Сегодня мы видим бурное развитие социологии, культурологии, со-ционики, конфликтологии, науки о связях с общественностью и др. Нельзя забывать и такой любопытный феномен в сфере отечественного обществознания, как «теория научного коммунизма», который дал нам поучительный урок в плане генезиса и исчезновения новых научных и учебных дисциплин. Каждая из них претендует не только на безусловную практическую полезность, но и на философские интенции, на синтез знания. Представляется, что это в большинстве своем «науки-однодневки», которые в духе современного интеллектуального рынка делают себе рекламу, обеспечивают свой PR— «связи с общественностью».
Скажем, соционика строится на расширении понятий «информация» и «информационное взаимодействие». Она определяется как наука, изучающая фундаментальный объект социон, соционную структуру общества. Я думаю, что «специфика» этой дисциплины, как и многих других такого же рода, весьма проблематична, хотя само многообразие взглядов на общество, попытки взглянуть на общество с новой, неожиданной стороны следует только приветствовать.
Однако есть и такие направления положительного знания, которые вовсе не являются «однодневками». Отношения с ними мы и разберем.
1.2.1. СОЦИОЛОГИЯ
Уже было сказано, что каждая новоевропейская философская дисциплина обязательно коррелирует с соответствующей ей в новоевропейской науке положительной дисциплиной. И для социальной философии может быть указана такая частная положительная научная дисциплина. Это — социология. В самой абстрактной форме различие социальной философии и социологии являет собой различие разума (Vernunft) и рассудка (интеллекта, Verstand) -- как различие метафизики и опытной науки. Социальная философия берет на себя ответственность разума, ее занимает то, «что и насколько может быть познано рассудком и разумом независимо от всякого опыта»4, а потому она рефлектирует развитие социологии.
Отношения социальной философии и социологии могут быть интерпретированы также как старая проблема рационализма и эмпиризма. Первая несет рациональное начало, а вторая —по преимуществу эмпирическое. Правда, рационалистические амбиции с самого своего рождения обнаружила и социология, заявив о возможности не только эмпирической, но и теоретической социологии5. Однако, хотя и самой социологии вовсе не заказан путь теории, на ее современном
уровне, по всеобщему признанию, сильно недостает именно рационального начала6. Очевидно, что эта «недостача» носит не временный и случайный характер. Напротив, недостаточность рационального начала в социологии связана с самим ее происхождением и задачами, которые ей поставлены.
Конечно, между социологией и социальной философией в институциональном плане всегда присутствует момент соревнования или конкуренции, как вообще между всей новоевропейской философией и всей новоевропейской положительной наукой. Однако этот стереотип абстрактного противопоставления социальной философии и социологии представляется поверхностным7. Смысл социальной философии для социологии в том, что, говоря словами Б. Кроче, «произвол абстракций со стороны интеллекта (Verstand), преодоленный в сфере разума (Vernunft), необходимо пролагает путь наукам с их законами, классами и математическими формулировками».
Главное —это взаимная поддержка социальной философии и социологии, «разделение труда» между ними. Только после возникновения социологии и стало возможным выявление собственного содержания социальной философии. Вполне естественно, скажем, что в «Политике» Аристотеля присутствует огромное количество описательного материала, который впоследствии превратился в социологическое и политологическое знание и который, возможно, отвлекает внимание читателя, заинтересованного собственно социально-философской проблематикой. Но теперь, когда налицо развитая социологическая литература, социально-философские произведения могут быть свободны от специального социологического материала, не несущего философской нагрузки.
Я сравнил бы эту ситуацию с развитием живописи после возникновения фотографии. Живопись в «дофотографическую» эру выполняла огромный объем технической работы (например, заказные документальные портреты, запечатление исторических событий, общего вида городов, зарисовки натуралистов и т. д.). Но когда появилась фотография, на первый план живописного искусства вышли собственно художественные задачи. Так же и социальная философия, взаимодействуя с социологией, только теперь может сосредоточиться на решении своих собственно философских задач.
Каковы типичные клише (штампы) в отношениях между социальной философией и социологией?
Позитивистская парадигма, являя «естественнонаучную» позицию, предполагает, что социальная философия, подобно королю Лиру, не имеет перспектив. Она должна быть постепенно заменена теоретической социологией10. Социальная философия имела право на существование до тех пор, пока не возникла социология. Но теперь такое
оправдание исчезло и вообще никакой социальной философии не может быть в принципе. Современная социальная философия на самом деле всего лишь раздел социологии11.
С другой—«гуманитарной»—точки зрения, именно социальной философии как умозрительной дисциплины в современном сциентизи-рованном мире нам и не хватает. Наиболее полно эта идея выражена в следующей выдержке из позднего Э. Гуссерля: «Нам не хватает науки, которая попыталась бы исполнить для идеи человека (и, таким образом, для a priori неразделимой пары понятий: отдельного человека и общества) то, что пыталась сделать чистая математика в природном мире для идеи природы и что она в основном исполнила. Так же как последняя идея — природа вообще как всеобщая форма — охватывает universitas естественных наук, так идея духовных существ — и особенно разумных существ, людей — universitas всех наук о духе и особенно всех наук о человеке. Между тем, с одной стороны, математика природы в ее априорном учении о времени, пространстве, движении, движущих силах разворачивает априорную необходимость, заключенную в этих сущностных компонентах природы вообще („natura formaliter spectata"), она делает возможным эмпирические науки с их рациональным, а именно математическим, методом в применении к фактичности данной природы. Она, таким образом, благодаря своим априорным принципам осуществляет рационализацию эмпирического. С другой стороны, у нас сейчас имеются богатые и плодотворные науки, относящиеся к духовному и человеческому царству, но это полностью и „чисто" эмпирические науки. Необычайное изобилие временных, морфологических, индуктивных или упорядоченных с практической точки зрения фактов, имеющихся в них, остается вне связи, осуществляемой рациональностью, которая основывается на принципах. При этом мы лишены даже параллельной априорной науки, так сказать, mathesis'a духовного и человеческого; отсутствует научно развитая система чисто рациональной истины, коренящейся в „сущности" человека, такой истины, которая внедрила бы в качестве чистого логоса в эмпирию наук о духе метод теоретической рациональности и сделала бы возможным рациональное прояснение эмпирической фактичности в таком же смысле, как чистая математика природы делает эмпирическую естественную науку доступной для математической теории и таким образом рационально ее проясняет»12.
С этой точки зрения, как раз социология (в том числе и особенно теоретическая) и не имеет сущностного права на существование, она по сути есть либо «грехопадение» социальной философии13, либо ее эмпирическое дополнение и развертывание.
Мы уже говорили, что сопоставление дисциплин зависит, в частности, от того, как они институционально бытийствуют, т.е. как
они представлены в людях, в отношениях людей, в нормах этих отношений. Социальная философия — это то, чем занимаются социальные философы, но равным образом и социология — это то, чем занимаются социологи. Различие в содержательной области, предмете и методах зависит в значительной мере от того, в каких социальных формах данное духовное содержание укоренено. И это собственно социальное обстоятельство необходимо учитывать в далеко еще не завершенном диалоге между социологией и социальной философией. Ситуация особенно усложняется в связи с тем, что социальные философы совершают «побег» в социологию и обратно.
Современная социология (как, впрочем, и любая развитая положительная научная дисциплина) постоянно отстаивает право на философствование внутри самой себя, и социальная философия в принципе допускает право социологического исследования внутри своего поля. Границы между социологией и социальной философией, хотя теоретически и вполне четки, в то же время «прозрачны», проница-
емы.
Итак, в нынешних условиях граница между теоретической социологией и социальной философией прозрачна. Однако есть две черты, которые радикальным образом отделяют социальную философию от социологии. Это, во-первых, органическая нормативность социальной философии и, во-вторых, ее антитетичность.
1.2.1.1. Нормативность
Мы уже говорили, что существуют социальная стихия и рефлексия социального. Социальная стихия являет собой совокупную структуру и изменения социума, которые наблюдателю (исследователю, мыслителю) предстают как независимые от него. Социальная стихия включает в себя и те мотивы, которые владеют людьми, вызывают их к действию.
Социальная рефлексия описывает социум, его структуру и изменения, т. е. проясняет социальную стихию. Очевидно, что рефлексия влияет на стихии: только осмысляя действительность, люди уже тем самым так или иначе изменяют ее.
Аристотель, как известно, разделял направленность философского рассуждения на три части: «Всякое рассуждение направлено либо на деятельность, либо на творчество, либо на умозрение»15. Конечно, социальная философия направлена на умозрение, поскольку она носит эвристический, методологический характер и предлагает специфические социоморфные модели для умозрения. В этом отношении социальная философия предстает как теоретическая философия. Социальная философия направлена также и на креативное конструиро-
вание, особенно в своей позитивной части, раскрывшейся исторически как создание утопий (и антиутопий).
Наконец, социальная философия направлена на деятельность, и в этом смысле и постольку она есть одна из отраслей практической философии — наряду с этикой и логикой. Социальная философия, стало быть, есть также и нормативная дисциплина, которая исследует, проясняет, вербализует, устанавливает и вообще культивирует нормы, ценности, которые могут и не иметь отношения к наличной реальности16. Существенное отличие социальной философии от социологии, даже чисто теоретической, состоит в том, что социальная философия по сути своей содержит неотъемлемый нормативный момент, подобно тому как нормативный момент содержат этика, эстетика и логика. Социальная философия в той мере, в какой она есть практическая философия, в той мере, в какой она вышла из моральной философии, занимается не только тем, что есть, но и тем, что должно быть. Так или иначе, в той или другой системе, но она всегда сопоставляет норму (идеал) и реальность, причем, если можно так выразиться, «симпатии» ее всегда на стороне нормы. Общество рассматривается как завершенная в себе, нормативная, абсолютная, логически непротиворечивая, справедливая, непреложная структура. Напротив, социология выстраивает свой идеал как положительную науку, подчеркнуто свободную от ценностей. Этой свободе от ценностей в социологии уделял особое внимание М.Вебер.
Нормативный момент в социальной философии именно как в философии не только утверждается, но еще и рефлексируется. Социальная чжлософия пытается не только провозгласить норму, но и понять ее. Э. Гуссерль говорит, что «в случае с науками о духе речь идет не просто о рациональном „прояснении", как в случае с природой. Здесь еще проявляется... своеобразный тип рационализации эмпирического: нормативное суждение в соответствии с общими нормами, которые относятся к априорному существу „разумной" человечности, а также и тип самой фактической практики в соответствии с такими нормами, к которым принадлежат разумные нормы самого руководства практикой»17.
Каждое суждение о сущем имеет в социальной философии в качестве эквивалента суждение о должном. Налицо исследуемая социальной философией связь между тем, как реально устроен мир, и тем, как он должен быть устроен. Скажем, нам известно логическое суждение, обозначающее связь понятий. Но «суждение» (judging) происходит от слова «суд» и имеет не только логический, но и оценочный смысл. Все понятия, суждения и умозаключения социальной философии мерцают на грани этих двух смыслов — чисто логического, описывающего сущее, и нормативного, выражающего должное18. Можно противопо-
ставлять должное и сущее, можно подчеркивать их единство, но так или иначе момент отрефлексированного должного присутствует в социальной философии.
Социальная философия предстает в этом аспекте, в частности, как философия права и философия нравов (пограничная с этикой, но не тождественная ей). Что касается философии права, то здесь особенно существенна неокантианская традиция, развивающая правовое учение Канта.
Нормативный момент в социальной философии сближает ее с идеологией. Социальная философия — так или иначе, опосредствованно или непосредственно — выступает как рефлексия и обоснование идеологии. В этом отношении социальная философия естественным образом включает в себя учение об идеале и учение об утопии19.
Нормативный момент в социальной философии сближает ее с риторикой. Это весьма существенно потому, что в таком сближении просматривается тенденция и возможность социально-философского рассмотрения отдельного человека или общности людей, взятых как средства. Общество оказывается в таком случае самоцелью, а индивид или та либо иная общность внутри общества— всего лишь средством. Отсюда один шаг к тезису о том, что цели оправдывают средства20. Появляется возможность отчужденной социальной философии, нацеленной на манипуляцию как отдельной личностью, так и обществом в целом.
Итак, в социальной философии имеется как «истинностный», так и неотъемлемый нормативный момент. Эти два момента обнаруживают тенденцию к институциональному обособлению в самых различных формах.
1.2.1.2. Антитетичность
Второй момент, определенно отличающий социальную философию от социологии, связан с антитетичностью социальной философии. Социальная философия предполагает формулировку и развитие не только тезиса, но и антитезиса, причем антитезис не менее значителен, чем тезис. Поэтом}' социальная философия способна ставить предельные вопросы, но не может их окончательно решить. Этим она радикально отличается от положительной науки социологии. Мы подробнее вернемся к этой особенности социальной философии в следующей главе.
* * *
Я, конечно, несколько упрощаю соотношение социологии и социальной философии, сводя специфику социальной философии только
к нормативности и антитетичности. Да, социология, разумеется, частная положительная наука, но она занимается совершенно особым предметом, а именно — поведением людей, люди же руководствуются в своих действиях всеобщими принципами, которые связаны с предельными основаниями бытия, и в этом смысле все они более или менее напряженно оценивают мир. Все они являются в какой-то мере, имплицитно или эксплицитно, философами, вообще духовными существами, радикальным образом небезразличными к добру, правде и красоте. Поэтому любая социология изнутри, через сам свой предмет, освещена огнем философии. Это касается, впрочем, и всей новоевропейской науки вообще, в которую философия «встроена» внутренне, а не существует только как рядоположенная институция. В социологии как таковой, в социологии самой по себе как сугубо положительной дисциплине есть с этой точки зрения (самого предмета исследования) нечто универсальное, т. е. нечто, относящееся к всеобщему.
Нельзя упустить и эстетический момент, внятный новоевропейскому человеку. Социология, как и любая научная дисциплина, выстраивается также «по законам красоты». Прежде всего, в социологии есть некоторое позитивно-научное обаяние, которого нет в социальной философии. Профессионально выстроенная, талантливая социология всякое явление может рассмотреть со своей точки зрения, и это будет красиво и поэтому в конечном счете интересно философски. Правда, такое позитивное, «антифилософское обаяние» носит по существу философский характер, оно и представляет собой философию, «вмонтированную» в структуру самой позитивной науки социологии через эстетическое.
Наконец, социология, может быть, не так очевидно, но существует и в координатах трансцендентного — в координатах причастности к запредельному, хотя и не данному непосредственно, но, как свет еще не взошедшего солнца, освещающему отношения людей.
Чтобы показать меру указанного выше упрощения в разделении социологии и социальной философии, можно обратиться к ключевой как для социологии, так и для социальной философии фигуре. Макс Вебер персонифицировал собой социолога, который вовсе не перестал быть философом, и философа, который считал необходимым быть в то же время и социологом. Он двигался от немецкой исторической политэкономии, существовавшей в «натуралистической» социологической традиции21, к универсальной «культурсоциологии», которая наращивала свой разрыв с указанной традицией и в XX в. окончательно порвала с ней. Эта культурсоциология не рассматривала жизнь социума и жизнь индивида как естественные процессы. Она имела в виду, что деятельность человека отнесена к ценностям, а не только к потребностям22. И в целом социальная философия и социология
существуют в такого рода взаимных движениях друг в друга, как это отчетливо можно наблюдать у Вебера.
Вопрос о нормативности социальной философии может быть рассмотрен и в институциональном аспекте: социология выступает как мощный инструмент по отношению к постижению самой философии; в этом случае она представляет саму философию в качестве социалъ-ного института.
Когда я говорю о сообществе философов, о социологических методах в ней, о социальном институте философии, я чувствую некоторый метафизический «ветер», некоторую метафизическую «тягу». В известном смысле социология, анализирующая социальный институт философии, предстает как метафилософия24.
Есть два рода социальных институтов среди институтов духовной жизни. Одни культивируют по преимуществу ценности святого, другие культивируют ценности истинного. Начиная с Античности это соответственно религия и философия25. Взаимодействие богословия и религиозной философии представляет собой сложную и самостоятельную проблему. Отметим только, что в России окончательное размежевание богословия и религиозно-философской мысли произошло в 1833 г., в полемических произведениях Филарета (Дроздова). Сегодня в русской традиции налицо новое «пересечение» богословской и религиозно-философской мысли26. Иными словами, часть богословских текстов может быть отнесена одновременно и к философским — и наоборот.
В новоевропейской цивилизации кроме «старой» оппозиции религии и философии возникает сравнительно новая оппозиция философии и науки. При этом философия оказывается культивирующей ценности хотя и секуляризованного, но в широком смысле — святого (например: гуманизм, общечеловеческие ценности), а наука представляет собой культивирование ценностей истинного. В советское время в социальном знании возникает такое уже упомянутое образование, как теория научного коммунизма, которое берет на себя ценности своеобразного секуляризированного в духе утилитаризма27 «святого», отдавая философии ценности истинного. В этом же ключе строились отношения исторического материализма (ответственного за ценностный момент) и советской социологии (ответственной за истинностный момент).
Взаимодействие богословия и философии, идеологии и философии намекает на существование некоторой более общей идейной структуры. Ценности святого и ценности истинного могут вступать в противоречие. Отсюда пересечение в идейной области. Необходимо следить, чтобы философия не лишалась собственной формы. Так, например, Б. Кроче в общем плане проанализировал, как у Гегеля философия вырождается в теологию: история здесь останавливается в созерцании достигнутой Идеи28.
Когда мы смотрим на ситуацию с институциональной стороны, отношение богословия и философии в России предстает как отношение Православной церкви и института образования, в рамках которого обитает философия. Если посмотреть на ситуацию с этой точки зрения, то пересечение философии и богословия связано с неразвитостью института образования. Иначе говоря, первоначально священник должен был «по совместительству» выполнять и функции образовательные. Сегодня ситуация иная. В советский и постсоветский период налицо гипертрофия института образования и относительное ослабление института церкви. Поэтому функции церкви, функции священника частично берут на себя преподаватель литературы в школе, профессор философии в вузе.
1.2.2. ФИЛОСОФИЯ ПОЛИТИКИ И ПОЛИТОЛОГИЯ
Как социальная философия соотносится с философией политики и с политологией? Философия политики рассматривает всеобщее через призму власти и насилия в социуме. Это означает, что из всего многообразия социальных отношений, являющихся предметом социальной философии, выделяются отношения власти, отношения иерархических структур, переживаемые включенными в них индивидами. Через власть, иерархию и государство можно увидеть Абсолют, можно увидеть Бога. Словом, философия политики выступает моментом, разделом социальной философии29.
Следует иметь в виду, что политические науки вообще и политология в частности испытывают серьезный кризис. Поэтому выяснение отношения социальной философии и философии политики имеет не только чисто академический интерес. Отношение же политологии и философии политики может быть выстроено по модели отношения социологии и социальной философии.
Дело в том, что политология как отдельная дисциплина «отправилась в плавание» более пятидесяти лет назад с двумя достаточно ясно заявленными целями: 1) достичь четкого и объективного знания политических фактов, базируясь на эмпирическом знании общественных феноменов; 2) продемонстрировать оптимальность американских демократических институтов реализации свободы, плюрализма, равенства возможностей.
Однако выяснилось, во-первых, что, налицо текущая общая неопределенность в основаниях научного знания, коренящаяся в эпистемологическом кризисе положительных социальных наук. Во-вторых, обнаружилось неожиданно быстрое усложнение общественных явлений, которое плохо поддается политологическому стремлению объяснить и предсказать происходящие процессы эмпирически. В-третьих, кон-
статируется растущий эволюционный риск, угрожающий демократическим институтам в постиндустриальных обществах, включая США, где процессы демократизации подвергаются тревожной деформации в «телевизионную демократию». Словом, положительная политическая наука оказалась полностью неспособной создать теорию, имеющую хоть какое-нибудь практическое значение для реальной политики.
Дискуссия об «упадке политической теории» началась с публикаций Исайи Берлина30. Он утверждал, что «в политической мысли существует философское измерение, которое не может искоренить или замаскировать ни одна наука логико-дедуктивного или эмпирического типа, так как проблемы, с которыми имеет дело эта мысль, не являются ни логическими, ни эмпирическими, а, наоборот, включают в себя идеологические и философские возможности выбора... дополняясь... ценностным выбором в вопросе оправдания политических обстоятельств»31.
Другие аргументы по поводу кризиса положительной политической теории возникли под влиянием кризиса позитивизма в Англии и США. Авторы, осмысляющие эти процессы, приходят к выводу, что политическая наука — «мнимая наука». Оспариваются не столько ее эпистемологические предположения, на основании которых она утверждала себя как одну из наук в корпусе современных социальных наук и противопоставляла себя политической философии: подвергается сомнению то, что политическая наука добивается результатов благодаря тому, что она выступает именно наукой и твердо придерживается своих эпистемологических предпосылок. Результаты достигаются, поскольку она отходит от этих предпосылок или принимает их в метафорической или риторической форме. Парадигма политической науки де-факто является не гиперрационалистической, а «деланием кое-как», уклонением от трудностей с наименьшим ущербом путем применения прагматических методов: шаг за шагом или от случая к случаю, без общей познавательной стратегии (К. Линдблом). В частности, американская политическая наука неспособна создать эффективную форму политического знания по причине своего обязательства достичь фиксированного и абсолютно точного знания политической жизни (Д. Риччи). Это уводит исследователей от кризиса политических институтов, что является определяющим фактором кризисного состояния общества. Д. Истон и Г. Элмонд для выхода из кризиса предлагают отбросить посылки бихевиоризма. Политологический анализ должен удовлетворяться формулировкой правдоподобных, пусть и не строгих, причин политического поведения. «Понимание» политической реальности должно основываться на тщательном исследовании эмпирических явлений, но претензия, что такое понимание приведет к верификации или фальсификации данных32, беспочвенна.
1.2.3. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
Когда возникает вопрос о соотношении предмета социальной философии и философской антропологии, особенно уместно вновь напомнить относительность и «прозрачность» наших дисциплинарных «перегородок»33. Я представляю себе скептическую улыбку М.Фуко по поводу унылого дидактического стремления «разложить по дисциплинарным полочкам» наше знание об обществе и о человеке. Тем не менее можно условно предположить, что если социальная философия смотрит на трансцендентное с точки зрения социальных отношений, то философская антропология — сквозь призму телесности. Для философской антропологии точкой отсчета предстает человеческая телесность, особенно в том модусе, который задает наслаждение так же, как избегание страдания.
Если рассмотреть становление философско-антропологической проблематики в поздней советской философии, то видно, что она так или иначе выступала как оппозиция официозу — оппозиция не просто абстрактного человека, но «маленького человека», тихо и в то же время упорно противостоящего трубным звукам официального исторического материализма и научного коммунизма. Философская антропология подчеркивает, что индивидуальное человеческое бытие есть высшая ценность. Занимаясь далее проблемой персональности (см. 5-ю главу), мы сможем более определенно осмыслить, почему философская антропология воспринимается как философия отдельного человека, противостоящего давлению общества, в то время как социальная философия и политология воспринимаются как философия верхов и учат властвовать над народом.
1.2.4- ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ
Социальная философия занимает вполне особое место также по отношению к философии культуры. Если первая смотрит на человеческий мир с точки зрения общественных отношений, то вторая раскрывает предельные основания бытия с помощью мыслящего рассмотрения артефактов.
Это обстоятельство особенно ясно, если взять ценностный аспект. Для философии культуры в вещах, в артефактах концентрируется, аккумулируется высшая ценность человеческого бытия. Вещь выступает в качестве последней цели деятельности. Именно предметная деятельность есть последний способ утверждения человеческого бессмертия.
Что касается социальной философии, то здесь34 в качестве высшей ценности предстает «роскошь человеческого общения». Именно обще-
ние, отношения раскрываются как магистральный путь достижения полноты человеческого бытия.