Психология личности
Утверждено в качестве учебно-методического пособия
Редакционно-издательским советом НГПУ
Новосибирск
УДК 152.3 (075.8)
ББК 88.37 я 73-1
В - 792
Рецензенты:
Доктор психологических наук, профессор
Н.В.Дмитриева
Доктор психологических наук, профессор
Л.Н.Антилогова
В – 792 Вотчин И.С. Психология личности:
Учебно – методическое пособие.- Новосибирск: Изд.НГПУ,
2003. - с.
ISBN 5 – 85921 – 457 - X
Учебно-методическое пособие является дополнением к существующим учебным изданиям по курсу «Общей психологии» и предназначено для психологов практической направленности, которые в достаточной степени подготовлены для самостоятельной профессиональной деятельности. Оно может быть использовано для выполнения практических работ студентами при самостоятельной подготовке и в качестве справочного пособия специалистами смежных специальностей.
УДК 152.3 (075. 8)
ББК 88. 37 я 73 - 1
ISBN 5 – 85921 – 457 - X © Вотчин И.С., 2003
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………………
|
|
1. Общие представления о личности в психологии………………………………..
1.1. Отечественная психология о структуре личности………………………….
1.2. Психоанализ о личности………………………………………………………
1.3. Личность в трансактном подходе изучения………………………………….
2. Значение элементов структуры личности в деятельности психолога………..
2.1. Направленность личности…………………………………………………….
2.2. Познавательная сфера личности……………………………………………..
2.3. Волевые свойства личности…………………………………………………
2.4. Эмоционально-динамические свойства личности…………………………
3. Задания для самостоятельной работы студентов……………………………
4. Методики исследования личности и индивидуальных особенностей
4.1. Определение уровня самооценки……………………………………………
4.2. Самоотношение……………………………………………………………….
4.3. Механизмы психологической защиты
4.4. Личностный опросник FPI
4.5. Эмоциональная направленность личности…………………………………
4.6. Мотивационная структура личности…………………………………………
4.7. Уровень соотношения «Ценности – доступности»………………………….
4.8. Мотивы поведения……………………………………………………………
4.9. Темперамент
4.10. Акцентуации……………………………………………………………………
4.11. Висбаденский опросник
4.12. Самооценка волевых качеств
4.13. Коммуникативные и организаторские склонности…………………………
Заключение………………………………………………………………………….
Библиография……………………… ………………………………………………
Введение
Мы должны быть осторожны с тайной
|
|
личности: не врывайтесь, забыв почтение, в святая святых человека!
Томас Карлейль
Одним из важнейших направлений деятельности практического психолога является изучение лиц, представляющих интерес для производственной сферы. Это могут быть кандидаты на работу, члены коллектива и пр.
К сожалению, в практике для изучения лиц, представляющих интерес, довольно часто кадровикам или менеджерам по личному персоналу не хватает психологических знаний и практики их использования в своей деятельности.
Данное пособие позволит сформировать общее представление о личности с позиций современных отечественных и зарубежных точек зрения, которое можно использовать в практической деятельности психологов.
В первой части пособия рассматриваются подходы в изучении структуры личности, признанные в отечественной психологии. В этом же разделе приводится своеобразная трактовка личности зарубежных психологов - З.Фрейда и Э.Берна.
Во второй части пособия дан достаточно полный, современный анализ различных составляющих психических компонентов личности, которые необходимо знать в целях изучения, оценки и психологического воздействия на людей в своей профессиональной деятельности.
Пособие написано с соблюдением принципов научности, системности, доступности и предназначается как для специалистов в области психологии, так и для самостоятельной работы тех смежных специалистов, которые изучают вопросы психологии личности в профессиональных целях.