Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Билет 13. Вопрос 2. Законодательство об образовании. Права и обязанности учащихся




(стар. учеб-к с.281-291, н.учеб-к с. 404-416)

Повседневная жизнь общества проявляется в самых различных отношениях между людьми. Эти отношения регулируются правом. И право устанавливает не только санкции за нарушение законов, но и правила поведения людей в повседневной жизни. Пример таких повседневных отношений - отношения в сфере образования. Правила, регулирующие эти отношения, права и обязанности участников этих отношений можно найти в различных документах:

Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Конвенция ООН «О правах ребенка» 1989 г., Конституция РФ 1993 г. - из этих документов мы можем почерпнуть информацию о наших правах и обязанностях, в том числе, социальных и культурных.

Законы: Закон РФ «Об образовании» (1992 г), Федеральный закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996 г.) - это нормативно-правовые акты, регулирующие образовательные отношения.+ есть еще и очень много подзаконных актов.

*3. Локальные акты, регулирующие данную сферу отношений, не имеющие общеобязательного характера, принятые в соответствии с законами, например, устав общеобразовательного учреждения, - устав гимназии.

Определение «образования» можно найти в Законе РФ «Об образовании» (1992), в преамбуле (введении): «под образованием… понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней». Достижение каждого из таких уровней подтверждается выдачей определенного документа, диплома, аттестата, свидетельства и т.д.

В Конституции РФ закреплено право каждого на образование. (ст.43).

Одновременно этому праву сопутствует конституционная обязанность «основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие. обеспечивают получение детьми основного общего образования». (ст.43). Это означает, что право на образование по Конституции РФ есть у каждого человека, не только у граждан РФ, это право может выражаться в возможности совершения людьми различных действий - поступления в образовательные учреждения разных уровней, прохождение этих уровней, получение документов, удостоверяющих это и т.д.

При этом основное общее образование люди должны получить обязательно. Это обязанность и для самих обучающихся, и для их родителей, и для государства, которое призвано создавать условия для реализации права и осуществления этой обязанности. Условия, которые создает государство и обязанность государства по их поддержанию, называются государственными гарантиями. Государственные гарантии в области образования закреплены в Законе РФ «Об образовании» (ст.5): «гражданам РФ гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного, должностного положения, наличия судимости. Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования».




Система образования в РФ состоит из различных образовательных уровней.

Дошкольное образование (ясли, детский сад - до школы).

Общее образование (общеобразовательные учреждения - школы, гимназии, лицеи…):

· начальное общее образование (1-3(4) классы),

· основное общее образование (обязательно!) - (5-9 классы),

· среднее (полное) общее образование - (10-11 классы).

Профессиональное образование:

· начальное профессиональное образование (профессионально-технические училища),

· среднее профессиональное образование (профессионально-технические училища, колледжи, лицеи),

· высшее профессиональное образование (институты, университеты, академии…).

· послевузовское профессиональное образование (аспирантура или адъюнктура, докторантура…)

Дополнительное образование (всевозможные курсы, например, водительские).

В государственных образовательных учреждениях все подуровни общего образования, начальное профессиональное образование, а также на конкурсной основе, среднее, высшее и послевузовское профессиональное образование - бесплатные.



На протяжении всех этих уровней возникают и реализуются образовательные отношения.

Участники образовательных отношений - это обучающиеся, их представители (родители, опекуны и т.д.), образовательное учреждение в лице преподавательского коллектива и администрации и государство.

У каждого из этих участников есть свои права и обязанности. Они устанавливаются законами, и уставом образовательного учреждения.

Основные права обучающихся:

получение образования в соответствии с государственным стандартом;

выбор образовательной программы в соответствии со своими способностями, потребностями и возможностями школы;

ускоренный курс обучения;

участие в управлении школой через органы ученического самоуправления;

уважение человеческого достоинства обучающихся;

свобода совести и информации;

свободное выражение собственных взглядов и убеждений.

Основные обязанности обучающихся:

выполнение требований устава гимназии, правил внутреннего распорядка;

уважение чести и достоинства обучающихся и работников;

бережное отношение к имуществу школы.

Основные права родителей:

выбор формы обучения детей, образовательного учреждения до получения ими основного общего образования;

участие в управлении школой через родительский комитет, совет школы;

защита законных прав и интересов обучающихся;

знакомство с ходом образовательного процесса и оценками успеваемости обучающихся.

Основные обязанности родителей:

выполнение устава образовательного учреждения;

ответственность за воспитание детей, получение ими основного общего образования.

Основные права педагогических работников:

участие в управлении школой;

защита профессиональной чести и достоинства;

педагогически обоснованная свобода выбора и использование методик обучения и воспитания, учебных пособий, методов оценки знаний.

Основные обязанности педагогических работников:

выполнение устава школы и правил внутреннего распорядка;

выполнение условий контракта.

Всем участникам образовательных отношений необходимо знать свои права и обязанности, потому что знание их позволяет избежать конфликтов или быстро их разрешать.

Значение образования очень велико и для каждого человека (его личная культура и знания зависят от этого), и для общества, и для государства (необходимость квалифицированных специалистов). Поэтому регулирование отношений в сфере образования осуществляется на уровне законов, а сама сфера образования провозглашена в Законе РФ об образовании приоритетной.


Билет 14. Вопрос 1. Формы участия граждан в политической жизни общества.

(нов. учебник с.252-256, ст. 29-33 Конституции РФ)

Политика издавна была одной из главных областей деятельности человека, еще со времен Древнего мира. Аристотель писал, что человек по своей природе существо политическое. Все стороны его бытия в определённой степени связаны с политикой или зависят от неё, от участия его самого как гражданина в политической жизни. Вне человека нет политики, в её основе всегда лежат интересы и потребности человека. Что это за потребности?

Политикой является участие гражданина в избрании парламента или президента страны, политикой является формирование правительства, политикой является официальное заявление президента.

Когда избиратель идёт голосовать за кандидата в президенты страны, он действует как политик, так как стремится повлиять на власть и, голосуя за своего избранника, делает выбор программы деятельности государства на ближайший президентский срок.

Люди по-разному относятся к политике - положительно, нейтрально или отрицательно. Их отношение оказывает влияние на характер их собственного участия в политической жизни. Политическое участие - это способ выражения интересов, взглядов, действий личности, направленный на оказание влияния на политику.

Приверженность крайним взглядам и действиям в политической деятельности людей называется политическим экстремизмом. Создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности, запрещено Конституцией и Уголовным кодексом.

Тем не менее, обеспечение разрешенных законом мирных форм участия граждан в политической жизни, формирование гражданственности, политической культуры населения - одна из основных функций политической власти в условиях демократии.

Значение прав человека на участие в жизни государства, политической жизни очень велико. Они предоставляют гражданам возможность участвовать в управлении государством, участвовать в обсуждении вопросов государственной важности, оказывать влияние на политику государства в целях защиты своих интересов.

Поэтому политические права закреплены в Конституции РФ, и в конституциях других государств:

ст. 32 Конституции РФ

Граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

Граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

4. Граждане РФ имеют равный доступ к государственной службе.

ст.33. Граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

В качестве политических рассматриваются также некоторые гражданские права: свобода мысли и слова (ст.29), право получать, производить и распространять информацию, право на объединение, право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование. Все эти меры могут использоваться гражданами для воздействия на политику государства. Осознанная реализация гражданами своих политических прав и свобод - свидетельство их политической культуры.


Билет 14. Вопрос 2. Семейное право. Общая характеристика.

(стар. учебник - стр. 246-248, нов. учебник с.381-392)

Право является не только инструментом наказания, но и регулятором поведения людей в обществе. Мы руководствуемся правом в любых повседневных отношениях. Пример тому - семейные отношения, отношения в семье.

Семья (учеб-к с. 243) - это круг лиц, объединенных супружескими отношениями, близким кровным родством или родством в результате усыновления (удочерения).

Отношения между членами семьи регулируются особой отраслью права - семейным правом. Семейное право - отрасль права, регулирующая отношения между членами семьи.

Источники семейного права - это:

· Конституция РФ ч.1 ст.38 (стр.230 в старом учебнике - материнство и детство, семья находятся под защитой государства) + все остальные статьи о личных, социально-экономических и культурных правах человека. (*+ Всеобщая декларация прав человека 1948 года, Конвенция ООН о правах ребенка 1989 года)

· Семейный кодекс РФ (1995)

· Гражданский кодекс РФ (1я часть - 1994, 2-я - 1995, третья - 2001 г., четвертая не касается семейных отношений, т.к. посвящена праву интеллектуальной собственности)

Основные начала семейного законодательства закреплены в ст.1 СК РФ - это основы и цели правового регулирования семейных отношений:

· необходимость укрепления семьи,

· построение семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов,

· недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи,

· обеспечение беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав,

· возможность судебной защиты прав членов семьи,

· запрет любых форм ограничений прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной или религиозной принадлежности.

Выделяются следующиепринципы семейного законодательства:

· добровольность брачного союза мужчины и женщины,

· равенство прав супругов в семье,

· разрешение внутрисемейных споров по взаимному согласию,

· приоритет семейного воспитания детей,

· забота об их благосостоянии и развитии,

· обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

Семейным правом регулируются самые различные отношения, возникающие в семье:

· условия и порядок вступления в брак, прекращения брака, признания его недействительным,

· личные имущественные и неимущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми или усыновителями и усыновленными,





Дата добавления: 2015-04-20; просмотров: 2084; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8744 - | 7479 - или читать все...

Читайте также:

 

35.175.191.168 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.008 сек.