У каждого человека своя реакция на музыку

Каждое новое поколение музыкальных терапевтов с большой осторожностью подходит к общеизвестным примерам из музыкальной психологии: для рецептивных исследований характерным является то, что они не могут изучать всю группу без исключения! Рецептивные исследования направлены на субъекта, для новейших психотерапевтических исследований «объективных» результатов прежней науки больше не существует. Остались только «интерсубъективные» выводы, под которыми подразумевается то, что очень многие индивиды реагируют сходным образом на уровне физиологии, что показывают научные наблюдения и измерения (пульс, дыхание, реакции кожных покровов и т. д.), но никогда не станут реагировать одинаково в плане эмоциональном.

В противовес психотерапии, использующей функциональную музыку, важной отраслью музыкальной терапии становится активная музыкальная терапия, то есть музыкальные импровизации пациентов. Работа с больными помогает получить дополнительные данные о — пока еще — здоровых людях, о том, как зарождаются некоторые болезни. И конечно же, о том, как нужно относиться к некоторым случаям болезней (чтобы сформировать конструктивное понимание болезни как возможности обновления). Это касается также возможностей рецептивной музыкальной терапии, при которой музыка «лечит душу». Как уже не раз говорилось, музыкальная терапия может облегчить течение болезни, однако, в соответствии с новыми психотерапевтическими данными, только сам пациент может исцелить себя — под наблюдением терапевта.

Руки прочь от границ нашей музыки!

Постепенно мы уходим от темы функциональной музыки и аспектов музыкальной психологии, так же постепенно приближаясь к теме рецептивной музыкальной терапии и терапевтической работы с больными.

Здесь, конечно, стоило бы сослаться на музыкальную культуру настоящего времени, которая, в отличие от эпохи Теодора Адорно и его музыкальной социологии, стала намного многообразнее, будучи пронизанной музыкальными веяниями различных этнических групп. Адорно еще мог классифицировать своих слушателей с помощью музыкально-социологических понятий, потому что, например, «образованный слушатель» действительно, какправило, предпочитал слушать концерты Баха. Сегодняшний любитель Баха (такой, как я) может также находить прелесть в популярной музыке, поп, рок и медитативной музыке «new age», пришедшей к нам с Ближнего и Дальнего Востока.

Соответственно этому идет специализация каналов вещания: составляется эксклюзивный музыкальный репертуар, произведения которого доступны для целого ряда людей только по этим каналам вещания. В связи с чем возникло множество различных направлений музыкальной критики, предлагающих свои трактовки понятий «музыка» и «немузыка», а следовательно, оснований для противопоставления стилей. Наблюдаемая ныне тенденция музыкального сопротивления поддерживается испытываемой многими из нас ксенофобией, которая и побуждает нас отвергать музыку других этнических групп. Очень часто подобное отторжение не имеет ничего общего с музыкой, которая провоцирует подобную оборону; в большинстве случаев музыка используется как ширма, прикрывающая нашу враждебность по отношению к какой-либо чужеродной культуре. А за враждебностью прячется страх перед отчуждением, очень часто выражаемый в форме неоправданно завышенной оценки музыки своего собственного народа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: