Конвенция о правах ребенка.(Извлечения)

Статья 1. …ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

Статья 2 Государства-участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств.

Статья 3 Во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.

Статья 6

1. Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.

2. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.

Статья 7

1. Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу.

Статья 8

1. Государства-участники обязуются уважать право ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи, как предусматривается законом, не допуская противозаконного вмешательства.

Статья 9

1. Государства-участники обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определяют в соответствии с применимым законом и процедурами, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка. Такое определение может оказаться необходимым в том или ином конкретном случае, например когда родители жестоко обращаются с ребенком, или не заботятся о нем, или когда родители проживают раздельно и необходимо принять решение относительно места проживания ребенка.

2. В ходе любого разбирательства в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи всем заинтересованным сторонам предоставляется возможность участвовать в разбирательстве и излагать свои точки зрения.

3. Государства-участники уважают право ребенка, который разлучается с одним или обоими родителями, поддерживать на регулярной основе личные отношения и прямые контакты с обоими родителями, за исключением случая, когда это противоречит наилучшим интересам ребенка.

4. В тех случаях, когда такое разлучение вытекает из какого-либо решения, принятого государством-участником, например при аресте, тюремном заключении, высылке, депортации или смерти (включая смерть, наступившую по любой причине во время нахождения данного лица в ведении государства) одного или обоих родителей, или ребенка, такое государство-участник предоставляет родителям, ребенку или, если это необходимо, другому члену семьи по их просьбе необходимую информацию в отношении местонахождения отсутствующего члена/членов семьи, если предоставление этой информации не наносит ущерба благосостоянию ребенка. Государства-участники в дальнейшем обеспечивают, чтобы представление такой просьбы само по себе не приводило к неблагоприятным последствиям для соответствующего лица/лиц.

Статья 29

1. Государства-участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на:

а) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;

b) воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединенных Наций;

с) воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;

d) подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;

е) воспитание уважения к окружающей природе.

Статья 33. Государства-участники принимают все необходимые меры, включая законодательные, административные и социальные меры, а также меры в области образования, с тем чтобы защитить детей от незаконного употреби пения наркотических средств и психотропных веществ, как они определены в соответствующих международных договорах, и не допустить использования детей в противозаконном производстве таких веществ и торговле ими.

Статья 38.

2. Государства-участники принимают все возможные меры для обеспечения того, чтобы лица, не достигшие 15-летнего возраста, не принимали прямого участия в военных действиях.

3. Государства-участники воздерживаются от призыва любого лица, не достигшего 15-летнего возраста, на службу в свои вооруженные силы. При вербовке из числа лиц, достигших 15-летнего возраста, но которым еще не исполнилось 18 лет, государства-участники стремятся отдавать предпочтение лицам более старшего возраста.

Статья 42. Государства-участники обязуются, используя надлежащие и действенные средства, широко информировать о принципах и положениях Конвенции как взрослых, так и детей.

Таким образом, Конвенция ООН о правах ребенка содержит требования, гарантирующие свободу и благополучное воспитание и развитие детей, а также определяет условия, при которых они могут состояться как личность и граждане, способные жить в гражданском обществе. Она провозглашает ребенка самостоятельным субъектом права. В Конвенции заложен важный принцип: ребенок имеет право знать свои права.


Билет 13. Вопрос 1. Политическая сфера жизни общества. Человек и политика.

(нов. учебник с.247-256)

Жизнь общества условно можно разделить на четыре основные сферы, в которых осуществляются отношения между людьми: духовная, политическая, социальная, экономическая Политика издавна была одной из главных областей деятельности человека, еще со времен Древнего мира.

Политикой является участие гражданина в избрании парламента или президента страны, политикой является формирование правительства, политикой является официальное заявление президента. Когда избиратель идёт голосовать за кандидата в президенты страны, он действует как политик, так как стремится повлиять на власть и, голосуя за своего избранника, делает выбор программы деятельности государства на ближайший президентский срок.

Слово политика происходит от греческого polis - «город», «государство» или от politike - «государственные или общественные дела». Выдающийся философ античности Аристотель посвятил политике специальный труд. Аристотель утверждал, что политика - это искусство управлять государственными или общественными делами.

Сегодня слово «политика» ученые-социологи и политологи определяют по-разному:

Политика - это деятельность в сфере отношений между большими социальными группами и государством, когда решается вопрос о власти.

Политика - это участие в делах государства, определение формы, задач, содержания деятельности государства.

Политика - это деятельность людей, направленная на эффективное функционирование государственной власти с целью удовлетворения публичных интересов общества.

Политика - это деятельность, направленная на определение целей и задач государственной власти, это выбор линии поведения государства вне и внутри страны.

Из этих определений можно выделить три ключевых слова: власть, деятельность, отношения.

Ядро политики составляет политическая власть.

Политическая власть - одно из важнейших проявлений власти, которое характеризуется реальной способностью данного класса, группы, индивида проводить свою волю, выраженную в политике.

Политическая власть - это не только государственная власть, политическая власть осуществляется не только в рамках государства, но также и в рамках партий, международных организаций и т.д.

Выделяют 4 основных функции политической власти:

Управление и регулирование общественной жизни

Обеспечение целостности, политической стабильности общества.

Мобилизация на решение важных для общества задач.

Обеспечение участия граждан в политической жизни, формирование гражданственности, политической культуры населения.

Значение прав человека на участие в жизни государства, политической жизни очень велико. Они предоставляют гражданам возможность участвовать в управлении государством, участвовать в обсуждении вопросов государственной важности, оказывать влияние на политику государства в целях защиты своих интересов.

Поэтому политические права закреплены в Конституции РФ, и в конституциях других государств:

ст. 32 Конституции РФ

Граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

Граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

4. Граждане РФ имеют равный доступ к государственной службе.

ст.33. Граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

В качестве политических рассматриваются также некоторые гражданские права: свобода мысли и слова (ст.29), право получать, производить и распространять информацию, право на объединение, право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование. Все эти меры могут использоваться гражданами для воздействия на политику государства. Осознанная реализация гражданами своих политических прав и свобод - свидетельство их политической культуры.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: