Нет музыки церковной, есть музыка для церкви и молитвы

Зачастую верующие люди обретают утерянное ощущение уюта и близости в звучании церковной музыки. В данном случае не играет большой роли то, является ли эта музыка эрготропной по своей природе (как, например, большинство моцар- товских месс или баховских ораторий, со всеми их медными трубами органов). Несущественно также и то, успокаивают ли нас хоралы, арии или колыбельные песенки, то есть идет ли речь о трофотропном воздействии музыки.

Без текста или с текстом, данная музыка воздействует на нашу вегетативную нервную систему на уровне неких посланий, которые мы интерпретируем по-своему.

То, что церковная музыка способна увлечь даже тинэйджеров (вспомните об оральном «удовлетворении»), также связано с депрессивным началом в нашей душе. Церковная музыка символизирует и Бога, и само «пространство Церкви»; и это внушает слушателям чувство максимальной близости к Богу и защищенности.

Поэтому мы связываем с церковной музыкой поклонение многим и многим «величайшим из великих», каковыми мы считали ранее и долгое время будем считать Отца, Сына, Святого Духа и Деву Марию...

Соединяя в своем сознании эту музыку с вопросами веры, мы начинаем воспринимать ее как музыку религиозную, как музыку церковную, — причем независимо от типа наших взаимоотношений с верой как таковой. Прослушивание данной музыки формирует в каждом из нас чувство защищенности и «желание поклоняться» — в зависимости от внутреннего состояния личности и внешней ситуации.

При обратном переводе на язык Риманна все это означает: здесь приоткрывается возможность для нашей депрессивной силы проявить себя. Напомню, что это та сила, которая стремится сделать нас, благодаря слиянию (симбиозу) с Богом, больше, могущественней, ярче, чем мы могли бы быть в одиночку.

Религия — это преданность и служение, и наградой за это самоотречение будет возможность вечного самосовершенствования и шанс после смерти оказаться ближе к Богу. Церковная музыка является силой, пробуждающей стремления к высокому, а по мощи психического воздействия на человека не уступает суперсовременному хиту в исполнении модной группы.

Однако, в отличие от любой другой музыки, церковная музыка способна помочь нам осознать этические ценности, в частности ценности христианства. Покадепрес- сивные силы многих из нас действуют наподобие этой музыки, нам стоит только благословлять подобного «силового донора» (автор этих строк достаточно часто и охотно питается из этого источника). Остается только надеяться, что депрессивные силы не смогут захлестнуть нас, не сделают зависимыми, несамостоятельными. Ведь депрессивные силы в нас могут очень многое. Но только не музыка. Мы можем нуждаться в ее благородном и чистом воздействии на нас, однако не она пускает у нас в душе корни зависимости.

Повторю еще раз: церковной музыки как таковой не существует. Но существует удивительная, прекрасная музыка, написанная людьми в результате их религиозного рвения и надежда на спасение. Есть люди, которые ее создают, и есть те, кто ее слушает; все они при каждом новом прослушивании церковной музыки вспоминают пространство Церкви и пережитые там чувства. Именно поэтому мы будем называть эту музыку и дальше церковной, а вовсе не оттого, что она может звучать только в церкви.

УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ЧИТАТЕЛЕЙ

В том случае, если вы решили записать впечатления от вашей депрессивной музыки, сравните еще раз «ваши произведения»: действует ли на вас эта музыка «функционально», то есть просто высвобождает? Или это ваши воспоминания и чувства, которые «смягчают» вас при прослушивании данной музыки? Является ли данная музыка уже сама по себе «мягкой», «размягчающей»? Или же речь заходит об эрготропной, а значит, активизирующей, стимулирующей музыке, которая, однако, рождает в вашем сердце чувство покоя? (Вряд ли наиболее важные для вас воспоминания заговорят на языке ударных, «жестких» чувств...)

И с какими музыкальными инструментами вступают в резонанс струны вашей души?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: