Оснащение тренажерного зала

В свободном помещении дошкольного учреждения, площадь ко­
торого не менее 18-20 м\ целесообразно оборудовать тренажерный
зал. Его можно оснастить крупными и мелкими тренажерами, спор­
тивными комплексами. При систематическом использовании трена­
жеры в дошкольном учреждении являются надежным средством
профилактики гиподинамии у детей. Следует отметить, что не всегда
тренажеры, разработанные для взрослых, могут быть адаптированы
для занятий с детьми. ■

В зале могут быть крупные тренажеры: батуты, батуты с пере­движной опорой-стойкой, батуты - автомобильные шины; беговые дорожки, передвижные баскетбольные корзины; параллельные бру­сья, перекладины, лестницы-«елочки», канаты с шайбами (узлами); мячи, подвешенные к потолку на длинных шнурах; балансиры; пере­кладины-эспандеры; велотренажер, велотренажер с вращающимся барабаном с познавательным дидактическим материалом, «педаль»,


Методические основы физической культуры дошкольников

«бегунок», диски «Грация», тренажер «Здоровье», «Парашют», мас­сажные коврики, массажеры «колибри», мячи-массажеры, роллеры.

Целесообразно, чтобы в зале были и мелкие тренажеры: пружин­ные, резиновые плечевые и кистевые эспандеры, напольные ручки, наладонные ракетки для игр в теннис, резиновые эспандеры и дру­гие простейшие тренажеры, о которых шла речь выше.

В тренажерном зале могут находиться и нетрадиционные, не­стандартные пособия, изготовленные руками педагогов: дорожки-бруски, дорожки-лесенки, шнуры с лентами, шнуры-растяжки, маты-мишени, коврики-плоты, мягкие горки и т. п. Мелкие пособия могут храниться в передвижных контейнерах.

Целесообразно в тренажерных залах устанавливать стандартные конструкции из металлических труб «Мишка», «Крепыш», «Батыр», «Растан»; деревянные — «Забава» (сборно-разборная конструкция). В состав многих этих комплексов входят лестницы деревянные и веревочные, лианы, трапеции и качели. Интересен опыт японских педагогов, использующих спортивный комплекс, который включает качели, горку, перекладины, конструкцию из стоек и перекладин, П-образные лестницы, бассейн, тоннель (трубу), бревно.

Тренажерный зал можно использовать как на физкультурных занятиях, так и во время физкультурных пауз, самостоятельной дви­гательной деятельности детей. Здесь дошкольники имеют возмож­ность проверить свои силы, проявить творчество, поэксперименти­ровать, снять психическое напряжение.

Оснащение спортивно-компьютерного зала

Б последние десять лет в дошкольных учреждениях для развития двигательных способностей и психики детей используют спортивно-компьютерные тренажеры. К ним относятся: тренажерно-информа-тивная система (ТИСА), автор Д. П. Рыбаков; спортивно-компью­терный игровой комплекс фирмы «Сигма» (СКИК).

В комплект ТИСА входят: универсальные тренажеры; электрон­ное устройство для экспресс-диагностики, которое позволяет опреде­лить, насколько и к какому виду физической нагрузки предрасполо­жен ребенок в данный момент; программный вибратор, устройство для быстрой и эффективной реабилитации всех систем организма; методическое пособие —- картотека из 500 упражнений. Система ре­комендуется для детских дошкольных учреждений, оздоровительных центров, санаториев, профилакториев, центров реабилитации детей с церебральным параличом, слабовидящих и незрячих детей.


Глава!. Организация физкультурно-оздоровительной работы...

Спортивно-компьютерный игровой комплекс фирмы «Сигма» (СКИК) направлен на развитие чувства вертикали, необходимого дня тонкого управления позой; чувств равновесия тела на подвижной опо­ре, воздействия собственного веса, скорости собственных движений, времени, расстояния. СКИК предусматривает развитие быстроты дви­гательной реакции, формирование решительности и разумной смело­сти, обучение анализу ситуации и логически правильному принятию решения, учит стратегии поведения, позволяет дифференцировать психофизиологическую нагрузку в зависимости от уровня развития и возраста ребенка, позволяет объективно оценивать интеллектуально-физическую деятельность ребенка и стимулировать дальнейшее его совершенствование, самоутверждение, рост компетентности. СКИК способствует гармоническому развитию личности дошкольника, по­могает его общему оздоровлению. Комплекс выполнен при полном соблюдении медицинских, психофизиологических, педагогических и эргономических рекомендаций для работы с детьми 4—7 лет жизни.

На сегодняшний день СКИК включает 5 компьютерно-игровых программ на базе трех спортивных тренажеров:

1. Программа «Автомобиль» на базе тренажера «Автомобиль»,
позволяющая работать по шести вариантам программы, отлича­
ющимся сложностью трассы и длиной дистанции.

2. Программа «Лошадка» на базе аналогичного по названию тре­
нажерного устройства, представляющего собой лошадку с уздечкой,
седлом и стременами.

3—4. Компьютерно-игровые программы «Лев» и «Погоня» для работы на тренажере «Балансирная платформа».

5. Программа «Спортлото». В комплексе СКИК предусмотрена интеллектуально-познавательная компьютерная программа «Спорт­лото», знакомящая детей с некоторыми зимними, летними, водными видами спорта и играми с мячом, направленная на тренировку зри­тельно-моторной реакции выбора. Цель «Спортлото» — ознакомить с символикой спорта, дать понятие классификации групп видов спорта по существенному признаку.

Занятия на спортивно-компьютерных тренажерах соединяют физическое и интеллектуальное развитие, совершенствуют умствен­ные способности путем физической активности.

Оборудование и инвентарь для бассейна

Для организации занятий по обучению детей плаванию при бас­сейне должен быть инвентарь для обеспечения безопасности купания


____________ Методические основы физической культуры дошкольников

и страховки детей, находящихся в воде, это: спасательные круги, по­плавки, разделительные дорожки, длинный шест, скаты-лопатки. Для наиболее эффективной организации занятий по обучению плаванию, для проведения различных упражнений и игр на воде нужны разно­образные пособия и игрушки. К ним относятся: доски из пенопласта, палки-трубки, надувные игрушки (резиновые круги, плоты, мячи, иг­рушки в виде рыб, птиц, черепах), мелкие игрушки из плотной резины (тонущие, для разыскивания их под водой), обручи для проведения игр с погружением в воду. Количество таких пособий и игрушек долж­но соответствовать числу детей, одновременно занимающихся в бас­сейне. Они должны быть красочными, привлекать детей к занятиям и играм в воде.

В бассейне необходимо иметь резиновые дорожки, массажные коврики, приборы, позволяющие контролировать и поддерживать соответствующее санитарно-гигиеническое состояние помещения и воды (термометры комнатные и водные, психрометр для определе­ния влажности воздуха).

Оборудование и оформление физкультурной площадки, спортивно-игровых зон и групповых площадок

Физкультурные площадки дошкольных образовательных учреж­дений должны отвечать определенным требованиям планировки, размещения оборудования и оформления. Размер физкультурной площадки для дошкольного учреждения на 50—75 детей должен со­ставлять 150 м2, на 100 и более детей — до 250 м\ На территории детских комбинатов размещают две физкультурные площадки общей площадью до 400 м2, каждая из которых дифференцируется по видам деятельности. Одна — для подвижных игр, игр с мячом и т. п., дру­гая предназначена для выполнения упражнений на стационарном оборудовании — лазания, прыжков, метания, упражнений в равно­весии. На этой же площадке устанавливается полоса препятствий, которая может использоваться не только во время занятий, но и развлечений, игр-эстафет, праздников, самостоятельной двигатель­ной деятельности старших дошкольников. На полосе препятствий могут быть установлены попарно препятствия для пролезания, пере-лезания, качающийся балансир, сплошная стенка для лазания, брев­на, разные по высоте, ширине рабочей поверхности, расположению; рукоход, пеньки разной высоты. Полоса препятствий может быть сконструирована из шин, которые укрепляются одна за другой или параллельно одна другой. Из шин сооружается лабиринт, заборы для


Глава 1. Организация физкультурно-оздоровительной работы..._________

перелезания и пролезания. Зимой полосы препятствий устраиваются из снежных валов, ледяных и снежных дорожек, небольших скатов, снежных построек для пролезания, разнообразных лабиринтов из снега и льда. Строятся также снежные горки, заливаются ледяные дорожки, горки длиной 15—20 см. Для метания используют разно­высокие пеньки из снега, мишени на шестах, навесные мишени, отверстия в снежной крепости. В них дети метают снежки, шишки, набивные мешочки в непромокаемых чехлах.

Вокруг физкультурной площадки располагается беговая дорожка шириной 1,5—2,5 и длиной до 150 м. На такой дорожке должен быть прямой отрезок протяженностью не менее 40 м. Это позволит про­водить диагностику бега на 10 и 30 м в привычных для детей усло­виях. Зимой по беговой дорожке или по кругу диаметром 10—30 м прокладывается лыжня, для встречной эстафеты — две параллель­ные лыжни.

На внутренней стороне забора вдоль беговых дорожек или на фасаде здания могут быть размещены изображения зверюшек-спорт­сменов на расстоянии друг от друга, соответствующем длине реко­мендуемых дистанций для ходьбы и бега.

Красиво и декоративно можно оформить беговую дорожку: от­мечаются места старта и финиша, размечаются дорожки на 2— 4 детей. Разметка может быть выполнена краской или мозаикой в виде пунктира. Дорожки хорошо выделить цветом, посыпав их битым кирпичом.

На участке также должна быть оборудована кольцевая дорожка с разделительной полосой для обучения катанию на педальных ма­шинах, велосипедах, самокатах, спортроллерах. Мостики и мостки усложняют движение.

Рекомендуется физкультурную площадку засевать травой (кроме беговой дорожки и места для прыжков в длину и в высоту).

Для упражнений в прыжках в длину и высоту по краю площадки размещается дорожка для разбега (длина 8—10 м, ширина 1,5—2 м). В конце ее оборудуется яма для приземления длиной 3 м, шириной 1,5—2 м и глубиной 30—40 см. Стенка ямы обделывается досками, яма засыпается песком, перемешанным с опилками. На расстоянии 20— 30 см от ямы укрепляется площадка для отталкивания (ширина 20 см).

Основное пространство физкультурной площадки, как правило, остается свободным. Все необходимое оборудование — 5—6 проле­тов гимнастической стенки, бревна разных видов (наклонные, гори­зонтальные на разных уровнях), рукоходы, мишени для метания,




34:


Методические основы физической культуры дошкольников


Глава 1. Организация физкультурно-оздоровительной работы...



устройства для подвешивания канатов, шеста, веревочной лестницы, барьеры-щиты с отверстиями для ног (для пролезания) — размеща­ется по ее периметру. Посередине продольных сторон площадки целесообразно установить стойки для натягивания сеток, шнуров. Игровое поле для игры в мяч и подвижных игр должно быть не меньше 10x8 или 9x7 м.

К физкультурной площадке могут примыкать спортивно-игро­вые зоны для спортивных игр. Спортивно-игровые зоны могут рас­полагаться и в других свободных местах участка дошкольного уч­реждения.

Для игр в волейбол, бадминтон, малый теннис организуется со­вмещенная площадка. Стойки снабжаются приспособлением для опускания сетки. К сетке прикрепляются деревянные бруски или металлические профили с колесиками. Высота сетки в верхнем по­ложении определяется уровнем поднятой вверх руки ребенка плюс 10 см, для игры в бадминтон — 120—130 см, для игры в теннис сетка подвешивается в 3—5 см от земли.

Для игры в баскетбол оборудуется площадка, уменьшенная на­половину по сравнению со взрослой. У боковой линии должны быть расположены несколько щитов с кольцами на разной высоте для обучения элементам игры.

Спортивно-игровую зону для городков следует оградить решет­чатым барьером спереди и с боков, для перехвата бит делают зем­ляной вал высотой 50 см, за ним устанавливают сетку.

В спортивно-игровых зонах располагаются столы для настоль­ного тенниса. Они могут быть раскладными, с помощью выдвижных ножек регулируется их высота, крышка состоит из двух щитов, со­единенных петлями, ножки стола объединяются между собой попар­но и делаются откидными. Ракетки должны быть массой 120—130 г.

В спортивно-игровых зонах возможно размещение заборчиков с вертикальными перекладинами, перекладин разной высоты, рукохо­дов, стенки для упражнений с мячами, стойки с подвешенным малым мячом для освоения техники движений большого тенниса, бадминтона; шеста-стойки для парных игр с подвешенным мячом для перебрасывания мяча, закручивания веревки вокруг стойки после бросков; стоек-шестов для «гигантских шагов». Если основная спортивная площадка невелика, то в одну из спортивно-игровых зон выносится яма для прыжков с дорожкой для разбега.

В зимнее время имеет смысл устроить площадку для игр в зимние городки, снежки, бильярд, крокет. Оборудуется каток. Раз-


метка на льду проводится раствором синьки или анилиновыми красителями.

Если позволяют условия, на участке дошкольного учреждения следует устроить спортивную площадку с деревянным покрытием. Такие площадки удобны тем, что их можно использовать во все времена года. Вдоль продольных краев площадки необходимо вы­рыть дренажные канавки. Для настила используют доски, обстру­ганные с лицевой и боковых сторон. Готовый настил должен воз­вышаться над землей на 3—5 см. Поверхность настила окрашивают масляной краской.

На асфальте вокруг здания дошкольного учреждения могут быть нанесены рисунки: скачки, лабиринты, имитация шоссе, тро­туаров, пешеходных переходов. Рисунки на асфальте не только активизируют движения, но и способствуют интеллектуальному развитию: в клетках скачков могут быть расположены цифры, буквы. Дети выполняют задания: «допрыгать до десяти», «прыгни в клетку, в которой цифра больше на 2», «прыгая, собери слово». Скачки изображаются традиционно или в форме ветки с листьями, кактуса и т.п. В одной из спортивно-игровых зон располагаются бассейны-ванные или плескательные и плавательные бассейны.

Легкий инвентарь (лыжи длинные и короткие, коньки, санки, роликовые коньки, ракетки для спортивных игр, мячи, воланы, на­боры для городков, кольца, шары, скакалки, шапочки-маски, серсо, кегли, ходули, конусы и др.) выносят на участки по мере необходи­мости.

Большое внимание следует уделить художественному, эстети­ческому оформлению физкультурной площадки и спортивно-иг­ровых зон. Следует использовать мотивы местной флоры, при­родные материалы, национальные орнаменты. Все детали и креп­ления оборудования должны быть «заовалены» и окрашены яркими стойкими эмалями. Поле, щит для игры в баскетбол, стойки волейбольных сеток, хоккейные и футбольные ворота, бумы, арки для пролезания, лианы окрашиваются чистыми цве­тами (голубым, белым, желтым, зеленым, ярко-оранжевым). Эти цвета хорошо гармонируют с цветом травы, песка и снега. Важно контрастно окрасить перекладины и бумы. Ходовые части покры­ваются лаком, а торцевые части и опорные столбы окрашиваются в красный, желтый, зеленый, голубой, малиновый цвета, но не более трех цветов на одной площадке. Аналогичным способом окрашиваются разновысокие композиции бревнышек. Эстетическое




J41


Методические основы физической культуры дошкольников

оформление физкультурного оборудования должно радовать детей и стимулировать их деятельность с целью физического и духовного развития.

На групповых площадках отводится место для свободных инди­видуальных и коллективных физических упражнений. Желательно сделать оборудование участка игрового сюжетного характера (лаби­ринт-поезд, мишени для метания — петух, бревно-тигр, пирамида-ракета и т. п.). При размещении оборудования следует стремиться к рациональному сочетанию стационарных построек и выносного ин­вентаря. На участках желательно размещать качели (подвесные, ка-чели-«весы»), карусели — вращающиеся кресла для младших детей, карусели-турникеты для старших, многоместные карусели, приводи­мые в движение ногами или руками. Следует использовать для ак­тивизации двигательной деятельности постройки для сюжетно-роле-вых игр (домики, мелкодеревянную скульптуру), песочницы, при­родное окружение (перебрасывание мяча через куст, бег змейкой между деревьями), метание снежков. Зимой из снега необходимо вместе с детьми сооружать снежные горки, скаты, крепости, лесенки на скатах горок, создавать скульптуры. Развитию тонкой моторики способствуют игры в песочнице с сухим и мокрым песком.

Для младших дошкольников недалеко от групповой площадки можно организовать отдельную спортивно-игровую зону с полосой препятствий, соответствующих возрастным возможностям и физи­ческой подготовленности детей. При расстановке пособий важно соблюдать принцип обеспечения чередования разнообразных двига­тельных действий.

На площадках для малышей желательно наличие естественных земляных горок, которые могут в летнее время служить для восхож­дения, спуска, сбегания; зимой — для скатывания на санках.

Мелкий выносной материал должен быть привлекательным, по­буждать к движениям, обогащать психомоторный, сенсорный опыт (мячи, обручи, машинки, колесики, скакалки и др.).

Отдавая должное заботе работников детских учреждений об озеленении участков, созданию микроклиматических условий, нельзя не предостеречь от чрезмерной перегрузки участков посад­ками, резко сокращающими площадь для физических упражнений и игр детей. Положительным является опыт засевания участков немнущимися травами. Это создает благоприятные условия как для прогулки детей, так и для более широкого использования территории.


Глава 1. Организация физкультурно-оздоровительной работы...

Физкультурно-игровое оборудование для групповых комнат

Создавая физкультурный уголок в группе, педагог должен исходить из современных подходов к образованию дошкольников, понимания того, что физкультурно-игровое оборудование — это рационально организованное окружающее ребенка пространство, насыщенное разнообразными сенсорными раздражителями, привлекательными игровыми материалами. Необходимо создавать среду, стимулирую­щую свободу выбора деятельности, самообучение, способствующую утверждению чувства уверенности в себе, формированию ответст­венности за результат. Физкультурный утолок должен способство­вать обогащенному развитию личности ребенка, которое характери­зуется проявлением детской любознательности, индивидуальных возможностей, способности познавать увиденное или услышанное, эмоционально откликаться, стремлением личности к творческому отображению накопленного опыта в общении, играх.

Физкультурно-игровое оборудование должно помогать развитию потенциальных индивидуальных возможностей каждого ребенка. Физкультурно-игровое оборудование может представлять собой раз­вивающую среду, которая имеет следующие признаки:

• комфортность и безопасность; в соответствии с этим для акти­
визации движений надо использовать пособия и привычные
предметы мебели, подушки, коврики и др.; места для безопасной
двигательной деятельности детей могут быть не только в груп­
повых комнатах, но и в спальнях, раздевалках, холлах. Все это
способствует эмоциональному раскрепощению, укреплению
чувства уверенности и защищенности;

• обеспечение богатства сенсорных впечатлений. Пособия должны
быть из разных материалов, многообразных цветов, форм. Сле­
дует помнить, что развитие сенсорных способностей является
базовым в системе интеллектуальных способностей;

• обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности.
Соблюдение этого правила помогает становлению субъектной
позиции ребенка, интериоризации приобретенного опыта;

• обеспечение возможности исследования. Среда, развивающая
движения, должна обеспечить возможность проб и ошибок, экс­
периментирования, испытания ребенком своих способностей,
овладение культурой движений своим путем. Установлено, что
прямое обучение не всегда ведет к осознанию учебного материа­
ла и возможности его использовать самостоятельно.



J



Методические основы физической культуры дошкольников

Создавая физкультурный уголок, следует учитывать, что среда, развивающая движения, должна соответствовать избранной до­школьным учреждением образовательной программе, особенностям детей группы (состоянию их здоровья, физической подготовленно­сти, физическому развитию, интересам, половому составу), личност­ному развитию. Организовать такую среду возможно, следуя следу­ющим общим принципам: уважения к потребностям, нуждам и мне­нию ребенка; функциональности среды; опережающего характера содержания образования; динамичности — статичности среды. В соответствии с этими принципами физкультурно-развивающая среда в группе должна удовлетворять потребности в движении, по­знании, общении, возможности выбора движений, соответствовать возрастным возможностям, сенситивным периодам в развитии пси­хических свойств, двигательных качеств у детей. Все пособия долж­ны размещаться в доступных местах, желательно на прозрачных стеллажах. Свободное пространство для крупных и мелких движений должно составлять не менее трети и не более половины общей пло­щади группы. Очень удобны в физкультурных уголках многофунк­циональные комплексы. Например, в группах для детей раннего возраста, кроме манежей для самых маленьких, в соответствии с их возрастными возможностями устанавливаются горка со скатом и лесенкой, лесенка-стремянка, 2—3 пролета гимнастической стенки. Целесообразно иметь доски гладкие и с ребристой поверхностью, набор ящиков, корзин, дорожек массажных и с разметкой, а также наборы мячей, шариков, колечек, погремушек, атрибутов для игр, мягкие предметы — различные модули, валики, кубы, диски, все­возможные игрушки-двигатели, коляски, каталки, тележки.

В младших группах возможны уголки в виде «домиков», стенки которых сделаны из веревочных и деревянных лесенок, скатов, к которым крепятся наклонные доски, канаты, помогающие подни­маться по этим доскам. На противоположных стенах «домика» могут размещаться отверстия для пролезания.

В группах детей более старшего возраста при наличии места в групповых, раздевальных комнатах можно установить 1—2 пролета гимнастической стенки, один из спортивно-игровых комплексов, разместить простейшие тренажеры для самостоятельного использо­вания детьми.

В физкультурных уголках средней, старшей, подготовительной групп могут размещаться две вертикальные лестницы, поставленные перпендикулярно к стене, и одна, расположенная горизонтально


Глава 1. Организация физкультурно-оздоровительной работы...

между ними, как рукоход. Наличие крупных снарядов создает усло­вия для удовлетворения одной из важнейших потребностей до­школьников в ползании, лазании, раскачивании. В свою очередь такие движения снимают психическое напряжение, развивают коор­динацию, силу, гибкость. Более мелкие снаряды и пособия должны расставляться удобно и безопасно. Удобны складные маты, диваны-маты. Их легко переносить, на них можно попрыгать, поваляться. В уголке следует держать те пособия, которые в данное время соот­ветствуют двигательному опыту детей. Желательно, чтобы вносимые в уголок пособия были многофункциональны, вариативны, комби­наторны. Например, из конусов с отверстиями, пластмассовых палок можно создавать предметные ситуации для метания, полза­ния, прыжков.

В соответствии с принципом опережающего характера обучения педагог должен подобрать в физкультурный уголок примерно 15% пособий, ориентированных на детей более старшего возраста (при­мерно на год). Это делается для того, чтобы не тормозить развитие, обеспечить дальнейшее продвижение и саморазвитие детей. Прин­цип динамичности—статичности среды- предполагает ее изменчи­вость. Желательно иметь передвижные на колесиках физкультурные уголки.

Первоначальный период построения среды — 2 месяца. Далее следует ее насыщение и реорганизация. Один-два раза в месяц часть пособий целесообразно заменять, переставлять.

В целом во всех возрастных группах для пополнения физкультур­ных уголков следует иметь напольный бум, гладкие и ребристые доски, массажные коврики, кегли, деревянные кубы, лестницы, шары и мячи из разных материалов, цветные и прозрачные с различными наполнителями (диаметр от 60—65 до 20—22 см, 15—18, 8 см), обручи большие и малые, округлые и плоские; короткие гимнастические палки, длинные и короткие скакалки и шнуры, дуги, кольца, колечки, шапочки-маски, мешочки с песком, флажки, «парашюты», мишени горизонтальные и вертикальные, кольцебросы.

В младшей и средней группах целесообразно дополнительно иметь качалки-лесенки, коляски, тележки, клеенчатые дорожки, до­рожки со следами, мельницы, вертушки, кольцебросы в виде сюжет­ных игрушек, крупные мягкие многофункциональные игрушки.

В старших группах — атрибуты для спортивных игр, балансиры, гантельки, кистевые и плечевые эспандеры, летающие тарелки, на­бивные мячи, мячи-массажеры, дыхательные тренажеры («Инга»





Методические основы физической культуры дошкольников

и т. п.), маты-мишени, полосатые маты. Кроме этого, расширить представления о современных спортивных играх позволит внесение шашек, шахмат, атрибутов для тенниса, хоккея. В постоянном рас­поряжении детей должны быть кегли, городки, крокет, серсо, бад­минтон.

В старших группах в физкультурных уголках могут быть посо­бия, сделанные из бросового материала педагогами вместе с детьми: мишени, дорожки, коробки-воротики и т.п. Для развития самосто­ятельности, воображения можно использовать кубики с нарисован­ными на их гранях человечками, выполняющими упражнения; плос­костных человечков на шарнирах, карточки с условными обозначе­ниями построений и перестроений, вариантов размещения пособий и т.п. Для развития выразительности и эмоциональности движений у детей можно использовать большое полотно из теневого театра, за которым могут выразительно двигаться «актеры»; а также записи музыкальных сопровождений.

Повышению интереса к физическим упражнениям может по­мочь демонстрация диафильмов, видеозаписей соответствующей те­матики. У педагога должна быть картотека вариантов размещения физкультурных пособий в группе, игровых упражнений, игр для раз­личных форм работы с детьми (физкультурных пауз, минуток, само­стоятельной деятельности и др.).

В группе желательно иметь настольно-печатпые игры, расши­ряющие представления детей о мире движений человека, спорте; книжки — дневники самоконтроля маленьких физкультурников, журналы физкультпауз, составленные детьми вместе с педагогами, фотографии детей группы, занимающихся упражнениями.

Необходимы также разнообразные игрушки, пособия для разви­тия мелкой моторики (мозаики, конструкторы, пособия для шну­ровки, штриховки и т.п.).

Все физкультурно-игровое оборудование группы должно помо­гать педагогу решать задачи оздоровления детей, формирования пра­вильной осанки и укрепления стопы, обогащения двигательного опыта.

Приборы, необходимые для диагностики физического состояния

дошкольников

Для объективной оценки физического развития, физической подготовленности в медицинском, методическом кабинетах или в физкультурном зале необходимо иметь ростомер, устройство


Глава 1. Организация физ культурно-оздоровительной работы..,.

«Спар — 9» для оценки осанки, фонендоскоп, прибор для измере­ния артериального давления (тонометр), спирометр, секундомер, ру­летку, сантиметровую ленту, портновскую измерительную ленту, ди­намометр кистевой, дистанциометр (для измерения величины дис­танции бега, ходьбы), шагомер для определения количества движений, компас.

В последние годы существенно расширились возможности оцен­ки деятельности различных систем организма. Одним из наиболее перспективных направлений можно считать использование монито­ров сердечного ритма для оценки реакции организма детей на раз­личные физические нагрузки и выполнение физических упражнений разной степени сложности. Монитор сердечного ритма дает возмож­ность надежного и удобного беспроводного измерения сердечного ритма. Устройство измеряет пульс с точностью электрокардиограм­мы. Монитор позволяет, не нарушая общего ритма выполняемого упражнения, наблюдать текущий уровень ЧСС. Наблюдение можно осуществлять во время прогулки, плавания, катания на лыжах, а также в процессе выполнения других, упражнений. В исследовани­ях мониторы сердечного ритма используются в связи с тем, что они отличаются простотой применения. Монитор сердечного ритма со­стоит из эластичного пояса, где расположены электроды, измеря­ющие частоту сердечных сокращений, и монитора (имеющего форму часов). Эластичный пояс крепится в области грудных мышц, а мо­нитор — на запястье.

Следует также отметить, что мониторы сердечного ритма имеют большой ценовой диапазон. Чем дешевле прибор, тем, соответствен­но, меньше функций он выполняет. При проведении исследований с детьми дошкольного возраста следует в первую очередь учитывать две позиции.

1. Прибор должен предусматривать перенос данных с монитора
на компьютер при помощи инфракрасного порта. Другие варианты
считывания информации имеют значительные погрешности при
переносе данных.

2. Более дорогие модели монитора сердечного ритма предусмат­
ривают кодирование передатчика. Незакодированные передатчики
нельзя использовать в групповых, исследованиях детей дошкольного
возраста. В случаях, когда в зоне проведения исследования находят­
ся несколько мониторов сердечного ритма на расстоянии ближе
1 метра, незакодированный монитор будет считывать сигналы от
других мониторов в этой зоне. Это может явиться причиной

3J9


Методические основы физической культуры дошкольников

неправильных показаний. Даже если один монитор закодирован, а другой нет, показания также могут иметь значительные погрешности.

В исследовании с детьми дошкольного возраста целесообразно использовать модель бегового компьютера Polar RS200sd с дополни­тельным устройством POLAR Si, которое крепится на обувь, обес­печивает точный контроль над скоростью и дистанцией наряду с измерением пульса. Дополнительное устройство обеспечивает сле­дующие функции: выведение на монитор скорости и дистанции; задание целевого темпа; показ разницы текущего темпа и заданного целевого; сигнал отклонения от заданного темпа и др.

Исследование реакции организма детей на физическую нагрузку при помощи мониторов сердечного ритма, в частности фирмы Polar, дает возможность получить объективную информацию. В то же время это создает определенные сложности в организации образо­вательного процесса по физической культуре в дошкольном учрежде­нии. Поэтому на физкультурном занятии целесообразно проводить оценку функционального состояния детей по внешним признакам утомления или по пульсу. В то же время 2—3 раза в год, для полу­чения более объективных показателей, можно использовать сложные диагностические системы, в частности мониторы сердечного ритма.

В дошкольных учреждениях все чаще можно встретить аппараты биологической обратной связи «БОС-Дыхание». Эти приборы по­зволяют сделать наглядными процессы, происходящие в организме. Аппарат «БОС-Дыхание» позволяет определить разность величин дыхательной аритмией сердца (ДАС). Количественно этот параметр измеряется в тех же величинах, что и пульс, т.е. в числе ударов за минуту (уд/мин). Этот параметр является универсальным — он от­ражает качество дыхания, состояние иммунной системы и способ­ность организма к адаптации. Чем выше уровень ДАС, тем лучше защищен организм от болезней.

Следует также отметить, что ДАС отражает степень координации дыхательной и сердечно-сосудистой систем. При хорошем диафраг-мальном дыхании наблюдается увеличение ДАС, и она начинает изменяться в фазе дыхательного цикла. Более того, сознательно из­меняя параметры дыхания, можно воздействовать на ЧСС и в ко­нечном счете на ДАС,

Использование аппарата «БОС-Дыхание» предоставляет возмож­ность индивидуализации оздоровительных программ, т. е. подбор дозы упражнений, их разновидностей и интенсивности, необходи­мых для достижения программируемого оздоровительного эффекта.


Глава 1. Организация физкультурно-оздоровительной работы...

Контрольные вопросы

1. Как специалист по физической культуре взаимодействует с
другими работниками дошкольного учреждения в процессе физкуль­
турно-оздоровительной работы?

2. В каких формах может осуществляться взаимодействие до­
школьного учреждения и семьи по физическому воспитанию до­
школьников?

3. Дайте характеристику основных программ образования до­
школьников в области физической литературы.

4. В чем заключаются особенности деятельности специалиста по
физической культуре дошкольников?

5. Какие умения входят в профессиограмму специалиста по фи­
зической культуре дошкольников?

6. Какие требования предъявляются к помещениям, оборудова­
нию и инвентарю, предназначенным для занятий физическими уп­
ражнениями с дошкольниками?

7. Какие новые приборы используются для оценки функцио­
нального состояния организма дошкольников?

Литература

1. Выбор программ физического совершенствования детей в до­
школьном учреждении: Метод, рекомендации / Сост. С. О. Филип­
пова, В.И.Москаленко, С.В.Никольская, Т. В. Волосникова.—
СПб.: изд-во СПбГТУ, 1999. - 55 с.

2. Дошкольное образование в России: Сборник действующих
нормативно-правовых документов и научно-методических материа­
лов. — М.: изд-во ACT, 1996.— 340 с.

3. Ильин Е. /7. Психология физического воспитания: Учеб. посо­
бие / Е. П. Ильин.— М.: Просвещение, 2000. — 287 с.

4. Лесгафт П. Ф. Избранные педагогические Сочинения / Сост.
И. Н. Решетень. - М.: Педагогика, 1988.- 352 с.

5. Осокина Т. И. Физкультурное и спортивно-игровое оборудова­
ние для дошкольных образовательных учреждений: Аннотирован­
ный перечень / Т. И. Осокина, Е. А. Тимофеева, М. А. Рунова. — М.:
Мозаика-Синтез, 1999.— 80 с.

6. Панкратьев Е. И. Педагогические проблемы физического вос­
питания детей дошкольного возраста // Теория и практика физи­
ческой культуры.— 1990. №11. С. 13—15.



 
 


_____________ Методи ческие о с новы физ ической культуры дошкольников

7. Петербургский стандарт образования дошкольников в области
физической культуры / С.О.Филиппова, Т. В. Волосникова,
В. И. Москаленко / Под ред. С. О. Филипповой.- СПб., 2001.-132 с.

8. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы —
СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. - 48 с.

9. Современные прграммы по физическому воспитанию детей
дошкольного возраста / Авт.-сост. С. С. Бычкова — М: АРКТИ
2002. - 64 с. '

10. Чепель Т.Д. Психологическое обоснование требований к спе­
циалисту, осуществляющему физическое развитие дошкольников //
Дети и здоровье: Матер, науч.-практ. конф. / Под рец. А. И. Крав­
чука, Ю. П. Симакова. — Омск, 1993. С. 84-86.


ГЛАВА 2

ОБУЧЕНИЕ, ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ

В процессе занятий физическими упражнениями происходит обучение, воспитание и развитие детей дошкольного возраста. Эти процессы неотделимы друг от друга. Овладение ребенком новыми видами двигательных действий (например, прыжками с разбега, ла­занием по шесту, бросанием и ловлей набивного мяча и др.), так же как и совершенствование в уже имеющихся движениях, обусловлено уровнем развития двигательных способностей. В то же время в про­цессе занятий физическими упражнениями происходит формирова­ние личности ребенка, поэтому педагогу необходимо учитывать воз­можный эффект его воспитательных воздействий.

2.1. Обучение дошкольников движениям

В физической культуре дошкольников традиционно все упраж­нения делятся на четыре группы: гимнастика, игры, спортивные упражнения, простейший туризм.

2.1.1. Гимнастика

К разделу «гимнастика» относятся основные движения, общераз-вивающие, строевые и танцевальные упражнения.

Основные движения. Основные движения составляют главное со­держание раздела гимнастики. При обучении упражнениям, состоя­щим из естественных видов двигательных действий — ходьбы, бега, прыжков, метании, лазания, выполняемых в обычных условиях и в условиях ограниченной площади или на повышенной опоре (упраж­нения с целью сохранения статического и динамического равнове­сия), педагог обогащает двигательный опыт детей за счет расшире­ния и углубления умений выполнять естественные, но жизненно необходимые двигательные действия. Такие действия дети выполня­ют непринужденно, без особых усилий и затруднений, но по мере взросления и направленного обучения овладевают достаточно слож­ными упражнениями по технической основе и уровню достижений.

Необходимость специального обучения детей всем видам основ­ных движений исходит из того, что многие естественные движения



12-3709



Методические основы физической культуры дошкольников

в ходьбе, беге, прыжках, метании кажутся на первый взгляд очень простыми, но для детей дошкольного возраста координационная сложность этих упражнений существенно сдерживает стремление детей далеко и высоко прыгнуть, точно метать мяч, быстро и правиль­но забраться на гимнастическую стенку, высоко залезть на канат.

Овладение детьми жизненно важными движениями изучалось многими исследователями. Наиболее полная характеристика форми­рования движений дошкольников в процессе физического воспита­ния была дана Э. С. Вильчковским, А. В. Кенеман, Д. В. Хухлаевой.

Ходьба. Ходьба — самый распространенный и естественный способ передвижения. Это локомоторный, циклический вид. Авто­матизированный шагательный рефлекс, который является физиоло­гической основой ходьбы, формируется к концу первого года жизни ребенка.

Наиболее характерной особенностью ходьбы является постоян­ное одиночное и двойное опорное положение, то есть соприкосно­вение с землей одной и двумя ногами. Величина нагрузки на мышцы зависит от вида ходьбы, скорости движения, условий передвижения (в зале, на местности).

В программу по физической культуре дошкольников, как пра­вило, входят обычная ходьба, ходьба на носках, ходьба на внешней стороне стопы, ходьба с высоким подниманием бедра, ходьба при­ставными и скрестными шагами, перекатом с пятки на носок, в приседе, выпадами и др.

Освоение навыка правильной ходьбы детям дается не сразу. Дело в том, что у ребенка младшего дошкольного возраста относительно короткие ноги при слабо развитой мускулатуре и недостаточной подвижности стоп. В то же время относительный вес головы и ту­ловища достаточно большой. У многих трехлетних детей во время ходьбы отмечается плохая координация работы рук и ног, мах чаще всего выполняется прямыми руками, причем движения правой иног­да более энергичные, чем левой. Характерные недостатки: ходьба на полусогнутых ногах (слабое отталкивание носком от почвы в конце шага); шарканье ногами (ребенок опускает на почву всю стопу и как бы «шлепает» ею); неустойчивость темпа ходьбы, слабый мах рука­ми; некоторые дети смотрят себе под ноги, опускают голову и плечи; не выдерживается четкое направление при передвижении, не соблю­даются ритмичность шагов и их равномерность.

Выполнение детьми таких упражнений, как перешагивание через невысокие препятствия, ходьба по узкой дорожке, доске, подъемы


Глава 2. Обучение, воспитание и развитие дошкольников...

и спуски на невысокий пригорок во время прогулок, — хорошая школа ходьбы.

На начальном этапе обучения не следует заставлять детей ходить строем, это для них почти невыполнимая задача. Лучше, если груп­повая ходьба будет свободной, гурьбой или врассыпную.

Ходьба детей 4-х лет по сравнению с предыдущей возрастной группой становится более уверенной и четкой. Значительно умень­шаются боковые раскачивания во время ходьбы, улучшается коор­динация движений рук и ног, дети лучше ориентируются при пере­движении в колонне по одному и в подвижных играх. Однако у многих детей еще встречаются нарушения ритма ходьбы (это четко фиксируется при измерении длины шагов), мах выполняется пря­мыми руками и с ограниченной амплитудой, наблюдается слабое отталкивание носком от почвы в конце шага.

У 5-летних детей при ходьбе также наблюдаются недостатки. В основном они сводятся к слабому маху руками, некоторому нару­шению осанки (опущены голова и плечи) и ритма ходьбы. Значитель­ная часть детей этого возраста ходит уверенно, четко соблюдая наме­ченное направление. У них несколько изменяется постановка ног при ходьбе, большинство детей ставят ногу с пятки, а не на всю ступню, как это было раньше, увеличивается амплитуда маха руками.

Для детей 5 лет задания на совершенствование ходьбы можно разнообразить и усложнять! Ребенок должен научиться ходить ши­роким шагом, согласовывая движения рук и ног в равномерном темпе. Он должен ходить, высоко поднимая ноги, разгибать стопы ног при маршировке на месте, ориентироваться на площадке, при ходьбе врассыпную не натыкаться на других детей. Важно, чтобы дети умели согласовывать ходьбу с бегом, прыжками, танцевальны­ми движениями без остановок и задержек.

Большая часть детей 6 лет ходит с правильной координацией рук и ног, четким шагом, с постановкой ноги на пятку и последу­ющим перекатом на носок, что способствует более энергичному отталкиванию от почвы. У незначительной части детей наблюдаются недостатки, связанные с нарушением ритма и координации движе­ний рук и ног при ходьбе. Некоторые дети также испытывают не­уверенность при выполнении ходьбы с изменением направления («змейкой», с поворотами в движении, с перестроением и др.).

У подавляющего большинства детей 7-ми лет навык в ходьбе достигает высокой степени совершенства. Ходьба дошкольников данной возрастной группы уверенна, экономна, туловище и голову



35'!



Методические основы физической культуры дошкольников

они держат ровно, движения руками свободные. В связи с развитием центральных координационных механизмов у детей при ходьбе ус­танавливаются четкие, содружественные движения рук и ног.

Старшие дошкольники совершенствуются в технике ходьбы в форме разнообразных коллективных упражнений в ходьбе во время групповых передвижений различными способами. На этом этапе важно развивать чувство ритма. Поэтому целесообразно применять звуковое сопровождение — счет, хлопки, удары в бубен и музыку.

Бег. Бег, как и ходьба, является естественным циклическим видом локомоций. Это интенсивное движение. Наиболее существен­ным отличием от ходьбы является то, что в беге есть безопорная фаза — фаза полета.

При беге повышаются требования к ритмичности, более устой­чивому динамическому равновесию, согласованности в движениях конечностей и размаху (амплитуде). Динамичность передвижения требует от мышц нижних конечностей значительного развития.

Становление локомоторики бега детей начинается с 16—18-ме­сячного возраста на основе ходьбы. В период от 1 года до 2 лет у ребенка происходит постепенная дифференциация бега и ходьбы, в последующие возрастные периоды совершенствуются отдельные элементы биодинамики бега.

Дошкольникам доступны такие виды бега, как бег в спокойном темпе и скоростной бег, бег с препятствиями, бег со сменой темпа, прыжковый бег, бег с изменениями направлений (челночный бег). При обучении элементам техники бега применяются и другие виды бега — бег с высоким подниманием бедра, с «захлестыванием» го­лени назад, семенящий бег, бег прыжками и др.

При беге у младших дошкольников часто наблюдаются мелкий, семенящий шаг, значительное разведение рук в стороны, недоста­точная амплитуда движения в передне-заднем направлении. Иногда ребенок прижимает руки к туловищу или держит их опущенными вниз. Большинство детей 3—4 лет бегают на полусогнутых ногах с постановкой их на опору с пятки и постепенным перекатом на всю стопу. Все это вызвано анатомо-физиологическими особенностями данного возраста. Слабость мышц опорно-двигательного аппарата не позволяет детям отталкиваться с полным выпрямлением ног в ко­ленных суставах и выполнять постановку ноги на опору с носка.

В этом возрасте детей не обучают определенным способам бега. Главным остается формирование у детей умений согласовывать свои действия с действиями других детей, не сталкиваться во время


Глава 2. Обучение, воспитание и развитие дошкольников...

встречного бега, не наталкиваться на предметы, обегать их. Для этого наряду с бегом в направлении, указанном педагогом, применяются бег врассыпную, между предметами, бег друг за другом. Многие упражне­ния основаны на имитациях («Самолеты», «Машины», «Лошадки»).

Упражнения в беге с остановками на сигнал педагога, с поворо­тами во время бега даются после того, как дети освоят бег в одном направлении, научаться ориентироватся в коллективе.

Количество недостатков, фиксируемых в беге, у детей 5 лет зна­чительно уменьшается. Однако наблюдаются боковые колебания ту­ловища, дополнительные движения головой, постановка ноги на опору далеко от средней линии, недостаточная согласованность дви­жений рук и ног.

Дети этого возраста упражняются в беге, выполняя задания на совершенствование умения ориентироваться в пространстве, привы­кая сочетать свои движения и темп бега с бегущими рядом. С этой целью используются бег в колонне, бег в парах, бег врассыпную с ловлей и увертыванием и т. п.

У детей 6 лет бег прямолинейный, с согласованной координа­цией рук и ног, с меньшим разворотом стоп наружу. К недостаткам относятся: неэнергичные движения согнутыми в локтях руками, не­четкий ритм беговых шагов, недостаточный вынос бедра ноги впе­ред-вверх.

На занятиях используются разные виды бега: медленный в рав­номерном темпе, с изменением темпа, на скорость. Часто исполь­зуется бег с дополнительными специальными заданиями: с перено­сом и перекладыванием предметов, по доске, по бревну и т. д.

Большинство детей 7-ми лет выполняют бег легко, энергично отталкиваясь от почвы; постановка ноги на опору с передней части стопы, положение туловища непринужденное, беговые шаги равно­мерны. В этой возрастной группе наблюдаются следующие недостат­ки: значительное опускание головы и наклон туловища вперед, не­достаточно активное движение рук.

Основной задачей занятий являются совершенствование бега при использовании его в различных условиях, тренировка в беге на скорость и на выносливость. Рекомендуются также беговые упраж­нения, способствующие развитию ловкости и быстроты реакции детей: бег с преодолением препятствий, бег спиной вперед, бег из разных исходных положений и т. п.

Прыжки. Прыжковые упражнения по характеру относятся к ско-ростно-силовым движениям и, естественно, способствуют очень



Методические основы физической культуры дошкольников

быстрому развитию у ребенка мышц ног, туловища. Поэтому даже незначительное нарушение последовательности перехода обучения от простых к сложным прыжкам может привести к отрицательным последствиям —- травмам, болевым ощущениям, закреплению не­правильных движений. Вместе с тем прыжковые упражнения созда­ют большой простор для быстроты овладения многими упражнения­ми, необходимыми в игровой деятельности и в процессе спортивных занятий.

Детям дошкольного возраста доступны многие виды прыжков — подпрыгивание, спрыгивание, прыжки с места в высоту и в длину, прыжки с разбега в высоту и в длину, прыжки со скакалкой.

Подпрыгивание и перепрыгивание — одинаковые по структуре двигательные действия, отличающиеся лишь тем, что при перепры­гивании требуется выполнить подскок или ряд темповых подскоков через какое-либо препятствие — линию, шнур, кубик и др., поэтому оно требует дополнительных и довольно точных усилий для преодо­ления конкретных преград. Если подпрыгивание выполняется деть­ми младшего возраста, то перепрыгивание через простейшие пре­пятствия выполняется с несколько позже — 3,5—4 лет.

Прыжки могут быть как одиночные (с явным предварительным подседанием), так и многократные без остановок (темповые), в виде ритмических подскоков, перескоков на месте и с продвижением вперед, назад, влево, вправо. Темповые подскоки требуют больших усилий, и поэтому физическая нагрузка быстро нарастает.

Обучение младших дошкольников прыжкам начинается именно с подпрыгивания, как самого доступного из всех прыжков. Дети средней группы выполняют простейшие прыжки достаточно хорошо и уверенно. Здесь вводятся некоторые усложнения — прыжки с по­воротами, с различными положениями рук.

У младших дошкольников подпрыгивания даются в форме игры: «Прыгаем, как зайчики». В более старшем возрасте даются игровые задания на перепрыгивание, например «Из обруча в обруч».

Спрыгивание — прыжок с высоты (гимнастической скамейки, площадки, бревна). Используется как самостоятельное упражнение и как действие, выполняемое в конце какого-либо упражнения, на­пример соскок на мат после ходьбы или бега по скамейке.

Дети младшей группы могут спрыгивать без падения с высоты 5—10 см. В средней группе высота может достигать 20 см. Особое внимание уделяется технике приземления. На занятиях со старшими дошкольниками при спрыгивании усложняются действия детей в по-


Глава 2. Обучение, воспитание и развитие дошкольников...

лете и приземлении: прыжки с хлопками, с поворотами, с призем­лением на точность.

Прыжки в высоту с места характеризуются энергичным оттал­киванием вверх. Может выполняться одиночный прыжок типа «под­прыгни и достань флажок», прыжок вверх с перепрыгиванием через кубик, веревочку, планку, напрыгивание на возвышенность (горка, мат, скамейка и др.). Эти прыжки могут выполняться толчком обеих ног или одной с приземлением на две. Направление может быть вперед, назад, в сторону.

Прыжки в длину в места выполняются чаще всего толчком двумя ногами. При выполнении прыжков в длину с места дети 3-х лет не всегда занимают правильное исходное положение «старт пловца», при отталкивании у некоторых из них наблюдается несинх­ронные толчки обеими ногами (поочередное отталкивание), отсут­ствует энергичный мах руками вперед-вверх. Большинство детей приземляются жестко, на прямые ноги.

Дети 4-х лет выполняют прыжок в длину с места более уверенно. В этой группе фиксируются следующие недостатки: при исходном положении слабое сгибание ног и низко опущенная голова; неодно­временное отталкивание, слабый мах руками во время отталкивания, приземление жесткое и неустойчивое.

Почти все дошкольники 5 лет выполняют энергичный мах ру­ками в момент отталкивания, сгибают ноги в полете. Однако у многих из них приземление жесткое (на всю стопу), иногда с потерей равновесия (переступание вперед или в сторону). Для этой возрастной группы наиболее трудным элементом прыжка является приземление.

У многих шести- и семилетних детей уже имеется правильно усвоенная техника прыжка. Исходное положение перед прыжком и отталкивание не вызывают у детей особых трудностей. Более слож­ным элементом для них является энергичное сгибание ног в полете и вынос их вперед перед приземлением. При выполнении прыжка на результат с максимальным отталкиванием дети приземляются на пятки с последующим перекатом на всю ступню.

Прыжки в длину с разбега. Это движение значительно сложнее для дошкольников, чем прыжок в длину с места. При выполнении прыжка в длину с разбега ребенок должен решить несколько слож­ных двигательных задач: достичь максимальной скорости разбега перед отталкиванием, попасть при отталкивании на обусловленное место и совместить разбег с энергичным отталкиванием одной



Методические основы физической культуры дошкольников

ногой, переключая циклическое движение (бег) на ациклическое (полет и приземление).

Формирование навыка в данном движении начинается у детей в 5 лет. В более раннем возрасте недостаточное развитие опорно-двигательного аппарата и координации нервно-мышечной системы затрудняет выполнение сложных движений.

В начальной стадии формирования навыка в прыжках в длину с разбега основными недостатками являются: неумение сочетать раз­бег с отталкиванием, непопадание на место отталкивания (дети да­леко не доступают или переступают линию отталкивания), прыжок в шаге с приземлением на одну ногу, жесткое приземление (часто с потерей равновесия) и др. Для большинства детей этой возрастной группы характерно также неполное разгибание ноги в коленном суставе в момент отталкивания. В начале обучения у большинства детей при выполнении данного движения еще нечетко выражена толчковая нога.

У детей 6 лет отмечается большое желание прыгнуть как можно дальше. Наиболее сложным элементом данного упражнения у до­школьников этой возрастной группы является отталкивание под оп­тимальным углом и четкое приземление. Неустойчивость приземле­ния вызвана у них недостаточно развитой силой мышц ног. Они не могут противостоять высокой нагрузке во время приземления и вы­нуждены делать шаг вперед, чтобы не потерять равновесие. Дети этой возрастной группы обычно отталкиваются определенной ногой, если длина разбега у них постоянна. Наблюдается довольно высокая точность попаданий на место отталкивания.

Выполнение прыжка в длину с разбега детьми 7-ми лет прибли­жается к технике прыжка взрослых: разбег у них равноускоренный, последний шаг несколько укорочен. При отталкивании дети выпол­няют мах руками вперед-вверх, но толчковая нога не у всех разги­бается полностью в коленном суставе. Фаза полета у дошкольников также имеет некоторые отличия. Дети плохо сгибают ноги в полете, из-за недостаточного развития мышц — сгибателей бедра и перед приземлением не могут энергично выпрямить их вперед. Приземля­ются дошкольники, так же как и взрослые, на пятки с последующим переходом на всю ступню. Мягкость приземления достигается ими за счет эластичного сгибания ног в коленных суставах. Дети 7-ми лет отталкиваются более удобной для них ногой, хотя качественные и количественные результаты движения при смене толчковой ноги почти не изменяются. Это объясняется тем, что функциональная


1


Глава 2. Обучение, воспитание и развитие дошкольни ков...____________

асимметрия нижних конечностей у дошкольников выражена менее четко, чем верхних.

Симметричные движения ногами (ходьба, бег, лазание) равно­мерно воздействуют на развитие мышц опорно-двигательного аппа­рата, в отличие от избирательного влияния нагрузок на верхние конечности. Однако в старшем дошкольном возрасте у детей отме­чается тенденция избирательно отталкиваться в прыжках с разбега какой-либо одной (правой или левой) ногой.

Прыжки в высоту с разбега. По своей структуре прыжок в вы­соту с прямого разбега очень сходен с прыжком в длину с разбега. Дети выполняют его тем же способом «согнув ноги», и отличие заключается лишь в характере отталкивания.

Выполнение прыжка в высоту с прямого разбега. На первом этапе обучения этому прыжку у дошкольников 5 лет фиксируются следующие недостатки: значительное снижение скорости разбега (иногда остановка) перед отталкиванием прыжок в шаге (толчковая нога не подтягивается к маховой и дети как бы перешагивают через препятствие, приземляясь на маховую ногу), отсутствие маха руками вверх при отталкивании; неустойчивое- приземление с потерей рав­новесия. Следует отметить, что очень часто дошкольники отталки­ваются перед самым препятствием и сбивает веревочку.

Фаза отталкивания у детей 5 лет при прыжке в высоту не отли­чается от этой же фазы при прыжке в длину с разбега. Разница заключается лишь в том, что здесь они выполняют более широкий и энергичный мах руками вперед-вверх. Детям этого возраста в фазе полета трудно выполнить быстрое подтягивание толчковой ноги к маховой, и поэтому часть из них как бы «перешагивает» через вере­вочку.

У дошкольников 6 лет в процессе формирования навыка в прыжках основные недостатки связаны с неумением выполнить полет «согнув ноги», уверенно и четко приземлиться. Следует отме­тить, что многие дети всегда отталкиваются одной и той же ногой и даже иногда подбирают ногу перед отталкиванием, что подтверж­дает стабилизацию навыка, его прочность.

Прыжок в высоту с разбега для детей 7-ми лет является хорошо известным движением. Дошкольники данного возраста контролиру­ют свои движения в скоростных и силовых параметрах, и когда им предлагают замедлить, ускорить разбег или более энергично оттолк­нуться, они достаточно точно регулируют свой темп движения и силу толчка.




36!


Методические основы физической культуры дошкольников

Прыжки со скакалкой — это циклические движения, требующие хорошей координации движений рук и ног. Интерес к этому виду прыжков проявляется у детей с четырехлетнего возраста. Характер­но, что они выполняют одиночные перепрыгивания (в виде пере­шагиваний), сильно сгибая ноги, вращают скакалку прямыми рука­ми (а не кистью), делают много лишних движений.

Ознакомление со скакалкой может осуществляться со среднего возраста, но систематическое изучение техники прыжков со скакал­кой начинается со старшего возраста.

Обучение лучше начинать с прыжков через длинную скакалку. После освоения прыжков через длинную скакалку переходят к прыжкам через короткую скакалку. Здесь задача усложняется в связи с тем, что детям нужно вращать скакалку самим и сочетать движения рук и ног.

Метания. Метания основаны на действиях с предметами. Упраж­нения в метании развивают ловкость, глазомер, способствуют укреп­лению мышц ног, туловища и особенно рук и плечевого пояса. Метание — технически сложное движение, т. к. в процессе броско-вых действий предмету нужно придать направление, траекторию, скорость. Сложность метательных движений зависит от конкретных педагогических задач, расстояния, от способов действия (броска одной или двумя руками), положения тела и размера предметов (чаще всего мячей, диаметр которых может быть 3—8 см — малые, 10—18 см — средние, 20 см и более — большие). На открытой пло­щадке, в лесу, на прогулке дети любят метать природные предме­ты — шишки, желуди, палочки, снежки.

При обучении дошкольников метаниям предметов в цель и на дальность необходимо учитывать, что данные упражнения имеют значительную трудность для детей младшего дошкольного возраста, поскольку требуют хорошей координации, умения рассчитать силу и точность броска в зависимости от расстояния до цели и ее разме­щения. В этом возрасте рекомендуется выполнение упражнений, ко­торые являются подготовительными к метаниям предметов на даль­ность и в цель: прокатывание, бросание и ловля мячей, шариков и других предметов одной и двумя руками из-за головы.

Младшим детям доступны такие виды, как катание мячей с горки (пассивное действие) и на горизонтальной плоскости, броски мячей, подбрасывание без ловли.

Дети средней группы стараются не только бросать, но и ловить большие мячи, брошенные взрослым с близкого расстояния. Кроме


Глава 2. Обучение, воспитание и развитие дошкольников...

этого, им можно усложнять задания с дополнительными действия­ми — хлопками, приседаниями, поворотами (между бросками и ловлей).

В старшей группе детьми выполняются броски в даль, в гори­зонтальную и вертикальную цели. В этом возрасте уделяется вни­мание более сложным по технике выполнения приемам, связанным с бросанием-ловлей. На начальном этапе обучения дети ловят мячи, подставляя ладони при отскоке мяча от пола или при пере­брасывании.

Дети подготовительной группы легко справляются с более труд­ными упражнениями. Они отбивают мяч, отскочивший от пола, забрасывают его в баскетбольное кольцо, выполняют броски и ловлю мяча двумя и одной руко


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: