Особенности развития дошкольников

/. /. 1. Физическое развитие

Если текст параграфа не требует дополнительного разделения, то выделения можно использовать для облегчения понимания его смысловой части или поиска материала. Так, принято использовать следующие приемы:

а) при логическом усилении (акцентирование слов и словосоче­
таний по смыслу) — курсив и разрядка;

б) при активизации запоминания элементов текста:

— имена, названия, термины — разрядка, курсив;

— правила, определения, выводы — полужирный, другая гарнитура,
полужирный повышенного кегля;

в) при структурном членении текста:

— примеры, упражнения, примечания — уменьшение кегля, курсив,
другая гарнитура;

— пояснительные слова об авторской принадлежности — курсив;

— номерные заголовки таблиц, примечаний — курсив пониженного
кегля;

— тематические заголовки таблиц — полужирный прямой пониженного
кегля.

Оглавление. Перед литературным оформлением результатов ис­следования необходимо разработать план будущей курсовой, квали­фикационной или дипломной работы, который представляет собой развернутый перечень в нужном порядке всех ее частей. В дальней-


Глава 7. Научно-педагогические исследования в физическо й культуре...

шем план явится основой для составления оглавления работы. В ис­следовательской работе используется слово «оглавление», так как оглавление — это указатель рубрик (глав) единого произведения. В то время как содержание — это указатель заглавий различных про­изведений, включенных в издание. С точки зрения культуры чтения оглавление размещается в начале работы: читающий именно с ог­лавления начинает знакомство с исследованием.

При оформлении оглавления необходимо каждый подчиненный заголовок располагать с отступом вправо от предшествующего ос­новного заголовка, к которому он относится, располагая первую цифру под заглавной буквой заголовка, к которому он непосредст­венно относится. Все заголовки равной ступени следует начинать от одной вертикальной линии. Подобное построение плана позволяет четко видеть соподчиненность всего материала. Например:

стр.

Введение........................................................................................................................... 3

Глава 1. Проблема профилактики и коррекции нарушений осанки
у детей дошкольного возраста................................................................ 5

1.1. Понятие об осанке......................................................................................... -6

1.1.!. Факторы, определяющие-формирование осанки.................... 7

1.1.2. Этапы формирования осанки................................................... 12

1.1.3. Классификация нарушений осанки........................................ 18

1.2. Особенности развития детей дошкольного возраста........................ 24

1.3. Профилактика и коррекция нарушений осанки в условия
дошкольного учреждения.......................................................................... 31

Глава 2. Методы и организация исследования.................................................. 37

2.1. Методы исследования................................................................................ 37

2.2. Организация исследования....................................................................... 40

Глава 3. И т.д.

Язык и стиль. Научная работа всегда выигрывает, если она на­писана хорошим литературным языком. Следует избегать казенных, штампованных слов и выражений. Излагать свои мысли надо по возможности кратко, предложения формулировать четко, избегая дублирования, избитых штампов, а также излишнего употребления терминов, этимология которых неясна исследователю.

На протяжении всей рукописи необходимо употреблять единооб­разные термины, условные сокращения и обозначения. Недопустимо, например, в одном случае писать «двигательные качества», а в дру­гом — «физические качества». Каждый термин (или обозначение)

27!


Теоретические основы физической культуры дошкольников

должен иметь только ему присущее понятие. Новые термины, кото­рые вводятся автором или малоизвестны читателям, следует объяс­нять. Иностранные слова и термины рекомендуется употреблять толь­ко в следующих случаях: во-первых, когда они получили широкое распространение и слились с русским литературным языком; во-вто­рых, когда без них нельзя обойтись при изложении научных фактов (фитбол, стретчинг и т. п.).

Ссылки на авторов. Ссылки на исследование того или иного автора или чужие мысли обычно делаются двумя способами. Первый предполагает использование номеров источников в квадратных скобках в соответствии с их расположением в списке литературы (например: [2, 14, 27]). При втором способе в круглых скобках ука­зываются инициалы, фамилия автора, а затем после запятой — год издания упоминаемого источника (например: (Б. А. Ашмарин, 1978)). Первый способ нецелесообразно применять в научной рабо­те. Большинству читающих рукопись (научный руководитель, рецен­зенты, оппоненты, специалисты в данной области и т. д.), как пра­вило, известно содержание ряда источников, на которые ссылается автор. Читающему не только важно следить за логикой изложения исследователя, но и интересно знать, идеи каких ученых он поддер­живает, а с чьим мнением не согласен. В случае использования в ссылках номеров читающему постоянно придется искать источник по номеру в списке литературы.

В современных исследованиях используется второй способ ссы­лок на используемую литературу, так как он дает возможность чи­тающему в полной мере получить информацию по результатам про­веденного автором анализа литературы. Однако при его использова­нии необходимо соблюдать ряд правил.

1. Если необходимо указать несколько авторов, то их перечис­
ляют в хронологическом порядке издания работ и отделяют точкой
с запятой (например: «...в то же время другие авторы отмечают вза­
имосвязь в развитии двигательных способностей в дошкольном воз­
расте (Е.Н.Вавилова, 1980; Э. С. Вильчковский, 1983; В. А. Гуляй-
кин, 1986; И.Г.Мальцева, 1993; В.И.Харитонов, 1997)»).

2. При необходимости сослаться на две публикации одного и
того же автора, датированные одним годом, после обозначения года
через дефис ставят строчную букву русского алфавита (например:
В. И.Усаков, 1996-а; 1996-6).

3. В тех случаях, когда ссылка требует упоминания фамилии авто­
ра в самом тексте изложения, год публикации дают сразу же после фа-


Глава 7. Научно-педагогические исследования в физической культуре...

милии в круглых скобках (например: «...однако И. Г. Мальцева (1988) обращает внимание на то, что краткосрочная программа развития вы­носливости имеет ограниченное влияние на организм детей 6 лет»).

4. Ссылки на работы давно умерших общеизвестных ученых
целесообразно давать по прижизненным публикациям труда, что
позволит при хронологическом перечислении поставить фамилию
автора на положенное место. Если это невозможно, и доступен
только современный источник, то лучше не указывать год источ­
ника, а дать в ссылке после инициалов и фамилии автора номер
источника в списке литературы в квадратных скобках (например:
П.Ф.Лесгафт [27]).

5. При ссылке на книгу, опубликованную под названием, в круг­
лых скобках ставятся инициалы и фамилии авторов или составите­
лей или научного редактора, затем год издания, затем в квадратных
скобках номер источника, под которым книга дана в списке лите­
ратуры (например: (Н. А. Ноткина, 1993 [22])).

Следует помнить, что в ссылках после обозначения года буква «г» не ставится.

Таблицы. К таблицам относится цифровой (реже текстовой) ма­териал, сгруппированный в определенном порядке в колонки (по вертикали) и в графы (по горизонтали), которые разделены ли­нейками. Материалом текстовых таблиц могут служить перечни нор­мативных показателей, классификации физических упражнений, группировки задач обучения и т. п. Основные требования к офор­млению таблиц следующие:

1. Нумерация таблиц делается сквозной арабскими цифрами. Сло­
во «Таблица» (сокращать нельзя) и порядковая цифра (без знака №)
пишется в правом верхнем углу над текстовым заголовком, курсивом
с понижением кегля (12 при кегле основного текста 14), например
Таблица 1 (точка в конце номерного заголовка не ставится).

2. Текстовые заголовки таблиц размещают посередине строки
над таблицей с прописной буквы без точки на конце. Они выделя­
ются полужирным прямым шрифтом с понижением кегля (12 при
кегле основного текста 14).

3. Однотипные таблицы необходимо строить одинаково.

4. Нумерация колонок и граф («Номер по порядку») применя­
ется при размещении таблицы на нескольких страницах (чтобы не
повторять «головку» таблицы на каждой странице).

5. Каждая часть таблицы должна иметь свой заголовок. Нельзя
оставлять пустыми графы и колонки.




П


Теоретические основы физической культуры дошкольников

6. Когда в полученных результатах имеется постоянное числовое
значение показателя для нескольких изменяющихся величин, его не
повторяют, а выносят в текстовой заголовок.

7. Числовые показатели должны иметь одинаковое число знаков
после запятой, а классы чисел — располагаться один под другим.
При отсутствии числового показателя в графе или колонке ставится
знак «тире».

8. В текстовых таблицах начальные слова, размещенные в графах
и колонках, пишутся с прописной буквы. В конце точка не ставится.

9. При оформлении названия таблицы разрешается использова­
ние одинарного межстрочного интервала. Данные самой таблицы вы­
полняются пониженным кеглем (12 при кегле основного текста 14).

10. Таблицы должны иметь сквозную нумерацию по всей руко­
писи.

Рисунки. Иллюстрации любого содержания и графического ис­полнения называют, как правило, рисунками. Условно они могут быть разделены на следующие виды: линейные диаграммы (графики, радиальные графили, полигоны распределения, гистограммы); плос­костные диаграммы (столбиковые, сложностолбиковые, секторные); схемы; фотографии.

Любые рисунки должны включать все необходимые обозначе­ния, чтобы быть понятными и давать отчетливое представление о наиболее важных чертах изученного явления.

Нумерация рисунков должна быть сквозной по всей рукописи. Несколько рисунков, объединенных в иллюстрацию под одним по­рядковым номером и с одной общей подписью, обозначают русскими строчными буквами с круглой скобкой (скобку можно не ставить).

Все подписи, надписи и обозначения необходимо выполнять единообразно на протяжении всей рукописи и в строгом соответст­вии с текстом. В подписях не допускается употребление слов «Диа­грамма», «График» и т. п. При оформлении названия рисунков ис­пользуется одинарный межстрочный интервал. Пояснения деталей рисунка или расшифровка условных обозначений выполняются по­ниженным кеглем (12 при кегле основного текста 14).

Список литературы является важным элементом работы. Он на­глядно показывает не только' всю сумму использованных исследова­телем материалов, но и свидетельствует о навыках и культуре науч­ной работы. Данный раздел научной рукописи может иметь и другие названия: «Литература», «Библиография». Помещается он в конце рукописи. При составлении библиографического описания произве-


Глава 7. Научно-педагогические исследования в физической культуре...

дений печати следует указывать только ту литературу, на которую автор ссылается или привлекает в тексте, примечаниях и приложе­ниях. Не допускается помещать в этот список работы, которые в рукописи не упоминаются.

Все отечественные авторы перечисляются в алфавитном порядке. Авторы зарубежных изданий даются в.конце общего списка в порядке латинского алфавита. Нумерация всех работ должна быть общей.

Структура работы. Научная работа включает в себя следующие структурные элементы: титульный лист, оглавление, текст работы, указатель использованной литературы, приложения (при необходи­мости).

Оглавление строится по общему правилу, т. е. в нем приводится название глав, параграфов, подпараграфов (если последние имеют­ся) с указанием страниц работы.

Далее следует текст работы. В свою очередь он состоит из не­скольких компонентов, а именно: а) введения; б) изложения мате­риалов исследования; в) выводов; г) практических рекомендаций.

Во введении дается обоснование темы, ее характеристика (акту­альность, объект и предмет исследования, его практическая значи­мость) т.е. доказывается необходимость ее научного или научно-практического изучения, формулируются гипотеза, цели и задачи изучения темы. Здесь же указывается объем работы, число исполь­зованных литературных источников, количество рисунков и таблиц.

Изложение материалов темы (анализ, обобщение, исследова­ние и т. п.), естественно, занимает большую часть работы. Изло­жение можно вести либо в хронологической последовательности, либо располагать материал по проблемным вопросам. Выбор того или иного варианта зависит от характера темы и собранных ма­териалов, степени освещения отдельных вопросов темы в литера­туре и т. п.

В научной работе бывает, как правило, 3—4 главы. Первая глава освещает состояние избранного для исследования вопроса. Ее название часто начинается со слова «Проблема», например «Проблема профилактики и коррекции нарушений опорно-двига­тельного аппарата у дошкольников в процессе физического вос­питания». Вторая глава традиционно освещает методы, использо­ванные в ходе исследования и его организацию. Она называется «Методы и организация исследования». При описании методов обязательно следует указывать, для чего был использован данный метод. Если метод использовался в стандартном виде, то описывать


Теоретические основы физической культуры дошкольников

его не следует, нужно только сослаться на то, по какой схеме он проводился. Если же условия были изменены (например, из-за особенностей физического развития детей или размеров зала), то необходимо полностью описать, как был использован данный метод. В третьей главе раскрываются основные положения той но­вации, которая была внесена в педагогический процесс (например, описывается экспериментальная методика). Поэтому название, как правило, отражает название предлагаемой новации, например: «Методика занятий физическими упражнениями, направленная на профилактику и коррекцию нарушений опорно-двигательного ап­парата у дошкольников». Четвертая глава посвящена результатам, полученным в ходе исследования. Ее название часто начинается со слов «Оценка эффективности...»

Выполнение курсовой работы не предполагает обязательного внесения изменений в педагогический процесс. Чаще всего в кур­совой работе студент оценивает какое-либо положение, существу­ющее в физической культуре детей дошкольного возраста, через педагогическое наблюдение, изучение педагогического опыта, опрос специалистов. В связи с этим в курсовой работе нет главы, посвя­щенной разработке экспериментальной методики, а методы и орга­низация исследования не выделяются в отдельную главу, а приво­дятся во введении.

В конце работы делаются выводы.

Одним из обязательных требований к научной работе является соблюдение линии: задача — методы, используемые для ее реше­ния,-— глава (или параграф), в которой описывается ход решения задачи, — вывод (или выводы) по решению поставленной задачи. При соблюдении этого требования в работе сразу просматривается логика исследования, работа легко читается.

Далее следует список литературы. Если есть необходимость, то даются приложения. Приложения часто могут оказаться весомым дополнением. В приложении следует помещать: схемы, фотографии и прочие иллюстративные материалы. При определении объема ра­боты страницы, на которых расположено приложение, не учитыва­ются.

Контрольные вопросы

1. Что определяет актуальность исследования?

2. Что характеризует объект и предмет исследования?

3. Что такое гипотеза и как она формируется?


Глава 7. Научно-педагогические исследования в физической культуре...

4. Какие требования к подбору исследуемых необходимо соблю­
дать?

5. Как осуществлять выбор методов исследования?

6. Какие виды педагогических экспериментов используются в
исследованиях в области физической культуры дошкольников?

7. Что характеризует среднее квадратическое отклонение?

8. Что такое доверительный уровень?

9. Что означает уровень значимости р= 0,01?

10. Что такое независимые выборки?

11. Что такое ранговая корреляция?

12. Как материал исследования располагается по главам?

13. Какие ошибки наиболее часто встречаются при исследовании
в области физической культуры дошкольников?

Литература

1. Акулова О. В. Как написать квалифицированную работу по
педагогике: Учеб. пособие / О.В.Акулова, С.А.Писарева.— СПб.:
изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. - 73 с.

2. Ашмарин Б. А. Теория и методика педагогических исследова­
ний в физическом воспитании: Пособ. для студ,, аспирантов и пре­
под, ин-тов физ. культуры / Б. А. Ашмарин. — М.: ФиС, 1978. —
223 с.

3. Государственные образовательные стандарты высшего про­
фессионального образования 540 000 «Педагогические науки». На­
правление 540 600 «Педагогика».— СПб.: Изд-во РГПУ
им. А. И. Герцена, 2000. - С. 292-343.

4. Железняк Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в
физической культуре и спорте: Учеб. пособие / Ю. Д. Железняк,
П.К.Петров.— М.: Академия, 2002,- 264 с.

5. Демьяненко Ю. К. Основные приемы математической обработ­
ки результатов исследований по физической подготовке и спорту /
Ю.К.Демьяненко.- Л., 1968.- 54 с.

6. Краевский В. В. Методология педагогического исследования:
Пособие для педагога-исследователя / В. В. Краевский. — Самара:
изд-во СамГПИ, 1994. С. 118-145.

7. Кузьмина Н. В. Методы исследования педагогической деятель­
ности / Н. В. Кузьмина. - Л., 1970. - 114 с.

8. Начинская С. В. Спортивная метрология: Учеб. пособие /
С. В. Начинская. — М.: Академия, 2005. — 240 с.


Теоретические основы физической культуры дошкольников

9. Справочная книга редактора и корректора: Редакционно-тех-
ническое оформление издания / Сост. и общ. ред. А. Э. Мильчина. —
М.: Книга, 1985.- 5476 с.

10. Филиппова С. О. Учебно-исследовательная деятельность сту­
дентов в области физической культуры (подготовка и защита курсо­
вых, квалификационных, дипломных работ и магистерских диссер­
таций): Учеб.-метод, пособие / С.О.Филиппова, Е. А. Митин,
Г. Н. Пономарев. — СПб.: Белл, 2006. - 247 с.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: