Экскурсии и прогулки за пределы дошкольного учреждения осуществляются регулярно, начиная с младшей группы, с учетом возрастных особенностей и возможностей детей, состояния их здоровья, места расположения дошкольного учреждения. Наиболее благоприятным сезоном для проведения длительных прогулок является лето. Прогулки позволяют познакомить детей с различными детскими и физкультурными учреждениями, находящимися около дошкольного учреждения. Начинать надо с прогулки продолжительностью не более 10 минут, а затем постепенно удлинять их до 15— 20 минут с небольшим отдыхом в середине пути.
В старшем дошкольном возрасте дети обладают уже довольно большим двигательным опытом, что позволяет проводить простейшие туристские походы.
13-3709
Методические основы физической культуры дошкольников
На подготовительном этапе с детьми проводятся тематические беседы. Педагог читает им художественную литературу соответствующего содержания, показывает слайды и туристское снаряжение. Важное место на этом этапе отводится сюжетно-родевым играм, в которых ребенка учат укладке рюкзака, поведению в лесу, способам ориентировки на местности.
|
|
Туристские походы направлены на пропаганду физической культуры и спорта. Они могут носить также краеведческий характер, их целью является расширение кругозора и закрепление знаний детей о родном крае, воспитание бережного отношения к природе.
Несмотря на разнообразное содержание туристских прогулок, при всех вариантах их проведения необходимо правильно сочетать познавательную и двигательную активность, воспитывать волевые качества в преодолении трудностей, вырабатывать выдержку, настойчивость, добрые взаимоотношения, стремление к взаимопомощи и взаимовыручке.
На протяжении похода педагог должен стремиться поддерживать у ребенка хорошее, жизнерадостное настроение, веру в себя, умение приспособиться к новым, не всегда благоприятным условиям.
Пешие походы по микрорайону проводятся только при наличии фиксированного маршрута, заверенного заведующей дошкольного учреждения, и в сопровождении не менее чем одного взрослого на 12 детей. В пеших походах принимают участие, помимо воспитателя, специалист по физической культуре, медсестра или родители. Также сопровождать группу могут методист, младший воспитатель.
2,2. Развитие двигательных способностей дошкольников
Овладение ребенком новыми видами двигательных действий (например, прыжками с разбега, лазанием по шесту, бросанием и ловлей набивного мяча и др.), так же как и совершенствование в уже имеющихся движениях, обусловлено уровнем развития двигательных способностей. Низкий уровень развития двигательных способностей может повлечь за собой формирование нерациональных способов действий (например, при недостаточно быстром разбеге затрудняется усвоение технически правильного и энергичного отталкивания при прыжках в длину и в высоту с разбега и т. п.). В то же время для развития двигательных способностей большое значение имеет освоение детьми все более широкого круга двигательных дей-
|
|
Глава 2. Обучение, воспитание и развитие дошкольников...
ствий и формирование у них не только устойчивых, но и достаточно гибких двигательных навыков: чем богаче запас движений детей, тем выше возможности проявления их двигательной активности в различных видах деятельности.
Быстрота. Для развития скоростных способностей дошкольников целесообразно использовать упражнения в быстром и медленном беге: чередование бега в максимальном темпе на короткие дистанции с переходом на более спокойный темп. Развитию быстроты способствуют подвижные игры, в которых подача определенного сигнала или игровая ситуация побуждают ребенка изменить скорость движения.
Сила. Развитие силы мышц у дошкольников может быть достигнуто благодаря увеличению веса предметов, применяемых в упражнения (набивной мяч, мешочки с песком, гантели и т. п.); использованию упражнений, включающих преодоление веса собственного тела (поднимание туловища из положения лежа в сед и т. п.); преодоление сопротивления партера (в парных упражнениях). Для постепенного развития силы используются обшеразвивающие упражнения, укрепляющие крупные мышечные группы.
На занятиях с дошкольниками не рекомендуется использовать упражнения, вызывающие задержку дыхания. При выборе упражнений предпочтение следует отдавать упражнениям не силового, а ско-ростно-силового характера (прыжки, метания и т. п.).
Выносливость. Для развития выносливости в дошкольном возрасте можно применять упражнения циклического вида: ходьбу, бег, передвижение на лыжах, велосипеде и т.п. Учитывая особенности дошкольного возраста, в беге в среднем и медленном темпе должен использоваться сюжет, или же упражнение должно сопровождаться игровыми заданиями. Целесообразно использование подвижных игр с включением в них длительных циклических движений средней интенсивности.
Гибкость. Одним из основных средств развития гибкости являются упражнения с увеличенной амплитудой движения, так называемые упражнения на растягивание. Все упражнения в растягивании в зависимости от режима работы мышц делятся на три группы: динамические, статические и комбинированные. В практике физического воспитания, организуемого в дошкольных учреждениях, чаще всего используются динамические упражнения (разнообразные наклоны тела, пружинистые, маховые, рывковые упражнения).
,,. ' 387
_____________ Методические основы ф изической культуры дошкольников
Статические упражнения предполагают удержание определенного положения тела (или отдельных частей) с растянутыми мышцами за счет сокращения мышц, осуществляющих движение (3—5 сек). Методика развития гибкости с помощью статических упражнений носит название «Стретчинг». В дошкольных учреждениях в последние годы получил распространение «игровой стретчинг», когда упражнения подбираются в соответствии с игровым или сказочным сюжетом.
Ловкость. Развитию ловкости у дошкольников способствует систематическое разучивание новых упражнений. Ловкость развивается при выполнении знакомых упражнений, но проводимых в усложненных условиях, требующих внезапного изменения техники движения, а также при использовании различных предметов, физкультурного инвентаря и оборудования; с дополнительными заданиями, при коллективном выполнении упражнений с одним предметов (обруч, длинная веревка и т. п.). Развитию ловкости способствуют такие упражнения, как полоса препятствий, бег из различных исходных положений и т. п. Эффективным средством развития ловкости являются подвижные игры.
|
|
2.3. Формирование у дошкольников знаний в области физической культуры
В дошкольных учреждениях часто физкультурные занятия связаны доминантно только с реализацией двигательной активности детей. Однако вся система образования дошкольников в области физической культуры должна быть направлена на то, чтобы наряду с решением оздоровительных задач решать и чрезвычайно важные задачи формирования знаний дошкольников в области физической культуры.
Еще П.Ф. Лесгафт говорил: «Ни тот или другой язык не должен в школе изучаться ради знания языка, ни география, история или математика не должны изучаться только для усвоения фактов и приемов, излагаемых в этих пределах, — все это изучается только в целях приобретения умения из ряда фактов вырабатывать общие положения, истины, которыми мы должны руководствоваться в жизни. Точно так же необходимо изучать метание, бег, прыжки и т. д. — не для самого этого действия, но чтобы при посредстве упражнений приучиться владеть собой, действовать с различной продолжительностью, настойчивостью и умением проверять умственно усвоенное физической работой».
Глава 2. Обучение, воспитание и развитие дошкольников...
Дети старшего дошкольного возраста могут усвоить необходимые знания о физической культуре, понимать значение физических упражнений, знать гигиенические правила занятий и уметь их применять. Усвоение данных теоретических сведений помогает сознательному отношению детей к физкультурным занятиям и самостоятельному использованию физических упражнений.
Однако, чтобы ребенок усвоил необходимые знания, их надо умело преподать. Сложность преподавания знаний по физической культуре заключается в том, что знания обусловливаются двойственной природно-социальной сущностью совокупности ценностей в этом виде культуры. Объектом освоения являются не только природные составляющие человека, но и его социальные качества. И чтобы у ребенка не было неопределенности в той информации, которую он получает, сведения необходимо конкретизировать.
|
|
Каждому возрасту присущи свои особенности, поэтому недостаточно только конкретизировать теоретический материал. Необходимо, чтобы сведения соответствовали уровню познавательных возможностей детей. В этой связи теоретические сведения следует адаптировать к восприятию детей.
Сформированная у ребенка система знаний способствует решению многих задач:
во-первых, знания влияют на повышение мотивации к занятиям физическими упражнениями;
во-вторых, сказываются на эффективности освоения двигатель-пых действий;
в-третьих, формируют основу для самостоятельных занятий физическими упражнениями;
в-четвертых, создают предпосылки для лучшего усвоения других разделов программы дошкольного учреждения.
Источниками знаний на занятиях физическими упражнениями являются как информация, полученная от педагога, так и двигатель-пая деятельность детей.
Наиболее сложной проблемой является оперативная проверка качества усвоения знаний. Эффективная организация формирования знаний и контроля их усвоения детьми без снижения моторной плотности занятия может служить показателем профессионализма педагога.
Следует помнить, что формирование интереса к определенному ниду спорта начинается еще в дошкольном возрасте и содействуют пому окружающие взрослые: родители, воспитатели, старшие сестры и братья.
Методические основы физической культуры дошкольников
Глава 2. Обучение, воспитание и развитие дошкольников...
Для формирования знаний дошкольников в области физической культуры могут быть использованы следующие мероприятия: экскурсия к месту занятий изучаемым видом спорта; отображение в рисунках виденного на экскурсии; чтение рассказов о спорте; рассматривание иллюстраций о спорте; проведение игры «Угадай вид спорта»; проведение игры «Одень спортсмена»; просмотр телепередач о спорте вместе с родителями; встречи со спортсменами; проведение физкультурных праздников «Папа, мама и я — спортивная семья». В результате такой работы значительно повышается интерес детей к занятиям физическими упражнениями. Дети начинают интересоваться спортивными соревнованиями, проходящими в стране, делиться своими впечатлениями. Дошкольники могут не только назвать имена чемпионов, но и понять, за что они удостоены такого высокого звания.
В условиях дошкольного учреждения наибольший эффект в формировании знаний у детей может быть получен при условии взаимодействия специалиста по физической культуре с воспитателями. В начале месяца воспитатель в группе проводит занятие с детьми на заданную тему. В течение всего месяца специалист по физической культуре закрепляет пройденный материал на каждом физкультурном занятии, связывая его с запланированной двигательной деятельностью.
Придавая большое значение изучению теоретических сведений в процессе занятий физическими упражнениями, тем не менее следует помнить, что в формировании физической культуры личности дошкольника ведущее место занимает двигательная деятельность. Именно поэтому преподавание детям теоретических сведений не должно отражаться на моторной плотности занятий. Теоретические сведения сообщаются или в подготовительной части занятия, тем самым формируя у детей целевую установку на предстоящую двигательную деятельность (например, сведения из истории физической культуры), или непосредственно в процессе выполнения упражнений (например, понятие направления движения, понятие скорости движения). В заключительной части повторяются основные положения изученной темы.
Структурная организация учебного материала выражается в группировке составляющих ее учебных тем по признаку однородности их содержания. Целесообразно выделять восемь групп.
В первую группу — «История физической культуры» — выделяются теоретические сведения, знакомящие детей с историей различ-
ных видов спорта и историей Олимпийских игр. Темы охватывают только те виды спорта, с элементами которых ребенок сам сталкивается в своей двигательной деятельности (бег, прыжки, игры с мячом, лыжи и т. п.).
Вторая группа — «Организм человека» — объединяет темы, рассказывающие о строении и функционировании организма человека, различии двигательных возможностей мальчиков и девочек.
Третья группа — «Основы личной гигиены» — включает темы по гигиене занятий физическими упражнениями. Она призвана приучить детей использовать такие средства физического воспитания, как гигиенические мероприятия и естественные силы природы.
Четвертая группа тем — «Физические упражнения» — не только знакомит детей с различными упражнениями, но и объясняет на доступном для детей уровне их различия и предназначение.
В пятой группе тем, объединенной названием «Охрана здоровья», подбираются материалы, дающие ребенку сведения о том, как избежать ситуации, опасной для здоровья, или как надо действовать, если ребенок все же в эту ситуацию попал.
Шестая группа тем названа «Растим человека» и объединяет знания о роли физической культуры в умственном, нравственном и эстетическом воспитании ребенка. Последовательно детям даются знания о том, какие упражнения нужно делать для того, чтобы быть не только здоровым, но и красивым, веселым, умным.
Седьмая группа тем — «Играем сами» — является обобщающей, так как их прохождение строится как самостоятельное моделирование ребенком своих знаний, основанных на полученных ранее сведениях. Эти занятия призваны помочь ребенку осознать готовность к организации самостоятельной двигательной деятельности. Поэтому воспитатель на занятии в группе предлагает детям рассказать о том, как они самостоятельно будут заниматься физическими упражнениями. А специалист по физической культуре на занятиях предлагает детям выступить в роли организатора утренней гимнастики, физкультминутки, подвижной игры.
Темы, отнесенные к восьмой группе — «Веселая физкультура», — предназначены для рекреационной деятельности (досуги, праздники) и самостоятельных занятий детей (рабочие тетради, настольные игры). В результате целенаправленной работы по формированию знаний в области физической культуры старшие дошкольники: • могут охарактеризовать несколько наиболее популярных видов спорта;
сольнике |
Методические основы физической культуры доцп
• знают основные системы организма, их предназначение, изме
нение функционирования в процессе занятий физическими уп
ражнениями;
• имеют навыки личной гигиены занятий физическими упражне
ниями;
• соблюдают правила, обеспечивающие сохранение здоровья в
процессе занятий физическими упражнениями;
• понимают значение занятий физическими упражнениями;
• знают названия упражнений, выполняемых на физкультурных
занятиях, а также используемого инвентаря и оборудования;
• могут подобрать упражнения для утренней гимнастики, физ
культминутки, организовать подвижную игру.
В решении проблемы воспитания положительного отношения дошкольников к занятиям физической культурой могут быть использованы элементы олимпийского образования. На современном этапе наблюдается возрастающий интерес специалистов по физической культуре к организации работы по олимпийскому образованию дошкольников, так как олимпийское движение — важная часть культуры человечества и изучение его истории, — несомненно, должно стать частью образования любого культурного человека.
Формирование представлений об олимпизме может стать частью не только физического, но и эстетического и нравственного воспитания ребенка. Воспитательную функцию, которую может нести в себе олимпийское движение, его идеалы и ценности подметил еще основатель современных Олимпийских игр и олимпийского движения Пьер де Кубертен. Сложные проблемы патриотического воспитания также могут успешно решаться через формирование у детей чувства сопричастности к борьбе спортсменов своей Родины на мировых аренах.
Сообщение теоретических сведений детям старшего дошкольного возраста должно опираться в основном на мифические персонажи Олимпа, традиционные ритуалы Олимпийских игр, истории олимпийских медалей, характеризующие лучшие нравственные качества спортсменов: честность, волю к победе, взаимовыручку и т. п.
Организация работы по олимпийскому образованию дошкольников предполагает взаимодействие всех специалистов дошкольного учреждения. Работая планомерно и последовательно, каждый педагог — воспитатель, специалист по физической культуре, музыкальный руководитель, руководитель изостудии — использует те приемы и формы, которые наиболее приемлемы для данного возраста и уровня сформированности знаний конкретного ребенка.
Глава 2. Обучение, воспитание и развитие дошкольников...
2.4. Воспитание дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями
В процессе занятий физическими упражнениями решаются как общие задачи умственного, нравственного, эстетического воспитания, так и специфические задачи, направленные на формирование культуры физического здоровья, культуры движений, культуры тела и т.д.
Дошкольный возраст — это «период первоначального складывания личности, период развития личностных механизмов поведения» (А.Н.Леонтьев). Реализация ребенком собственного «Я», а также переживание себя в качестве социального индивида могут успешно решаться в процессе занятий физическими упражнениями в дошкольном учреждении.
Содержание деятельности в физической культуре дошкольников включает в себя все многообразие интеллектуальных, познавательных, эмоциональных и моральных компонентов и в связи с этим обладает значительными возможностями в решении задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.
Связи физического воспитания с умственным многосторонни. Непосредственная связь заключается в том, что в ходе физического воспитания оказывается прямое воздействие на развитие интеллектуальных качеств занимающихся. В процессе занятий непрерывно возникают двигательные познавательные ситуации, решение которых требует значительного умственного напряжения. Опосредованная связь состоит в том, что занятия физическими упражнениями создают фундамент в виде крепкого здоровья, которое позволяет человеку полноценно выполнять умственную деятельность. Физические упражнения используются как средство снятия умственного напряжения и стимуляции интеллектуальной деятельности.
Эстетическое воспитание связано с формированием у детей чувства прекрасного, умения оценивать окружающую действительность по законам красоты. Педагог может формировать у дошкольников представления о красоте по нескольким направлениям:
1. Красота человеческого тела. Роль занятий физическими уп
ражнениями в формировании красивого тела. Красота мужская и
женская. Как стать красивым.
2. Красота движений. Техника выполнения движения и его эс
тетика. Выразительность движения. Различия в воплощении красоты
движений мальчиками и девочками.
____________ Методические основы физической культуры дошкольников
3. Культура выражения чувств. Умение владеть эмоциями. По
строение взаимоотношений в процессе занятий физическими уп
ражнениями.
4. Музыка и движение. Спорт и искусство. Эстетические досто
инства популярных видов спорта.
Движения, даже самые простые, дают пищу детской фантазии, развивают творчество. Основное средство формирования двигательного творчества — эмоционально окрашенная двигательная активность, с помощью которой дети входят в воображаемую ситуацию, через движения тела учатся выражать свои эмоции и состояния, искать творческие композиции, создавать новые сюжетные линии, новые формы движений.
Особую значимость в формировании двигательного творчества дошкольников имеют игровые двигательные задания, подвижные и спортивные игры, спортивные развлечения, которые всегда интересны детям. Они обладают большим эмоциональным потенциалом, отличаются вариативностью составных компонентов, дают возможность быстро осуществлять решение двигательных задач. Дети учатся придумывать двигательное содержание к предложенному сюжету, самостоятельно обогащать и развивать игровые действия, создавать новые сюжетные линии, новые формы движений. Это активизирует творческую деятельность детей по самостоятельному осмыслению и успешному применению знакомых движений в нестандартных условиях. Постепенно коллективное творчество, организуемое взрослым, становится самостоятельной деятельностью детей.
Дошкольное детство — важнейший период в нравственном становлении личности. Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействием, ознакомлению детей с нравственными нормами в процессе различной деятельности.
Физическое воспитание развертывается на фоне общения в коллективе, под руководством педагога. Именно общение является самым могучим фактором формирования нравственных качеств детей. С самого начала занятий физическими упражнениями они начинают сознавать причастность к коллективу и в соответствии с правилами и распоряжениями учатся управлять своими действиями, соотносить их с действиями других. Так укрепляется воля, вырабатывается дисциплинированность, формируется привычка к соблюдению норм нравственного поведения. Высокое эмоциональное напряжение, которое сопровождает занятия физическими
I'лава 2. Обучение, воспитание и развитие дошкольников...
упражнениями, способствует закреплению нравственных представлений в чувствах, переживаниях и привычках.
Для формирования нравственных проявлений следует специально моделировать условия, в которых дети (хотят или не хотят) будут активно проявлять свое отношение к деятельности, к товарищам, к руководителю. Педагогически верные взаимоотношения в таких условиях будут складываться в зависимости от мастерства педагога, от владения им методическими приемами воспитания.
Основой успешной организации на начальном этапе является воспитание (с первой минуты) у детей дисциплинированности, организованности и чувства ответственности в групповых занятиях физическими упражнениями, подвижными играми, где индивидуальное поведение и действия влияют на результат всей коллективной деятельности. Это воспитание должно строиться на интересе детей, на их желании достичь наилучшего результата в том или ином задании.
Так, для быстрого построения занимающихся целесообразно всю группу разделить на 2—4 команды. Эти команды могут быть временными (на одно занятие) или же сохраняться на весь период занятий (полгода, год), и тот и другой способы имеют свои преимущества и недостатки. При одноразовом разделении можно сформировать относительно равные по количеству человек команды, что особенно удобно при проведении эстафет. Кроме того, при этом способе деления на очередном занятии назначаются новые капитаны команд, а это немаловажное обстоятельство, так как дает возможность каждому ребенку побывать в этой роли. Капитаны сами набирают себе команду, и это помогает формированию у них способности оценивать своего товарища объективно. На первых занятиях капитаны обычно выбирают своих друзей, независимо от их умения соревноваться в команде, но постепенно позиция их меняется. Они стараются выбрать в свою команду тех, кто быстр и ловок, не допускает ошибок, борется за победу в командной игре, а нарушителей дисциплины, из-за которых команда часто получает штрафные очки, они уже брать не хотят.
Но этот способ имеет и отрицательные стороны. Во-первых, на каждом занятии приходится тратить время на организацию команд; во-вторых, в процессе занятий дети путают команды из-за частой смены состава; в-третьих, после первых выбранных в команды наиболее подготовленных детей остаются те, которые по каким-либо причинам выбираются последними. Это ущемляет их достоинство,
Методические основы физической культуры дошкольников
им стыдно, что капитаны в них не заинтересованы. Поэтому этот способ не всегда пригоден и должен применяться с осторожностью.
Другой способ комплектования команд — постоянный, на весь период проведения физкультурных занятий. Здесь педагог сам распределяет детей, учитывая их подготовленность, воспитательные задачи и другие показатели. Разделение на постоянные команды дает возможность быстро организовать детей. При определении постоянного места в зале для каждой команды все они твердо знают свое место, и по указанию педагога «Становись!» уже через 8—10 секунд дети стоят на своих местах и готовы к выполнению следующего задания.
Капитаны при такой форме организации, как правило, выбираются самими детьми. Здесь следует иметь в виду, что дети этого возраста часто переоценивают свои возможности, желая утвердиться в глазах сверстников. Чаще всего при вопросе «Кого выберем капитаном?» почти все предлагают себя. В этих условиях открываются большие возможности воспитания скромности, объективной оценки своих возможностей, несмотря на большое желание почти каждого ребенка быть капитаном. Чтобы не обострять взаимоотношения между детьми и избежать недовольства, следует предложить ребятам 1-й команды выбрать капитана 2-й команды из детей 2-й команды и наоборот. Все дети хорошо знают друг друга и на вопрос руководителя «Кто, по вашему мнению, из этих ребят должен стать их капитаном?» обычно выделяют одного-двух детей, пользующихся авторитетом группы.
При таком выборе капитанами становятся наиболее дисциплинированные и уважаемые дети. Они-то и становятся впоследствии помощниками педагога, поддерживая порядок в своих командах. Капитаны выбирают себе помощников, которые обычно занимаются раздачей мелкого инвентаря. Помощники могут назначаться капитаном на каждое занятие или постоянно. Смена помощников не занимает много времени и позволяет каждому ребенку активно включиться в процесс организации занятий, что повышает его ответственность.
Отрицательный стороной такого деления является то, что на некоторых занятиях команды оказываются неравноценны, т. к. по болезни или по другим причинам часть детей отсутствует и число занимающихся в каждой команде может существенно отличаться. Дети, переведенные на одно занятие в другую команду, обычно менее активны, не особо переживают за «чужую» команду.
Большое значение в решении задач нравственного воспитания имеет приучение детей к порядку. Для устранения дезорганизации
.596
и обид, возникающих при построении и перестроении, необходимо с первого занятия определить постоянное место в строю каждому ребенку. В этом возрасте, как правило, детям хочется стоять впереди колонны или шеренги. Определение порядка построения в командах лучше всего предоставить капитанам. При этом не обязательно придерживаться правила построения «по росту». Для лучшего запоминания детьми своего места можно использовать подвижные игры: «Найди свое место», «Построение с заданием» и т.п.
Очень важно в играх и эстафетах точно соблюдать правила. Необходимо акцентировать внимание ребят на любых, даже самых мелких, отклонениях от установленного порядка, приучать к самостоятельному выявлению ошибок в своих действиях и действиях товарищей. После проведения игры или эстафеты следует спросить, кто из ребят заметил ошибки. Если есть дети, которые по тем или иным причинам не участвуют в игре, полезно назначить из судьями. Особенно важна их помощь, когда выполняются задания с предметами, и играющие, стараясь опередить соперников, часто небрежно обращаются с ними: кое-как ставят кубики, бросают мячи, палки. Этого нельзя допускать. В этом случае не надо, бояться потерять время и снизить моторную плотность занятия во время разбора ошибок. Поэтому на протяжении всего занятия следует добиваться точного, четкого и аккуратного выполнения заданий. Особенно важно выполнять эти требования при передаче эстафеты. С детьми этого возраста в эстафетах удобно использовать предметы (кубики, кольца, мешочки с песком, кегли и т. п.). При передаче эстафеты касанием руки трудно добиться четкого исполнения, а при передаче предмета ошибок, связанных с досрочным выбеганием, гораздо меньше, так как начало действий следующего участника определяется четким критерием — передачей ему предмета.
Большими возможностями нравственного воспитания располагают торжественные награждения команд и отдельных участников. Значительную роль в этих случаях играет наглядность. Дети стремятся утвердиться в глазах товарищей, хотят понравиться руководителю, заслужить похвалу. Поиск и выявление положительных черт каждого ребенка является основой построения воспитательного процесса. Здесь нужно быть очень осторожным в оценке деятельности детей, которые не могут справиться с заданием и значительно уступают более подготовленным. Необходимо помочь детям утвердиться и коллективе сверстников. Для этого целесообразно вести наглядный учет их достижений.
)97
Методические основы физической культуры дошкольников
I лава 2. Обучение, воспитание и развитие дошкольников...
Активизирует деятельность занимающихся экран достижений, где в графы записываются фамилии всех детей по командам, а при достижении достаточно высокого результата против фамилий выставляются условные знаки (чаще всего звездочки). Выиграл ребенок забег — получает звездочку, попал 10 раз в кольцо — звездочка, красивее всех выполнил упражнение — звездочка. Звездочка — это не обязательно 1, 2, 3-е место. Это комплексная оценка деятельности ребенка, и она может быть выставлена не только за результат двигательной деятельности, но и за честность, дисциплинированность, взаимовыручку, добросовестность. Как правило, часть детей, уступающая по физической подготовленности более сильным, может оказаться без поощрительных звездочек и потерять интерес к занятиям. В таких случаях необходимо понаблюдать за ними и подобрать задания, в которых они смогли бы отличиться (аккуратность, точность выполнения упражнения, прилежание и т. д.). Кроме этого, в экран можно вносить командные значки. Команда выиграла эстафету или все занятие провела лучше других — все члены команды получают звездочки. Следует опасаться обесценивания звездочки. Ребята должны поощряться за достижение высокого результата, а не просто за выполнение задания. В течение занятия педагог говорит, кто и за что получает звездочку, но при проведении итогов необходимо все это суммировать и лучше выставлять итоги на экране с участием детей.
Победы детей в соревнованиях можно отмечать по-разному: выдачей номеров (как у настоящих спортсменов), красных нарукавных повязок, лент чемпионов. Такое награждение обычно происходит в конце занятий. При этом сообщается, что лента чемпиона (или нагрудный номер) — это не постоянный, а переходящий приз. Обязательно следует назвать детей, которые особенно четко выполнили правила соревнований, оказали помощь другим ребятам, боролись за победу команды.
Вручение переходящего приза как индивидуального, так и командного способствует формированию у детей привычки не останавливаться на достигнутом, не создает условий для появления у детей элементов эгоизма, зазнайства, самомнения. Дети должны уяснить, что поощрение педагога, уважение других детей можно заслужить только достойным поведением, проявлением заботы о других, сопереживанием в процессе состязательной деятельности не только членам команды, но и всем детям группы.
В заключение следует отметить, что духовное обогащение, нравственное и эстетическое развитие, выработка активной жизненной
позиции не осуществляются в процессе занятий физическими упражнениями автоматически. Главную роль в этом прогрессе играет педагог.
2.5. Интеграция познавательной и двигательной
деятельности детей
Дошкольный возраст выступает как самоценный период жизни ребенка, и поэтому осваиваемые в процессе обучения в дошкольном учреждении ребенком знания, умения и навыки рассматриваются не как цель, а как средство полноценного развития его личности. При этом основным направлением образовательного процесса является приобщение детей дошкольного возраста к широкому спектру общечеловеческих ценностей. Однако в настоящее время в дошкольных учреждениях ярко выделяется проблема недостатка времени и большого объема информации, в том числе и программного материала, предлагаемого для усвоения ребенком. Таким образом, одной из тенденций образовательного процесса в современном дошкольном учреждении является возрастание объема и интенсивности познавательной деятельности детей. В недельное расписание вводятся дополнительные занятия, например иностранный язык, обучение чтению, письму, на-ныки работы на компьютере. Их введение приводит к снижению и без того недостаточного объема двигательной активности детей.
Современными исследованиями доказано, что ухудшение здоро-вья детей является результатом неблагоприятного воздействия не только социально-экономических и экологических, но также комплекса педагогических факторов. К ним в первую очередь относят интенсификацию учебно-познавательной деятельности (постоянное увеличение объема и интенсивности учебной нагрузки), преждевременное начало систематического обучения на дошкольном этапе. Перегрузка дошкольников обусловливается не только содержанием образования и применением школьных форм организации обучения, по также режимом пребывания в дошкольном учреждении, неадекватным возрастным особенностям дошкольников: сокращению прогулки, дневного сна, времени для самостоятельной игровой и двигательной деятельности. Особую озабоченность вызывает пре-пышение количества занятий в течение для и их длительности без учета возрастных и индивидуальных возможностей детей.
Поиск форм, средств и методов образования, наиболее подходящих для гармоничного психофизического и социального развития дошкольников, актуален не только для нашей страны. Несмотря на
Методические основы физической культуры дошкольников Глава 2. Обучение, воспитание и развитие дошкольников...
различие культур, своеобразие путей развития педагогической науки и практики дошкольного образования, специалистов разных стран мира объединяют общие проблемы. Большинство зарубежный программ акцентирует внимание на необходимости интеграции разных видов образовательной деятельности, т. е. отказ от проведения занятий по отдельным дисциплинам и гибкость форм и методов работы педагога. Подобные подходы — не единичное явление, а одна из тенденций развития современной зарубежной педагогики, корни которой просматриваются в идеях педагогов второй половины XIX -- начала XX вв.
Следует отметить, что в нормативных документах Министерства образования Российской Федерации указывается на необходимость целесообразного и преимущественного использования интегрированных занятий, которые позволяют гибко реализовать в режиме дня различные виды детской деятельности, а также сократить количество занятий в целом и их общую продолжительность. Модернизация дошкольного образования на основе интеграции разделов образовательных программ требует пересмотра форм организации и содержания педагогического процесса, в том числе и в области физической культуры.
Согласно философскому энциклопедическому словарю (1989), интеграция — это «сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов». Интеграция между учебными предметами или разделами образовательных программ не отрицает предметной системы. Она является возможным путем ее совершенствования, преодоления недостатков и направлена на углубление взаимосвязей и взаимозависимостей между предметами. Интеграция познавательной и двигательной активности детей в процессе занятий физическими упражнениями способствует эффективному решению как образовательных, так и оздоровительных задач.
В дошкольном учреждении интеграция двигательной и познавательной деятельности может осуществляться по нескольким направлениям:
1. Включение в игры и эстафеты заданий на закрепление знаний,
полученных детьми на других занятиях (развитие речи, счет и т. п.).
2. Интегрированные занятия по конкретной теме, объединя
ющие знания из различных областей образования дошкольников.
3. Разработка и внедрение интегративных образовательных про
грамм, охватывающих всю деятельность детей в дошкольном уч
реждении.
Следует отметить, что разработка как интегрированного занятия, так и интегрированной программы в целом достаточно сложный процесс. Часто эта работа осуществляется педагогом интуитивно, зачастую компоненты учебной деятельности соединяются механически на основе общей темы.
Организация учебно-воспитательного процесса должна строиться на основе создания предмета, раздела, программы и т. д., в которых происходит слияние фактов, идей, понятий, принципов, законов, теорий различных научных отраслей и видов человеческой деятельности (интеграции). При этом необходимо помнить, что реализация специфических возрастных возможностей физического и психического развития происходит благодаря участию дошкольников в соответствующих возрасту видах деятельности.
В этой связи специалист по физической культуре должен учитывать необходимость дозирования материала в зависимости от физического состояния дошкольников, уровня их интеллектуального развития и физической подготовленности, а также времени, отводимого на нагрузку и отдых, определяющего моторную плотность интегрированных занятий.
Включение в игры и эстафеты заданий на закрепление знаний, полученных детьми на других занятиях
В практике занятий физическими упражнениями с дошкольниками в играх и эстафетах чаще всего закрепляются знания и умения детей различать цвета, считать, составлять слова. Примеры таких заданий представлены ниже.
Эстафета «Найди цифре место» с цветными кубиками для составления ряда цифр. Для эстафеты необходим набор больших (с ребром 7 см) кубиков (по 6 кубиков на команду). Каждая грань кубика окрашена в один из шести цветов: красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, коричневый. На гранях, окрашенных одним цветом, наклеены белые цифры от 1 до 6. Таким образом, все одноцветные грани имеет свой цветовой ряд и комбинация цветов и цифр каждого кубика не повторяется. На расстоянии 5—7 м от стартовой линии напротив каждой команды укладываются бумажные полоски длиной 42—45 см (6 кубиков по 7 см), окрашенные в один из указанных цветов (для каждой команды свой цвет) (рис. 8).
Направляющие команд получают по кубику. Остальные пять кубиков находятся в обручах, лежащих около полосок команд врассыпную. По сигналу направляющие команд бегут к свои полоскам
Методические основы физической культуры дошкольников
Глава 2. Обучение, воспитание и развитие дошкольников...
V У
Рис. 8. Схема организации эстафеты по кубику
и ставят кубик так, чтобы верхняя грань соответствовала цвету полоски, и на то место, где в цифровом ряду должна находиться цифра. Например, если на верхней грани оказалась цифра «1» — то первым слева, если «6» — то крайним справа, если «3» — то у середины полоски ближе к левой стороне. Затем ребенок берет любой кубик из своего обруча и, возвращаясь к своей команде, передает его следующему (второму) участнику и встает в конец команды. Команда-победитель определяется по быстроте установки всех кубиков при условии правильного порядка цифр и соответствия цветов граней и полоски. Точность выполнения задания определяется руководителем вместе с участниками эстафеты.
Эстафета «Составь слово». Для эстафеты необходимо иметь 3— 4 набора кубиков с буквами (ребро кубика 7 см) и полоски бумаги со словами из 3, 4, 5, 6 букв. Группа делится на 2—3 команды. На расстоянии 5—7 м от линии старта напротив каждой команды укладывается полоска бумаги со словом; рядом с полосками в малых обручах находится соответствующее количество кубиков с буквами. По команде «Марш!» первые участники эстафеты подбегают к своим полоскам, перебирая кубики в обруче, находят нужную первую букву, устанавливают кубик под первой буквой на полоске так,
м[и |
чтобы буква была на верхней грани, бегом возвращаются назад, дотрагиваются до руки второго участника и встают в конец своей колонны. Вторые участники устанавливают вторую букву и так далее. По окончании эстафеты педагог вместе с детьми подходят к сложенным словам и оценивают действия команд. Побеждает команда, выполнившая задание быстро и правильно (рис. 9).
Рис. 9. Составление слов из кубиков по образцу в эстафете «Составь слово»
Подбор слов осуществляются с учетом численного состава команд. Варианты проведения эстафеты с двумя командами:
• обе команды составляют одно слово;
• команды составляют разные слова, но с одинаковым количест
вом букв;
• команды, состоящие из 6 человек, собирают два слова по три
буквы, из 7 человек — слово из трех букв и слово из четырех
букв и т. д.
Интегрированные занятия по конкретной теме, объединяющие знания из различных областей образования дошкольников
Разработку интегрированного занятия можно рассмотреть на примере программы олимпийского образования дошкольников «Путешествие в Олимпию». Включение знаний об Олимпийских играх в содержание образования дошкольников способствует формированию у детей интереса как к занятиям физическими упражнениями, так и к истории развития человеческих цивилизаций.
О О ft |
я О |
о 3 |
"2 н ^ |
OS О |
и н о |
C Я w |
Я Я ft „s3 |
2 о да н |
>< -a
^ Я ft
о ы в а |
С U g К |
О? н я |
О С" л g |
Я Я Я О го да |
01 о 3 Ё |
о ft |
S О