытие определяет общественное сознание, то именно через соци
альную обусловленность, изучаемую диалектико-материалистической социальной
философией, могут быть объяснены в конечном счете все важнейшие феномены
бытия и мышления.
3 Скажем, исследование коммуникативной культуры.
4 Кант И. Критика чистого разума. СПб., 1993. С. 14.
5 Причина, очевидно, также и в том, что социологи первоначально рекрутиро
вались из числа социальных философов. См. показательное в этом отношении из
дание: История теоретической социологии: В 4 т. / Отв. ред. и сост. Ю. Н. Давыдов.
М.; СПб., 1997-2000.
6 К примеру: «Мы не испытываем недостатка в фактическом материале по про
блемам этничности. Нам не хватает объяснения — принципов, с помощью которых
можно классифицировать факты, изучать структуру и ткань межгрупповых отно
шений, понимать механизмы конфликта...» (Horowitz D. Ethnic Groups in Conflict.
Berkeley; Los Angeles; London, 1985. P. XI).
Справедливо отмечается, что решительное разграничение социологической науки и социально ориентированного знания в целом, которое выступает предметом истории социальной мысли, к сожалению, гораздо более решительно, чем следовало бы (см.: История теоретической социологии. Т. 1. М., 1997. С. 12).
8 Кроне Б. Логика философии // Кроче Б. Антология сочинений по филосо
фии. История. Экономика. Право. Этика. Поэзия. СПб., 1999. С. 19.
9 Винделъбапд В. Прелюдии. СПб., 1904. С. 12.
Например, в немецком словаре читаем: «Sozialphilosophie: Begriff fur friihere Soziologie, besonders mit Speculationen tiber menschlichen Fortschritt und eine gedachte Stufenfolge bis zu einem idealen Zustand» (Gesellschaft. Lexikon der Grund-begriffe. Hamburg, 1992. S. 208) («Социальная философия: понятие, характеризующее раннюю социологию, особенно в связи с ее спекуляциями о человеческом прогрессе и предполагаемой последовательности ступеней, ведущих к идеальному состоянию»).
Ср.: Der Positivismusstreit in der deutschen Soziologie / T. W. Adorno, H. Albert, J. Habermas, H. Pilot, K. R. Popper. Miinchen, 1993.
Гуссерль Э. Обновление. Проблема и метод // Вопросы философии. 1997. №4. С. 113-114.
См., напр.: Франк С. Л. Духовные основы общества. Введение в социальную философию // Русское зарубежье. Из истории социальной и правовой мысли. Л., 1991.
Трудно сказать, является, например, Макс Вебер социальным философом или социологом. Обе дисциплины готовы считать его «своим». В современном мире
характерна карьера Питера Дракера, автора книги «Посткапиталистическое общество» (1995). Он начал как профессор социальной философии, но позже стал патриархом современного менеджмента, весьма узкой области социологии (см.: Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология. М., 1999. С. 67). Такого рода примеры «горизонтальной мобильности» можно умножить (как в случае с Ю. Н. Давыдовым).
15 Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 1. М., 1976. С. 181 (Метафизика 1025 b 24-25).
16 Далеко не все согласны с нормативностью социальной философии: «Трак
товка философского статуса социальной философии в качестве по преимуществу
нормативной науки представляется в теоретическом плане ошибочной, в практи
ческом— бесперспективной... » (Перов Ю. В. Историчность и историческая реаль
ность. СПб., 2000. С. 138).
17 Гуссерль Э. Обновление. Проблема и метод. С. 114.
18 О нормативной природе социальной философии см. глубокую работу: Ма-
гун А. В. Понятие суждения в философии Ханны Арендт // Вопросы философии.
1998. №11. С. 102-115.
19 Литература по утопии огромна. Можно сказать, что исследование утопии
есть один из важнейших отделов социальной философии. Кроме классического
К. Мангейма («Идеология и утопия») можно указать еще ряд интересных работ:
Гуторов В. А. Античная социальная утопия. Вопросы истории и теории. Л., 1989;
Игнатенко А. А. В поисках счастья. Общественно-политические воззрения арабо-
исламских философов средневековья. М., 1989; и др. В советское время этой про
блематикой занимался «научный коммунизм», где наряду с пустыми сочинениями
были и глубокие аналитические работы, особенно — исторические исследования. В
постперестроечной России тема утопии также не исчезла. См., напр., показатель
ную статью: Петросян В. К. Понятие и сущность ноократического общества //
Вопросы философии. 2002. № 10. С. 45-74; уже в первых строках автор разъясняет,
что под «ноократическим» он разумеет гармоническое общество.
20 См.: Трубников Н. Н. О категориях «цель», «средство», «результат». М.,
1968.
21 В духе О. Конта и К. Маркса.
22 См.: Давыдов Ю. Н. От национальной экономии к культурсоциологии (про
блемы социальной теории в письмах М. Вебера 1906-1908 гг.) // Вопросы филосо
фии. 1996. №1. С. 124-134.
23 Возможна и иная терминология, описывающая то же содержание. Так, фи
лософия в этом плане представляется как определенная культура (не в смысле
противопоставления «культуры» и «дисциплины», как у И. Канта, о чем гово
рилось выше, а именно в смысле формы бытийствования духа): «Философская
культура... есть то место, в котором философия конкретно существует. Это, с
одной стороны, институты, библиотеки, переводы, а с другой — совокупность мыс
лительных актов, дискуссий, философских дискурсов. Это также и традиции, ко
торые уважаются или, наоборот, отрицаются. Это и объективные положения куль
туры в обществе, ее отношения к политике, идеологии, общественности („агора")»
(Звеерде Э. ван дер. Интервью // Вопросы философии. 1998. №2. С. 121).
2 См. подробнее: Пигров К. С. Позитивная наука как метафилософия: социология мудрости // Метафилософия или философская рефлексия в пространстве традиций и новаций. Международные чтения по теории, истории и философии культуры. Вып. 4. СПб., 1997. С. 7-18.
25 Вспомним, что обвинение философу Сократу строилось именно на таком
противоречии: он не уважал богов.
26 См.: Есюков А. И. Философские аспекты русской богословской мысли второй
половины XVIII — начала XIX в.: Автореф. дис.... д-ра филос. наук. СПб., 2000.
Высшая цель коммунизма предстает в конечном счете как «наибольшее счастье для наибольшего количества людей».
28 Кроне Б. Логика философии. С. 36.
29 Этот подход социальной философии не исключает того, что в философии
политики сама социальная философия будет рассматриваться как ее подчиненный
момент.
30 Berlin I. Does Political Theory Still Exit? // Philosophy, Politics and Society.
Oxford, 1962.
31 Zolo D. The Tragedy of Political Science // Boston Studies in the Philosophy
of Science (Dordrecht etc.). 1995. Vol.164: Science, Politics and Social Practice. P. 252
(см.: РЖ. 3.2001.03.024 (Реферативные журналы. Социальные и гуманитарные на
уки. Отечественная и зарубежная литература. ИНИОН РАН. Сер. 3: Философия.
2001. №3. Реф. №24)). — К сожалению, в российской учебной литературе совершен
но не выработана традиция отсылок к реферативным изданиям. Между тем мно
жество интересных работ по гуманитарным отраслям, выпущенных за рубежом,
которых нет в библиотеках или которые труднодоступны, студенты — и не только
студенты — могут разыскать в «Реферативных журналах». Ниже мы не единожды
будем ссылаться на это в высшей степени полезное издание, воспроизводя систе
му шифров, принятую в указанном журнале (первая цифра означает номер серии
<Сер. 2: Экономика; Сер. 3: Философия; Сер. 11: Социология>, вторая —год, тре
тья — номер выпуска, четвертая — номер реферата).
32 См.: Ibid. P. 247-262.
33 Кафедры социальной философии и философской антропологии на фило
софском факультете СПбГУ до сих пор никогда не конкурировали по вопросу о
предметах своих дисциплин. В связи с этим — персональная благодарность мудро
му Борису Васильевичу Маркову!
34 Как и в социальной психологии и ряде других аналогичных дисциплин.
35 См. обзор: Wimmer F. M. Interkulturelle Philosophien // Information Philoso-
phie. 2000. Nr. 1. S. 32-34. Ср. также: Зотов А. Ф. Существует ли мировая филосо
фия? // Вестник МГУ. Сер. 7. 1998. №1. С. 3-30.
36 Обсуждение Энциклопедического словаря по этике (материалы «круглого
стола») // Вопросы философии. 2002. №10. С. 3.
37 Graham G. Contemporary Social Philosophy. Oxford; New York, 1988.
38 Иван Карамазов в знаменитом разговоре с Алешей иронизирует: «Для чего
мы здесь сошлись? Чтобы говорить о старике и Дмитрии? О загранице? О роковом
положении России? Об императоре Наполеоне?» Алексей же отвечает: «Нет, не для
этого. Нам прежде всего надо предвечные вопросы решить... Како веруеши или
вовсе не веруеши»?
См., напр.: Шуте В. Глубокая простота. Основы социальной философии. СПб., 1993.
«Круглый стол» «Социология и реальность» // Социс. 1996. №9. С. 4.— Правда, не очень ясно, на какую же систему социологических понятий должен ориентироваться российский социолог, если он хочет адекватно описать российскую реальность: на религиозно-идеалистическую мысль Серебряного века или на тот понятийный аппарат, который был выработан в школьном историческом материализме. Ведь пока иного социологического аппарата нет.
Федотова В. Г. Анархия и порядок в контексте российского посткоммунистического развития // Вопросы философии. 1998. №5. С.З. Ср.: Игрицкий Ю. И. Меняющаяся Россия как предмет концептуального анализа // Отечественная история. 1988. №1. С. 3-23.
Ср. также: Звеерде Э. вап дер. Конец русской философии как русской? // Вопросы философии. 1998. №2. С. 127-135.
См.: Зимон Г. Заметки о политической культуре в России // Вопросы философии. 1998. № 7. С. 23-30.
См.: Русская и европейская философия: пути схождения. Ч. 1. СПб., 1997.
Глава 2 МЕТОД СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ