Диалогическое и трансцендентальное видение социума

Трансцендентальное видение социума в новоевропейской филосо­фии восходит к Р. Декарту, у которого каждый субъект предстает как исходный пункт бытия, а отношения, в которые он вступает с дру­гими индивидами, оказываются производными. Трансцендентальная философия жестко противопоставляет субъекта (который принципи­ально может быть только одинХ) объекту. Другие «субъекты»—это субъекты «второго сорта», «субъекты» с неустранимыми свойствами объекта. Диалектическая философия, будь то у Гегеля или у Марк­са, в этом аспекте оказывается всего лишь частным случаем транс-


цендентализма. Она не может преодолеть фундаментальную базовую обособленность индивидов.

Диалогическая философия представляет собой воззрение, которое взаимосвязь действительности освещает в целостном единстве, а не в противоречиях. Диалогическое видение социума предполагает, что су­ществует некоторый исходный континуум, который и порождает, «вы­деляет из себя» отдельных индивидов.

Диалогическая философия исходит из конкретного человеческого бытия (Dasein) и из человеческого понимания мира и соответствую­щего понимания человеком самого себя. Согласно ей, человек исход­но не знает сам себя в качестве субъекта, «Для-себя-Я» (Ich-fur-sich). Этот субъект первично вовсе не соотносится с объектом, т. е. с миром, и не переносит на другие Я свойства этого объекта, т. е. объективи­рует другие субъекты (als objektivierten Subjekt). Напротив, человек в диалогической философии воспринимает себя в первую очередь в отношениях с Ты (ursprunglichen, unableitbaren Du-Beziehung). Соот­ветственно мир человека — это общий мир человеческого совместного бытия (Miteinanderdasein). Диалогическая философия видит полноту осуществления такого совместного бытия в совместном между собой говорении (Miteinanderreden), т.е. в диалоге, в языке.

Тематика диалогической философии звучит уже у И. Г. Гамана3, В. Гумбольдта и Ф. X. Якоби. В частности, для Якоби существенно, что межчеловеческие отношения базируются на отношениях Бога и человека (Mensch-Gott-Beziehung). В антропологическом плане диало­гическую философию развивал Л. Фейербах. Человек, по его убежде­нию, является собой только в единстве с людьми. Это направление разрабатывали также Г. Коген, Ф. Розенцвейг, Ф.Эбнер. В современ­ной мысли диалогическая философия представлена Г. Марселем, ко­торый в каждом человеческом отношении ищет доверие и надежду на контакт с абсолютным Ты.

Диалогическая философия получила существенные импульсы к дальнейшему развитию от онтологии существования М.Хайдеггера (бытие-с-другими как базовый способ человеческого бытия) и экзи­стенциальной философии К.Ясперса (коммуникация как важнейший посредник и свидетельство о бытии). Особое теологическое выраже­ние диалогическая философия нашла в так называемой диалектиче­ской теологии4; собственное же лицо она обретает в религиозно-фи­лософском дискурсе у Э.Левинаса и М.Бубера. Для последнего диа­логическое отношение — «сфера между» (Sphare des Zwischen) — есть исходная ситуация (Ursituation). Из этой сферы сперва выделяются Я и Ты, которые потом и получают возможность вступить в отношение.

С точки зрения диалогической философии, сам термин «субъ­ект-субъектные отношения» — это некоторая абракадабра, не имею-


щая права на существование. Таким образом, с помощью термина «субъект-субъектность» трансцендентальное видение мира пытает­ся разрешить те противоречия, которые возникают, когда необходи­мо ввести второго (третьего и т.д.) субъекта. Э.Гуссерль, А. Шютц, М. М. Бахтин получили сильную прививку трансцендентальной фило­софии, а потому у них и возникают такие термины, как «интерсубъек­тивность» или «субъект-субъектные отношения». Недостаточная осо­знанность этого различия между трансцендентальным и диалогиче­ским подходами не преодолена до сих пор0.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: