ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 1
Междисциплинарный экзамен по специальности “Маркетинг”
Экономическая теория: предмет, цели и задачи, методология.
История маркетинга и развития его основных концепций.
Предмет маркетинговых исследований
Экономическая теория: предмет, цели и задачи, методология.
Среди определений экономической теории наиболее распространенным в западных учебниках "Экономикс" является следующее: данная наука изучает эффективное использование обществом ограниченных ресурсов или управление ими для производства полезных продуктов и их распределение среди различных групп людей.
Большинство российских ученых-экономистов в своих учебниках экономическую теорию характеризуют как науку об экономических отношениях и законах, управляющих производством, распределением, обменом и потреблением благ и услуг на различных этапах развития человеческого общества.
Заметим, что экономические отношения формируются между определенными субъектами или экономическими агентами, которые участвуют в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ. Это "действующие лица" экономики: они принимают решения и совершают действия. В рыночной экономике к экономическим агентам относятся: фирмы, домохозяйства и государство в лице исполнительных органов.
|
|
Объектом исследования в экономической теории являются экономические явления или процессы, познание которых помогает регулировать и воздействовать на экономическую жизнь в нужных для людей направлениях.
Хозяйственная жизнь (хозяйственная деятельность, экономическая деятельность) базируется на том, что для получения нужных благ общество использует экономические ресурсы, которые в большинстве случаев ограниченны, и поэтому их надо использовать как можно более эффективно. Как писал лауреат Нобелевской премии по экономике Пол Самуэльсон, в экономике существуют три ключевые задачи:
1. Какие блага производить и в каких количествах?
2. Как производить блага, т.е. из каких ресурсов и с помощью какой технологии будут их производить?
3. Для кого производить блага?
История маркетинга и развития его основных концепций.Сущность и определение маркетинга.
Как научная область человеческих знаний маркетинг появился в конце 19-го столетия и рассматривался как особый подход к управлению реализацией продукцией. В течение длительного эволюционного пути развития маркетинг приобрел специфическую форму стратегического управления рыночной деятельностью хозяйствующего субъекта.
Маркетинг— это такая философия, стратегия и тактика участников рыночных отношений и взаимодействий, когда эффективное удовлетворение запросов и разрешение проблем потребителей ведут к рыночному успеху организаций и приносят пользу обществу.
|
|
Маркетинг как концепция управления производственно-сбытовой и научно-технической деятельностью фирмы сложился в 60—70-х годах (первые маркетинговые исследования проводились еще в конце 20-х годов и непосредственно после Второй мировой войны). Его появление связано с активным развитием научно-технического прогресса в области информационной инфраструктуры и компьютеризацией внутрифирменного управления, а также с возникновением значительных трудностей сбыта по большинству товарных рынков, особенно готовой продукции. Маркетинговая концепция направлена на видоизменение и сглаживание конкурентной борьбы путем выявления целевого рынка, рыночного «окна» и рыночной «ниши», еще свободных для внедрения нового или усовершенствованного товара, с целью избежать прямой и агрессивной конкуренции и работать на рынке в режиме строгого распределения его сегментов.
Одним из кардинальных требований, диктуемых рыночной экономикой, является необходимость производства продукции такого количества и качества, которое может быть использовано потребителями. Без его выполнения практически недостижима главная цель любого предпринимателя - получение максимальной прибыли. Оно предусматривает рациональное использование все уменьшающихся ресурсов. Невыполнение этого требования делает весьма- проблематичным включение российской экономики в международное разделение труда.
Совокупность процессов, в ходе которых происходит согласование интересов производителей и потребителей, получила название маркетинга.
Маркетинг, представляя собой одну из важнейших сфер целостной системы управления всеми аспектами деятельности предприятия, оказывает на нее все более активное влияние, включая управление финансами, системой снабжения, организационным построением служб, кадровой политикой и т.д.
Маркетинг представляет собой вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена[1]. Это определение опирается на следующие понятия: нужды, потребности, запросы, товар, обмен, сделка и рынок.
В основе маркетинга лежит идея человеческих нужд. Нужды людей многообразны и сложны: тут и физиологическая нужда в пище, одежде, тепле и безопасности, и социальные нужды в духовной близости, влиянии и привязанности, и личные нужды в знаниях и самовыражении. Они не формируются усилиями рекламных агентств, а исходят от природы человека. Если нужда не удовлетворена, то человек чувствует себя обездоленным и несчастным. И чем больше значит для него та или иная нужда, тем глубже он переживает отсутствие возможности удовлетворить ее. Неудовлетворенный человек сделает одно из двух: либо займется поисками объекта, способного удовлетворить нужду, либо попытается заглушить ее.
Вторая исходная идея маркетинга — идея человеческих потребностей. Потребность — это нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида. Потребности выражаются в объектах, способных удовлетворить нужду тем способом, который присущ культурному укладу и экономическому уровню развития данного общества. По мере развития общества растут и потребности его членов.
Современный маркетинг представляет собой комплекс мероприятий по анализу рынка, формированию и стимулированию спроса, учету рыночных факторов на всех стадиях производственного процесса, рационализации, продвижения товаров по каналам обращения до конечного потребителя, финансовому обеспечению производства и обращения, ценообразованию, контроллингу, рекламной и международной деятельности.
|
|
Использование маркетинга позволяет составлять более реальные программы производства и реализации товара, быстрее реагировать на изменения, происходящие на рынках, и тем самым обеспечивать предприятию преимущества в рыночной борьбе.
Достижение коммерческих целей отраслевыми предприятиями при этом не входит в противоречие с целями общества и общественного развития. Вопросы максимизации прибыли в маркетинге решают за счет увеличения качества удовлетворения потребностей конечных пользователей. Поэтому можно говорить о том, что маркетинг выполняет не только важную экономическую, но и важную социальную функцию.
Основными понятиями в сфере маркетинга являются следующие: нужда, потребность, товар, обмен, сделка, рынок.