double arrow

III.1. Предмет и задачи дидактики

Предмет дидактики. Обучение – та область действительности, на которую направлена деятельность исследователя–дидакта. Иначе говоря, обучение является объектом дидактики. Изучением процесса обучения занимаются также и психология, частные методики, социология, физиология и ряд других наук. Однако каждая из наук выделяет в одном и том же объекте своё особенное, т.е. исследует свой предмет.

Чтобы определить предмет дидактики, необходимо выявить различие между понятиями «объект» и «предмет» науки. Обратимся с этой целью к «Философскому энциклопедическому словарю» [39]: «Предмет – категория, обозначающая некоторую целостность, выделенную из мира объектов в процессе человеческой деятельности и познания. Понятие «предмет» часто употребляют в менее строгом смысле, отождествляя его с понятием объекта или вещи… В общегносеологическом плане противопоставление предмета и объекта является относительным. Основное структурное отличие предмета от объекта заключается в том, что в предмет входят лишь главные, наиболее существенные (с точки зрения исследования) свойства и признаки».

Таким образом, предмет науки должен раскрывать тот аспект, те стороны, связи и отношения, которые присущи именно данной науке.

Единого определения предмета дидактики нет. Так, в Большой советской энциклопедии (1972) написано: «Предметом исследования дидактики являются цели, содержание, закономерности и принципы обучения. Определяя, что из накопленной человечеством культуры должно стать содержанием образования и характеристикой образованной личности, дидактика является теорией образования. Чтобы обеспечить усвоение учащимся содержания образования необходимо опираться на закономерности обучения, развития и укрепления умственных способностей, знание которых позволяет разрабатывать эффективные способы обучения. Исследуя их, дидактика является и теорией обучения». [2, С.728].




Анализ педагогической литературы приводит к выводу о том, что в большинстве работ предмет дидактики либо определяется обобщенно с выделением содержательной и процессуальный сторон обучения (например, «содержание образования и организация процесса обучения»), либо конкретизируется перечислением тем (разделов), изучаемых в курсе дидактики.

Данилов Михаил Александрович (1899 - 1973), д-р пед. наук, профессор, чл.-корр. АПН РСФСР, разрабатывал проблемы методологии педагогики, педагогического образования, методики педагогических исследований. Основное внимание уделял проблемам дидактики.

В целом эти два подхода с некоторыми вариациями характерны для большинства работ. Вместе с тем отдельные авторы дают более широкое определение предмета дидактики, включая в него и факторы, влияющие на процесс обучения. Так, по мнению известного советского дидакта М.А.Данилова, предметом дидактики является «процесс образования и обучения, взятый в целом, т.е. содержание образования, реализуемое в учебных планах, программах, учебниках; методы и средства обучения, организационные формы обучения, воспитательная роль учебного процесса, а также условия, благоприятствующие активному и творческому труду учащихся и их умственному развитию» [11, С.8].



Заслуживает внимания и точка зрения польского дидакта Чеслава Куписевича: «Предметом дидактики является процесс преподавания и учения вместе с факторами, которые его порождают, условиями, в которых он протекает, а также результатами, к которым он проводит» [23, С.19].

Как известно, п р е п о д а в а н и е – деятельность учителя по созданию условий, обеспечивающих усвоение содержания образования, и руководству этим усвоением, а у ч е н и е – деятельность ученика по усвоению им определенного содержания образования. В приведенном определении Ч.Куписевича содержательная и процессуальная стороны обучения представлены в единстве уже в самом предмете дидактики. Тем самым отпадает необходимость деления дидактики на две составные части: теорию образования и теорию обучения.

По мнению В.И. Загвязинского, предмет дидактики включает «все три субъекта обучения: учителя, ученика и обучающийся коллектив (класс, группа) и все основные дидактические отношения: «ученик–учитель», «ученик–изучаемый материал», а также отношения: «учитель-класс» и «ученик-класс». Говоря точнее, предметом дидактики является регулирование и совершенствование указанных отношений, создание условий для развития и совершенствования всех субъектов учебного процесса, а также личности в процессе самообразования» [13, С.7].

Глубокий анализ объекта и предмета дидактики был проведен В.В.Краевским. Он исходит из того, что предметом дидактики является основное дидактическое отношение. В деятельности обучения возникают разнообразные отношения: учитель – ученик, ученик – учебный материал, ученик – другие учащихся и другие. Какое дидактическое отношение является основным?

Ряд ученых главным считают познавательное отношение, т.е. ученик – учебный материал. Несомненно, без познания нет обучения, однако познание может осуществляться и без обучения. Поэтому отношение «ученик – учебный материал», хотя и исторически первично, тем не менее, оно не охватывает всего обучения. Это отношение более характерно для психологии, т.к. основное внимание обращается на то, как ученик воспринимает и усваивает учебный материал.

Краевский Володар Викторович (род. в 1926 г.), д-р пед. наук, профессор, академик РАО. Известный специалист в области методологии и теории педагогики, дидактики, методики преподавания иностранных языков в школе.

По мнению В.В. Краевского, необходимо посмотреть на обучение с точки зрения педагогики, а именно выделить главное в целенаправленной деятельности по передаче социального опыта. В этом случае специфическим для обучения окажется отношение между 1) деятельностью тех, кто обучает и 2) деятельностью тех, кто обучается, т.е. «отношение между двумя организованными обществом деятельностями – преподавания и учения» [20, С.11]. Преподавание невозможно без обучения. Автор подчеркивает, что «дидактическое отношение преподавание – учение возникает, когда познающая деятельность направляется по специальному плану, ставящему определенную цель» [20, С.12].

В.В. Краевский считает, что «вне отношения преподавание – учение обучение просто не существует». Другие виды отношений, возникающих в обучении, становятся дидактическими постольку, поскольку они группируются вокруг основного отношения между учителем и учащимся. Поскольку вне процесса обучения отношение «преподавание – учение» не может осуществляться, то единство преподавания и учения можно считать объективной характеристикой процесса обучения.

Нам представляется, что нельзя ограничивать предмет дидактики одним дидактическим отношением, пусть даже оно основное. Тогда остаются вне поля зрения дидактики многие вопросы, связанные с функционированием и развитием процесса обучения как целостного и системного явления. Изучение дидактических исследований показывает, что в них предметом исследования выступают особенности проектирования, функционирования и развития как отдельных компонентов процесса обучения (целей, содержания, форм, методов, средств, условий, факторов), так и закономерности взаимосвязи этих компонентов в тех или иных условиях обучения. Поэтому мы полагаем, что предметом дидактики являются закономерности проектирования, функционирования и развития обучения как целостности и отдельных его компонентов (целей, содержания, форм, методов, средств и условий). Являясь научной основой учебного процесса дидактика дает обоснование целям (для чего?), отбору содержания (чему?), выбору средств, методов и форм (как?) обучения.

Функции и задачи дидактики. Обучение в дидактике рассматривается в двух аспектах: как объект изучения и как объект конструирования. Обучение выступает для исследователя-дидакта как объект изучения, когда он осуществляет научно-теоретическую функцию педагогики. В результате исследования он получает знания о том, как протекает процесс обучения, каковы его закономерности и в чем состоит его сущность. Пользуясь философской терминологией, можно сказать, что это знания о сущем. Однако только описать педагогическую действительность недостаточно. Педагогическая теория нужна постольку, поскольку является основой для практической деятельности. Когда ученый-педагог переходит от отображения педагогической действительности к конструированию проекта педагогической деятельности, которым будет руководствоваться педагог-практик, он тем самым участвует в реализации другой функции педагогической науки – конструктивно-технической (нормативной). В этом случае для дидакта обучение предстает как объект конструирования. Знания, получаемые при реализации конструктивно-технической функции, отражают педагогическую действительность такой, какой оно должна быть. Можно сказать, что это знания о должном – о том, как нужно планировать, осуществлять и совершенствовать педагогическую деятельность в соответствии с целями, поставленными обществом, и с конкретными условиями, в которых протекает учебно-воспитательный процесс.

Следует отметить, что обе функции – научно-теоретическая и конструктивно-техническая – неразрывно связаны между собой [20, С. 13-14].

Поскольку дидактика рассматривает процесс обучения как объект изучения, и как объект конструирования, постольку выделяют две группы задач, решаемых дидактикой как наукой:

- описание и объяснение процесса обучения и условий его реализации;

- разработка более совершенной организационной структуры процесса обучения, новых обучающих систем, новых технологий обучения и т.д.






Сейчас читают про: