Новое время (XVI—XVII вв) стало определяющим периодом для эпохи просвещения (XVIII - XIX). С началом Нового времени произошёл гносеологический поворот в философии – учение о познании. Раньше была онтология (понимание того как устроен мир) – эпоха Возрождения, в Новое время – наукоцентризм. Теоретические рассуждения стали соединяться с практическим освоением природы и с эмпирическими, опытными сведениями, что резко усилило познавательные возможности науки.
Эпоха просвещения - XVII - XIX века. В странах Западной Европы происходит становление и развитие промышленного производства. «Знание – сила» (Ф.Бэкон), многие учёные полагают, что именно «практическая философия» (конкретно-научное знание) поможет с пользой для человека овладеть природой и стать «господами и хозяевами» её (Р.Декарт). Научный прогресс начинает выступать как необходимое условие успешного продвижения общества по пути к человеческой свободе, к счастью людей, к общественному благополучию. Все действия человека, все поступки (и в производстве, и в переустройстве общества) лишь тогда могут быть гарантированно успешными, когда они будут пронизаны светом знаний, будут опираться на достижения наук. Поэтому главной задачей цивилизованного общества объявлялось всеобщее просвещение людей. Наступает сциентизм. Выдающиеся люди эпохи перестают быть философами (Аристотель, Платон), а становятся учёными. Эпоха Просвещения — эпоха веры в научный разум, в способность разума преобразовывать жизнь.
Формирование нового понимания науки. Главными ценностями новой науки считают светский характер, критический дух, объективную истинность, практическую полезность. Лозунг «Знание — сила» был направлен не только против средневековой схоластической науки, но и по-своему против античной науки с ее независимостью от практических потребностей общества. Но для того, чтобы служить потребностям практики, увеличению господства человека над окружающей действительностью и прежде всего — природой, новая наука, по мнению философов эпохи Просвещения, должна:
1) сосредоточиться на изучении отдельных процессов и явлений с тем, чтобы использовать впоследствии полученное знание о свойствах и законах этих процессов в технических и технологических целях;
2) сама наука должна быть не созерцательно-наблюдательной, а экспериментальной. Предметом науки должна быть не сама по себе природа в своей естественности и целомудренной объективности, а «вырванные» из природы или искусственно созданные в лабораториях материальные системы. Такие «рукотворные» системы легче поддаются исследовательскому контролю, чем природные системы в их естественном состоянии. Они воспроизводимы неограниченное число раз. Количественное описание свойств, отношений и законов функционирования таких систем предполагает использование языка математики, языка функций. Обоснование такого подхода было четко сформулировано Галилеем: «Книга природы написана языком математики» и еще решительнее: «Бог— математик». Образцами новой науки явились аналитическая геометрия (Р. Декарт), механика (Г. Галилей, И. Ньютон) и математический анализ (И. Ньютон, Г. Лейбниц, О. Коши, К. Вейерштрасс).
Таким образом, онтологические основания науки: объективные методы исследования, эксперимент, математическая модель объекта, дедуктивно-аксиоматический способ построения теории. Ее социальные основания: дисциплинарная организация, создание научных и учебных заведений нового типа (исследовательские лаборатории, институты, академические и инженерные сообщества, политехнические и естественно-научные вузы и кафедры, испытательные стенды, научные журналы), востребованность науки обществом, усиление связи науки с производством, создание промышленного сектора науки, возникновение массовой, «большой» науки.
В 1660 году основано Лондонское королевское общество, в 1666 году - Парижская Академия наук. В Россию идеи Просвещения проникают с Петровскими реформами, в 1724 году основана Петербургская Академия наук.
Бог устраивает человеческий разум таким образом, что человек может постигать этот мир. На этом основании оптимизм ученых 18 века, они верили в «предустановленную гармонию».
Образцом такого мышления выступает основной эпистемический треугольник. Ученый может построить мир, потому что за ним стоит следующая схема:
1. Бог
2. Сотворил человека, способного постигать мир и действовать в нем
3. Сотворил мир, вложил законы (устроил мир математическим способом)
1 -> 2, 1 -> 3, 2 -> 3
Научная революция XVII в. связана с революцией в естествознании. Выделяются отдельные науки в том виде, в каком они привычны нам сейчас. Выделение геологии как самостоятельной науки связано с появлением горных школ, в которых подготавливали специалистов по работе с полезными ископаемыми. Авраам Готрих Вернер - «отец геологии» - возглавил школу геологии в Германии в 1775 г. В это время возникает известный спор о возникновении пород:
Нептунисты: связано со всемирным потом (водой)
Плутонисты: связано с вулканической породой.
Выделение биологии произошло благодаря тому, что Карл Линней и Шорт Бюфон ввели систематика в областях ботаники и зоологии. Происходит становление химии (это связано с именем Лавуазье).
Ньютон создал основы механики, открыл закон всемирного тяготения и разработал на его основе теорию движения небесных тел. В XVIII веке революционные открытия были совершены в астрономии Кантом и Лапласом, а также в химии — ее начало связано с именем Лавуазье. К этому периоду относится деятельность Ломоносова, предвосхитившего многое из последующего развития естествознания.
В XIX веке в науке происходили непрерывные революционные перевороты во всех отраслях естествознания.
Однако как реакция на крайности эпохи Просвещения в Германии возникает романтизм. Романтическое движение противопоставляет разуму чувство, рациональному — интуитивное. Интерес к загадочному, иррациональному, таинственному. Математику противопоставляется образ поэта — того, кто может постигнуть природу.