В свободном помещении дошкольного учреждения, площадь ко
торого не менее 18-20 м\ целесообразно оборудовать тренажерный
зал. Его можно оснастить крупными и мелкими тренажерами, спор
тивными комплексами. При систематическом использовании трена
жеры в дошкольном учреждении являются надежным средством
профилактики гиподинамии у детей. Следует отметить, что не всегда
тренажеры, разработанные для взрослых, могут быть адаптированы
для занятий с детьми. ■
В зале могут быть крупные тренажеры: батуты, батуты с передвижной опорой-стойкой, батуты - автомобильные шины; беговые дорожки, передвижные баскетбольные корзины; параллельные брусья, перекладины, лестницы-«елочки», канаты с шайбами (узлами); мячи, подвешенные к потолку на длинных шнурах; балансиры; перекладины-эспандеры; велотренажер, велотренажер с вращающимся барабаном с познавательным дидактическим материалом, «педаль»,
Методические основы физической культуры дошкольников
«бегунок», диски «Грация», тренажер «Здоровье», «Парашют», массажные коврики, массажеры «колибри», мячи-массажеры, роллеры.
|
|
Целесообразно, чтобы в зале были и мелкие тренажеры: пружинные, резиновые плечевые и кистевые эспандеры, напольные ручки, наладонные ракетки для игр в теннис, резиновые эспандеры и другие простейшие тренажеры, о которых шла речь выше.
В тренажерном зале могут находиться и нетрадиционные, нестандартные пособия, изготовленные руками педагогов: дорожки-бруски, дорожки-лесенки, шнуры с лентами, шнуры-растяжки, маты-мишени, коврики-плоты, мягкие горки и т. п. Мелкие пособия могут храниться в передвижных контейнерах.
Целесообразно в тренажерных залах устанавливать стандартные конструкции из металлических труб «Мишка», «Крепыш», «Батыр», «Растан»; деревянные — «Забава» (сборно-разборная конструкция). В состав многих этих комплексов входят лестницы деревянные и веревочные, лианы, трапеции и качели. Интересен опыт японских педагогов, использующих спортивный комплекс, который включает качели, горку, перекладины, конструкцию из стоек и перекладин, П-образные лестницы, бассейн, тоннель (трубу), бревно.
Тренажерный зал можно использовать как на физкультурных занятиях, так и во время физкультурных пауз, самостоятельной двигательной деятельности детей. Здесь дошкольники имеют возможность проверить свои силы, проявить творчество, поэкспериментировать, снять психическое напряжение.
Оснащение спортивно-компьютерного зала
Б последние десять лет в дошкольных учреждениях для развития двигательных способностей и психики детей используют спортивно-компьютерные тренажеры. К ним относятся: тренажерно-информа-тивная система (ТИСА), автор Д. П. Рыбаков; спортивно-компьютерный игровой комплекс фирмы «Сигма» (СКИК).
|
|
В комплект ТИСА входят: универсальные тренажеры; электронное устройство для экспресс-диагностики, которое позволяет определить, насколько и к какому виду физической нагрузки предрасположен ребенок в данный момент; программный вибратор, устройство для быстрой и эффективной реабилитации всех систем организма; методическое пособие —- картотека из 500 упражнений. Система рекомендуется для детских дошкольных учреждений, оздоровительных центров, санаториев, профилакториев, центров реабилитации детей с церебральным параличом, слабовидящих и незрячих детей.
Глава!. Организация физкультурно-оздоровительной работы...
Спортивно-компьютерный игровой комплекс фирмы «Сигма» (СКИК) направлен на развитие чувства вертикали, необходимого дня тонкого управления позой; чувств равновесия тела на подвижной опоре, воздействия собственного веса, скорости собственных движений, времени, расстояния. СКИК предусматривает развитие быстроты двигательной реакции, формирование решительности и разумной смелости, обучение анализу ситуации и логически правильному принятию решения, учит стратегии поведения, позволяет дифференцировать психофизиологическую нагрузку в зависимости от уровня развития и возраста ребенка, позволяет объективно оценивать интеллектуально-физическую деятельность ребенка и стимулировать дальнейшее его совершенствование, самоутверждение, рост компетентности. СКИК способствует гармоническому развитию личности дошкольника, помогает его общему оздоровлению. Комплекс выполнен при полном соблюдении медицинских, психофизиологических, педагогических и эргономических рекомендаций для работы с детьми 4—7 лет жизни.
На сегодняшний день СКИК включает 5 компьютерно-игровых программ на базе трех спортивных тренажеров:
1. Программа «Автомобиль» на базе тренажера «Автомобиль»,
позволяющая работать по шести вариантам программы, отлича
ющимся сложностью трассы и длиной дистанции.
2. Программа «Лошадка» на базе аналогичного по названию тре
нажерного устройства, представляющего собой лошадку с уздечкой,
седлом и стременами.
3—4. Компьютерно-игровые программы «Лев» и «Погоня» для работы на тренажере «Балансирная платформа».
5. Программа «Спортлото». В комплексе СКИК предусмотрена интеллектуально-познавательная компьютерная программа «Спортлото», знакомящая детей с некоторыми зимними, летними, водными видами спорта и играми с мячом, направленная на тренировку зрительно-моторной реакции выбора. Цель «Спортлото» — ознакомить с символикой спорта, дать понятие классификации групп видов спорта по существенному признаку.
Занятия на спортивно-компьютерных тренажерах соединяют физическое и интеллектуальное развитие, совершенствуют умственные способности путем физической активности.
Оборудование и инвентарь для бассейна
Для организации занятий по обучению детей плаванию при бассейне должен быть инвентарь для обеспечения безопасности купания
____________ Методические основы физической культуры дошкольников
и страховки детей, находящихся в воде, это: спасательные круги, поплавки, разделительные дорожки, длинный шест, скаты-лопатки. Для наиболее эффективной организации занятий по обучению плаванию, для проведения различных упражнений и игр на воде нужны разнообразные пособия и игрушки. К ним относятся: доски из пенопласта, палки-трубки, надувные игрушки (резиновые круги, плоты, мячи, игрушки в виде рыб, птиц, черепах), мелкие игрушки из плотной резины (тонущие, для разыскивания их под водой), обручи для проведения игр с погружением в воду. Количество таких пособий и игрушек должно соответствовать числу детей, одновременно занимающихся в бассейне. Они должны быть красочными, привлекать детей к занятиям и играм в воде.
|
|
В бассейне необходимо иметь резиновые дорожки, массажные коврики, приборы, позволяющие контролировать и поддерживать соответствующее санитарно-гигиеническое состояние помещения и воды (термометры комнатные и водные, психрометр для определения влажности воздуха).
Оборудование и оформление физкультурной площадки, спортивно-игровых зон и групповых площадок
Физкультурные площадки дошкольных образовательных учреждений должны отвечать определенным требованиям планировки, размещения оборудования и оформления. Размер физкультурной площадки для дошкольного учреждения на 50—75 детей должен составлять 150 м2, на 100 и более детей — до 250 м\ На территории детских комбинатов размещают две физкультурные площадки общей площадью до 400 м2, каждая из которых дифференцируется по видам деятельности. Одна — для подвижных игр, игр с мячом и т. п., другая предназначена для выполнения упражнений на стационарном оборудовании — лазания, прыжков, метания, упражнений в равновесии. На этой же площадке устанавливается полоса препятствий, которая может использоваться не только во время занятий, но и развлечений, игр-эстафет, праздников, самостоятельной двигательной деятельности старших дошкольников. На полосе препятствий могут быть установлены попарно препятствия для пролезания, пере-лезания, качающийся балансир, сплошная стенка для лазания, бревна, разные по высоте, ширине рабочей поверхности, расположению; рукоход, пеньки разной высоты. Полоса препятствий может быть сконструирована из шин, которые укрепляются одна за другой или параллельно одна другой. Из шин сооружается лабиринт, заборы для
Глава 1. Организация физкультурно-оздоровительной работы..._________
перелезания и пролезания. Зимой полосы препятствий устраиваются из снежных валов, ледяных и снежных дорожек, небольших скатов, снежных построек для пролезания, разнообразных лабиринтов из снега и льда. Строятся также снежные горки, заливаются ледяные дорожки, горки длиной 15—20 см. Для метания используют разновысокие пеньки из снега, мишени на шестах, навесные мишени, отверстия в снежной крепости. В них дети метают снежки, шишки, набивные мешочки в непромокаемых чехлах.
|
|
Вокруг физкультурной площадки располагается беговая дорожка шириной 1,5—2,5 и длиной до 150 м. На такой дорожке должен быть прямой отрезок протяженностью не менее 40 м. Это позволит проводить диагностику бега на 10 и 30 м в привычных для детей условиях. Зимой по беговой дорожке или по кругу диаметром 10—30 м прокладывается лыжня, для встречной эстафеты — две параллельные лыжни.
На внутренней стороне забора вдоль беговых дорожек или на фасаде здания могут быть размещены изображения зверюшек-спортсменов на расстоянии друг от друга, соответствующем длине рекомендуемых дистанций для ходьбы и бега.
Красиво и декоративно можно оформить беговую дорожку: отмечаются места старта и финиша, размечаются дорожки на 2— 4 детей. Разметка может быть выполнена краской или мозаикой в виде пунктира. Дорожки хорошо выделить цветом, посыпав их битым кирпичом.
На участке также должна быть оборудована кольцевая дорожка с разделительной полосой для обучения катанию на педальных машинах, велосипедах, самокатах, спортроллерах. Мостики и мостки усложняют движение.
Рекомендуется физкультурную площадку засевать травой (кроме беговой дорожки и места для прыжков в длину и в высоту).
Для упражнений в прыжках в длину и высоту по краю площадки размещается дорожка для разбега (длина 8—10 м, ширина 1,5—2 м). В конце ее оборудуется яма для приземления длиной 3 м, шириной 1,5—2 м и глубиной 30—40 см. Стенка ямы обделывается досками, яма засыпается песком, перемешанным с опилками. На расстоянии 20— 30 см от ямы укрепляется площадка для отталкивания (ширина 20 см).
Основное пространство физкультурной площадки, как правило, остается свободным. Все необходимое оборудование — 5—6 пролетов гимнастической стенки, бревна разных видов (наклонные, горизонтальные на разных уровнях), рукоходы, мишени для метания,
34:
Методические основы физической культуры дошкольников
Глава 1. Организация физкультурно-оздоровительной работы...
устройства для подвешивания канатов, шеста, веревочной лестницы, барьеры-щиты с отверстиями для ног (для пролезания) — размещается по ее периметру. Посередине продольных сторон площадки целесообразно установить стойки для натягивания сеток, шнуров. Игровое поле для игры в мяч и подвижных игр должно быть не меньше 10x8 или 9x7 м.
К физкультурной площадке могут примыкать спортивно-игровые зоны для спортивных игр. Спортивно-игровые зоны могут располагаться и в других свободных местах участка дошкольного учреждения.
Для игр в волейбол, бадминтон, малый теннис организуется совмещенная площадка. Стойки снабжаются приспособлением для опускания сетки. К сетке прикрепляются деревянные бруски или металлические профили с колесиками. Высота сетки в верхнем положении определяется уровнем поднятой вверх руки ребенка плюс 10 см, для игры в бадминтон — 120—130 см, для игры в теннис сетка подвешивается в 3—5 см от земли.
Для игры в баскетбол оборудуется площадка, уменьшенная наполовину по сравнению со взрослой. У боковой линии должны быть расположены несколько щитов с кольцами на разной высоте для обучения элементам игры.
Спортивно-игровую зону для городков следует оградить решетчатым барьером спереди и с боков, для перехвата бит делают земляной вал высотой 50 см, за ним устанавливают сетку.
В спортивно-игровых зонах располагаются столы для настольного тенниса. Они могут быть раскладными, с помощью выдвижных ножек регулируется их высота, крышка состоит из двух щитов, соединенных петлями, ножки стола объединяются между собой попарно и делаются откидными. Ракетки должны быть массой 120—130 г.
В спортивно-игровых зонах возможно размещение заборчиков с вертикальными перекладинами, перекладин разной высоты, рукоходов, стенки для упражнений с мячами, стойки с подвешенным малым мячом для освоения техники движений большого тенниса, бадминтона; шеста-стойки для парных игр с подвешенным мячом для перебрасывания мяча, закручивания веревки вокруг стойки после бросков; стоек-шестов для «гигантских шагов». Если основная спортивная площадка невелика, то в одну из спортивно-игровых зон выносится яма для прыжков с дорожкой для разбега.
В зимнее время имеет смысл устроить площадку для игр в зимние городки, снежки, бильярд, крокет. Оборудуется каток. Раз-
метка на льду проводится раствором синьки или анилиновыми красителями.
Если позволяют условия, на участке дошкольного учреждения следует устроить спортивную площадку с деревянным покрытием. Такие площадки удобны тем, что их можно использовать во все времена года. Вдоль продольных краев площадки необходимо вырыть дренажные канавки. Для настила используют доски, обструганные с лицевой и боковых сторон. Готовый настил должен возвышаться над землей на 3—5 см. Поверхность настила окрашивают масляной краской.
На асфальте вокруг здания дошкольного учреждения могут быть нанесены рисунки: скачки, лабиринты, имитация шоссе, тротуаров, пешеходных переходов. Рисунки на асфальте не только активизируют движения, но и способствуют интеллектуальному развитию: в клетках скачков могут быть расположены цифры, буквы. Дети выполняют задания: «допрыгать до десяти», «прыгни в клетку, в которой цифра больше на 2», «прыгая, собери слово». Скачки изображаются традиционно или в форме ветки с листьями, кактуса и т.п. В одной из спортивно-игровых зон располагаются бассейны-ванные или плескательные и плавательные бассейны.
Легкий инвентарь (лыжи длинные и короткие, коньки, санки, роликовые коньки, ракетки для спортивных игр, мячи, воланы, наборы для городков, кольца, шары, скакалки, шапочки-маски, серсо, кегли, ходули, конусы и др.) выносят на участки по мере необходимости.
Большое внимание следует уделить художественному, эстетическому оформлению физкультурной площадки и спортивно-игровых зон. Следует использовать мотивы местной флоры, природные материалы, национальные орнаменты. Все детали и крепления оборудования должны быть «заовалены» и окрашены яркими стойкими эмалями. Поле, щит для игры в баскетбол, стойки волейбольных сеток, хоккейные и футбольные ворота, бумы, арки для пролезания, лианы окрашиваются чистыми цветами (голубым, белым, желтым, зеленым, ярко-оранжевым). Эти цвета хорошо гармонируют с цветом травы, песка и снега. Важно контрастно окрасить перекладины и бумы. Ходовые части покрываются лаком, а торцевые части и опорные столбы окрашиваются в красный, желтый, зеленый, голубой, малиновый цвета, но не более трех цветов на одной площадке. Аналогичным способом окрашиваются разновысокие композиции бревнышек. Эстетическое
J41
Методические основы физической культуры дошкольников
оформление физкультурного оборудования должно радовать детей и стимулировать их деятельность с целью физического и духовного развития.
На групповых площадках отводится место для свободных индивидуальных и коллективных физических упражнений. Желательно сделать оборудование участка игрового сюжетного характера (лабиринт-поезд, мишени для метания — петух, бревно-тигр, пирамида-ракета и т. п.). При размещении оборудования следует стремиться к рациональному сочетанию стационарных построек и выносного инвентаря. На участках желательно размещать качели (подвесные, ка-чели-«весы»), карусели — вращающиеся кресла для младших детей, карусели-турникеты для старших, многоместные карусели, приводимые в движение ногами или руками. Следует использовать для активизации двигательной деятельности постройки для сюжетно-роле-вых игр (домики, мелкодеревянную скульптуру), песочницы, природное окружение (перебрасывание мяча через куст, бег змейкой между деревьями), метание снежков. Зимой из снега необходимо вместе с детьми сооружать снежные горки, скаты, крепости, лесенки на скатах горок, создавать скульптуры. Развитию тонкой моторики способствуют игры в песочнице с сухим и мокрым песком.
Для младших дошкольников недалеко от групповой площадки можно организовать отдельную спортивно-игровую зону с полосой препятствий, соответствующих возрастным возможностям и физической подготовленности детей. При расстановке пособий важно соблюдать принцип обеспечения чередования разнообразных двигательных действий.
На площадках для малышей желательно наличие естественных земляных горок, которые могут в летнее время служить для восхождения, спуска, сбегания; зимой — для скатывания на санках.
Мелкий выносной материал должен быть привлекательным, побуждать к движениям, обогащать психомоторный, сенсорный опыт (мячи, обручи, машинки, колесики, скакалки и др.).
Отдавая должное заботе работников детских учреждений об озеленении участков, созданию микроклиматических условий, нельзя не предостеречь от чрезмерной перегрузки участков посадками, резко сокращающими площадь для физических упражнений и игр детей. Положительным является опыт засевания участков немнущимися травами. Это создает благоприятные условия как для прогулки детей, так и для более широкого использования территории.
Глава 1. Организация физкультурно-оздоровительной работы...
Физкультурно-игровое оборудование для групповых комнат
Создавая физкультурный уголок в группе, педагог должен исходить из современных подходов к образованию дошкольников, понимания того, что физкультурно-игровое оборудование — это рационально организованное окружающее ребенка пространство, насыщенное разнообразными сенсорными раздражителями, привлекательными игровыми материалами. Необходимо создавать среду, стимулирующую свободу выбора деятельности, самообучение, способствующую утверждению чувства уверенности в себе, формированию ответственности за результат. Физкультурный утолок должен способствовать обогащенному развитию личности ребенка, которое характеризуется проявлением детской любознательности, индивидуальных возможностей, способности познавать увиденное или услышанное, эмоционально откликаться, стремлением личности к творческому отображению накопленного опыта в общении, играх.
Физкультурно-игровое оборудование должно помогать развитию потенциальных индивидуальных возможностей каждого ребенка. Физкультурно-игровое оборудование может представлять собой развивающую среду, которая имеет следующие признаки:
• комфортность и безопасность; в соответствии с этим для акти
визации движений надо использовать пособия и привычные
предметы мебели, подушки, коврики и др.; места для безопасной
двигательной деятельности детей могут быть не только в груп
повых комнатах, но и в спальнях, раздевалках, холлах. Все это
способствует эмоциональному раскрепощению, укреплению
чувства уверенности и защищенности;
• обеспечение богатства сенсорных впечатлений. Пособия должны
быть из разных материалов, многообразных цветов, форм. Сле
дует помнить, что развитие сенсорных способностей является
базовым в системе интеллектуальных способностей;
• обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности.
Соблюдение этого правила помогает становлению субъектной
позиции ребенка, интериоризации приобретенного опыта;
• обеспечение возможности исследования. Среда, развивающая
движения, должна обеспечить возможность проб и ошибок, экс
периментирования, испытания ребенком своих способностей,
овладение культурой движений своим путем. Установлено, что
прямое обучение не всегда ведет к осознанию учебного материа
ла и возможности его использовать самостоятельно.
J
Методические основы физической культуры дошкольников
Создавая физкультурный уголок, следует учитывать, что среда, развивающая движения, должна соответствовать избранной дошкольным учреждением образовательной программе, особенностям детей группы (состоянию их здоровья, физической подготовленности, физическому развитию, интересам, половому составу), личностному развитию. Организовать такую среду возможно, следуя следующим общим принципам: уважения к потребностям, нуждам и мнению ребенка; функциональности среды; опережающего характера содержания образования; динамичности — статичности среды. В соответствии с этими принципами физкультурно-развивающая среда в группе должна удовлетворять потребности в движении, познании, общении, возможности выбора движений, соответствовать возрастным возможностям, сенситивным периодам в развитии психических свойств, двигательных качеств у детей. Все пособия должны размещаться в доступных местах, желательно на прозрачных стеллажах. Свободное пространство для крупных и мелких движений должно составлять не менее трети и не более половины общей площади группы. Очень удобны в физкультурных уголках многофункциональные комплексы. Например, в группах для детей раннего возраста, кроме манежей для самых маленьких, в соответствии с их возрастными возможностями устанавливаются горка со скатом и лесенкой, лесенка-стремянка, 2—3 пролета гимнастической стенки. Целесообразно иметь доски гладкие и с ребристой поверхностью, набор ящиков, корзин, дорожек массажных и с разметкой, а также наборы мячей, шариков, колечек, погремушек, атрибутов для игр, мягкие предметы — различные модули, валики, кубы, диски, всевозможные игрушки-двигатели, коляски, каталки, тележки.
В младших группах возможны уголки в виде «домиков», стенки которых сделаны из веревочных и деревянных лесенок, скатов, к которым крепятся наклонные доски, канаты, помогающие подниматься по этим доскам. На противоположных стенах «домика» могут размещаться отверстия для пролезания.
В группах детей более старшего возраста при наличии места в групповых, раздевальных комнатах можно установить 1—2 пролета гимнастической стенки, один из спортивно-игровых комплексов, разместить простейшие тренажеры для самостоятельного использования детьми.
В физкультурных уголках средней, старшей, подготовительной групп могут размещаться две вертикальные лестницы, поставленные перпендикулярно к стене, и одна, расположенная горизонтально
Глава 1. Организация физкультурно-оздоровительной работы...
между ними, как рукоход. Наличие крупных снарядов создает условия для удовлетворения одной из важнейших потребностей дошкольников в ползании, лазании, раскачивании. В свою очередь такие движения снимают психическое напряжение, развивают координацию, силу, гибкость. Более мелкие снаряды и пособия должны расставляться удобно и безопасно. Удобны складные маты, диваны-маты. Их легко переносить, на них можно попрыгать, поваляться. В уголке следует держать те пособия, которые в данное время соответствуют двигательному опыту детей. Желательно, чтобы вносимые в уголок пособия были многофункциональны, вариативны, комбинаторны. Например, из конусов с отверстиями, пластмассовых палок можно создавать предметные ситуации для метания, ползания, прыжков.
В соответствии с принципом опережающего характера обучения педагог должен подобрать в физкультурный уголок примерно 15% пособий, ориентированных на детей более старшего возраста (примерно на год). Это делается для того, чтобы не тормозить развитие, обеспечить дальнейшее продвижение и саморазвитие детей. Принцип динамичности—статичности среды- предполагает ее изменчивость. Желательно иметь передвижные на колесиках физкультурные уголки.
Первоначальный период построения среды — 2 месяца. Далее следует ее насыщение и реорганизация. Один-два раза в месяц часть пособий целесообразно заменять, переставлять.
В целом во всех возрастных группах для пополнения физкультурных уголков следует иметь напольный бум, гладкие и ребристые доски, массажные коврики, кегли, деревянные кубы, лестницы, шары и мячи из разных материалов, цветные и прозрачные с различными наполнителями (диаметр от 60—65 до 20—22 см, 15—18, 8 см), обручи большие и малые, округлые и плоские; короткие гимнастические палки, длинные и короткие скакалки и шнуры, дуги, кольца, колечки, шапочки-маски, мешочки с песком, флажки, «парашюты», мишени горизонтальные и вертикальные, кольцебросы.
В младшей и средней группах целесообразно дополнительно иметь качалки-лесенки, коляски, тележки, клеенчатые дорожки, дорожки со следами, мельницы, вертушки, кольцебросы в виде сюжетных игрушек, крупные мягкие многофункциональные игрушки.
В старших группах — атрибуты для спортивных игр, балансиры, гантельки, кистевые и плечевые эспандеры, летающие тарелки, набивные мячи, мячи-массажеры, дыхательные тренажеры («Инга»
Методические основы физической культуры дошкольников
и т. п.), маты-мишени, полосатые маты. Кроме этого, расширить представления о современных спортивных играх позволит внесение шашек, шахмат, атрибутов для тенниса, хоккея. В постоянном распоряжении детей должны быть кегли, городки, крокет, серсо, бадминтон.
В старших группах в физкультурных уголках могут быть пособия, сделанные из бросового материала педагогами вместе с детьми: мишени, дорожки, коробки-воротики и т.п. Для развития самостоятельности, воображения можно использовать кубики с нарисованными на их гранях человечками, выполняющими упражнения; плоскостных человечков на шарнирах, карточки с условными обозначениями построений и перестроений, вариантов размещения пособий и т.п. Для развития выразительности и эмоциональности движений у детей можно использовать большое полотно из теневого театра, за которым могут выразительно двигаться «актеры»; а также записи музыкальных сопровождений.
Повышению интереса к физическим упражнениям может помочь демонстрация диафильмов, видеозаписей соответствующей тематики. У педагога должна быть картотека вариантов размещения физкультурных пособий в группе, игровых упражнений, игр для различных форм работы с детьми (физкультурных пауз, минуток, самостоятельной деятельности и др.).
В группе желательно иметь настольно-печатпые игры, расширяющие представления детей о мире движений человека, спорте; книжки — дневники самоконтроля маленьких физкультурников, журналы физкультпауз, составленные детьми вместе с педагогами, фотографии детей группы, занимающихся упражнениями.
Необходимы также разнообразные игрушки, пособия для развития мелкой моторики (мозаики, конструкторы, пособия для шнуровки, штриховки и т.п.).
Все физкультурно-игровое оборудование группы должно помогать педагогу решать задачи оздоровления детей, формирования правильной осанки и укрепления стопы, обогащения двигательного опыта.
Приборы, необходимые для диагностики физического состояния
дошкольников
Для объективной оценки физического развития, физической подготовленности в медицинском, методическом кабинетах или в физкультурном зале необходимо иметь ростомер, устройство
Глава 1. Организация физ культурно-оздоровительной работы..,.
«Спар — 9» для оценки осанки, фонендоскоп, прибор для измерения артериального давления (тонометр), спирометр, секундомер, рулетку, сантиметровую ленту, портновскую измерительную ленту, динамометр кистевой, дистанциометр (для измерения величины дистанции бега, ходьбы), шагомер для определения количества движений, компас.
В последние годы существенно расширились возможности оценки деятельности различных систем организма. Одним из наиболее перспективных направлений можно считать использование мониторов сердечного ритма для оценки реакции организма детей на различные физические нагрузки и выполнение физических упражнений разной степени сложности. Монитор сердечного ритма дает возможность надежного и удобного беспроводного измерения сердечного ритма. Устройство измеряет пульс с точностью электрокардиограммы. Монитор позволяет, не нарушая общего ритма выполняемого упражнения, наблюдать текущий уровень ЧСС. Наблюдение можно осуществлять во время прогулки, плавания, катания на лыжах, а также в процессе выполнения других, упражнений. В исследованиях мониторы сердечного ритма используются в связи с тем, что они отличаются простотой применения. Монитор сердечного ритма состоит из эластичного пояса, где расположены электроды, измеряющие частоту сердечных сокращений, и монитора (имеющего форму часов). Эластичный пояс крепится в области грудных мышц, а монитор — на запястье.
Следует также отметить, что мониторы сердечного ритма имеют большой ценовой диапазон. Чем дешевле прибор, тем, соответственно, меньше функций он выполняет. При проведении исследований с детьми дошкольного возраста следует в первую очередь учитывать две позиции.
1. Прибор должен предусматривать перенос данных с монитора
на компьютер при помощи инфракрасного порта. Другие варианты
считывания информации имеют значительные погрешности при
переносе данных.
2. Более дорогие модели монитора сердечного ритма предусмат
ривают кодирование передатчика. Незакодированные передатчики
нельзя использовать в групповых, исследованиях детей дошкольного
возраста. В случаях, когда в зоне проведения исследования находят
ся несколько мониторов сердечного ритма на расстоянии ближе
1 метра, незакодированный монитор будет считывать сигналы от
других мониторов в этой зоне. Это может явиться причиной
3J9
Методические основы физической культуры дошкольников
неправильных показаний. Даже если один монитор закодирован, а другой нет, показания также могут иметь значительные погрешности.
В исследовании с детьми дошкольного возраста целесообразно использовать модель бегового компьютера Polar RS200sd с дополнительным устройством POLAR Si, которое крепится на обувь, обеспечивает точный контроль над скоростью и дистанцией наряду с измерением пульса. Дополнительное устройство обеспечивает следующие функции: выведение на монитор скорости и дистанции; задание целевого темпа; показ разницы текущего темпа и заданного целевого; сигнал отклонения от заданного темпа и др.
Исследование реакции организма детей на физическую нагрузку при помощи мониторов сердечного ритма, в частности фирмы Polar, дает возможность получить объективную информацию. В то же время это создает определенные сложности в организации образовательного процесса по физической культуре в дошкольном учреждении. Поэтому на физкультурном занятии целесообразно проводить оценку функционального состояния детей по внешним признакам утомления или по пульсу. В то же время 2—3 раза в год, для получения более объективных показателей, можно использовать сложные диагностические системы, в частности мониторы сердечного ритма.
В дошкольных учреждениях все чаще можно встретить аппараты биологической обратной связи «БОС-Дыхание». Эти приборы позволяют сделать наглядными процессы, происходящие в организме. Аппарат «БОС-Дыхание» позволяет определить разность величин дыхательной аритмией сердца (ДАС). Количественно этот параметр измеряется в тех же величинах, что и пульс, т.е. в числе ударов за минуту (уд/мин). Этот параметр является универсальным — он отражает качество дыхания, состояние иммунной системы и способность организма к адаптации. Чем выше уровень ДАС, тем лучше защищен организм от болезней.
Следует также отметить, что ДАС отражает степень координации дыхательной и сердечно-сосудистой систем. При хорошем диафраг-мальном дыхании наблюдается увеличение ДАС, и она начинает изменяться в фазе дыхательного цикла. Более того, сознательно изменяя параметры дыхания, можно воздействовать на ЧСС и в конечном счете на ДАС,
Использование аппарата «БОС-Дыхание» предоставляет возможность индивидуализации оздоровительных программ, т. е. подбор дозы упражнений, их разновидностей и интенсивности, необходимых для достижения программируемого оздоровительного эффекта.
Глава 1. Организация физкультурно-оздоровительной работы...
Контрольные вопросы
1. Как специалист по физической культуре взаимодействует с
другими работниками дошкольного учреждения в процессе физкуль
турно-оздоровительной работы?
2. В каких формах может осуществляться взаимодействие до
школьного учреждения и семьи по физическому воспитанию до
школьников?
3. Дайте характеристику основных программ образования до
школьников в области физической литературы.
4. В чем заключаются особенности деятельности специалиста по
физической культуре дошкольников?
5. Какие умения входят в профессиограмму специалиста по фи
зической культуре дошкольников?
6. Какие требования предъявляются к помещениям, оборудова
нию и инвентарю, предназначенным для занятий физическими уп
ражнениями с дошкольниками?
7. Какие новые приборы используются для оценки функцио
нального состояния организма дошкольников?
Литература
1. Выбор программ физического совершенствования детей в до
школьном учреждении: Метод, рекомендации / Сост. С. О. Филип
пова, В.И.Москаленко, С.В.Никольская, Т. В. Волосникова.—
СПб.: изд-во СПбГТУ, 1999. - 55 с.
2. Дошкольное образование в России: Сборник действующих
нормативно-правовых документов и научно-методических материа
лов. — М.: изд-во ACT, 1996.— 340 с.
3. Ильин Е. /7. Психология физического воспитания: Учеб. посо
бие / Е. П. Ильин.— М.: Просвещение, 2000. — 287 с.
4. Лесгафт П. Ф. Избранные педагогические Сочинения / Сост.
И. Н. Решетень. - М.: Педагогика, 1988.- 352 с.
5. Осокина Т. И. Физкультурное и спортивно-игровое оборудова
ние для дошкольных образовательных учреждений: Аннотирован
ный перечень / Т. И. Осокина, Е. А. Тимофеева, М. А. Рунова. — М.:
Мозаика-Синтез, 1999.— 80 с.
6. Панкратьев Е. И. Педагогические проблемы физического вос
питания детей дошкольного возраста // Теория и практика физи
ческой культуры.— 1990. №11. С. 13—15.
_____________ Методи ческие о с новы физ ической культуры дошкольников
7. Петербургский стандарт образования дошкольников в области
физической культуры / С.О.Филиппова, Т. В. Волосникова,
В. И. Москаленко / Под ред. С. О. Филипповой.- СПб., 2001.-132 с.
8. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы —
СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. - 48 с.
9. Современные прграммы по физическому воспитанию детей
дошкольного возраста / Авт.-сост. С. С. Бычкова — М: АРКТИ
2002. - 64 с. '
10. Чепель Т.Д. Психологическое обоснование требований к спе
циалисту, осуществляющему физическое развитие дошкольников //
Дети и здоровье: Матер, науч.-практ. конф. / Под рец. А. И. Крав
чука, Ю. П. Симакова. — Омск, 1993. С. 84-86.
ГЛАВА 2
ОБУЧЕНИЕ, ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ
В процессе занятий физическими упражнениями происходит обучение, воспитание и развитие детей дошкольного возраста. Эти процессы неотделимы друг от друга. Овладение ребенком новыми видами двигательных действий (например, прыжками с разбега, лазанием по шесту, бросанием и ловлей набивного мяча и др.), так же как и совершенствование в уже имеющихся движениях, обусловлено уровнем развития двигательных способностей. В то же время в процессе занятий физическими упражнениями происходит формирование личности ребенка, поэтому педагогу необходимо учитывать возможный эффект его воспитательных воздействий.
2.1. Обучение дошкольников движениям
В физической культуре дошкольников традиционно все упражнения делятся на четыре группы: гимнастика, игры, спортивные упражнения, простейший туризм.
2.1.1. Гимнастика
К разделу «гимнастика» относятся основные движения, общераз-вивающие, строевые и танцевальные упражнения.
Основные движения. Основные движения составляют главное содержание раздела гимнастики. При обучении упражнениям, состоящим из естественных видов двигательных действий — ходьбы, бега, прыжков, метании, лазания, выполняемых в обычных условиях и в условиях ограниченной площади или на повышенной опоре (упражнения с целью сохранения статического и динамического равновесия), педагог обогащает двигательный опыт детей за счет расширения и углубления умений выполнять естественные, но жизненно необходимые двигательные действия. Такие действия дети выполняют непринужденно, без особых усилий и затруднений, но по мере взросления и направленного обучения овладевают достаточно сложными упражнениями по технической основе и уровню достижений.
Необходимость специального обучения детей всем видам основных движений исходит из того, что многие естественные движения
12-3709
Методические основы физической культуры дошкольников
в ходьбе, беге, прыжках, метании кажутся на первый взгляд очень простыми, но для детей дошкольного возраста координационная сложность этих упражнений существенно сдерживает стремление детей далеко и высоко прыгнуть, точно метать мяч, быстро и правильно забраться на гимнастическую стенку, высоко залезть на канат.
Овладение детьми жизненно важными движениями изучалось многими исследователями. Наиболее полная характеристика формирования движений дошкольников в процессе физического воспитания была дана Э. С. Вильчковским, А. В. Кенеман, Д. В. Хухлаевой.
Ходьба. Ходьба — самый распространенный и естественный способ передвижения. Это локомоторный, циклический вид. Автоматизированный шагательный рефлекс, который является физиологической основой ходьбы, формируется к концу первого года жизни ребенка.
Наиболее характерной особенностью ходьбы является постоянное одиночное и двойное опорное положение, то есть соприкосновение с землей одной и двумя ногами. Величина нагрузки на мышцы зависит от вида ходьбы, скорости движения, условий передвижения (в зале, на местности).
В программу по физической культуре дошкольников, как правило, входят обычная ходьба, ходьба на носках, ходьба на внешней стороне стопы, ходьба с высоким подниманием бедра, ходьба приставными и скрестными шагами, перекатом с пятки на носок, в приседе, выпадами и др.
Освоение навыка правильной ходьбы детям дается не сразу. Дело в том, что у ребенка младшего дошкольного возраста относительно короткие ноги при слабо развитой мускулатуре и недостаточной подвижности стоп. В то же время относительный вес головы и туловища достаточно большой. У многих трехлетних детей во время ходьбы отмечается плохая координация работы рук и ног, мах чаще всего выполняется прямыми руками, причем движения правой иногда более энергичные, чем левой. Характерные недостатки: ходьба на полусогнутых ногах (слабое отталкивание носком от почвы в конце шага); шарканье ногами (ребенок опускает на почву всю стопу и как бы «шлепает» ею); неустойчивость темпа ходьбы, слабый мах руками; некоторые дети смотрят себе под ноги, опускают голову и плечи; не выдерживается четкое направление при передвижении, не соблюдаются ритмичность шагов и их равномерность.
Выполнение детьми таких упражнений, как перешагивание через невысокие препятствия, ходьба по узкой дорожке, доске, подъемы
Глава 2. Обучение, воспитание и развитие дошкольников...
и спуски на невысокий пригорок во время прогулок, — хорошая школа ходьбы.
На начальном этапе обучения не следует заставлять детей ходить строем, это для них почти невыполнимая задача. Лучше, если групповая ходьба будет свободной, гурьбой или врассыпную.
Ходьба детей 4-х лет по сравнению с предыдущей возрастной группой становится более уверенной и четкой. Значительно уменьшаются боковые раскачивания во время ходьбы, улучшается координация движений рук и ног, дети лучше ориентируются при передвижении в колонне по одному и в подвижных играх. Однако у многих детей еще встречаются нарушения ритма ходьбы (это четко фиксируется при измерении длины шагов), мах выполняется прямыми руками и с ограниченной амплитудой, наблюдается слабое отталкивание носком от почвы в конце шага.
У 5-летних детей при ходьбе также наблюдаются недостатки. В основном они сводятся к слабому маху руками, некоторому нарушению осанки (опущены голова и плечи) и ритма ходьбы. Значительная часть детей этого возраста ходит уверенно, четко соблюдая намеченное направление. У них несколько изменяется постановка ног при ходьбе, большинство детей ставят ногу с пятки, а не на всю ступню, как это было раньше, увеличивается амплитуда маха руками.
Для детей 5 лет задания на совершенствование ходьбы можно разнообразить и усложнять! Ребенок должен научиться ходить широким шагом, согласовывая движения рук и ног в равномерном темпе. Он должен ходить, высоко поднимая ноги, разгибать стопы ног при маршировке на месте, ориентироваться на площадке, при ходьбе врассыпную не натыкаться на других детей. Важно, чтобы дети умели согласовывать ходьбу с бегом, прыжками, танцевальными движениями без остановок и задержек.
Большая часть детей 6 лет ходит с правильной координацией рук и ног, четким шагом, с постановкой ноги на пятку и последующим перекатом на носок, что способствует более энергичному отталкиванию от почвы. У незначительной части детей наблюдаются недостатки, связанные с нарушением ритма и координации движений рук и ног при ходьбе. Некоторые дети также испытывают неуверенность при выполнении ходьбы с изменением направления («змейкой», с поворотами в движении, с перестроением и др.).
У подавляющего большинства детей 7-ми лет навык в ходьбе достигает высокой степени совершенства. Ходьба дошкольников данной возрастной группы уверенна, экономна, туловище и голову
35'!
Методические основы физической культуры дошкольников
они держат ровно, движения руками свободные. В связи с развитием центральных координационных механизмов у детей при ходьбе устанавливаются четкие, содружественные движения рук и ног.
Старшие дошкольники совершенствуются в технике ходьбы в форме разнообразных коллективных упражнений в ходьбе во время групповых передвижений различными способами. На этом этапе важно развивать чувство ритма. Поэтому целесообразно применять звуковое сопровождение — счет, хлопки, удары в бубен и музыку.
Бег. Бег, как и ходьба, является естественным циклическим видом локомоций. Это интенсивное движение. Наиболее существенным отличием от ходьбы является то, что в беге есть безопорная фаза — фаза полета.
При беге повышаются требования к ритмичности, более устойчивому динамическому равновесию, согласованности в движениях конечностей и размаху (амплитуде). Динамичность передвижения требует от мышц нижних конечностей значительного развития.
Становление локомоторики бега детей начинается с 16—18-месячного возраста на основе ходьбы. В период от 1 года до 2 лет у ребенка происходит постепенная дифференциация бега и ходьбы, в последующие возрастные периоды совершенствуются отдельные элементы биодинамики бега.
Дошкольникам доступны такие виды бега, как бег в спокойном темпе и скоростной бег, бег с препятствиями, бег со сменой темпа, прыжковый бег, бег с изменениями направлений (челночный бег). При обучении элементам техники бега применяются и другие виды бега — бег с высоким подниманием бедра, с «захлестыванием» голени назад, семенящий бег, бег прыжками и др.
При беге у младших дошкольников часто наблюдаются мелкий, семенящий шаг, значительное разведение рук в стороны, недостаточная амплитуда движения в передне-заднем направлении. Иногда ребенок прижимает руки к туловищу или держит их опущенными вниз. Большинство детей 3—4 лет бегают на полусогнутых ногах с постановкой их на опору с пятки и постепенным перекатом на всю стопу. Все это вызвано анатомо-физиологическими особенностями данного возраста. Слабость мышц опорно-двигательного аппарата не позволяет детям отталкиваться с полным выпрямлением ног в коленных суставах и выполнять постановку ноги на опору с носка.
В этом возрасте детей не обучают определенным способам бега. Главным остается формирование у детей умений согласовывать свои действия с действиями других детей, не сталкиваться во время
Глава 2. Обучение, воспитание и развитие дошкольников...
встречного бега, не наталкиваться на предметы, обегать их. Для этого наряду с бегом в направлении, указанном педагогом, применяются бег врассыпную, между предметами, бег друг за другом. Многие упражнения основаны на имитациях («Самолеты», «Машины», «Лошадки»).
Упражнения в беге с остановками на сигнал педагога, с поворотами во время бега даются после того, как дети освоят бег в одном направлении, научаться ориентироватся в коллективе.
Количество недостатков, фиксируемых в беге, у детей 5 лет значительно уменьшается. Однако наблюдаются боковые колебания туловища, дополнительные движения головой, постановка ноги на опору далеко от средней линии, недостаточная согласованность движений рук и ног.
Дети этого возраста упражняются в беге, выполняя задания на совершенствование умения ориентироваться в пространстве, привыкая сочетать свои движения и темп бега с бегущими рядом. С этой целью используются бег в колонне, бег в парах, бег врассыпную с ловлей и увертыванием и т. п.
У детей 6 лет бег прямолинейный, с согласованной координацией рук и ног, с меньшим разворотом стоп наружу. К недостаткам относятся: неэнергичные движения согнутыми в локтях руками, нечеткий ритм беговых шагов, недостаточный вынос бедра ноги вперед-вверх.
На занятиях используются разные виды бега: медленный в равномерном темпе, с изменением темпа, на скорость. Часто используется бег с дополнительными специальными заданиями: с переносом и перекладыванием предметов, по доске, по бревну и т. д.
Большинство детей 7-ми лет выполняют бег легко, энергично отталкиваясь от почвы; постановка ноги на опору с передней части стопы, положение туловища непринужденное, беговые шаги равномерны. В этой возрастной группе наблюдаются следующие недостатки: значительное опускание головы и наклон туловища вперед, недостаточно активное движение рук.
Основной задачей занятий являются совершенствование бега при использовании его в различных условиях, тренировка в беге на скорость и на выносливость. Рекомендуются также беговые упражнения, способствующие развитию ловкости и быстроты реакции детей: бег с преодолением препятствий, бег спиной вперед, бег из разных исходных положений и т. п.
Прыжки. Прыжковые упражнения по характеру относятся к ско-ростно-силовым движениям и, естественно, способствуют очень
Методические основы физической культуры дошкольников
быстрому развитию у ребенка мышц ног, туловища. Поэтому даже незначительное нарушение последовательности перехода обучения от простых к сложным прыжкам может привести к отрицательным последствиям —- травмам, болевым ощущениям, закреплению неправильных движений. Вместе с тем прыжковые упражнения создают большой простор для быстроты овладения многими упражнениями, необходимыми в игровой деятельности и в процессе спортивных занятий.
Детям дошкольного возраста доступны многие виды прыжков — подпрыгивание, спрыгивание, прыжки с места в высоту и в длину, прыжки с разбега в высоту и в длину, прыжки со скакалкой.
Подпрыгивание и перепрыгивание — одинаковые по структуре двигательные действия, отличающиеся лишь тем, что при перепрыгивании требуется выполнить подскок или ряд темповых подскоков через какое-либо препятствие — линию, шнур, кубик и др., поэтому оно требует дополнительных и довольно точных усилий для преодоления конкретных преград. Если подпрыгивание выполняется детьми младшего возраста, то перепрыгивание через простейшие препятствия выполняется с несколько позже — 3,5—4 лет.
Прыжки могут быть как одиночные (с явным предварительным подседанием), так и многократные без остановок (темповые), в виде ритмических подскоков, перескоков на месте и с продвижением вперед, назад, влево, вправо. Темповые подскоки требуют больших усилий, и поэтому физическая нагрузка быстро нарастает.
Обучение младших дошкольников прыжкам начинается именно с подпрыгивания, как самого доступного из всех прыжков. Дети средней группы выполняют простейшие прыжки достаточно хорошо и уверенно. Здесь вводятся некоторые усложнения — прыжки с поворотами, с различными положениями рук.
У младших дошкольников подпрыгивания даются в форме игры: «Прыгаем, как зайчики». В более старшем возрасте даются игровые задания на перепрыгивание, например «Из обруча в обруч».
Спрыгивание — прыжок с высоты (гимнастической скамейки, площадки, бревна). Используется как самостоятельное упражнение и как действие, выполняемое в конце какого-либо упражнения, например соскок на мат после ходьбы или бега по скамейке.
Дети младшей группы могут спрыгивать без падения с высоты 5—10 см. В средней группе высота может достигать 20 см. Особое внимание уделяется технике приземления. На занятиях со старшими дошкольниками при спрыгивании усложняются действия детей в по-
Глава 2. Обучение, воспитание и развитие дошкольников...
лете и приземлении: прыжки с хлопками, с поворотами, с приземлением на точность.
Прыжки в высоту с места характеризуются энергичным отталкиванием вверх. Может выполняться одиночный прыжок типа «подпрыгни и достань флажок», прыжок вверх с перепрыгиванием через кубик, веревочку, планку, напрыгивание на возвышенность (горка, мат, скамейка и др.). Эти прыжки могут выполняться толчком обеих ног или одной с приземлением на две. Направление может быть вперед, назад, в сторону.
Прыжки в длину в места выполняются чаще всего толчком двумя ногами. При выполнении прыжков в длину с места дети 3-х лет не всегда занимают правильное исходное положение «старт пловца», при отталкивании у некоторых из них наблюдается несинхронные толчки обеими ногами (поочередное отталкивание), отсутствует энергичный мах руками вперед-вверх. Большинство детей приземляются жестко, на прямые ноги.
Дети 4-х лет выполняют прыжок в длину с места более уверенно. В этой группе фиксируются следующие недостатки: при исходном положении слабое сгибание ног и низко опущенная голова; неодновременное отталкивание, слабый мах руками во время отталкивания, приземление жесткое и неустойчивое.
Почти все дошкольники 5 лет выполняют энергичный мах руками в момент отталкивания, сгибают ноги в полете. Однако у многих из них приземление жесткое (на всю стопу), иногда с потерей равновесия (переступание вперед или в сторону). Для этой возрастной группы наиболее трудным элементом прыжка является приземление.
У многих шести- и семилетних детей уже имеется правильно усвоенная техника прыжка. Исходное положение перед прыжком и отталкивание не вызывают у детей особых трудностей. Более сложным элементом для них является энергичное сгибание ног в полете и вынос их вперед перед приземлением. При выполнении прыжка на результат с максимальным отталкиванием дети приземляются на пятки с последующим перекатом на всю ступню.
Прыжки в длину с разбега. Это движение значительно сложнее для дошкольников, чем прыжок в длину с места. При выполнении прыжка в длину с разбега ребенок должен решить несколько сложных двигательных задач: достичь максимальной скорости разбега перед отталкиванием, попасть при отталкивании на обусловленное место и совместить разбег с энергичным отталкиванием одной
Методические основы физической культуры дошкольников
ногой, переключая циклическое движение (бег) на ациклическое (полет и приземление).
Формирование навыка в данном движении начинается у детей в 5 лет. В более раннем возрасте недостаточное развитие опорно-двигательного аппарата и координации нервно-мышечной системы затрудняет выполнение сложных движений.
В начальной стадии формирования навыка в прыжках в длину с разбега основными недостатками являются: неумение сочетать разбег с отталкиванием, непопадание на место отталкивания (дети далеко не доступают или переступают линию отталкивания), прыжок в шаге с приземлением на одну ногу, жесткое приземление (часто с потерей равновесия) и др. Для большинства детей этой возрастной группы характерно также неполное разгибание ноги в коленном суставе в момент отталкивания. В начале обучения у большинства детей при выполнении данного движения еще нечетко выражена толчковая нога.
У детей 6 лет отмечается большое желание прыгнуть как можно дальше. Наиболее сложным элементом данного упражнения у дошкольников этой возрастной группы является отталкивание под оптимальным углом и четкое приземление. Неустойчивость приземления вызвана у них недостаточно развитой силой мышц ног. Они не могут противостоять высокой нагрузке во время приземления и вынуждены делать шаг вперед, чтобы не потерять равновесие. Дети этой возрастной группы обычно отталкиваются определенной ногой, если длина разбега у них постоянна. Наблюдается довольно высокая точность попаданий на место отталкивания.
Выполнение прыжка в длину с разбега детьми 7-ми лет приближается к технике прыжка взрослых: разбег у них равноускоренный, последний шаг несколько укорочен. При отталкивании дети выполняют мах руками вперед-вверх, но толчковая нога не у всех разгибается полностью в коленном суставе. Фаза полета у дошкольников также имеет некоторые отличия. Дети плохо сгибают ноги в полете, из-за недостаточного развития мышц — сгибателей бедра и перед приземлением не могут энергично выпрямить их вперед. Приземляются дошкольники, так же как и взрослые, на пятки с последующим переходом на всю ступню. Мягкость приземления достигается ими за счет эластичного сгибания ног в коленных суставах. Дети 7-ми лет отталкиваются более удобной для них ногой, хотя качественные и количественные результаты движения при смене толчковой ноги почти не изменяются. Это объясняется тем, что функциональная
1
Глава 2. Обучение, воспитание и развитие дошкольни ков...____________
асимметрия нижних конечностей у дошкольников выражена менее четко, чем верхних.
Симметричные движения ногами (ходьба, бег, лазание) равномерно воздействуют на развитие мышц опорно-двигательного аппарата, в отличие от избирательного влияния нагрузок на верхние конечности. Однако в старшем дошкольном возрасте у детей отмечается тенденция избирательно отталкиваться в прыжках с разбега какой-либо одной (правой или левой) ногой.
Прыжки в высоту с разбега. По своей структуре прыжок в высоту с прямого разбега очень сходен с прыжком в длину с разбега. Дети выполняют его тем же способом «согнув ноги», и отличие заключается лишь в характере отталкивания.
Выполнение прыжка в высоту с прямого разбега. На первом этапе обучения этому прыжку у дошкольников 5 лет фиксируются следующие недостатки: значительное снижение скорости разбега (иногда остановка) перед отталкиванием прыжок в шаге (толчковая нога не подтягивается к маховой и дети как бы перешагивают через препятствие, приземляясь на маховую ногу), отсутствие маха руками вверх при отталкивании; неустойчивое- приземление с потерей равновесия. Следует отметить, что очень часто дошкольники отталкиваются перед самым препятствием и сбивает веревочку.
Фаза отталкивания у детей 5 лет при прыжке в высоту не отличается от этой же фазы при прыжке в длину с разбега. Разница заключается лишь в том, что здесь они выполняют более широкий и энергичный мах руками вперед-вверх. Детям этого возраста в фазе полета трудно выполнить быстрое подтягивание толчковой ноги к маховой, и поэтому часть из них как бы «перешагивает» через веревочку.
У дошкольников 6 лет в процессе формирования навыка в прыжках основные недостатки связаны с неумением выполнить полет «согнув ноги», уверенно и четко приземлиться. Следует отметить, что многие дети всегда отталкиваются одной и той же ногой и даже иногда подбирают ногу перед отталкиванием, что подтверждает стабилизацию навыка, его прочность.
Прыжок в высоту с разбега для детей 7-ми лет является хорошо известным движением. Дошкольники данного возраста контролируют свои движения в скоростных и силовых параметрах, и когда им предлагают замедлить, ускорить разбег или более энергично оттолкнуться, они достаточно точно регулируют свой темп движения и силу толчка.
36!
Методические основы физической культуры дошкольников
Прыжки со скакалкой — это циклические движения, требующие хорошей координации движений рук и ног. Интерес к этому виду прыжков проявляется у детей с четырехлетнего возраста. Характерно, что они выполняют одиночные перепрыгивания (в виде перешагиваний), сильно сгибая ноги, вращают скакалку прямыми руками (а не кистью), делают много лишних движений.
Ознакомление со скакалкой может осуществляться со среднего возраста, но систематическое изучение техники прыжков со скакалкой начинается со старшего возраста.
Обучение лучше начинать с прыжков через длинную скакалку. После освоения прыжков через длинную скакалку переходят к прыжкам через короткую скакалку. Здесь задача усложняется в связи с тем, что детям нужно вращать скакалку самим и сочетать движения рук и ног.
Метания. Метания основаны на действиях с предметами. Упражнения в метании развивают ловкость, глазомер, способствуют укреплению мышц ног, туловища и особенно рук и плечевого пояса. Метание — технически сложное движение, т. к. в процессе броско-вых действий предмету нужно придать направление, траекторию, скорость. Сложность метательных движений зависит от конкретных педагогических задач, расстояния, от способов действия (броска одной или двумя руками), положения тела и размера предметов (чаще всего мячей, диаметр которых может быть 3—8 см — малые, 10—18 см — средние, 20 см и более — большие). На открытой площадке, в лесу, на прогулке дети любят метать природные предметы — шишки, желуди, палочки, снежки.
При обучении дошкольников метаниям предметов в цель и на дальность необходимо учитывать, что данные упражнения имеют значительную трудность для детей младшего дошкольного возраста, поскольку требуют хорошей координации, умения рассчитать силу и точность броска в зависимости от расстояния до цели и ее размещения. В этом возрасте рекомендуется выполнение упражнений, которые являются подготовительными к метаниям предметов на дальность и в цель: прокатывание, бросание и ловля мячей, шариков и других предметов одной и двумя руками из-за головы.
Младшим детям доступны такие виды, как катание мячей с горки (пассивное действие) и на горизонтальной плоскости, броски мячей, подбрасывание без ловли.
Дети средней группы стараются не только бросать, но и ловить большие мячи, брошенные взрослым с близкого расстояния. Кроме
Глава 2. Обучение, воспитание и развитие дошкольников...
этого, им можно усложнять задания с дополнительными действиями — хлопками, приседаниями, поворотами (между бросками и ловлей).
В старшей группе детьми выполняются броски в даль, в горизонтальную и вертикальную цели. В этом возрасте уделяется внимание более сложным по технике выполнения приемам, связанным с бросанием-ловлей. На начальном этапе обучения дети ловят мячи, подставляя ладони при отскоке мяча от пола или при перебрасывании.
Дети подготовительной группы легко справляются с более трудными упражнениями. Они отбивают мяч, отскочивший от пола, забрасывают его в баскетбольное кольцо, выполняют броски и ловлю мяча двумя и одной руко