Прогнозирует

• результативность образования дошкольников в области физиче­
ской культуры;

• влияние инновационных педагогических технологий на эффек­
тивность оздоровления детей.

Выбирает:

• программы и технологии физического совершенствования до­
школьников на основе анализа физического состояния детей и
условий проведения занятий, а также учитывая современные
тенденции развития физической культуры дошкольников и воз­
можность сочетания избранной программы с другими програм­
мами, реализуемыми дошкольным учреждением;

• систему диагностики физической подготовленности детей в со­
ответствии с состоянием их здоровья;





Методические основы физической культуры дошкольников

средства и методы педагогического воздействия, гарантирующие полноценное образование детей в области физической культуры. Планирует:

задачи работы для каждой группы воспитанников на основе ре­зультатов предварительной диагностики их физического состоя­ния;

образовательный процесс по физической культуре дошкольни­ков;

физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня в со­ответствии с программой, реализуемой в дошкольном учреждении; физкультурно-рекреационную деятельность детей; индивидуальную работу с детьми; мероприятия с педагогами ДОУ и родителями; участие в создании предметно-развивающего пространства ДОУ по физической культуре. Разрабатывает.

документы планирования учебной работы на каждую возрастную группу (годовой план-график, тематическую рабочую програм­му, тематический квартальный план, конспекты занятий); документы и методическое сопровождение физкультурно-массо­вой работы (календарный план физкультурно-массовых меро­приятий, сценарии физкультурных праздников, планы физкуль­турных досугов, положения о соревновании); документы по работе с родителями (общий план работы с роди­телями, план выступлений на родительских собраниях, план ин­дивидуальных консультаций);

документы по взаимодействию с работниками дошкольного уч­реждения (общий план совместной работы, план консультаций для воспитателей, план выступлений на педагогических советах, план медико-педагогических совещаний);

рекомендации для родителей по физическому воспитанию детей в семье;

методические рекомендации для воспитателей по организации двигательной деятельности детей в группе. Определяет:

совместно с врачом на основе диагностики группу детей, требу­ющих индивидуального подхода в подборе упражнений и дози­ровании физической нагрузки;

совместно с врачом режим двигательной активности для детей, перенесших заболевания.


Глава 1. Организация физкультурно-оздоровительной работы...

Организует и проводит:

• диагностику физической подготовленности детей;

• физкультурные занятия в соответствии с избранной программой;

• физкультурно-массовые мероприятия (физкультурные досуги,
физкультурные праздники и т.п.), учитывая условия дошколь­
ного учреждения, желание детей и родителей;

• индивидуальные занятия физическими упражнениями с детьми.
Обеспечивает:

• организационно-методические условия для овладения детьми
жизненно важными двигательными навыками;

• гармоничное развитие физических качеств детей;

• формирование элементарных, доступных детям дошкольного
возраста знаний об организме человека, о влиянии физических
упражнений на здоровье, о здоровом образе жизни;

• формирование у детей правильных представлений о гигиене и
эстетике занятий физическими упражнениями (правильной
осанкой, образцовым показом физических упражнений, прове­
дением занятия в спортивной одежде и обуви, использованием
музыки и т. д.);

• условия для воспитания нравственных (морально-волевых) качеств
у своих воспитанников средствами физического воспитания;

• контроль физической нагрузки детей по внешним признакам
утомления;

• безопасность детей в процессе занятий физическими упражне­
ниями;

• оказание первой медицинской помощи при несчастных случаях;

• закаливание детей в процессе занятий физическими упражне­
ниями;

9 формирование у детей интереса к занятиям физическими упраж­нениями на основе изучения их двигательных предпочтений, основ здорового образа жизни;

• условия для формирования нормального поло-ролевого поведе­
ния детей, используя средства физического воспитания;

8 формирование представлений детей о самоконтроле самочувст­вия на занятиях физическими упражнениями:

• создание на занятии благоприятного психологического климата
на основе учета психических особенностей детей.
Руководит:

• работой воспитателей по организации занятий физическими уп­
ражнениями с детьми в течение дня (в группе, на прогулке и т. п.).



Методические основы физической культуры дошкольников


Глава 1. Организация физкультурно-оздоровительной работы...



Координирует:

• деятельность педагогических и медицинских работников дошколь­
ного учреждения по формированию у детей физической культуры;

• взаимодействие дошкольного учреждения и семьи по физиче­
скому совершенствованию детей;

• создание условий для самостоятельной двигательной деятельно­
сти детей в группах, на прогулках.

Контролирует:

• соответствие гигиеническим и педагогическим нормам площа­
док и помещений для проведения занятий физическими упраж­
нениями;

• безопасность оборудования, используемого в процессе занятий
физическими упражнениями;

• соответствие гигиеническим нормам распределения занятий фи­
зическими упражнениями в течение дня, недели;

• периодическое проведение воспитателями физкультурно-оздо­
ровительных мероприятий в режиме дня.

Корректирует:

• содержание занятий физическими упражнениями в соответствии
с особенностями состояния здоровья детей;

• двигательный режим в зависимости от количества детей в груп­
пе, времени года и задач образовательного процесса;

• совместно с медицинскими работниками план оздоровительных
мероприятий (закаливание, точечный самомассаж, дыхательная
гимнастика и т. п.);

• проведение воспитателями физкультурно-оздоровительных ме­
роприятий в режиме дня в соответствии с содержанием физкуль­
турных занятий.

Консультирует:

• воспитателей по организации физкультурно-массовых меро­
приятий в режиме дня;

• воспитателей по организации самостоятельной двигательной де­
ятельности детей и оборудованию зоны двигательной активности
в группе;

• родителей по организации занятий физическими упражнениями
в семье.

Участвует:

• в обсуждении проблем физического совершенствования детей на
медико-педагогических совещаниях, педагогических советах, ро­
дительских собраниях и других формах работы в учреждении.


Оценивает:

• качество физкультурно-оздоровительной работы, проводимой
воспитателями с детьми;

• физическую готовность детей к обучению в школе;

• эффективность использования педагогических технологий оздо­
ровления детей в процессе физкультурных занятий.
Информирует:

• администрацию дошкольного учреждения о результатах физ­
культурно-оздоровительной работы;

• родителей об уровне физической подготовленности и успешно­
сти в двигательной деятельности их детей.

Оформляет:

• результаты диагностики физической подготовленности детей;

9 результаты физкультурно-массовой работы дошкольного учреж­дения;

• методические материалы, способствующие образованию до­
школьников в области физической культуры;

• методические рекомендации для родителей и педагогов о физи­
ческом совершенствовании детей дошкольного возраста.
Пропагандирует:

• физическую культуру стилем своего поведения, формой одежды,
культурой движений и т. п.

Проходит:

• периодические бесплатные медицинские обследования;

• повышение квалификации (1 раз в 5 лет);

• аттестацию в установленном порядке.
Выполняет:

• требования действующих нормативных документов по дошколь­
ному образованию, соблюдает устав и правила внутреннего тру­
дового распорядка дошкольного учреждения, иные локальные
правовые акты дошкольного учреждения.

Медицинские работники проводят лечебно-профилактические мероприятия:

• комплексную оценку состояния здоровья детей: сбор социаль­
ного анамнеза, обследование физического развития и состояния
здоровья, составление индивидуальных рекомендаций;

• закаливающие процедуры;

• создание оптимальных санитарно-гигиенических условий: обес­
печение санитарно-гигиенических условий содержания помеще­
ний, соблюдение воздушно-теплового режима, кварцевание



28с



помещений, предупреждение переохлаждения и перегревания детей, формирование культурно-гигиенических навыков;

• лечебные мероприятия;

• медицинский контроль состояния здоровья детей в процессе за­
нятий физическими упражнениями: допуск детей к занятиям
физическими упражнениями после перенесенных заболеваний,
рекомендации к подбору физических упражнений для детей,
имеющих отклонения в состоянии здоровья, качественную и ко­
личественную оценку эффективности физкультурного занятия.
Воспитатель работает в тесном контакте со специалистом по

физической культуре. Он планирует, организует и проводит физ­культурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня (утреннюю гимнастику, физкультминутки, подвижные игры и упражнения между занятиями и на прогулке, бодрящую гимнастику), а также самостоятельную двигательную деятельность детей. Воспитатель сле­дит за состоянием здоровья детей, заботится о соблюдении гигие­нических норм в помещении и на участке, чистоте и сохранности физкультурного инвентаря и оборудования, оформляет в группе спортивный уголок, участвует в пропаганде здорового образа жизни среди родителей.

Помощник воспитателя следит за чистотой и проветриванием групповой комнаты, помогает подготовить детей к физкультурному занятию, к прогулке, принимает участие в уходе за физкультурными пособиями и инвентарем.

Музыкальный руководитель, руководитель изостудии и другие специалисты обеспечивают на занятиях охрану здоровья детей, вза­имодействуют со специалистом по физической культуре в организа­ции комплексных занятий, участвуют в подготовке и проведении физкультурных праздников.

Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи

Сегодня очевидно, что наиболее успешно ребенок развивается, воспитываясь в двух институтах — семье и дошкольном учреждении. В современных условиях состояния экономики страны дети мало видят своих родителей. Организация семейного досуга становится делом образовательного учреждения, чтобы заинтересовать взрослых членов семей проблемами формирования личности детей.

Здоровье дошкольников во многом определяется отношением родителей к физическому воспитанию ребенка в семье. Отмечается, что низкий уровень физической подготовленности детей наблюда-


Глава 1. Организация физкультурно-оздоровительной работы...

ются вследствие низкого образовательного уровня родителей в во­просах использования средств физического воспитания в условиях семьи. Известно, что отношение общества к физической культуре отражается и на отношении родителей к занятиям своих детей фи­зическими упражнениями.

Отцы оценивают физическое развитие в качестве цели воспита­ния несколько выше, чем матери. В большинстве случаев родители придают большее значение физическому воспитанию мальчиков, чем девочек. Особенно это заметно после 5 лет. Для родителей маль­чиков значимость физической подготовки в возрасте с 6 до 7 лет ставится на 1—2 места, в то время как для родителей девочек в этом возрасте она занимает 7—8 места.

Фактором, который, по мнению родителей, имеет самое дейст­венное значение в физическом воспитании дошкольников, является личный пример взрослых.

К сожалению, родители не всегда обладают достаточными зна­ниями и умениями для занятий с детьми и испытывают трудности, обусловленные следующими причинами: незнанием возрастных осо­бенностей и неумением учитывать индивидуальные особенности детей; неправильно выбранным авторитарным стилем общения с ребенком; недостаточным владением двигательными умениями; не­умением выполнять задания в условиях игровой деятельности.

Специалисты в области образования дошкольников давно гово­рят о необходимости активного привлечения родителей к физиче­скому воспитанию их детей. Опыт показывают, что организатором этой работы может стать дошкольное учреждение, и в первую оче­редь — специалист по физической культуре.

Следует отметить, что вопросы, связанные с необходимостью непосредственного сотрудничества педагогов с родителями, освеще­ны еще в трудах П. Ф. Лесгафта. На первых оздоровительных детских площадках в Санкт-Петербурге работа с детьми строилась таким образом, что не только от педагогов, но и от родителей требовалось уважение к ребенку, глубокое изучение его физических и психоло­гических особенностей. В результате было установлено, что совмест­ные усилия семьи и педагогов приводят к улучшению здоровья и физического развития детей.

Дошкольные образовательные учреждения оказывают помощь родителям в приобретении знаний о физическом воспитании ребен­ка. Для этого организуются уголки для родителей, проводятся от­крытые занятия, беседы, консультации, рекомендуется специальная



>88


10-3709


:>89


Методические основы физической культуры дошкольников

литература по разнообразным формам организации двигательной де­ятельности ребенка. Правильному физическому воспитанию ребенка в семье способствуют знания родителей об особенностях использо­вания профилактических и коррекционных физических упражне­ний, подвижных и спортивных играх.

Родителей регулярно информируют о самочувствии ребенка, развитии его движений. Работа дошкольного учреждения с родите­лями повышает заинтересованность семьи в результатах физического воспитания.

Родители в свою очередь должны создать условия, обеспечива­ющие полноценную физическую подготовку ребенка: приобрести физкультурный инвентарь для занятий с детьми (лыжи, коньки, ве­лосипед, городки, серсо, теннис, бадминтон, мячи, скакалки и др.), оборудовать у себя дома спортивный уголок, а также оказывать по­мощь ребенку в освоении различных физических упражнений (езде на велосипеде, катанию на коньках, лыжах и т. п.).

Большую пользу приносят совместные туристские прогулки взрослых и ребенка, походы на лыжах, катание на коньках, игры в го­родки, теннис, бадминтон, кегли, футбол, хоккей, баскетбол и др. Участие в спортивных праздниках позволяет совершенствовать двига­тельные ривыки малыша, формирует его характер, волю, упорство, стремление к достижению цели, а также улучшает микроклимат семьи.

В последние годы некоторые дошкольные учреждения стали ор­ганизовывать совместные занятия физическими упражнениями ро­дителей с детьми раннего и младшего дошкольного возраста.

Организация совместных физкультурных занятий родителей и детей дает возможность оказывать квалифицированную помощь ро­дителям по формированию здоровья детей в семье. Следует отметить и еще один положительный результат таких занятий: родители, уча­ствующие в них, как правило, становятся искренними союзниками и активными помощниками дошкольного учреждения.

1.2, Стандартизация образования дошкольников

в области физической культуры

Образовательный стандарт потребовался обществу как новый со­циально-педагогический феномен, когда возник спрос на упорядо­ченное многообразие форм, типов и видов образования.

В условиях изменения ранее сложившейся системы образова­ния, когда взят куре на создание вариативной, открытой системы


Глава 1. Организация физкультурно-оздоровительной работы...

образовательных услуг, проблема государственного образовательного стандарта становится чрезвычайно актуальной. Выработка стандар­тов образования на фоне экономического и социального кризиса — это проблема сохранения качества образования.

Понятие стандарта было заимствовано из области отношений между производителем и потребителем, где стандарты выполняют функцию эталона для оценки качества произведенной продукции. В области образования эталоном должно быть качество деятельно­сти образовательного учреждения и педагога, которое может быть соотносимо с качеством образовательной услуги.

Государственный стандарт образования — минимальный исход­ный уровень образованности, без него нет образованного человека и полноправного гражданина. При его достижении нельзя останав­ливаться без риска вызвать деградацию личности. Исходный уровень образованности не является личным делом каждого — за его дости­жение государство отвечает перед обществом. Главная задача госу­дарственной системы образования — обеспечить, по крайней мере, сохранение и воспроизводство тех культурных форм жизни и дея­тельности, которые были созданы предшествующими поколениями.

Разработка образовательных стандартов для дошкольных обра­зовательных учреждений не имеет аналогов в мировой практике. Дошкольное образование весьма специфично, и прямая проекция школьного образовательного стандарта здесь невозможна. Стандарт дошкольного образования должен учитывать опыт образовательно-воспитательной деятельности дошкольных учреждений со всеми его достижениями и недостатками.

Вся история практики и теории общественного дошкольного вос­питания в нашей стране иллюстрирует напряженный труд по научно обоснованному отбору содержания работы с детьми дошкольного воз­раста, принципов, методов, условий его продуктивной реализации. Поэтому проблема стандарта в дошкольном образовании — это преж­де всего вопрос об отношении современности к педагогическому на­следию. В России объективно существует оригинальная научная сис­тема знаний о ребенке первых семи лет жизни и условиях его развития. Разные научные школы объединены преемственностью ведущих идей, общностью теоретических взглядов на процессы развития, воспита­ния, единством подходов к оценке педагогических теорий и педагоги­ческих систем, единством методологии и методов исследования.

Введение стандарта образования не предполагает подчинение образовательного процесса жесткому шаблону. Напротив, оно



?90


29:


Методические основы физической культуры дошкольников

открывает широкие возможности для грамотного и творческого использования различных образовательных моделей и технологий, основой которых является стандарт. Реализация стандарта — это выполнение обязательств государства перед ребенком, семьей и обществом в целом, связанных с обеспечением равного старта развития для всех детей.

В качестве теоретического основания стандарта дошкольного образования положены идеи признания неповторимости и своеоб­разия развития дошкольников, понимания дошкольного возраста как периода начальной социализации ребенка, отношения к до­школьному возрасту как важному этапу становления готовности ре­бенка к школьному обучению.

Закон «Об образовании» предусматривает введение государст­венных образовательных стандартов, определяющих обязательный минимум содержания основных образовательных программ, макси­мальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уров­ню подготовки выпускников.

Министерством общего и профессионального образования Рос­сийской Федерации с 1992 года осуществлялась разработка феде­рального компонента государственного стандарта дошкольного об­разования в рамках Российского эксперимента по аттестации и акк­редитации дошкольных учреждении. В ходе эксперимента был разработан и утвержден федеральный компонент государственного стандарта. В нем учитывается специфика дошкольного образования и содержатся требования стандарта к психолого-педагогическим ус­ловиям воспитания и обучения в детском саду:

— требования к программам дошкольного образования (в т. ч.
максимальной учебной нагрузке);

— требования к профессиональной компетенции педагогов, ос­
нованные на личностно-ориентированной модели взаимодействия
взрослого с ребенком;

— требования к организации развивающей среды в дошкольном
учреждении (в т. ч. охрана физического и психического здоровья
детей, организация образовательного пространства в группах и др.).

Система образования дошкольников в области физической куль­туры не может решить существующие проблемы, не учитывая кон­кретных условий детских учреждений определенного региона, не предусматривая дифференцированного подхода к детям в соответст­вии с их индивидуальными способностями и здоровьем, не реализуя потребности детей в движении.


Глава 1. Организация физкультурно-оздоровительной работы...

Основными задачами дошкольного учреждения по физической культуре детей являются: охрана и укрепление их здоровья, форми­рование у них жизненно необходимых двигательных умений в соот­ветствии с индивидуальными особенностями, развитие двигательных способностей, накопление элементарных знаний о физической куль­туре; создание условий для реализации потребности в двигательной активности; воспитание потребности в здоровом образе жизни; обеспечение физического и психического благополучия.

Успешное решение этих задач возможно лишь при условии ком­плексного использования всех средств физической культуры. Важней­шей позицией является профессиональная компетентность педагогов, обеспечивающих руководство двигательной деятельностью детей.

Региональная модель стандарта базируется на интеграции феде­рального компонента образовательного стандарта и специфики ре­гиональных требований к дошкольному образованию в области фи­зической культуры.

Идеи создания регионального проекта стандарта отражены в ре­шении коллегии комитета по образованию Санкт-Петербурга «Пе­тербургский стандарт дошкольного образования». Их конкретизация в области физической культуры предполагает: гарантию полноцен­ного физического развития и физической подготовленности ребенка в любом виде дошкольного образовательного учреждения; защиту его от некомпетентности взрослых в вопросах формирования и ук­репления здоровья; повышение качества дошкольного образования в области физической культуры; создание механизма развития вари­ативности физического совершенствования дошкольников при со­хранении его базовости; обеспечение возможности родителям конт­ролировать качество физической подготовки детей.

Региональный компонент стандарта образования дошкольников в области физической культуры рассматривает федеральный компо­нент стандарта как обязательный государственный минимум для ор­ганизации образовательного процесса с детьми по данному разделу.

Структура регионального компонента стандарта (как и федераль­ного) состоит из следующих разделов:

1. Характеристика ребенка на этапе завершения дошкольного
образования.

2. Требования к психолого-педагогическим условиям воспита­
ния и обучения.

2.1. Требования к образовательной программе (обязательный ми­нимум содержания образовательной программы).




■'93


Методические основы физической культуры дошкольников

2.2. Взаимодействие педагогов с детьми.

2.3. Среда развития ребенка (развивающая среда, безопасность,
охрана здоровья).

3. Требования к максимальной нагрузке на ребенка в организо­ванных формах обучения.

1.3. Программы образования дошкольников в области физической культуры

Образование детей дошкольного возраста всегда регламентиро­валось программами.^ За годы Советской власти был создан ряд про­грамм и программно-методических материалов, обеспечивающих педагогический процесс, направленный на формирование различ­ных сторон личности детей. Государственно-политические и соци­ально-экономические преобразования конца 80-х — начала 90-х гг. заложили основы реформирования всей системы образования, в том числе и дошкольного.

До начала процесса реформирования образования, на протяже­нии ряда лет все дошкольное учреждение России работали по еди­ной комплексной «Программе воспитания и обучения в детском саду» (1985), в которой был выделен раздел «Физическая культура».

В 1989 году Государственным Комитетом по народному образова­нию была принята «Концепция дошкольного воспитания». В ней об­ращено внимание на самоценность дошкольного детства для развития ребенка; необходимость обеспечения индивидуального подхода; недо­пустимость сведения работы в дошкольном учреждении к формиро­ванию знаний, умений и навыков, переноса учебно-дисциплинарной модели обучения на образование детей дошкольного возраста. При­нятие новой концепции потребовало разработки программ воспита­ния и развития детей дошкольного возраста нового поколения.

| В настоящее время образовательные программы для дошколь­ных образовательных учреждений подразделяются на комплексные и специализированные (парциальные): Одним из разделов комплексной программы, включающей все основные направления формирования личности ребенка, является раздел, посвященный физической куль­туре.

Каждая специализированная (парциальная) программа включает одно или несколько направлений формирования личности ребенка.

В соответствии с п. 2.4 Методического письма Министерства образования РФ от 24.04.95 №46/19—15 целостность педагогическо-



Глава 1. Организация физкультурно-оздоровительной работы...

го процесса в дошкольном образовательном учреждении обеспечи­вается путем применения комплексной программы или набора пар­циальных программ.

Дошкольное образовательное учреждение самостоятельно в вы­боре программы из комплекса вариативных программ, рекомендо­ванных государственными органами управления образованием, вне­сении изменений в них, а также разработке собственных (авторских) программ в соответствии с требованиями государственного образо­вательного стандарта (Типовое положение о дошкольном образова­тельном учреждении, 1995, п. 19)Л

Региональные органы управления образованием могут устанав­ливать дополнительные региональные требования к программам, ко­торые определяют проведение оздоровительных мероприятий и ре­жимных моментов с учетом особенностей климата и природных ус­ловий, состояния экологической обстановки, здоровья населения (Методическое письмо Министерства образования РФ от 24.04.95 №46/19-15, п. 5.1, 5.3).

На основании п. 6 с. 14 Закона РФ «Об образовании» образова­тельное учреждение, в соответствии со своими уставными целями и задачами, может наряду с основными реализовывать дополнительные образовательные программы. Дополнительные программы позволя­ют более глубоко и дифференцированно строить образовательный процесс с учетом склонностей и предпочтений каждого ребенка, каждой семьи.

Комплексные программы

В настоящее время на территории Российской Федерации полу­чили распространение прошедшие экспертизу и получившие гриф «Допущено Министерством образования Российской Федерации» комплексные программы: «Радуга» (1993, 1996, 1997), «Детство» (1995), «Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника» (1997), «Преемственность» (1998), «Из детства в отрочество» (2002), а также переработанная и дополненная «Программа воспитания и обучения в детском саду» (1985), опубликованная в 2004 голу.

В соответствии с п. 5 ст. 14 Закона РФ «Об образовании» госу­дарственные органы управления образованием обеспечивают на ос­нове государственных образовательных стандартов разработку при­мерных образовательных программ. В сфере дошкольного образова­ния по заказу Министерства образования Российской Федерации в рамках Федеральной программы развития образования в 2004 году


Методические основы физической культуры дошкольников

опубликована «Примерная общеобразовательная программа воспи­тания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста».

Первой из вариативных программ, разработанной по заказу Ми­нистерства образования Российской Федерации, была программа «Радуга».

Программа «Радуга» разработана сотрудниками лаборатории до­школьного воспитания НИИ общего образования (руководитель Т. Н. Доронова). Она акцентирует внимание педагогов на взаимодей­ствие взрослого и ребенка, в основу которого положена забота о физическом, психическом и эмоциональном благополучии ребенка. Программа ориентирована на детей от 2 до 7 лет: 1-я младшая груп­па (2—3 года); 2-я младшая группа (3—4 года); средняя группа (4— 7 лет); 5—6 лет; 7-й год жизни (с 1993 по 1997гг. отдельными изда­ниями вышли программы для детей разных периодов дошкольного периода).

В программе уделяется внимание особенностям организации оз­доровительных мероприятий в режиме дня. Для этого для каждой возрастной группы запланированы разделы: «Как формировать при­вычку к здоровому образу жизни» (1-я младшая группа), «Формиру­ем привычку к здоровому образу жизни» (2-я младшая и средняя группы), «Формируем привычки к здоровому образу жизни — важ­нейшая задача воспитания» (старшая группа). Цель данных разделов заключается в раскрытии основных анатомо-физиологических осо­бенностей детей, условий здорового образа жизни (режим дня, ор­ганизация сна, бодрствования, прогулки, питания) и правил форми­рования полезных привычек, навыков самообслуживания.

Раздел «Физическая культура» в соответствии с каждой возраст­ной группой имеет разное название и структуру. Так, в разделе «Закладываем основы физической культуры» для 1-й младшей груп­пы перечисляются формы физкультурных занятий, условия для ре­ализации детских движений, порядок освоения азов «двигательной азбуки».

Только в программе для детей 3—4 лет в подразделах «Учить двигаться» и «Развивать двигательные качества» представлен пере­чень упражнений в ходьбе, беге, прыжках, лазании и метании, уп­ражнения на развитие быстроты, ловкости, силы и выносливости.

Для детей 2—3 лет в программе «Радуга» в подразделе «Что по­лезно детям» наряду с такими высказываниями, как «беречь себя и окружающих при движении», «укреплять навыки владения своим телом», «координация движений рук и ног», есть упоминания об


за 1

Организация физкультурно-оздоровительной работы.-.

упражнениях. Например, по словам авторов, полезно детям: «про­гибаться и наклоняться в разные стороны», «легонько подпрыгивать на 2-х и на 1-й ноге», «карабкаться вверх и ненадолго провисать», «отбивать мяч от пола», а также «играть вместе со взрослыми в игры, включающие самые разные движения, спортивные элементы».

В разделе «Физическая культура» для детей 5—6 лет нет перечня физических упражнений, а представлен перечень «двигательных на­выков, которыми ребенок может и должен овладеть к 6—6,5 годам», в который включены: «стойка на голове, оторвав ступни от пола („поза эмбриона")», «кувырки вперед и назад», «передвижение тела на гимнастических брусьях при помощи хвата руками».

Для детей 6—7 лет ни в самой программе «Радуга» (1997), ни в методических рекомендациях нет раздела, посвященного физиче­скому воспитанию. Осуществлять физическое воспитание детей под­готовительной группы предлагается на основе имеющихся рекомен­даций в предыдущих возрастных группах.

В программе не представлен перечень подвижных игр, не ука­заны показатели физической подготовленности.

Программа «Детство». Программа «Детство» разработана автор­ским коллективом кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена. Это программа многогранного развития и воспи­тания личности ребенка, ее гуманистической направленности в раз­ных видах деятельности. Программа ориентирована на детей от 2-х до 7-ми лет. Для каждого возрастного периода: младший возраст (3-й и 4-й года жизни); средний — 5-й год; старший (6-й и 7-й года жизни) в программе выделен раздел «Растим детей здоровыми, креп­кими, жизнерадостными», один из подразделов которого посвящен освоению детьми основ гигиенической культуры, а другой называ­ется «Программа физического воспитания» (младший возраст) и «Приобщаем детей к двигательной культуре» (средний и старший

возраст).

Авторы программы, не отрицая значение физкультурных заня­тий в детском саду, не считают их ведущей формой работы. Коли­чество занятий и их продолжительность программой «Детство» стро­го не регламентируются. Педагог сам определяет их необходимость, содержание, способ организации и место в режиме дня, исходя из общедидактических требований к занятиям с дошкольниками и уровня развития детей. Реализуется программа «Детство» в основном путем интеграции в повседневную жизнь ребенка естественных для него видов деятельности, главным из которых является игра. Вместе



Методические основы физической культуры дошкольников

с тем в программе отмечается, что не следует заставлять ребенка заниматься: принуждение вызывает естественный протест, рождает отрицательные эмоции. Заботясь о физической нагрузке, взрослый не должен забывать о любознательности и пытливости, формирую­щемся познавательном интересе в этом возрасте.

Авторы программы обращают внимание на то, что педагогиче­ский процесс требует от педагога способности строить его по модели субъект-субъектного взаимодействия с ребенком на основе педаго­гической диагностики. Для этого предлагаются уровни (низкий, средний, высокий) усвоения детьми содержания программы (напри­мер, ребенок неуверенно выполняет сложные упражнения, не заме­чает ошибок других детей и собственных и т. п.). Для каждого воз­раста авторами предложены минимальные результаты (единые — как для девочек, так и мальчиков) в беге, прыжках, метании. В про­грамму включены сложные упражнения. В частности, дошкольники осваивают лазании по веревочной лестнице, канату, а также груп­пировку, перекаты в положении группировки, пытаются делать ку­вырок с поддержкой (при наличии условий, обеспечивающих без­опасность выполнения упражнения, и достаточной квалификации воспитателя).

С целью оказания помощи воспитателям дошкольного учрежде­ния в практическом освоении программы развития и воспитания детей было разработано методическое пособие — «План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду». В соответ­ствии с требованиями программы в пособии для каждой возрастной группы поквартально определены педагогические задачи, подлежа­щие освоению детьми, и содержание программы, обеспечивающее решение этих задач посредством подвижных игр (на лугу, в лесу, у водоема, на площадке), игр-забав, физкультурных праздников спортивных упражнений. Также для каждой возрастной группы предложены игровые упражнения пальчиковой гимнастики.

Программа «Истоки». Первоначальное название — «Истоки: Ба­зисная программа развития ребенка-дошкольника» (1997). С 2003 года программа стала называться «Истоки: Базис развития ребенка-дошкольника».

Программа разработана в Центре «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца. В ее основу положена концепция психологи­ческого возраста как этапа, стадии детского развития, характеризу­ющегося своей структурой и динамикой. В связи с этим подходом в Программе выделены следующие психологические возрасты: ран-


Глава 1. Организация физкультурно-оздоровительной работы...

нее детство, состоящее из 2-х стадий — младенчества (от рождения до года) и ранний возраст (от! года до 3-х лет) — и дошкольное детство — младший дошкольный возраст (от 3-х до 5 лет) и старший (от 5 до 7-ми лет). Такая возрастная периодизация, по мнению авторов, позволяет видеть индивидуальные перспективы развития каждого ребенка, но не предусматривает обязательного объединения детей в разновозрастные коллективы.

В Программе обозначены задачи развития ребенка в деятельно­сти по 4-м основным линиям: социальное, познавательное, эстети­ческое и физическое развитие Программа включает два блока — базис и вариант его реализации. Базисная часть Программы для каждого возраста состоит из 4-х компонентов (характеристики воз­растных возможностей психического развития ребенка; задачи раз­вития; показатели развития; базисные характеристики личности). Вариант реализации базисное™ представлен в разделе «Содержание и условия педагогической работы». Воспитатель по своему усмотре­нию, с учетом своего профессионального опыта и возможностей детей, ориентируясь на заданный базис развития, может творчески использовать как предложенные в Программе, так и другие педаго­гические технологии, что обеспечивает открытость Программы.

В программе представлены разделы «Физическое развитие», «Здоровье».

В разделе «Физическое развитие» заложены начала здорового образа жизни, основы физической культуры детей, определяются особенности воспитания у детей потребности в физическом совер­шенствовании и в движении на основе «мышечной радости». Здесь же предлагается примерный двигательный режим для детей каждого возраста. В данном разделе раскрывается содержание физических упражнений (упражнения общеразвивающего воздействия, упражне­ния в основных движениях, подвижные игры и игровые упражне­ния, спортивные игры, ритмичные танцевальные движения), упраж­нения в организационных действиях, упражнения с техническими средствами, упражнения для освоения движений в водной среде). Для детей 3—5 лет и 5—7 лет физические упражнения представлены единым блоком.

В виде таблиц представлены средние показатели физического развития (рост и масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких) и показатели физической подготовленности отдель­но для девочек и для мальчиков 4, 5, 6 и 7-ми лет (основные и дополнительные).



Методические основы физической культуры дошкольников

В разделе «Здоровье» программы «Истоки» отражены современ­ные представления о здоровье ребенка. В этом разделе дается харак­теристика режима дня, организация сна и питания, гигиенические условия и закаливающие процедуры, культурно-гигиенические на­выки.

Также здесь выделен подраздел «Безопасность», в котором пере­числяются правила организации жизни детей в дошкольном учреж­дении и семье, перечень правил поведения, с которыми следует познакомить детей.

В помощь практическим работникам выпущены методические пособия: «Двигательная активность ребенка в детском саду» (М. А. Ру-нова), где предложены рекомендации по организации рациональной двигательной активности детей старшего дошкольного возраста, а также «Физкультурное и спортивно-игровое оборудование для до­школьных образовательных учреждений» (Т. И.Осокина, Е.А.Тимо­феева, М. А. Рунова), где представлено описание специализированных площадок для спортивных игр, даны примеры занятий с тренажерами. Программа «Преемственность» разработана коллективом авторов Института общего и профессионального образования Российской Федерации (ИОО МОПОРФ), практиками и методистами Псков­ского областного института повышения квалификации работников образования (ПОИПКРО). Целью программы является всестороннее развитие детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой.

По мнению авторов, занятия могут быть организованы на базе школы, дошкольного учреждения и в семье. На базе дошкольного учреждения программа предназначена для детей старшего возраста, не охваченных общим дошкольным образованием.

Программа состоит из нескольких курсов, один из которых — «Здоровье и физическая культура» (авторы В. Г. Болыленков, В. К. Бальсевич) — направлен на соматическое развитие ребенка и охрану его здоровья. Главными принципами курса «Здоровье и фи­зическая культура» являются: адекватность физической подготовки (ее условий) индивидуальному состоянию ребенка, свободы выбора формы физической активности в соответствии с личными склонно­стями и способностями каждого ребенка.

Формировать двигательный опыт детей предлагается путем ос­воения многообразных двигательных координации. В связи с этим выделяются подразделы: «Общеразвивающие упражнения» (положе­ния рук, ног, туловища; комплексы упражнений утренней гимнас-


Глава 1. Организация физкультурно-оздоровительной работы...

тики; дыхательные упражнения; упражнения для формирования правильной осанки; «Гимнастика» (лазанье и перелезание, равнове­сие, акробатика); «Легкая атлетика» (ходьба, бег, прыжки в высоту, подвижные игры, игры-соревнования, игры со скакалками); «Спор­тивные игры» (футбол, баскетбол, волейбол, ручной мяч, лыжная подготовка, санки); «Планируемые результаты».

Программа «Из детства в отрочество» разработана группой авто­ров (Т. Н. Доронова, Л. Г. Голубева, Н. А. Гордова и др.) для совмест­ной деятельности родителей и воспитателей. Программа нацелена на укрепление здоровья и развитие детей от 4-х до 7-ми лет, а также на подготовку их к школе. В программе определены задачи, которые надо решать в условиях семьи и детского сада по двум взаимосвя­занным направлениям «Здоровье» и «Развитие».

Первое направление — «Здоровье» — нацелено на обеспечение охраны и укрепление физического и психического здоровья детей их развитие и эмоциональное благополучие. Родителям предостав­ляется возможность вместе с педагогами и медицинскими работни­ками дошкольного учреждения вначале изучить и оценить здоровье каждого ребенка, а затем выбрать индивидуальную тактику для его формирования.

Целью второго направления — «Развитие» — являются разви­тие личности ребенка, приобщение детей к общечеловеческим ценностям.

Каждое направление имеет вводную и основную части. Цель вводной части — привлечь внимание родителей и педагогов к про­блемам, связанным с воспитанием, здоровьем и развитием детей, и обосновать необходимость определенного содержания образования. В основной части представлены задачи, которые необходимо ре­шать в семье и дошкольном учреждении для того, чтобы обеспечить формирование здоровья, воспитание и полноценное развитие ребен­ка на этапе дошкольного детства.

Для реализации программы создан комплект методических ма­териалов для педагогов и родителей, обеспечивающих целостность педагогического процесса, позволяющий осуществить согласован­ный подход по всем направлениям взаимодействия взрослого с ре­бенком.

В разделе «Физическая культура» отмечено, что работа по фи­зической культуре с детьми осуществляется по программе, которая направлена на развитие движений, совершенствование двигательных навыков и физических качеств (ловкость, гибкость, быстрота реакции,

30 >





Глава 1. Организация физкультурно-оздоровительной работы...


координация) в условиях дошкольного учреждения и семьи. Авторы программы обращают внимание на то, что она содержит набор игр и физических упражнений для детей 4—7 лет, который может быть реализован в разных формах и видах двигательной деятельности в дошкольном учреждении и дома. В подразделе «Приобщение к дви­гательной культуре» для детей 4—5, 5—6 и 6—7 лет даны перечни упражнений в основных движениях: подвижные игры; общеразви-вающие упражнения; строевые; ритмические (танцевальные) движе­ния; спортивные упражнения. Авторы включили новые упражне­ния — прыжки на батутах для детей 5—-7 лет.

В методическом пособии «Физическая культура в дошкольном детстве» (авторы Н. В. Полтавцева, Н. А. Гордова), адресованном ин­структорам физической культуры и воспитателям, работающим с детьми 4—5 лет, 5—6 лет и 7-го года жизни, рассматривается много­плановая работа по физической культуре: показаны условия, спо­собствующие благоприятному функционированию и развитию раз­личных органов и систем детей; даны содержание и методика работы по развитию физических качеств, приобщению детей к системати­ческим занятиям физическими упражнениями; приведены пример­ные конспекты занятий по физической культуре.

В данном пособии выделен раздел «Методика обследования уров­ня развития основных движений». В нем представлены как качествен­ные (по всем элементам техники движения), так и количественные показатели ходьбы, бега, разных видов прыжков и метания, заимст­вованные из литературных источников разных лет, при этом авторы не дают рекомендаций, какие тесты лучше использовать.

В методическом пособии «Растем здоровыми» для воспитателей, родителей, инструкторов по физической культуре (В. А.Доскин' Л. Г. Голубева) приводится комплексная характеристика здоровья ре­бенка от 4-х до 7-ми лет (физическое, нервно-психическое развитие, инфекционная устойчивость, функциональное состояние), раскры­ваются методы, позволяющие родителям и педагогам быстро и до­статочно объективно провести оценку отдельных критериев здоро­вья. Даются рекомендации по организации в семье и дошкольном учреждении режима, питания, массажа, закаливания, обеспечения двигательной активности.

«Программа воспитания и обучения в детском саду» — обновлен­ный вариант «Программы воспитания и обучения в детском саду» 1985 года. Новое издание представляет собой современную вариа­тивную программу, в которой комплексно представлены все основ-


ные содержательные линии воспитания, обучения и развития ребен­ка от рождения до 7-ми лет.

Программа построена с учетом возрастных и психофизиологи­ческих особенностей детей, составлена по возрастным группам и охватывает четыре возрастные ступени физического и психического развития детей: ранний возраст — от рождения до 2-х лет (первая и вторая группы раннего возраста), младший дошкольный возраст — от 2-х до 4-х лет (первая и вторая младшая группы), средний воз­раст — до 5 лет (средняя группа), старший дошкольный возраст — от 5 до 7-ми лет (старшая и подготовительная к школе).

Программа строится на принципе культуросообразности, реали­зации которого обеспечит учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполнит недостатки духовно-нравственного и эмо­ционального воспитания ребенка. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человече­ской культуры (представление, знание, мораль, искусство, труд).

Ведущие цели обновленной программы — создание благоприят­ных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой'культуры личности, всесто­роннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ре­бенка к жизни в современном обществе. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учеб­ной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой.

В силу возрастной специфики программы для первой и второй групп раннего возраста структурно иные, чем программы дошколь­ных групп.

В программе выделен раздел «Физическое воспитание», в котором определены оздоровительные, воспитательные и образовательные за­дачи. Предусматриваются охрана жизни и укрепления здоровья ребен­ка, поддержание у него бодрого, жизнерадостного настроения, про­филактика негативных эмоций и нервных срывов; совершенствование всех функций организма, полноценное физическое развитие, воспи­тание интереса к различным доступным видам двигательной деятель­ности, формирование основ физической культуры, потребности в ежедневных физических упражнениях, воспитание положительных нравственно-волевых качеств.

Физическое воспитание в дошкольном образовательном учреж­дении осуществляется как на специальных физкультурных занятиях, так и в игровой деятельности и повседневной жизни детей.



В детском саду создаются благоприятные санитарно-гигиени­ческие условия, режим дня, обеспечивается заботливый уход за каж­дым ребенком на основе личностно-ориентированного подхода; ор­ганизуется полноценное питание, ежедневное пребывание на свежем воздухе, систематически во все времена года проводятся утренняя гимнастика, закаливающие мероприятия, при наличии соответству­ющих условий организуется обучение детей плаванию. Во всех воз­растных группах большое внимание уделяется выработке у ребенка правильной осанки.

В физическом воспитании большое место отводится физиче­ским упражнениям, проводимым в игровой форме, и подвижным играм. В программу старшей и подготовительной к школе групп включено обучение детей отдельным спортивным упражнениям и элементам спортивных игр (баскетбола, футбола, хоккея, бадминто­на настольного тенниса; игр в городки, кегли и др.). Для этих групп в программе также предусмотрено проведение самостоятельных за­нятий физическими упражнениями с учетом индивидуальных осо­бенностей и подготовленности детей.

В зависимости от климатических условий материально-техни­ческой оснащенности детского сада, устоявшихся национальных традиций региона, профессиональной подготовленности педагоги­ческих кадров, видовой направленности деятельности дошкольного образовательного учреждения педагоги могут вносить определен­ные изменения в видовое разнообразие физических упражнений или вводить их варианты, наиболее соответствующие укладу кон­кретного учреждения, а также спортивным традициям региона в целом.

В «Программе воспитания и обучения в детском саду» не пред­ставлены показатели физической подготовленности детей. Также как в программе 1985 года, в обновленном варианте в контексте перечня упражнений даны примерные показатели. Например, для детей 5—6 лет — прыжки в длину с места не менее 80 см или для детей 6—7 лет — бег на 30 м примерно за 7,5—6,5 секунды к концу года. Для каждого возраста в данной программе выделен подраздел «Что дети могут к концу года». Например, для детей 5—6 лет по теме «Метание»: метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5—9 м в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 3—4 м, сочетать замах с броском, бросать мяч вверх, о землю и ловить его одной рукой, отбивать мяч на месте не менее 10 раз, в ходьбе (рас­стояние 6 м), владеть «школой мяча».


Глава 1. Организация физкультурно-оздоровительной работы...

«Примерная общеобразовательная программа воспитания, обуче­ния и развития детей раннего и дошкольного возраста» была разра­ботана в Центре «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца коллек­тивом научных сотрудников (руководитель — Л. А. Парамонова) в целях определения базисного содержания образовательного процес­са в дошкольных образовательных учреждениях, сбалансированно­сти всех его основных компонентов в рамках реализации федераль­ной программы развития образования. Многие из ее авторов явля­ются также авторами «Типовой программы воспитания и обучения в детском саду» (1984) и программы «Истоки». Поэтому, с одной стороны, она вобрала в себя все лучшее из «Типовой программы», а с другой — близка к идейной основе программы «Истоки». В связи с этим все методические пособия «Истоков» можно использовать применительно к «Примерной программе».

В пояснительной записке к программе отмечено, что в совре­менных условиях жизни, которые отличает разнообразие видов до­школьных учреждений, плюрализма программ и образовательных технологий, «Примерная программа» предоставляет равные старто­вые возможности при переходе из дошкольного учреждения в школу с учетом региональной специфики (географических условий, наци­ональных и культурных традиций). Таким образом будут обеспечи­ваться права каждого ребенка на качественное и общедоступное до­школьное образование. Основные целевые психологические и педа­гогические установки могут выступать в качестве ориентировочных для разработки вариативных программ, что будет способствовать грамотно выстроенному единому вариативному образовательному пространству.

Примерная программа как базисная направлена на разносторон­нее и полное развитие детей от рождения до 7-ми лет, на сохранение их физического и психического здоровья.

Программа состоит из трех основных взаимосвязанных блоков.

1-й блок — характеристика детей каждого из 4-х психологиче­ских возрастов: младенческий, ранний возраст, младший и старший дошкольный возраст.

2-й блок посвящен содержанию обучения, воспитания и развития детей всех семи групп детского сада (от 1-й группы раннего возраста до подготовительной), которое структурировано по 4-м основным на­правлениям: здоровье и физическое развитие, социальное, познава­тельное, эстетическое развитие. Все содержание представлено в форме задач, стоящих перед педагогом, которое предполагает три вектора


30:


Методические основы физической культуры дошкольников

решения: 1) непосредственные воспитывающие и обучающие воздей­ствия педагога на детей; 2) организация педагогических ситуаций, обеспечивающих развивающее взаимодействие детей между собой; 3) организация педагогической предметной среды, инициирующее детское экспериментирование и постановку проблем.

3-й блок Программы составляют интегральные показатели раз­вития, отражающие основные достижения детей каждого психоло­гического возраста, потому что на границах этих возрастов и про­исходят изменения в развитии. Эти показатели, позволяющие вос­питателю видеть индивидуальные перспективы каждого ребенка и выстраивать стратегии педагогического воздействия, в совокупности характеризуют нормальное развитие детей на протяжении дошколь­ного детства.

Содержание физических упражнений представлено в подразделе «Двигательная деятельность» для каждой возрастной категории (детей 4, 5, 6 и 7-го года жизни). В «Примерной программе» нет рекомендаций, как определять физическую подготовленность до­школьников.

В разделе «Двигательная деятельность» в подразделе «Подвиж­ные игры» нет перечня игр, а даны рекомендации, что должен делать воспитатель (содействовать укреплению здоровья детей или приоб­щать детей к спортивным играм и играм-эстафетам). Перечень по­движных игр представлен в приложении к «Примерной общеобра­зовательной программе». /Для всех возрастных категорий — игры с основными движениями, на ориентировку в пространстве и народ­ные игры, забавы. С 5-го года жизни вводятся игры со спортивным инвентарем (санками, лыжами, на велосипеде, в водной среде). Для детей этого возраста предлагаются игры с физкультурными пособия­ми (серсо, кольцеброс). Для детей 6-го года к играм со спортивным инвентарем добавлены игры на коньках, самокатах, а также элемен­ты спортивных игр (по выбору) — городки, бадминтон, футбол, хок­кей (без коньков), баскетбол. Для детей 7-го года эти игры предла­гается проводить по упрощенным правилам. Также для старшего возраста даны игры-эстафеты и игры-забавы в водной среде (бас­сейне).

Парциальные оздоровительные программы

В группу оздоровительных условно выделены программы, кото­рые главным образом посвящены теоретическим и практическим аспектам оздоровительной работы в дошкольном учреждении.


Глава I. Организация физкультурно-оздоровительной работы...

Программа «Здоровье». Программа «Здоровье» (1993) (руководи­тель — В. Г. Алямовская) — комплексная система воспитания ребен­ка-дошкольника, здорового физически, разносторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым чувством собствен­ного достоинства. Она включает в себя четыре основных направле­ния: обеспечение психологического благополучия; охрана и укреп­ление здоровья детей; духовное здоровье: нравственное здоровье, приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям.

Направление «Группы здоровья» для дошкольников — это ком­плексная система физического воспитания детей. Ее основными за­дачами являются: укрепление здоровья детей; воспитание потреб­ности в здоровом образе жизни; развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка; со­здание условий для реализации потребности в двигательной актив­ности в повседневной жизни; выявление интересов, склонностей и способностей детей к двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы; приобщение детей к традициям большого спорта.

Программа состоит из нескольких основных разделов: 1. Орга­низация двигательной деятельности; 2. Лечебно-профилактическая работа, закаливание; 3. Планирование и организация физкультурных мероприятий; 4. Диагностика физического развития; 5. Воспитание потребности в здоровом образе жизни; 6. Совместная работа детско­го сада и семьи по воспитанию здорового ребенка.

В соответствии с Программой физкультурные занятия проводят­ся воспитателями, музыкальными работниками, физоргами и трене­рами-специалистами. Ряд занятий серии «Забочусь о своем здоро­вье» проводят медицинские сестры, массажист.

Алгоритм программы «Здоровье»: от удовольствия к привычке, от привычки к потребности. Авторы считают, что, пока у детей не появились потребность в движении, чувство «мышечного томления», не проявился явный интерес к спорту, не следует начинать специ­альных тренинговых занятий, хотя тренеры-специалисты и физорги должны работать с детьми с двухлетнего возраста, занимаясь с ними общефизической подготовкой.

Программа «Здоровый дошкольник». Программа «Здоровый до­школьник» (автор Ю. Ф. Змановский) наделена на достижение «ди­намичного и вместе с тем устойчивого к патологическим (болез­нетворным) и экстремальным воздействиям здоровья детей, что




VYJ


Методические основы физической культуры дошкольников

обеспечивается формированием комплекса функциональных сис­тем, создающих оптимальный приспособительный эффект».

Программа носит комплексный характер, однако рассчитана преимущественно на индивидуально-дифференцированный подход при ее реализации. При этом для каждого ребенка определяются исходные параметры его физического развития, двигательн


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow