Научные подходы к трактовке понятия «задержка психического развития». Систематика ЗПР

ЗПР - синдром врЕменного и временнОго аспектов отставания развития психики в целом или в отдельных её функциях (моторные функции, недоразвитие мелкой моторики рук, сенсорные, речевые или эмоционально-волевые), проявляется в замедленном темпе реализации закодированных в генотипе свойств организма при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития.

Главная особенность ЗПР как специфического вида дизонтогенеза - ФРАГМЕНТАРНОСТЬ или неравномерность развития различных психических функций.

При анализе зарубежной литературы можно выделить 4 разных подхода к проблеме изучения детей интересующей нас категории.

Первый подход широко распространен в большинстве западных стран и основан на рассмотрении проблемы с чисто педагогических позиций. Соответственно в исследованиях этого направления такие дети обозначаются как имеющие недостаточные способности к обучению или дети с трудностями в обучении.

Приверженцы второго подхода рассматривают трудности в обучении детей, прежде всего, как результат неблагоприятных условий жизни и воспитания, приводящих к ограничению сенсорного опыта ребёнка и его общения с окружающими и задерживающих тем самым его интеллектуальное развитие, создающих трудности в формировании его личности. Дети, требующие специального обучения для преодоления последствий неблагоприятных условий, определяются как «неприспособленные», педагогически запущенные.

Третий подход представляют дефектологи Германии, определяющие группу детей с отставанием в развитии и нуждающихся в специальном обучении для преодоления этого отставания как детей с нарушениями поведения.

Четвёртый подход связан с разработкой психиатрами, психоневрологами и психологами США концепции, предложенной А. Штраусом и Л. Летинен. Согласно этой концепции всё разнообразие форм отставания в развитии, появляющегося в трудностях обучения, оказывается связанным с наличием резидуальных состояний после относительно слабовыраженных органических повреждений мозга на ранних этапах развития ребёнка. Детей этой категории называют детьми с минимальными повреждениями мозга.

Международная классификация болезней 10-ого пересмотра Всемирной Организации Здравоохранения задержка психического развития получила название «F81 Специфические расстройства развития школьных навыков». Это расстройства, при которых нормальное приобретение навыков нарушено с ранних стадий развития. Они не являются следствием отсутствия благоприятной возможности для обучения или какой-либо полученной мозговой травмой или болезнью. Скорее считается, что расстройства возникают из нарушения в обработке когнитивной информации, что во многом происходит в результате биологической дисфункции.

Как и при большинстве других нарушений развития,данное состояние существенно более часто отмечается у мальчиков, чем у девочек.

Хотя данные нарушения связаны с биологическим созреванием, всё же это не значит, что дети с подобными расстройствами находятся просто на более низком уровне нормального развития и, следовательно, «догонят» со временем сверстников. Во многих случаях признакам этих нарушений могут продолжаться в подростковом возрасте, сохраняясь и у взрослых. Тем не менее необходимой диагностической особенностью является то, что расстройства появляются в определенных формах в ранние периоды школьного обучения. Дети могут отставить в своём школьном совершенствовании и на более поздней стадии получения образования (в связи с отсутствием интереса к учёбе; плохой образовательной программой; эмоциональными нарушениями; возрастанием или изменениями в требованиях заданий и т.д.).

Систематика ЗПР. В основе классификации Власовой – Певзнер лежит этиологический принцип: - ЗПР конституционального хар-ра (прич. возникновения – не созревание лобных отделов голов. мозга). Сюда относ-ся дети с несложным гармоническим инфантилизмом, они сохраняют черты более младш. возраста, у них преобладает игровой интер., не развив-тся учебный. Эти дет. при благоприят-ых усл-ях показывают хорошие результаты выравнивания. - ЗПР соматогенного происхождения (прич. - перенесение реб. соматич-ого забол-ния). К этой группе относят дет. с соматической астенией, признаками кот. явл-ся истощаемость, ослаблен-сть организма, сниженная выносливость, вялость, неустойчивость настр-ния и т.п. - ЗПР психоген-ого происхожд-ия (прич. – неблагоприятные усл-ия в семье, искаженные усл-ия воспитания реб. (гиперопека, гипоопека) и т.п.) - ЗПР церебрально-астенического генеза (прич. - мозговая дисфункция). К этой группе относят дет. с церебральной астенией – повыш-ной истощаемостью нервной системы. У дет. наблюд-тся: неврозоподобные явления; повыш-ная психомот-ная возбудимость; аффективные наруш-ния настр-ния, апатико-динамическое растр-ство – снижение пищевой активности, общая вялость, двигательная расторможенность. На основе патогенетич-ого принципа В.В.Ковалев все пограничные формы интел-ной недостаточ-сти условно разделил на четыре группы: 1) дизонтогенетические формы, при которых недостаточность обусловлена механизмами задержанного или искаженного психического развития ребенка; 2) энцефалопатические формы, в основе которых лежит органическое повреждение мозговых механизмов на ранних этапах онтогенеза; 3) интеллектуальная недостаточность, связанная с дефектами анализаторов и органов чувств (слуха, зрения) и обусловленная действием механизма сенсорной депривации; 4) интеллектуальная недостаточность, связанная с дефектами воспитания и дефицитом информации с раннего детства («социо-культуральная умственная отсталость» по терминологии, принятой Американской ассоциацией по проблеме умственной неполноценности).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: