214 Мы прочитали прошлый раз одну из формул знающего незнания, блестящую формулу конца «Парменида»: «Единое, есть ли оно или его нет, и само и всё другое ему и для самих себя и друг для друга, всё и во всех отношениях, есть и не есть и является и не является [или другой перевод, может быть лучше: существует и не существует и явствует и не явствует]». Перестаньте меня слушать и вообще заниматься этой темой, и я расстроюсь ужасно, если вы мне не поверите. Не то что эта формула верна как таблица умножения, тут пожалуйста не верьте, а верьте, что я ее не обойду и обойти никогда не смогу, не надейтесь и не ждите, что я буду знать и говорить что-то другое, например что эта формула — начало скепсиса (но она да, начало скепсиса, но нам до того, что в ней изволили увидеть, не увидев ее в простоте, дела нет; в таблице умножения кто-то увидит скажем производное десятичной системы, условное образование привязанное к одной из возможных систем счисления; мне не интересно так смотреть, потому что таблица умножения больше, чем определенный гештальт в определенной системе, она говорит правду, которая и в любой другой системе останется точно такой же; формула конца «Парменида» не исключает другие варианты, как мы разбирали вариант «война и мир начинаются только вокруг вещей, которых нет», кто захочет, может посмотреть перетекание одной редакции формулы в другую).
|
|
Школа Сократа — это школа школы, она вводит только в саму себя, учит незнанию, это школа или наука незнания, круглого, так сказать. Оно безусловно, оно удел человека, дальше этого незнания человек никуда не пойдет и не должен. Всё. Круг замкнулся. Ничего по-честному тут не сделаешь. О главном человек просто не знает. Война начинается у самого человека сначала с самим же собой от раздражения на безысходность этого незнания. (Имею
18. ДЕЙСТВЕННОСТЬ НЕСУЩЕСТВУЮЩЕГО
в виду войну, а не операцию, разница как между дракой и операцией, обычные лицемерные и тупоумные глубокомысленные якобы сомнения, а как же быть с принципом непротивления злу насилием или с принципом неприменения насилия и случаем, когда <нападают> скажем на ваш дом, обычно прибавляют на ваших близких, обычно прибавляют на ваших близких детей и женщин и стариков, несчастные дети женщины и старики, как их выставляют по сути дела во всякой войне очень часто по-разному впереди, перед линией фронта, и уже прячась за их спинами идут молодые мужчины, в скрытых и смазанных формах это бывает чаще чем думают, — неужели вы не будете защищать детей, женщин и стариков, это придуманная дилемма, от лени, нежелания различить между войной и операцией, между «противлением злу», претензией знать где добро и зло, и работой, рядом действий, таких же необходимых, как очистить поле, осветить, сделать анестезию, взять скальпель, провести надрез. Вся тягостная болтовня о том, «а что же вы сделаете, когда вы не хотите противиться злу насилием, а нападают бандиты», происходит оттого, что очень мало настоящих умеющих провести операцию, неизбежную, и мало умения обращаться к людям, умеющим провести операцию, как раз из-за слишком большой тяги ввязаться в последний решающий бой и победить зло. Эта человекобожеская претензия, к сожалению, пока до сих пор определяет политику в России и зачумляет ее. Первой мечтой политического деятеля и первой характеристикой, в прессе и в быту, остается «хороший», «борец против зла», «против коррупции», когда не определено даже издали, что такое коррупция. С самого начала это выдает алкивиадовскую, челове-кобожескую претензию на знание добра и зла.
|
|
Это было отступление о разнице между войной и операцией, между справедливой войной и операцией, в слове «справедливая» уже совершилось ввязывание, безысходное и безнадежное, в войну без школы, без знания своего незнания: провал в состояние наивного, детского Алкивиада).
Школа Сократа, еще раз, не для того, чтобы вывести из состояния незнания, а для того, чтобы ввести, инициировать в ситуацию незнания главного, того, вокруг чего война и мир. Или по-другому: познакомиться с самым близким, с тем, что раньше умения или неумения, оптимизма и пессимизма, таланта и бесталанности — еще раз, возвращаясь к одной из тем прошлой пары, наверное очень интересно поговорить о таланте, одаренности, таланте к философии например, но гораздо важнее и раньше для оптимиста и пессимиста, для талантливого и бездарного вопрос вот этого класса:
В. В. БИБИХИН
господа, есть в конце концов небытие или небытия нет? Он ведет к недоумению, к амехании, к остановке, к схоле (от c^ew, ё^оо), к школе, к studium, к знанию незнания, и там человек остается на всю жизнь.
Это я сказал, «там человек остается на всё жизнь», и сразу стал говорить о настоящей науке, о том, что я назвал видением, что угадывается смутно в символологии Флоренского, в аналогиях сущего.
Иммануил Кант не символист и не аналогист, когда он ставит рядом две вещи, размеренное от века движение светил на небе и нравственный закон внутри нас. Он цитирует тут Аристотеля, который в свою очередь цитирует поэта. Видение это, то же как в «Тимее» Платона видение космоса и человеческой головы, не образ: математика, которой как раз увлечен Платон в «Тимее», между прочим, и физика, и в том числе современная, и действительная, наблюдаемая неотменимость законов, запределъностъ законов (ведь скажем почему закон у нас срывается, не выполняется: потому что знают, что всё равно его выполнить не удастся, по закону не проживешь; этим общепринятым беззаконием закон возвышается до небес), или вообще всё небесное в человеке (опять не метафора) слишком явно уже показало свою силу, ход светил с их непостижимой строгостью нам не чужой, открыт; срез этой блестящей строгости космоса — в математике с ее точностью, которой, математической строгости и точности, с избытком хватает на отдание человеком отчета об открытом и еще открываемом в космосе. Мы, так сказать, не хуже, не обделены.
Строгий космический смысл олимпийских игр в Древней Греции: там на беговых дорожках, где надо было добежать до меты, обернуться вокруг нее и возвратиться туда, откуда начал, разыгрывалось космическое движение, и рассуждения, что таким спортивным ритуалом люди завораживали, заколдовывали космос, чтобы скажем после зимнего солнцестояния солнце сдвинулось, снова пошло на север, — несущественное и неинтересное объяснение: что важно, разыгрывание обществом, миром по-русски (и здесь еще один скрытый языческий смысл слова мир, это разыгрывание миром мира) — движения вселенной, повторение вселенной, наука о вселенной, развернутая обществом в лаборатории общества же: или общество, развернувшее в себе серьезной игрой космос, не в порядке метафоры или театрального изображения, а потому что пусть пока еще в сумасшедшей догадке, но мир, да, это и есть мир; да, человеческое общество как-то очень рано, раньше, чем оно себя знает, еще во сне уже приобщено ко
|
|
18. ДЕЙСТВЕННОСТЬ НЕСУЩЕСТВУЮЩЕГО
всему (!). Современное вооружение, которое никого не радует, смешно думать, что это результат зла или стремления военно-промышленного комплекса к наживе: в накоплении сотни смертей на каждого одного из миллиардов людей на земле, в доведении до того, что руке одного человека достаточно дотянуться до ключа, один раз, чтобы запустить ядерный пожар, чтобы разыграть космический огонь (можете тут вспомнить о гераклитовском огне или о последнем огне германского и скандинавского эпоса), поставить в лаборатории, раскинувшейся на всю планету, еще и этот эксперимент, куда человечество бросит теперь уже просто всё само себя, в огонь — откуда это, куда это? Я не знаю. Я знаю только, что здесь громадный случай того видения, того знания, другие примеры которого я пытался привести: сквозного, говорил я; когда человечество наяву ли, во сне ли делает жесты космоса и законов космоса и творца космоса (!).
Это значит как же сказать, бога. Только что я говорил о единственном высшем знании человека, знании незнания. Теперь — я говорю о знании, которое включено в софию космоса, принадлежит софии космоса и самой этой своей принадлежностью (творительный орудия), как я говорил раньше, делая из самого себя лабораторию, — говорит т. е. так, что космос, целый мир им, человечеством, говорит.
Этот переход, внезапный, от знания незнания, удела человека, к божественному знанию Всего впервые в западной мысли отчетливо намечен в поэме Парменида. Я говорю — отчетливо намечен, в самом деле с такой отчетливостью, что внезапный переход от первой части поэмы, где говорится о не возникшем, неприступном, не прибавляющемся, не уменьшающемся бытии, ко второй части, науке об устройстве всего мира, кажется необъяснимым, и не иронизирует ли тут Парменид, в своей космологии, после науки незнания первой части поэмы, над человеческим знанием, доксой — одно из принятых объяснений. Вторая часть поэмы Парменида совершенно необходима. Школа незнания очищает, подводит, подталкивает, как раз когда пройдена хорошо, к прорыву в божественное знание, т. е. уже не человеческое, размахивающееся на весь мир.
|
|
Еще раз: откуда и куда такое участие, или больше, втянутость в мир, пропитанность его войной и миром, его яростью и его строгостью, загадочностью и необратимостью, это конечно надо спрашивать не у меня. Если вы меня спросите, относится ли это к старому наблюдению, что всё вообще участвует во всём, надо бы только добавить — всё во всём всячески, насквозь, многократно
В. В. БИБИХИН
или вернее в бесконечном переплетении друг с другом (тут, кстати, наверное, основание бахтинского «диалога») — то наверное да, почему бы и нет. Вы спросите, но животные, камни, элементарные частицы разве не втянуты в такое же участие всего во всем? Наверное втянуты, скорее всего втянуты, и кто этого не учитывает, не перестал, например, пытаться сконструировать живую клетку, ведь она такая маленькая и такие прозрачные химические процессы, кто не заметил, что клетка — одна — это коррелят организма, втянута в мир целого организма, а организм — всякий — участвует во всем мире, лучше бы было это сразу заметить, пока не поздно. И этим участием всего во всём человек, наверное, не отличается от всего остального в мире; вот красивый случай из животного мира, наблюдение Дарвина, который вполне сравним с греческим стадионом, упрямо, на протяжении столетий, каждые четыре года всерьез, с предельным усилием разыгрывающим вращения космоса (!). Или несколько разных примеров, слабых и наугад, без попытки специально заняться этим. Сначала Дарвин. Узор на хвосте павлина, по Дарвину, эти разводы — глазки, имеют форму павлиньего глаза или глаза вообще не случайно, а потому, что павлин своим хвостом, распушенным, его рисунком участвует в глазе, тянется к глазу, возник как притягивание к себе глаза вот таким способом, способом подражания глазу, участия в нем. Здесь бесспорная и очень много обещающая основа теории мимезиса. Другой пример: ход некоторых видов рыбы вверх по трудным каменистым рекам, чтобы оставить там икру. Узость, теснота прохода рыбы имитирует, или воспроизводит высоту и тесноту порога, через который надо пробиться жизни от одного поколения к другому. Все примеры наугад, вы знаете лучшие, стоит здесь чуточку задуматься — и мы увидим много важного, к поведению человека и общества это тоже относится. Вот: кошка должна родить, и утром в день родов разумное, спокойное существо без всякой необходимости затискивается головой и передними лапами, дальше уже тело не протискивалось с большим животом, в вентиляционное отверстие подпола, при том что никакой необходимости и никакой возможности ей там пролезть не было, пришлось помогать ей оттуда выбраться. Это протискивание было угадыванием родов и поведения других, новых существ в этих родах, кошка заранее участвовала в тех существах, разыгрывала их действия. Начав такие примеры, уже трудно окончить, или никогда: всё переплетено со всем таким образом. И во времени тоже. Хвост павлина заранее знает, еще только образуясь, силу повернутых на него взглядов.
18. ДЕЙСТВЕННОСТЬ НЕСУЩЕСТВУЮЩЕГО
Но у нас-то дело другое. Я так сказал и заметил второй смысл этой фразы. Первый смысл — у нас, читающих Алкивиада и переходящих, так сказать, от человеческого к божественному разделу в нем, другое дело, чем прослеживание на примерах принципа «всё во всём сообразно каждому», старого философского принципа, опять же в разных поворотах этой формулы, один из ее поворотов — «всеединство». У нас другое дело, мы задеты разницей между школой незнания, с которой мы согласились, и размахом человеческого знания. Вдруг я слышу второй неожиданный смысл собственных слов: «у нас-то дело другое», т. е. в животный и растительный и минеральный мир мы включены-то конечно включены по принципу «всё во всём сообразно каждому» или по принципу всеединства, но всё равно совершенно особенные, «у нас дело другое». А ведь только что я уклонялся от антропоцентризма. — И вот я думаю, что мы отклоняемся, отпадаем от животных, чаще всего в плохую сторону, порчи включения в мир, слепоты, болезненной вялости, слабости, потому что у нас дело другое, не то что мы другое чем животные, мы вовсе не другое чем животные по принадлежности всего всему, и наш разум не другое, чем разум, софия мира, но единственное, что нас отличает, это отличие вовсе не отличие уровня, иерархии, а абсолютное, это что у нас дело — другое, наше дело — другое, опять же во втором смысле, не нам дано кем-то другое дело, чем остальной жизни в мире, а наше главное дело всегда как раз и есть — другое (философия другого Эммануэля Левинаса — только прикладная этика, стоящая на этом бездонном основании, вовлеченности человека в онтологическое различение, между сущим и бытием, безусловно другим). Наше дело другое — эта формула уже была у нас в другом виде, человеческая история вокруг того, чего нет. Мы никак, абсолютно не можем сказать, что животный и растительный мир захвачен тем, чего нет, и его дело — другое. Мы поэтому безусловно, не количественно и качественно, а абсолютно другие, чем животный и растительный мир, хотя ничем другим не другие, ни по признаку животности, ни по признаку растительности, кроме одного этого: дело для нас почему-то, так случилось, я не знаю почему, во всей нашей истории идет о том чего нет. Пойди туда не знаю куда, принеси то не знаю что — это взял на себя во всём мире один только человек, и весь остальной, животный растительный мир тянется к человеку как единственному взвалившему на себя эту тяжесть. «Другое», «то чего нет» — только имена, условные, того, что несет человек, мы не знаем, что он несет. Я по-честному не знаю, если вы знаете, скажите сообщите мне,
В. В. БИБИХИН
что он выносит, вынашивает в истории (!). Что он рожает в ней. Явлинский думает и приказывает понять, что мы должны родить власть. Т. е. его прежде всего, Явлинского, «главный вопрос это вопрос о власти», говорит он, срочно рожайте. Я не уверен, что призвание, назначение человека на земле в том чтобы родить власть. Возможно, он должен родить что-то другое. Одно совершенно ясно: животные рожают потомство, себе подобных, человек рожает что-то другое, и всё дело его, всё дело его истории в родах рода, но род этот другой.
Поэтому участие человека в мире такое, как участие всего во всём, срывается. Вот например язык. Разве язык не связывает человека с участием в целом мире? Слово клавиша, «мера мира» по Витгенштейну, обещающая такое участие говорящего в мире, которое ограничений уже вроде бы не знает, впускает во всё, переплетает всё со всем. При слове, от слова сдвигаются миры, так обещает давнее высокое понимание слова, или недавнее символистическое у нас, и слово врастает корнями в существо человека. Это высокое слово срывается, из самого пустого, что может быть в мире, слово может быть примером наибольшей пустоты, «слова, слова, это всё слова». — Или громадное наследие Леонардо да Винчи, проба всего мира, человеческого и нечеловеческого, прошлого и будущего, и мира изобретений тоже, так что почти все изобретения до нашего века у Леонардо да Винчи угаданы. Что это всё — действительное участие этого гения в полноте мира? Или, как язык, только срыв, только уход в схему, что-то бумажное от настоящего, как у животных, врастания в мир? Говорят и так и так. Ни пустым колебанием частички, ничтожной, воздуха — язык, ни черканием на бумаге для преодоления каких-то своих комплексов — рисунки, чертежи и живопись Леонардо, крайнее мнение, считать вроде бы нет смысла. Там и здесь и обещание, и срыв. Может быть, наш срыв (но это всё равно), потому что ни языка, ни Леонардо да Винчи мы в полноте всё еще не понимаем. Скажем так: и язык, и плотная, детальная, громадная изобразительная, миметическая работа Леонардо да Винчи, опять вы видите я довольно бестолково беру разные примеры вовлечения человека в целый мир, — это обещание, или угадывание, или замахивание ну конечно же на целый мир, но можно ли сказать, что и на то, чего человек не знает в своей школе незнания?
Т. е. может быть то незнание добра и зла, бытия и небытия, не в смысле невинности и наивности, а умудренное, прошедшее высшую философскую школу, — может быть оно как-то преодолимо?
18. ДЕЙСТВЕННОСТЬ НЕСУЩЕСТВУЮЩЕГО
По-человечески нет, и школа это школа для человека, для оставленного отцами-богами, для одинокого, — но человек богом может стать? И тогда он переступит порог школы, порог безусловного незнания. Т. е. человек конечно так и так постоянно только то собственно и делает что переступает порог незнания, убегает из школы, прогуливает или вообще уходит, не проходит ее до последнего класса, но это не от хорошей жизни и не по-честному, в порядке претензий на особое привилегированное положение, в нечестном человекобожестве, — а вот по-честному человек может стать или быть богом, или может быть человек и бог так близки, что ближе их всё равно ничего нет и знак равенства между ними как бы давно уже стоит?
После поступления человека Алкивиада в школу Сократа, в школу знающего незнания, они вместе, в их новом согласии, ведут диалог так вдохновенно быстро, их мысль или мысль Сократа, вдохновляемая близостью любимого ученика, набирает такой размах, что пейзаж сменяется почти мгновенно, ближе к 129-й странице. Об обществе обоим неинтересно говорить иначе как о мире, т. е. филии и согласии, но для филии и согласия в мире-обществе надо сначала, чтобы каждый не был или хотя бы кто-то не был в войне с собой. Как общество Алкивиаду и Сократу скучно, муторно устраивать путем улаживания, компромисса, уравновешения интересов (якобы в этом всё дело политика, думают современные политики, т. е. они стоят опять же всё на старом «разделяй и властвуй», т. е. властвуй на дрожжах, на почве разделенности), так и думать о согласии каждого с самим собой через какое-нибудь мировоззрение, или особое воспитание, или дисциплину скажем внутреннюю или другие формы самогипноза, им тоскливо и слишком им ясно, что это тупик. Согласие каждого с самим собой возможно только так, что каждый вопьется в «свое», будет занят захвачен поглощен растворен именно собственно своим, и род этого влечения к своему назван в 126 е: соединиться как отец с сыном, как мать с ребенком, как брат с братом, как муж с женой. Не ставится вопрос, а есть ли вообще у человека, каждого, «свое». Ах господа, не ставится вот у Платона и вообще в важной, великой мысли, всякой, этот вопрос, что такое свое, да есть ли оно вообще, а может быть его и нету вовсе. Эти и подобные вопросы в настоящей мысли просто не стоят, господа, и в этом величие настоящей мысли. Не обсуждается вопрос, жениться или не жениться, родить или не родить. С близким человеком или с Господом, но безусловно супружество, деток человеческих или дитя другое, непостижимое, но ты рожаешь. Слава Богу, что никогда ни в какой
В. В. БИБИХИН
настоящей мысли [не появится] бледное образование в виде индивидуальной личности, которая сама когда-то будет решать, в какие субъект-субъектные или субъект-объектные отношения вступать, или вообще может быть не вступать, или как-то еще собой распорядиться — ах какое счастье, что настоящая философия от своих подделок отличается больше, чем от ремесла сборщика мусора.
Не вопрос для Сократа, есть ли «свое» и что такое «свое», свое каждый сам знает, — забота его в другом, отличить настоящее свое, собственно свое от своего принадлежности, чем мы на этом курсе «Собственность» много занимались. 127 с: тем важнее отличить свое принадлежности, свое собственности от собственно своего, что обычно человек мимо собственно своего промахивается, влипает в свое собственности, понятой тоже не как собственно собственность, а юридически. Школа путь к родному. Платон вводит «свое» и «что-то из своего», т. е. вещи к своему как-то отнесенные — как ботинок отнесен к ноге, кольцо к пальцу (о единстве Средиземноморья: эти примеры ботинка и кольца, как часто у философов, кажутся случайными, и комментарием к этим примерам лучшим был бы Исайя, гл. 3 ст. 16 и до конца этой главы, где не тем заняты дочери Сиона, не своим не Господним, «надменны и ходят, подняв шею и обольщая взорами, и гремят цепочками на ногах», и «отнимет Господь красивые цепочки на ногах и звездочки и луночки, серьги и ожерелья и опахала, увясла и запястья, и пояса, и сосудцы с духами, и привески волшебные, перстни и кольца в носу, верхнюю одежду и нижнюю, и платки, и кошельки, светлые тонкие епанчи и повязки, и покрывала». Они сейчас гордятся этим своим, но не это свое', это их собственность, но не собственное. Вопрос что такое «свое» правда ставится, но он тут же проваливается в бездну, узнай самого себя. Эта надпись — на храме, божеству. Она божественная. Древний безымянный схолиаст, скорее всего византийский может быть, чувствует это касание божественного в этом месте, он приводит двустишие:
Узнай себя в словах — невеликое дело100,
На деле же это знает один только бог. (Схолия к 129 а)
Этого Сократ не говорит, но знает, он говорит в своей манере, «может быть это и не легко», Алкивиад предполагает — может быть сверхтрудно, два шутника таких, что это «претрудно, труднее
100 Т.е. и фраза короткая и, в другом смысле, словами разгрести эту проблему.
всего», тгаухсЛеяоу 129 а. Схолиаст подсказывает: да вообще не человеческое дело, Бога.
Бог занят, нам говорят, самопознанием, самосозерцанием, он довлеет себе, он полон в себе и наслаждается, когда глядит в самого себя. Говорят, что это даже и у Аристотеля так прямо написано, Бог созерцает сам себя, как в зеркале, такую прекрасную данность. В свете того, вокруг чего мы топчемся уже сколько месяцев, почти год, мы, пожалуй, просто не будем больше верить таким сообщениям из истории философии. И в свете этой 128-129-й страницы «Алкивиада», где сближаются «свое» и «познай себя». Смысл этого божественного самосозерцания, наверное, в том, что Бог знает и один по-настоящему знает свое. — А человек, получается, и не знает собственно свое и никогда в полноте не узнает? Или в своем, в родном человек — Бог, они одно? Как вы тут решите? Свое, родное — одно человека и Бога?
Опять вспоминается дефиниция у Розанова, Бог это милое из милого, центр мирового умиления. Тавтологическая дефиниция.
Что, возможно, не свое придется осмысливать из бога, а бога из своего, показывает и этимология Бога: доля, богатство — т. е. имущество, т. е. собственность, т. е. свое. — Я не понимаю, как нам закруглить эту тему «собственность» в этом месте, когда она как будто только начинается. 21 декабря будет последняя пара, 28 декабря в католическое и греческое православное Рождество и близко к Новому году и в дни зачетов пары уже не будет, но 8 февраля в это же время в этом же месте, если будет от меня зависеть, то мне хотелось бы продолжать думать о собственности.
Продолжением — никаким не крушением, не преодолением, не сменой, только сменой в смысле нового поколения, сыновнего — античной мысли была христианская святоотеческая мысль. Возьмем комментаторами к этому месту «Алкивиада» об узнавании себя и о «самом самом», с. 129, христианских писателей. Комментаторами, потому что в религиозной философии, в богословии из-за ее прикладного характера острота, смелость искания уступают именно пояснению, разжевыванию, комментарию. Поэтому способность понять комментатора еще не означает способности понять оригинал; кто не читал, не заглядывал или не сумел понять комментатора, тот наверное и в принципе не способен понять и оригинал. — Я не принижаю христианскую мысль, называя ее комментарием к Библии и к античной философии. Из-за того, что у храма, в котором служат, были строители, и те, кто служит, сами храм не строили, эти служители не умаляются: они просто другие, они служители, а не строители; точно так же как
В. В. БИБИХИН
и Христа не умаляет то, что он был как раз строитель, плотник. В храме Бога христианские писатели служат так же, как в храме мысли, и если они ничего к ней не прибавляют, то так уместно им, для них.
Прочитаем из Максима Исповедника, не самого, а так — для близости к нам — как его цитирует Григорий Папама10'*, в XIV веке. Цитировать по русскому переводу по крайней мере это место, к сожалению, невозможно. Этот перевод такой типичный, что обращает на себя внимание. «Тайноводство» (в пер. «Мистагогия»102*) гл. 5-я. «Когда душа соберется в самой себе и в Боге, уже не будет разделяющего ее на множество помыслов рассуждения [!] [пер.: «перестанет существовать и разум», ах это сильно сказано и слишком похоже на нехорошую нелюбовь к интеллекту]... уже не будет рассуждения, разделяющего ее на множество помыслов, ибо главу ее увенчает Первый, Единственный и Единый Бог Слово, в чьей единой непомыслимой простоте единовидно предсуще-ствуют все начала сущего; и стремясь к Нему, не вне ее сущему, но в ней целой — целому простым слиянием [пер.: «всецело во всей ней», стерта одинаковость, равенство души и Бога: целая, вся — она; целый, весь — Он; опущено «в простом слиянии»; в комментарии к этому месту сказано, что «единение души с Богом Словом не ведет к ее растворению», она сохраняется как «личность»; становится понятно, почему переводчик сократил как раз слово «слияние», т. е. именно как раз «растворение»: почему-то хочется, чтобы личность человека, как сказано в примечании, «не переставала», когда у Максима Исповедника до настойчивости ясно как раз наоборот простое, полное, безусловное слияние всего Бога со всей душой: настолько упряма современная личность; настолько не любит она смотреть на свою судьбу, что готова пока не слышать того, что ей предсказано]... но в ней целой — целому простым слиянием, она и сама тоже познаёт начала сущего, в которых, возможно, прежде чем стать невестой Слова и Бога, она блуждала путями разграничений и разделений» (PG 91, 681 В).
Человек сливается с Богом; человеку открываются основания и начала, логосы сущего, как Богу.
Это значит: целой, самой собой душа никогда и не станет кроме как в слиянии с Богом; узнать себя и узнать Бога одно; уз-
18. ДЕЙСТВЕННОСТЬ НЕСУЩЕСТВУЮЩЕГО
225
101 * См.: Св. Григорий Полома. Триады в защиту священно-безмолвствующих. Пер. В. Бибихина. СПб.: 2004, с. 380 ел.
|02* Творения преподобного Максима Исповедника. Книга 1: Богословские и аскетические трактаты. М.: Мартис, 1993, с. 154-184.
нать себя и узнать начала, логосы мира одно. Я читал из 5-й главы «Тайноводства», а 7-я будет о человеке как мире, и зря опять же ту главу читать, если думать об «аналогиях» и «символах», о «микрокосме» и «макрокосме». В сути, в «дружественном родстве» мира и мира, т. е. в собственно мире, потому что дружественное родство есть мир, по Максиму Исповеднику мир и мир одно, так что нельзя даже тогда говорить, что один мир большой, а другой — человек. Они просто одно, как Бог и человек одно в своем. Читаю из 7-й главы: «И непозволительно утверждать, что своеобразные свойства, замыкающие каждый из миров в самом себе и ведущие к разделению и разъединению их, обладают большей силой, чем дружественное родство, таинственно данное им в единении».
От медленного блуждания путями дискурса — к тому, чтобы быть самим существом мира, самим существом Бога, так что Бог уже не где-то, уже нигде как в «своем», в родном. На молниеносный миг, на мгновение молнии Бог прорывается в человеке, человек распускается в Бога — и это должное, главное в религии, это призвание человека, через это определяется, что такое человек. Человек в «своем» это Бог. Попробуем постепенно привыкать к странности этого звучания. Не отходить от этого места придется со временем по разным причинам, назову одну: вы с философией или с религией? Философия и религия одинаково указывают здесь в одну сторону, велят думать об одном.
Обожение, в христианстве — это награда? Ведь обожение невозможно без целого пути аскезы. Но не так, что проделай путь и получишь награду, а только так: не проделав путь, не получишь награду. Та же и школа Сократа: она не дает знания, дает знание незнания, но без этой школы нет никакого честного знания. Только в школе — в такой именно, как школа Сократа и школа христианской аскезы, — но не за прохождение школы (прохождения такой школы до конца и не бывает) открывается божественное знание — наука, которую я хочу реабилитировать, место, в которое мы сейчас вошли, невероятная свалка, оно истоптано например «христианской наукой», и чем только не, но похоже, что это самое важное место и есть, или просто место. Может быть, что для нас сейчас, в конце XX века, дело идет о божестве?
Это вопрос для следующего раза. Уже последнего в этом семестре.