Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

III.1. Предмет и задачи дидактики




Предмет дидактики. Обучение – та область действительности, на которую направлена деятельность исследователя–дидакта. Иначе говоря, обучение является объектом дидактики. Изучением процесса обучения занимаются также и психология, частные методики, социология, физиология и ряд других наук. Однако каждая из наук выделяет в одном и том же объекте своё особенное, т.е. исследует свой предмет.

Чтобы определить предмет дидактики, необходимо выявить различие между понятиями «объект» и «предмет» науки. Обратимся с этой целью к «Философскому энциклопедическому словарю» [39]: «Предмет – категория, обозначающая некоторую целостность, выделенную из мира объектов в процессе человеческой деятельности и познания. Понятие «предмет» часто употребляют в менее строгом смысле, отождествляя его с понятием объекта или вещи… В общегносеологическом плане противопоставление предмета и объекта является относительным. Основное структурное отличие предмета от объекта заключается в том, что в предмет входят лишь главные, наиболее существенные (с точки зрения исследования) свойства и признаки».

Таким образом, предмет науки должен раскрывать тот аспект, те стороны, связи и отношения, которые присущи именно данной науке.

Единого определения предмета дидактики нет. Так, в Большой советской энциклопедии (1972) написано: «Предметом исследования дидактики являются цели, содержание, закономерности и принципы обучения. Определяя, что из накопленной человечеством культуры должно стать содержанием образования и характеристикой образованной личности, дидактика является теорией образования. Чтобы обеспечить усвоение учащимся содержания образования необходимо опираться на закономерности обучения, развития и укрепления умственных способностей, знание которых позволяет разрабатывать эффективные способы обучения. Исследуя их, дидактика является и теорией обучения». [2, С.728].

Анализ педагогической литературы приводит к выводу о том, что в большинстве работ предмет дидактики либо определяется обобщенно с выделением содержательной и процессуальный сторон обучения (например, «содержание образования и организация процесса обучения»), либо конкретизируется перечислением тем (разделов), изучаемых в курсе дидактики.

Данилов Михаил Александрович (1899 - 1973), д-р пед. наук, профессор, чл.-корр. АПН РСФСР, разрабатывал проблемы методологии педагогики, педагогического образования, методики педагогических исследований. Основное внимание уделял проблемам дидактики.

В целом эти два подхода с некоторыми вариациями характерны для большинства работ. Вместе с тем отдельные авторы дают более широкое определение предмета дидактики, включая в него и факторы, влияющие на процесс обучения. Так, по мнению известного советского дидакта М.А.Данилова, предметом дидактики является «процесс образования и обучения, взятый в целом, т.е. содержание образования, реализуемое в учебных планах, программах, учебниках; методы и средства обучения, организационные формы обучения, воспитательная роль учебного процесса, а также условия, благоприятствующие активному и творческому труду учащихся и их умственному развитию» [11, С.8].




Заслуживает внимания и точка зрения польского дидакта Чеслава Куписевича: «Предметом дидактики является процесс преподавания и учения вместе с факторами, которые его порождают, условиями, в которых он протекает, а также результатами, к которым он проводит» [23, С.19].

Как известно, п р е п о д а в а н и е – деятельность учителя по созданию условий, обеспечивающих усвоение содержания образования, и руководству этим усвоением, а у ч е н и е – деятельность ученика по усвоению им определенного содержания образования. В приведенном определении Ч.Куписевича содержательная и процессуальная стороны обучения представлены в единстве уже в самом предмете дидактики. Тем самым отпадает необходимость деления дидактики на две составные части: теорию образования и теорию обучения.

По мнению В.И. Загвязинского, предмет дидактики включает «все три субъекта обучения: учителя, ученика и обучающийся коллектив (класс, группа) и все основные дидактические отношения: «ученик–учитель», «ученик–изучаемый материал», а также отношения: «учитель-класс» и «ученик-класс». Говоря точнее, предметом дидактики является регулирование и совершенствование указанных отношений, создание условий для развития и совершенствования всех субъектов учебного процесса, а также личности в процессе самообразования» [13, С.7].



Глубокий анализ объекта и предмета дидактики был проведен В.В.Краевским. Он исходит из того, что предметом дидактики является основное дидактическое отношение. В деятельности обучения возникают разнообразные отношения: учитель – ученик, ученик – учебный материал, ученик – другие учащихся и другие. Какое дидактическое отношение является основным?

Ряд ученых главным считают познавательное отношение, т.е. ученик – учебный материал. Несомненно, без познания нет обучения, однако познание может осуществляться и без обучения. Поэтому отношение «ученик – учебный материал», хотя и исторически первично, тем не менее, оно не охватывает всего обучения. Это отношение более характерно для психологии, т.к. основное внимание обращается на то, как ученик воспринимает и усваивает учебный материал.

Краевский Володар Викторович (род. в 1926 г.), д-р пед. наук, профессор, академик РАО. Известный специалист в области методологии и теории педагогики, дидактики, методики преподавания иностранных языков в школе.

По мнению В.В. Краевского, необходимо посмотреть на обучение с точки зрения педагогики, а именно выделить главное в целенаправленной деятельности по передаче социального опыта. В этом случае специфическим для обучения окажется отношение между 1) деятельностью тех, кто обучает и 2) деятельностью тех, кто обучается, т.е. «отношение между двумя организованными обществом деятельностями – преподавания и учения» [20, С.11]. Преподавание невозможно без обучения. Автор подчеркивает, что «дидактическое отношение преподавание – учение возникает, когда познающая деятельность направляется по специальному плану, ставящему определенную цель» [20, С.12].

В.В. Краевский считает, что «вне отношения преподавание – учение обучение просто не существует». Другие виды отношений, возникающих в обучении, становятся дидактическими постольку, поскольку они группируются вокруг основного отношения между учителем и учащимся. Поскольку вне процесса обучения отношение «преподавание – учение» не может осуществляться, то единство преподавания и учения можно считать объективной характеристикой процесса обучения.

Нам представляется, что нельзя ограничивать предмет дидактики одним дидактическим отношением, пусть даже оно основное. Тогда остаются вне поля зрения дидактики многие вопросы, связанные с функционированием и развитием процесса обучения как целостного и системного явления. Изучение дидактических исследований показывает, что в них предметом исследования выступают особенности проектирования, функционирования и развития как отдельных компонентов процесса обучения (целей, содержания, форм, методов, средств, условий, факторов), так и закономерности взаимосвязи этих компонентов в тех или иных условиях обучения. Поэтому мы полагаем, что предметом дидактики являются закономерности проектирования, функционирования и развития обучения как целостности и отдельных его компонентов (целей, содержания, форм, методов, средств и условий). Являясь научной основой учебного процесса дидактика дает обоснование целям (для чего?), отбору содержания (чему?), выбору средств, методов и форм (как?) обучения.

Функции и задачи дидактики. Обучение в дидактике рассматривается в двух аспектах: как объект изучения и как объект конструирования. Обучение выступает для исследователя-дидакта как объект изучения, когда он осуществляет научно-теоретическую функцию педагогики. В результате исследования он получает знания о том, как протекает процесс обучения, каковы его закономерности и в чем состоит его сущность. Пользуясь философской терминологией, можно сказать, что это знания о сущем. Однако только описать педагогическую действительность недостаточно. Педагогическая теория нужна постольку, поскольку является основой для практической деятельности. Когда ученый-педагог переходит от отображения педагогической действительности к конструированию проекта педагогической деятельности, которым будет руководствоваться педагог-практик, он тем самым участвует в реализации другой функции педагогической науки – конструктивно-технической (нормативной). В этом случае для дидакта обучение предстает как объект конструирования. Знания, получаемые при реализации конструктивно-технической функции, отражают педагогическую действительность такой, какой оно должна быть. Можно сказать, что это знания о должном – о том, как нужно планировать, осуществлять и совершенствовать педагогическую деятельность в соответствии с целями, поставленными обществом, и с конкретными условиями, в которых протекает учебно-воспитательный процесс.

Следует отметить, что обе функции – научно-теоретическая и конструктивно-техническая – неразрывно связаны между собой [20, С. 13-14].

Поскольку дидактика рассматривает процесс обучения как объект изучения, и как объект конструирования, постольку выделяют две группы задач, решаемых дидактикой как наукой:

- описание и объяснение процесса обучения и условий его реализации;

- разработка более совершенной организационной структуры процесса обучения, новых обучающих систем, новых технологий обучения и т.д.





Дата добавления: 2015-04-20; просмотров: 2826; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9166 - | 7242 - или читать все...

Читайте также:

 

3.229.122.166 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.002 сек.