/. /. 1. Физическое развитие
Если текст параграфа не требует дополнительного разделения, то выделения можно использовать для облегчения понимания его смысловой части или поиска материала. Так, принято использовать следующие приемы:
а) при логическом усилении (акцентирование слов и словосоче
таний по смыслу) — курсив и разрядка;
б) при активизации запоминания элементов текста:
— имена, названия, термины — разрядка, курсив;
— правила, определения, выводы — полужирный, другая гарнитура,
полужирный повышенного кегля;
в) при структурном членении текста:
— примеры, упражнения, примечания — уменьшение кегля, курсив,
другая гарнитура;
— пояснительные слова об авторской принадлежности — курсив;
— номерные заголовки таблиц, примечаний — курсив пониженного
кегля;
— тематические заголовки таблиц — полужирный прямой пониженного
кегля.
Оглавление. Перед литературным оформлением результатов исследования необходимо разработать план будущей курсовой, квалификационной или дипломной работы, который представляет собой развернутый перечень в нужном порядке всех ее частей. В дальней-
Глава 7. Научно-педагогические исследования в физическо й культуре...
шем план явится основой для составления оглавления работы. В исследовательской работе используется слово «оглавление», так как оглавление — это указатель рубрик (глав) единого произведения. В то время как содержание — это указатель заглавий различных произведений, включенных в издание. С точки зрения культуры чтения оглавление размещается в начале работы: читающий именно с оглавления начинает знакомство с исследованием.
При оформлении оглавления необходимо каждый подчиненный заголовок располагать с отступом вправо от предшествующего основного заголовка, к которому он относится, располагая первую цифру под заглавной буквой заголовка, к которому он непосредственно относится. Все заголовки равной ступени следует начинать от одной вертикальной линии. Подобное построение плана позволяет четко видеть соподчиненность всего материала. Например:
стр.
Введение........................................................................................................................... 3
Глава 1. Проблема профилактики и коррекции нарушений осанки
у детей дошкольного возраста................................................................ 5
1.1. Понятие об осанке......................................................................................... -6
1.1.!. Факторы, определяющие-формирование осанки.................... 7
1.1.2. Этапы формирования осанки................................................... 12
1.1.3. Классификация нарушений осанки........................................ 18
1.2. Особенности развития детей дошкольного возраста........................ 24
1.3. Профилактика и коррекция нарушений осанки в условия
дошкольного учреждения.......................................................................... 31
Глава 2. Методы и организация исследования.................................................. 37
2.1. Методы исследования................................................................................ 37
2.2. Организация исследования....................................................................... 40
Глава 3. И т.д.
Язык и стиль. Научная работа всегда выигрывает, если она написана хорошим литературным языком. Следует избегать казенных, штампованных слов и выражений. Излагать свои мысли надо по возможности кратко, предложения формулировать четко, избегая дублирования, избитых штампов, а также излишнего употребления терминов, этимология которых неясна исследователю.
На протяжении всей рукописи необходимо употреблять единообразные термины, условные сокращения и обозначения. Недопустимо, например, в одном случае писать «двигательные качества», а в другом — «физические качества». Каждый термин (или обозначение)
27!
Теоретические основы физической культуры дошкольников
должен иметь только ему присущее понятие. Новые термины, которые вводятся автором или малоизвестны читателям, следует объяснять. Иностранные слова и термины рекомендуется употреблять только в следующих случаях: во-первых, когда они получили широкое распространение и слились с русским литературным языком; во-вторых, когда без них нельзя обойтись при изложении научных фактов (фитбол, стретчинг и т. п.).
Ссылки на авторов. Ссылки на исследование того или иного автора или чужие мысли обычно делаются двумя способами. Первый предполагает использование номеров источников в квадратных скобках в соответствии с их расположением в списке литературы (например: [2, 14, 27]). При втором способе в круглых скобках указываются инициалы, фамилия автора, а затем после запятой — год издания упоминаемого источника (например: (Б. А. Ашмарин, 1978)). Первый способ нецелесообразно применять в научной работе. Большинству читающих рукопись (научный руководитель, рецензенты, оппоненты, специалисты в данной области и т. д.), как правило, известно содержание ряда источников, на которые ссылается автор. Читающему не только важно следить за логикой изложения исследователя, но и интересно знать, идеи каких ученых он поддерживает, а с чьим мнением не согласен. В случае использования в ссылках номеров читающему постоянно придется искать источник по номеру в списке литературы.
В современных исследованиях используется второй способ ссылок на используемую литературу, так как он дает возможность читающему в полной мере получить информацию по результатам проведенного автором анализа литературы. Однако при его использовании необходимо соблюдать ряд правил.
1. Если необходимо указать несколько авторов, то их перечис
ляют в хронологическом порядке издания работ и отделяют точкой
с запятой (например: «...в то же время другие авторы отмечают вза
имосвязь в развитии двигательных способностей в дошкольном воз
расте (Е.Н.Вавилова, 1980; Э. С. Вильчковский, 1983; В. А. Гуляй-
кин, 1986; И.Г.Мальцева, 1993; В.И.Харитонов, 1997)»).
2. При необходимости сослаться на две публикации одного и
того же автора, датированные одним годом, после обозначения года
через дефис ставят строчную букву русского алфавита (например:
В. И.Усаков, 1996-а; 1996-6).
3. В тех случаях, когда ссылка требует упоминания фамилии авто
ра в самом тексте изложения, год публикации дают сразу же после фа-
Глава 7. Научно-педагогические исследования в физической культуре...
милии в круглых скобках (например: «...однако И. Г. Мальцева (1988) обращает внимание на то, что краткосрочная программа развития выносливости имеет ограниченное влияние на организм детей 6 лет»).
4. Ссылки на работы давно умерших общеизвестных ученых
целесообразно давать по прижизненным публикациям труда, что
позволит при хронологическом перечислении поставить фамилию
автора на положенное место. Если это невозможно, и доступен
только современный источник, то лучше не указывать год источ
ника, а дать в ссылке после инициалов и фамилии автора номер
источника в списке литературы в квадратных скобках (например:
П.Ф.Лесгафт [27]).
5. При ссылке на книгу, опубликованную под названием, в круг
лых скобках ставятся инициалы и фамилии авторов или составите
лей или научного редактора, затем год издания, затем в квадратных
скобках номер источника, под которым книга дана в списке лите
ратуры (например: (Н. А. Ноткина, 1993 [22])).
Следует помнить, что в ссылках после обозначения года буква «г» не ставится.
Таблицы. К таблицам относится цифровой (реже текстовой) материал, сгруппированный в определенном порядке в колонки (по вертикали) и в графы (по горизонтали), которые разделены линейками. Материалом текстовых таблиц могут служить перечни нормативных показателей, классификации физических упражнений, группировки задач обучения и т. п. Основные требования к оформлению таблиц следующие:
1. Нумерация таблиц делается сквозной арабскими цифрами. Сло
во «Таблица» (сокращать нельзя) и порядковая цифра (без знака №)
пишется в правом верхнем углу над текстовым заголовком, курсивом
с понижением кегля (12 при кегле основного текста 14), например
Таблица 1 (точка в конце номерного заголовка не ставится).
2. Текстовые заголовки таблиц размещают посередине строки
над таблицей с прописной буквы без точки на конце. Они выделя
ются полужирным прямым шрифтом с понижением кегля (12 при
кегле основного текста 14).
3. Однотипные таблицы необходимо строить одинаково.
4. Нумерация колонок и граф («Номер по порядку») применя
ется при размещении таблицы на нескольких страницах (чтобы не
повторять «головку» таблицы на каждой странице).
5. Каждая часть таблицы должна иметь свой заголовок. Нельзя
оставлять пустыми графы и колонки.
П
Теоретические основы физической культуры дошкольников
6. Когда в полученных результатах имеется постоянное числовое
значение показателя для нескольких изменяющихся величин, его не
повторяют, а выносят в текстовой заголовок.
7. Числовые показатели должны иметь одинаковое число знаков
после запятой, а классы чисел — располагаться один под другим.
При отсутствии числового показателя в графе или колонке ставится
знак «тире».
8. В текстовых таблицах начальные слова, размещенные в графах
и колонках, пишутся с прописной буквы. В конце точка не ставится.
9. При оформлении названия таблицы разрешается использова
ние одинарного межстрочного интервала. Данные самой таблицы вы
полняются пониженным кеглем (12 при кегле основного текста 14).
10. Таблицы должны иметь сквозную нумерацию по всей руко
писи.
Рисунки. Иллюстрации любого содержания и графического исполнения называют, как правило, рисунками. Условно они могут быть разделены на следующие виды: линейные диаграммы (графики, радиальные графили, полигоны распределения, гистограммы); плоскостные диаграммы (столбиковые, сложностолбиковые, секторные); схемы; фотографии.
Любые рисунки должны включать все необходимые обозначения, чтобы быть понятными и давать отчетливое представление о наиболее важных чертах изученного явления.
Нумерация рисунков должна быть сквозной по всей рукописи. Несколько рисунков, объединенных в иллюстрацию под одним порядковым номером и с одной общей подписью, обозначают русскими строчными буквами с круглой скобкой (скобку можно не ставить).
Все подписи, надписи и обозначения необходимо выполнять единообразно на протяжении всей рукописи и в строгом соответствии с текстом. В подписях не допускается употребление слов «Диаграмма», «График» и т. п. При оформлении названия рисунков используется одинарный межстрочный интервал. Пояснения деталей рисунка или расшифровка условных обозначений выполняются пониженным кеглем (12 при кегле основного текста 14).
Список литературы является важным элементом работы. Он наглядно показывает не только' всю сумму использованных исследователем материалов, но и свидетельствует о навыках и культуре научной работы. Данный раздел научной рукописи может иметь и другие названия: «Литература», «Библиография». Помещается он в конце рукописи. При составлении библиографического описания произве-
Глава 7. Научно-педагогические исследования в физической культуре...
дений печати следует указывать только ту литературу, на которую автор ссылается или привлекает в тексте, примечаниях и приложениях. Не допускается помещать в этот список работы, которые в рукописи не упоминаются.
Все отечественные авторы перечисляются в алфавитном порядке. Авторы зарубежных изданий даются в.конце общего списка в порядке латинского алфавита. Нумерация всех работ должна быть общей.
Структура работы. Научная работа включает в себя следующие структурные элементы: титульный лист, оглавление, текст работы, указатель использованной литературы, приложения (при необходимости).
Оглавление строится по общему правилу, т. е. в нем приводится название глав, параграфов, подпараграфов (если последние имеются) с указанием страниц работы.
Далее следует текст работы. В свою очередь он состоит из нескольких компонентов, а именно: а) введения; б) изложения материалов исследования; в) выводов; г) практических рекомендаций.
Во введении дается обоснование темы, ее характеристика (актуальность, объект и предмет исследования, его практическая значимость) т.е. доказывается необходимость ее научного или научно-практического изучения, формулируются гипотеза, цели и задачи изучения темы. Здесь же указывается объем работы, число использованных литературных источников, количество рисунков и таблиц.
Изложение материалов темы (анализ, обобщение, исследование и т. п.), естественно, занимает большую часть работы. Изложение можно вести либо в хронологической последовательности, либо располагать материал по проблемным вопросам. Выбор того или иного варианта зависит от характера темы и собранных материалов, степени освещения отдельных вопросов темы в литературе и т. п.
В научной работе бывает, как правило, 3—4 главы. Первая глава освещает состояние избранного для исследования вопроса. Ее название часто начинается со слова «Проблема», например «Проблема профилактики и коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников в процессе физического воспитания». Вторая глава традиционно освещает методы, использованные в ходе исследования и его организацию. Она называется «Методы и организация исследования». При описании методов обязательно следует указывать, для чего был использован данный метод. Если метод использовался в стандартном виде, то описывать
Теоретические основы физической культуры дошкольников
его не следует, нужно только сослаться на то, по какой схеме он проводился. Если же условия были изменены (например, из-за особенностей физического развития детей или размеров зала), то необходимо полностью описать, как был использован данный метод. В третьей главе раскрываются основные положения той новации, которая была внесена в педагогический процесс (например, описывается экспериментальная методика). Поэтому название, как правило, отражает название предлагаемой новации, например: «Методика занятий физическими упражнениями, направленная на профилактику и коррекцию нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников». Четвертая глава посвящена результатам, полученным в ходе исследования. Ее название часто начинается со слов «Оценка эффективности...»
Выполнение курсовой работы не предполагает обязательного внесения изменений в педагогический процесс. Чаще всего в курсовой работе студент оценивает какое-либо положение, существующее в физической культуре детей дошкольного возраста, через педагогическое наблюдение, изучение педагогического опыта, опрос специалистов. В связи с этим в курсовой работе нет главы, посвященной разработке экспериментальной методики, а методы и организация исследования не выделяются в отдельную главу, а приводятся во введении.
В конце работы делаются выводы.
Одним из обязательных требований к научной работе является соблюдение линии: задача — методы, используемые для ее решения,-— глава (или параграф), в которой описывается ход решения задачи, — вывод (или выводы) по решению поставленной задачи. При соблюдении этого требования в работе сразу просматривается логика исследования, работа легко читается.
Далее следует список литературы. Если есть необходимость, то даются приложения. Приложения часто могут оказаться весомым дополнением. В приложении следует помещать: схемы, фотографии и прочие иллюстративные материалы. При определении объема работы страницы, на которых расположено приложение, не учитываются.
Контрольные вопросы
1. Что определяет актуальность исследования?
2. Что характеризует объект и предмет исследования?
3. Что такое гипотеза и как она формируется?
Глава 7. Научно-педагогические исследования в физической культуре...
4. Какие требования к подбору исследуемых необходимо соблю
дать?
5. Как осуществлять выбор методов исследования?
6. Какие виды педагогических экспериментов используются в
исследованиях в области физической культуры дошкольников?
7. Что характеризует среднее квадратическое отклонение?
8. Что такое доверительный уровень?
9. Что означает уровень значимости р= 0,01?
10. Что такое независимые выборки?
11. Что такое ранговая корреляция?
12. Как материал исследования располагается по главам?
13. Какие ошибки наиболее часто встречаются при исследовании
в области физической культуры дошкольников?
Литература
1. Акулова О. В. Как написать квалифицированную работу по
педагогике: Учеб. пособие / О.В.Акулова, С.А.Писарева.— СПб.:
изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. - 73 с.
2. Ашмарин Б. А. Теория и методика педагогических исследова
ний в физическом воспитании: Пособ. для студ,, аспирантов и пре
под, ин-тов физ. культуры / Б. А. Ашмарин. — М.: ФиС, 1978. —
223 с.
3. Государственные образовательные стандарты высшего про
фессионального образования 540 000 «Педагогические науки». На
правление 540 600 «Педагогика».— СПб.: Изд-во РГПУ
им. А. И. Герцена, 2000. - С. 292-343.
4. Железняк Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в
физической культуре и спорте: Учеб. пособие / Ю. Д. Железняк,
П.К.Петров.— М.: Академия, 2002,- 264 с.
5. Демьяненко Ю. К. Основные приемы математической обработ
ки результатов исследований по физической подготовке и спорту /
Ю.К.Демьяненко.- Л., 1968.- 54 с.
6. Краевский В. В. Методология педагогического исследования:
Пособие для педагога-исследователя / В. В. Краевский. — Самара:
изд-во СамГПИ, 1994. С. 118-145.
7. Кузьмина Н. В. Методы исследования педагогической деятель
ности / Н. В. Кузьмина. - Л., 1970. - 114 с.
8. Начинская С. В. Спортивная метрология: Учеб. пособие /
С. В. Начинская. — М.: Академия, 2005. — 240 с.
Теоретические основы физической культуры дошкольников
9. Справочная книга редактора и корректора: Редакционно-тех-
ническое оформление издания / Сост. и общ. ред. А. Э. Мильчина. —
М.: Книга, 1985.- 5476 с.
10. Филиппова С. О. Учебно-исследовательная деятельность сту
дентов в области физической культуры (подготовка и защита курсо
вых, квалификационных, дипломных работ и магистерских диссер
таций): Учеб.-метод, пособие / С.О.Филиппова, Е. А. Митин,
Г. Н. Пономарев. — СПб.: Белл, 2006. - 247 с.