Классификация информационных систем финансовых организаций

При создании или при классификации информационных систем функционирующих в финансовых организациях неизбежно возникают проблемы, связанные с формальным - математическим и алгоритмическим описанием решаемых задач. От степени формализации во многом зависят эффективность работы всей системы, а также уровень автоматизации, определяемый степенью участия человека при принятии решения на основе получаемой информации.

Чем точнее математическое описание задачи, тем выше возможности компьютерной обработки данных и тем меньше степень участия человека в процессе ее решения. Это и определяет степень автоматизации задачи.

Различают три типа задач, для которых создаются финансово-экономические информационные системы: структурированные (формализуемые), неструктурированные (неформализуемые) и частично структурированные.

Структурированная (формализуемая) задача - задача, где известны все ее элементы и взаимосвязи между ними.

Неструктурированная (неформализуемая) задача — задача, в которой невозможно выделить элементы и установить между ними связи.

В структурированной задаче удается выразить ее содержание в форме математической модели, имеющей точный алгоритм решения. Подобные задачи обычно приходится решать многократно, и они носят рутинный характер. Целью использования информационной системы для решения структурированных задач является полная автоматизация их решения, т. е. сведение роли человека к нулю.

Например, в информационной системе необходимо реализовать задачу расчета заработной платы. Это структурированная задача, где полностью известен алгоритм решения. Рутинный характер этой задачи определяется тем, что расчеты всех начислений и отчислений весьма просты, но объем их очень велик, так как они должны многократно повторяться ежемесячно для всех категорий работающих.

Решение неструктурированных задач из-за невозможности создания математического описания и разработки алгоритма связано с большими трудностями. Возможности использования здесь информационной системы невелики. Решение в таких случаях принимается человеком из эвристических соображений на основе своего опыта и, возможно, косвенной информации из разных источников.

Например, вряд ли возможно формализовать взаимоотношения между сотрудниками отдела. Это связано с тем, что для данной задачи существен психологический и социальный факторы, которые очень сложно описать алгоритмически.

В практике работы любой финансовой организации существует сравнительно немного полностью структурированных или совершенно неструктурированных задач. О большинстве задач можно сказать, что известна лишь часть их элементов и связей между ними. Такие задачи называются частично структурированными. В этих условиях можно создать информационную систему. Получаемая в ней информация анализируется человеком, который будет играть определяющую роль. Такие информационные системы являются автоматизированными, так как в их функционировании принимает участие человек.

Например, требуется принять решение по устранению ситуации, когда потребность в трудовых ресурсах для выполнения в срок одной из работ комплекса превышает их наличие.

Пути решения этой задачи могут быть разными, а именно:

- выделение дополнительного финансирования на увеличение численности работающих;

- отнесение срока окончания работы на более позднюю дату и т.д.

Как видно, в данной ситуации информационная система может помочь человеку принять то или иное решение, если снабдит его информацией о ходе выполнения работ по всем необходимым параметрам.

Хорошо поддаются формализации структурированные задачи, в которых известны все элементы и взаимосвязи между ними и практически не формализуются неструктурированные задачи.

Информационные системы, используемые для решения частично структурированных задач, подразделяются на два вида (рис. 1.4):

1) создающие управленческие отчеты и ориентированные главным образом на обработку данных (поиск, сортировку, агрегирование, фильтрацию). Используя сведения, содержащиеся в этих отчетах, управляющий принимает решение;

2) разрабатывающие возможные альтернативы решения. Принятие решения при этом сводится к выбору одной из предложенных альтернатив.

Рис. 1.4- Классификация информационных систем по признаку структурированности решаемых задач

Информационные системы, создающие управленческие отчеты, обеспечивают информационную поддержку пользователя, т.е. предоставляют доступ к информации в базе данных и ее частичную обработку. Процедуры манипулирования данными в информационной системе должны обеспечивать следующие возможности:

- составление комбинаций данных, получаемых из различных источников;

- быстрое добавление или исключение того или иного источника данных и автоматическое переключение источников при поиске данных;

- управление данными с использованием возможностей систем управления базами данных;

- логическую независимость данных этого типа от других баз данных, входящих в подсистему информационного обеспечения;

- автоматическое отслеживание потока, информации для наполнения баз данных.

Информационные системы, разрабатывающие альтернативы решений,могут быть модельными или экспертными.

Модельныеинформационные системы предоставляют пользователю математические, статистические, финансовые и другие модели, использование которых облегчаетвыработку и оценку альтернативрешения.Пользователь может получить недостающую ему для принятия решения информацию путем установления диалога моделью в процессе ее исследования.

Основными функциями модельной финансово-экономической информационной системы являются:

· возможность работы в среде типовыхматематических моделей, включая решение основных задач моделирования типа «каксделать, чтобы?», «что будет, если?», анализ чувствительности и др.;

· достаточно быстрая и адекватная интерпретациярезультатов моделирования;

· оперативная подготовка и корректировкавходныхпараметров и ограничений модели;

· возможность графического отображениядинамики модели;

· возможность объяснения пользователюнеобходимых шагов формирования и работы модели.

Экспертные информационные системыобеспечиваютвыработку и оценку возможных альтернатив пользователем за счетсоздания экспертных систем, связанных с обработкой знаний.Экспертная поддержка принимаемых пользователем решенийреализуется на двух уровнях.

Работа первого уровня экспертной поддержкиисходит из концепции «типовых управленческих решений », всоответствии с которой часто возникающие в процессе управления проблемные ситуации можно свести к некоторым однородным классам управленческих решений, т.е. к некоторому типовому набору альтернатив. Для реализации экспертной поддержки на этом уровне создается информационныйфонд хранения и анализа типовых альтернатив.

Если возникшая проблемная ситуация не ассоциируется с имеющимися классами типовых альтернатив,вработу должен вступать второй уровень экспертной поддержкиуправленческих решений. Этот уровень генерирует альтернативы на базе имеющихся в информационном фонде данных, правил преобразованияи процедур оценки синтезированных альтернатив.

Экономическая информационная система оперативного уровня поддерживает специалистов-исполнителей, обрабатывая данные о сделках и событиях (счета, накладные, зарплата, кредиты, поток сырья и материалов). Назначение информационной системы на этом уровне - отвечать на запросы о текущем состоянии и отслеживать поток сделок в фирме, что соответствует оперативному управлению. Чтобы с этим справляться, экономическая информационная система должна быть легкодоступной, непрерывно действующей и предоставлять точную информацию.

Задачи, цели и источники информации на операционном уровне заранее определены и в высокой степени структурированы. Решение запрограммировано в соответствии с заданным алгоритмом.

Экономическая информационная система оперативного уровня является связующим звеном между фирмой и внешней средой. Если система работает плохо, то организация либо не получает информации извне, либо не выдает информацию. Кроме того, система — это основной поставщик информации для остальных типов информационных систем в организации, так как содержит и оперативную, и архивную информацию.

Отключение этой экономической информационной системы привело бы к необратимым негативным последствиям.

К экономическим информационным системам операционного уровня относятся:

- бухгалтерская;

- банковских депозитов;

- обработки заказов;

- начисления и выплаты зарплаты и т.д.

Экономические информационные системы уровня менеджмента используются работниками среднего управленческого звена для мониторинга (постоянного слежения), контроля, принятия решений и администрирования. Основные функции этих информационных систем:

- сравнение текущих показателей с прошлыми;

- составление периодических отчетов за определенное время, а не выдача отчетов по текущим событиям, как на оперативном уровне;

- обеспечение доступа к архивной информации и т.д.

Некоторые информационные системы обеспечивают принятие нетривиальных решений. В случае, когда требования к информационному обеспечению определены не строго, они способны отвечать на вопрос: «что будет если…?».

На этом уровне можно выделить два типа информационных систем: управленческие (для менеджмента) и системы поддержки принятия решений.

Управленческие информационные системы имеют крайне небольшие аналитические возможности. Они обслуживают управленцев, которые нуждаются в ежедневной, еженедельной информации о состоянии дел. Основное их назначение состоит в отслеживании ежедневных операций в фирме и периодическом формировании строго структурированных сводных типовых отчетов. Информация поступает из информационной системы операционного уровня.

Характеристики управленческих информационных систем:

- используются для поддержки принятия решений структурированных и частично структурированных задач на уровне контроля за операциями;

- ориентированы на контроль, отчетность и принятие решений по оперативной обстановке;

- опираются на существующие данные и их потоки внутри организации;

- имеют малые аналитические возможности и негибкую структуру.

Системы поддержки принятия решений обслуживают частично структурированные задачи, результаты которых трудно спрогнозировать заранее. Они имеют более мощный аналитический аппарат с несколькими моделями. Информацию получают из управленческих операционных информационных систем. Используют эти системы все кому необходимо принимать решение: менеджеры, специалисты, аналитики и пр. Например, их рекомендации могут пригодиться при принятии решения покупать или взять оборудование в аренду и пр.

Характеристики систем поддержки принятия решений:

- обеспечивают решение проблем, развитие которых трудно спрогнозировать;

- оснащены сложными инструментальными средствами моделирования и анализа;

- позволяют легко менять постановки решаемых задач и входные данные;

- отличаются гибкостью и легко адаптируются к изменению условий по несколько раз в день;

- имеют технологию, максимально ориентированную на пользователя.

Развитие и успех любой финансовой организации во многом определяются принятой в ней стратегией. Под стратегией понимается набор методов и средств решения перспективных долгосрочных задач.

В этом контексте можно воспринимать и понятия «стратегический метод», «стратегическое средство», «стратегическая система» и т.п. В настоящее время в связи с переходом к рыночным отношениям вопросу стратегии развития и поведения фирмы стали уделять большое внимание, что способствовало коренному изменению во взглядах на информационные системы. Они стали расцениваться как стратегически важные системы, которые влияют на изменение выбора целей фирмы, ее задач, методов, продуктов, услуг, позволяя опередить конкурентов, а также наладить более тесное взаимодействие с потребителями и поставщиками. Появился новый тип информационных систем - стратегический.

Стратегическая информационная система — компьютерная информационная система, обеспечивающая поддержку принятия решений по реализации стратегических перспективных целей развития организации.

Известны ситуации, когда новое качество информационных систем заставляло изменять не только структуру, но и профиль фирм, содействуя их процветанию. Однако при этом возможно возникновение нежелательной психологической обстановки, связанное с автоматизацией некоторых функций и видов работ, так как это может поставить некоторую часть сотрудников и рабочих под угрозу сокращения.

Рассмотрим качество информационной системы как стратегического средства деятельности любой организации на примере фирмы, выпускающей продукцию, аналогичную уже имеющейся на потребительском рынке. В этих условиях необходимо выдержать конкуренцию с другими фирмами. Чтобы ответить на вопрос, что может принести использование стратегической информационной системы в этой ситуации, нужно понять взаимосвязь фирмы с ее внешним окружением. На рис. 1.5 показано воздействие на организацию внешних факторов:

конкурентов, проводящих на рынке свою политику;

контрагентов-клиентов, обладающих разными возможностями по приобретению товаров и услуг;

контрагентов-поставщиков, которые проводят свою ценовую политику.

Финансовая организация может обеспечить себе конкурентное преимущество, если будет учитывать эти факторы и придерживаться следующих стратегий:

- предоставление новых видов информационных услуг, которые выгодно отличаются от аналогичных;

- отыскание рынков, где информационные услуги организации обладают рядом отличительных признаков по сравнению с уже имеющимися там аналогами;

- создание таких информационных связей, которые закрепляют клиентов и поставщиков за данной организацией и делают невыгодным обращение к другой;

- снижение стоимости информационной услуги без ущерба качества.

Например, информационная система банка обеспечивает все виды оплат по счетам его клиентов. Она умышленно сделана несовместимой с информационными системами других банков. Таким образом, клиент попадает в круг услуг банка, из которого ему трудно выйти. В обмен банк предлагает ему различные скидки и бесплатные услуги.

 
 
Контрагенты-клиенты


Контрагенты-поставщики

Рис. 1.5 - Внешние факторы, воздействующие на деятельность финансовой организации

Информационные системы стратегического уровня помогают высшему звену управленцев решать неструктурированные задачи, подобные описанным выше, осуществлять долгосрочное планирование. Основная задача — сравнение происходящих во внешнем окружении изменений с существующим потенциалом фирмы. Они призваны создать общую среду компьютерной и телекоммуникационной поддержки решений в неожиданно возникающих ситуациях. Используя самые совершенные программы, эти системы способны в любой момент, доставить информацию из многих источников. Для некоторых стратегических систем характерны ограниченные аналитические возможности.

На данном организационном уровне информационные системы играют вспомогательную роль и используются как средство оперативного предоставления менеджеру необходимой информации для принятия решений.

В настоящее время еще не выработана общая концепция построения стратегических информационных систем вследствие многоплановости их использования не только по целям, но и по функциям. Существуют две точки зрения: одна базируется на мнении, что сначала необходимо сформулировать свои цели и стратегии их достижения, а только затем приспосабливать информационную систему к имеющейся стратегии; вторая - на том, что организация использует стратегическую информационную систему при формировании целей и стратегическом планировании. По-видимому, рациональным подходом к разработке стратегических информационных систем будет методология синтеза этих двух точек зрения.


2. Автоматизация анализа финансовой деятельности с использованием трендовых моделей средствами Microsoft Excel

2.1 Информационные технологии построения трендовых моделей финансовых показателей

Важной задачей анализа финансовой деятельности является изучение изменений анализируемых финансовых показателей во времени.

Ряд расположенных в хронологической последовательности значений финансовых показателей представляет собой временной (динамический) ряд. Статистические показатели, характеризующие изучаемый объект, называются уровнями ряда и обозначаются через «y», периоды времени, к которым относятся уровни, - через «t».

При анализе рядов динамики имеет место задача установления закономерностей изменения уровней изучаемого показателя во времени.

Ряд динамики может быть подвержен влиянию факторов эволюционного и осциллятивного характера, а так же находиться под влиянием факторов разного воздействия.

Влияние эволюционного характера – это изменения, определяющие некое общее направление развития (многолетняя эволюция). Такие изменения динамического ряда называются тенденцией развития, или трендом.

Таким образом, тренд финансово-экономического показателя – это функция от времени, определяющая основную тенденцию развития значений финансово-экономического показателя во времени.

Влияние осциллятивного характера – это циклические (конъюнктурные) и сезонные колебания. Циклические колебания состоят в том, что значения изучаемого показателя во времени возрастают, достигают точки максимума, затем убывают и достигают точки минимума, имеют определенный период фазу и частоту колебаний.

Сезонные колебания - это изменения значений показателя, которые происходят на протяжении одного периода и повторяются каждый период.

Нерегулярные колебания для финансово-экономических показателей можно разделить на две группы: спорадически наступающие изменения, вызванные, например, войной или экономической катастрофой; случайные колебания, являющиеся результатом действия большого количества относительно слабых второстепенных факторов.

Динамический ряд состоит из детерминированной (dt) и случайной (et) компонент. Анализ временного ряда заключается в выделении и исключении детерминированной компоненты, которая включает в себя следующие составляющие: тренд (trt); сезонную компоненту (st); циклическую компоненту (ct)

Характерной особенностью динамических рядов финансово-экономических показателей является то, что существенная информация заложена не только в численных значениях измеряемых признаков, но и в порядке их следования.

Первая проблема, которая возникает в этом случае, состоит в обеспечении сопоставимости финансово-экономических показателей, относящихся к различным моментам времени или временным интервалам. Ее решение осуществляется преобразованием исходных данных к уровню начального (метод дисконтирования) момента времени. После обеспечения сопоставимость показателей, каждая из рассматриваемых точек траектории может быть проанализирована с помощью тренда. Такой подход к описанию тенденции развития показателя основан на том, что качество информации о состоянии анализируемой предметной области в отношении основных требований к статистическим данным (однородность, существование распределения) оставляет желать лучшего.

От того, каков характер взаимосвязи компонент ряда динамики, может быть построена аддитивная или мультипликативная модель ряда динамики.

Аддитивная модель ряда динамики Y=trt+st+ct+et определяется тем, что характер циклических и сезонных колебаний остается постоянным.

В мультипликативной модели ряда динамики Y=trt*st*ct*et характер циклических и сезонных колебаний остается постоянным только по отношению к тренду.

Изучение и анализ тренда включает два этапа:

1. Проверка изучаемого показателя на наличие тренда.

2. Построение трендовой модели финансово-экономического показателя с экстраполяцией полученных результатов.

Проверка на наличие тренда в ряду динамики может быть осуществлена по нескольким критериям. При этом ряд должен содержать не менее 6 - ти периодов.

Рассмотрим метод основанный на проверке существенности разности средних.

Весь ряд динамики разбивается на две равные или примерно равные части.

Обозначим n1 и n2 как число точек в каждой половине ряда. Для каждой половины ряда рассчитываются средние значения у1*, у2*. За основу проверки берется - критерий Стьюдента.

При гипотеза о существовании тренда принимается, при гипотеза отвергается.

Здесь t – расчетное значение критерия, рассчитывается согласно выражению:

, (2.1)

где σ – среднее квадратическое отклонение разности средних.

- табличное значение критерия при уровне вероятности ошибки, равном α (α=0,05 или α=0,1). Значение берется из таблицы распределения Стьюдента с числом степеней свободы, равным n1 + n2 -2.

Еще одним из методов проверки гипотезы о существовании тренда является метод, основанный на проверке равенстве дисперсий (F - критерий).

Рассчитываются дисперсии S1, S2 для двух половинок ряда. По критерию Фишера-Снедекера (F - критерий) проверяется статистическая однородность ряда динамики:

. (2.2)

В числитель ставиться та дисперсия, которая больше. По таблицам F – распределения определяют табличное значение F – критерия ,

где α – уровень статистической значимости. Для финансово-экономических моделей уровень значимости задается при α=0,05 или α=0,1.

m1 m2 – число степеней свободы для соответствующей половины анализируемого ряда.

Число степеней свободы определяется следующим образом:

Если , то гипотеза о статистической однородности ряда динамики анализируемого финансово-экономического показателя не отвергается. И можно считать, что ряд содержит тренд.

После установления наличия тенденции в ряду динамики, производится ее моделирование.

Для построения количественной модели ряда динамики финансово-экономического показателя будем использовать методы аналитического выравнивания. В этом случае фактические уровни заменяются уровнями, вычисленными на основе определенной кривой. При аналитическом выравнивании ряда динамики изменяющийся уровень изучаемого показателя оценивается как функция времени , где - уровни динамического ряда, вычисленные по соответствующему аналитическому уравнению на момент времени t. В следующей таблице приведены виды трендовых моделей, наиболее часто используемые для аналитического выравнивания финансово-экономических показателей.

Таблица 2.1 – Виды трендовых моделей

Наименование Функция Случай использования
линейная , - примерно равны const
гиперболическая , - линейно изменяются
показательная , - примерно равны const
Парабола второго порядка - линейно изменяются, - примерно равны const
степенная - линейно изменяются
Кубическая парабола - парабола второго порядка
экспоненциальная - примерно равны const
Логарифмическая парабола - линейно изменяются

В таблице приняты следующие обозначения:

- абсолютный прирост, определяемый как разность между двумя уровнями динамического ряда:

, (2.3)

где - уровень предшествующего периода.

- темп прироста, показывает на сколько процентов текущий уровень ряда динамики больше (или меньше) предыдущего уровня:

. (2.4)

Достоверность построенной трендовой модели финансово-экономического показателя можно проверить с помощью коэффициента детерминации (R2):

, , (2.5)

где - значение параметра Y, рассчитанное согласно трендовой модели.

Коэффициент детерминации (R2) отражает близость значений линии тренда к фактическим данным. Он также называется квадратом смешанной корреляции.

Если , то линия тренда достоверна, когда можно утверждать, что построенная трендовая модель не является достоверной.

Следует иметь в виду, что для одного и того же динамического ряда могут быть подобраны разные уравнения тренда, одинаково хорошо соответствующие имеющимся данным. Поэтому выбор подходящей функции должен осуществляться с использованием нестатистической информации о сущности исследуемого ряда, которая в некоторых случаях позволяет выбрать из множества возможных кривых для описания тренда какую-то одну. В другом случае, когда эта информация отсутствует, подбор уравнения тренда осуществляется по тем же правилам, которые рассмотрены выше.

Может оказаться, что, подбирая аналитическое выражение для описания тренда, имеет место ситуация, когда для приемлемого согласия с эмпирическими данными выбирается зависимость сложного вида, например, полином высокой степени. Как правило, такая ситуация свидетельствует о том, что весь ряд финансово-экономического показателя состоит из нескольких частей. Поэтому, используя априорную информацию и проведя визуальный анализ, необходимо определить эти части и уравнения тренда находить для каждой из них.

Описание тренда должно быть по возможности простым, т.е. включать в себя минимальное количество параметров. В частности, при использовании полиномов оно не должно быть, как правило, выше второго порядка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: