Ранние формы понимания

Уже во внутриутробном периоде развития человека осуществляется диалог матери и ребенка — на физиологическом уровне. Даже незначительные эмоциональные изменения матери сообщаются эмбриону посредством физиологических процессов и получают соответствующий ответ, например в виде движений тела. «До рождения плод и окружающий мир гармонично дополняют друг друга, они словно перетекают друг в друга. В этом мире не существует никаких объектов, только субстанция и пространство без границ» (Балинт).

Мать и ребенок образуют двуединство, пару и постоянно беседуют друг с другом. Благодаря этому постоянному общению происходит незаметное преображение условий жизни внутри и вне этой пары. Однако в экстремальных ситуациях, при тяжелых заболеваниях матери или ребенка, при пугающих или волнующих переживаниях, возникает опасность того, что будет нарушена гармония и прервано взаимодействие. Серьезные нарушения развития или выкидыш могут считаться последствиями подобных событий.

Даже после рождения ребенок и мать продолжают ошугцать свою тесную связь, и возникает спонтанное понимание друг друга, столь необходимое ребенку. Единение, понимание, обмен информацией и лаской — элемента того, что Лоренцер назвал «духовной игрой». В данном диалогическом взаимообмене осуществляется развитие ребенка с помощью матери и силами самого ребенка. Выход ребенка за рамки этого единства в окружающую действительность происходит медленно, шаг за шагом, сопровождаясь опытом взаимодействия. Под взаимодействием я понимаю вокальный диалог ребенка и того человека, который находится рядом с малышом с момента его появления на свет. Освоение нового пространства должно осуществляться при поддержке матери, которая разговаривает, поет, отвечает на вопросы ребенка.

Между матерью и ребенком возникает аффективный обмен специфическими коммуникативными знаками и сигналами, например: «...равновесие, напряжение мускулатуры, поза тела, темперамент, вибрация, окраска звука, резонанс, звук и, возможно, еще целый ряд других, незаметных взрослому и не облеченных в слова категорий» (Шпитц).

Данный перечень очень напоминает описание средств музыкальной выразительности, — некоторые непосредственно, адругие, такие как равновесие и напряжение, в переносном значении.

УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ЧИТАТЕЛЕЙ

Хочу предложить вам немного поэкспериментировать. Речь пойдет о том, что чувствуешь в той ситуации, в которой все мы уже бывали, но которую благополучно забыли. Если хотите, можете поудобнее устроиться в кресле или прилечь и закрыть глаза. Теперь попытайтесь перенестись в мир ощущений младенца, сытого и с довольным видом лежащего на руках у матери, нежно укачивающей его! Какие впечатления испытывает ребенок? Что, к примеру, он видит, слышит; давит ли его что-то; какая температура; какое положение он занимает? Если вы на какое-то время войдете в роль младенца, постарайтесь потом облечь свои переживания в слова. Таковы правила нашего эксперимента.

Ну, как дела? Возможно, ваши ощущения в чем-то схожи с моими переживаниями, описать которые достаточно трудно. Подобное восприятие физического благополучия, уюта, бьгтия одного человека, более или менее диффузный свет, звуки и движения выходят за рамки языкового выражения. Или, иначе говоря: нам не хватает одних только слов.

Но мы всегда хотим отыскать подходящие слова и дать названия обуревающим нас чувствам, а поэтому вынуждены обращаться к языку поэзии, стихов и ритмическим структурам метафорического языка образов, — короче говоря, так язык становится искусством.

Легче всего оказалось передать свои чувства с помощью других языков, та- кихкакязыкживописи, танца, музыки. Музыка — это беспредметный подвижный образ. Она вмещает в своем языке символов, в своей «образной атмосфере» весь чувственный опыт человечества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: