Простейший туризм

Экскурсии и прогулки за пределы дошкольного учреждения осу­ществляются регулярно, начиная с младшей группы, с учетом воз­растных особенностей и возможностей детей, состояния их здоро­вья, места расположения дошкольного учреждения. Наиболее бла­гоприятным сезоном для проведения длительных прогулок является лето. Прогулки позволяют познакомить детей с различными детски­ми и физкультурными учреждениями, находящимися около до­школьного учреждения. Начинать надо с прогулки продолжитель­ностью не более 10 минут, а затем постепенно удлинять их до 15— 20 минут с небольшим отдыхом в середине пути.

 

В старшем дошкольном возрасте дети обладают уже довольно большим двигательным опытом, что позволяет проводить простей­шие туристские походы.

13-3709



       
   
 
 


Методические основы физической культуры дошкольников

На подготовительном этапе с детьми проводятся тематические беседы. Педагог читает им художественную литературу соответству­ющего содержания, показывает слайды и туристское снаряжение. Важное место на этом этапе отводится сюжетно-родевым играм, в которых ребенка учат укладке рюкзака, поведению в лесу, способам ориентировки на местности.

Туристские походы направлены на пропаганду физической куль­туры и спорта. Они могут носить также краеведческий характер, их целью является расширение кругозора и закрепление знаний детей о родном крае, воспитание бережного отношения к природе.

Несмотря на разнообразное содержание туристских прогулок, при всех вариантах их проведения необходимо правильно сочетать познавательную и двигательную активность, воспитывать волевые качества в преодолении трудностей, вырабатывать выдержку, на­стойчивость, добрые взаимоотношения, стремление к взаимопомо­щи и взаимовыручке.

На протяжении похода педагог должен стремиться поддерживать у ребенка хорошее, жизнерадостное настроение, веру в себя, умение приспособиться к новым, не всегда благоприятным условиям.

Пешие походы по микрорайону проводятся только при нали­чии фиксированного маршрута, заверенного заведующей дошколь­ного учреждения, и в сопровождении не менее чем одного взрос­лого на 12 детей. В пеших походах принимают участие, помимо воспитателя, специалист по физической культуре, медсестра или родители. Также сопровождать группу могут методист, младший воспитатель.

2,2. Развитие двигательных способностей дошкольников

Овладение ребенком новыми видами двигательных действий (например, прыжками с разбега, лазанием по шесту, бросанием и ловлей набивного мяча и др.), так же как и совершенствование в уже имеющихся движениях, обусловлено уровнем развития двига­тельных способностей. Низкий уровень развития двигательных спо­собностей может повлечь за собой формирование нерациональных способов действий (например, при недостаточно быстром разбеге затрудняется усвоение технически правильного и энергичного оттал­кивания при прыжках в длину и в высоту с разбега и т. п.). В то же время для развития двигательных способностей большое значение имеет освоение детьми все более широкого круга двигательных дей-


Глава 2. Обучение, воспитание и развитие дошкольников...

ствий и формирование у них не только устойчивых, но и достаточно гибких двигательных навыков: чем богаче запас движений детей, тем выше возможности проявления их двигательной активности в раз­личных видах деятельности.

Быстрота. Для развития скоростных способностей дошкольни­ков целесообразно использовать упражнения в быстром и медлен­ном беге: чередование бега в максимальном темпе на короткие дис­танции с переходом на более спокойный темп. Развитию быстроты способствуют подвижные игры, в которых подача определенного сигнала или игровая ситуация побуждают ребенка изменить скорость движения.

Сила. Развитие силы мышц у дошкольников может быть достиг­нуто благодаря увеличению веса предметов, применяемых в упраж­нения (набивной мяч, мешочки с песком, гантели и т. п.); исполь­зованию упражнений, включающих преодоление веса собственного тела (поднимание туловища из положения лежа в сед и т. п.); пре­одоление сопротивления партера (в парных упражнениях). Для по­степенного развития силы используются обшеразвивающие упраж­нения, укрепляющие крупные мышечные группы.

На занятиях с дошкольниками не рекомендуется использовать упражнения, вызывающие задержку дыхания. При выборе упражне­ний предпочтение следует отдавать упражнениям не силового, а ско-ростно-силового характера (прыжки, метания и т. п.).

Выносливость. Для развития выносливости в дошкольном воз­расте можно применять упражнения циклического вида: ходьбу, бег, передвижение на лыжах, велосипеде и т.п. Учитывая особенности дошкольного возраста, в беге в среднем и медленном темпе должен использоваться сюжет, или же упражнение должно сопровождаться игровыми заданиями. Целесообразно использование подвижных игр с включением в них длительных циклических движений средней интенсивности.

Гибкость. Одним из основных средств развития гибкости яв­ляются упражнения с увеличенной амплитудой движения, так на­зываемые упражнения на растягивание. Все упражнения в растя­гивании в зависимости от режима работы мышц делятся на три группы: динамические, статические и комбинированные. В прак­тике физического воспитания, организуемого в дошкольных уч­реждениях, чаще всего используются динамические упражнения (разнообразные наклоны тела, пружинистые, маховые, рывковые упражнения).

,,. ' 387


_____________ Методические основы ф изической культуры дошкольников

Статические упражнения предполагают удержание определенного положения тела (или отдельных частей) с растянутыми мышцами за счет сокращения мышц, осуществляющих движение (3—5 сек). Мето­дика развития гибкости с помощью статических упражнений носит название «Стретчинг». В дошкольных учреждениях в последние годы получил распространение «игровой стретчинг», когда упражнения подбираются в соответствии с игровым или сказочным сюжетом.

Ловкость. Развитию ловкости у дошкольников способствует сис­тематическое разучивание новых упражнений. Ловкость развивается при выполнении знакомых упражнений, но проводимых в услож­ненных условиях, требующих внезапного изменения техники движе­ния, а также при использовании различных предметов, физкультур­ного инвентаря и оборудования; с дополнительными заданиями, при коллективном выполнении упражнений с одним предметов (обруч, длинная веревка и т. п.). Развитию ловкости способствуют такие упражнения, как полоса препятствий, бег из различных исходных положений и т. п. Эффективным средством развития ловкости яв­ляются подвижные игры.

2.3. Формирование у дошкольников знаний в области физической культуры

В дошкольных учреждениях часто физкультурные занятия свя­заны доминантно только с реализацией двигательной активности детей. Однако вся система образования дошкольников в области физической культуры должна быть направлена на то, чтобы наряду с решением оздоровительных задач решать и чрезвычайно важные задачи формирования знаний дошкольников в области физической культуры.

Еще П.Ф. Лесгафт говорил: «Ни тот или другой язык не должен в школе изучаться ради знания языка, ни география, история или математика не должны изучаться только для усвоения фактов и при­емов, излагаемых в этих пределах, — все это изучается только в целях приобретения умения из ряда фактов вырабатывать общие положе­ния, истины, которыми мы должны руководствоваться в жизни. Точно так же необходимо изучать метание, бег, прыжки и т. д. — не для самого этого действия, но чтобы при посредстве упражнений приучиться владеть собой, действовать с различной продолжитель­ностью, настойчивостью и умением проверять умственно усвоенное физической работой».


Глава 2. Обучение, воспитание и развитие дошкольников...

Дети старшего дошкольного возраста могут усвоить необходимые знания о физической культуре, понимать значение физических уп­ражнений, знать гигиенические правила занятий и уметь их приме­нять. Усвоение данных теоретических сведений помогает сознатель­ному отношению детей к физкультурным занятиям и самостоятельно­му использованию физических упражнений.

Однако, чтобы ребенок усвоил необходимые знания, их надо умело преподать. Сложность преподавания знаний по физической культуре заключается в том, что знания обусловливаются двойствен­ной природно-социальной сущностью совокупности ценностей в этом виде культуры. Объектом освоения являются не только природ­ные составляющие человека, но и его социальные качества. И чтобы у ребенка не было неопределенности в той информации, которую он получает, сведения необходимо конкретизировать.

Каждому возрасту присущи свои особенности, поэтому недоста­точно только конкретизировать теоретический материал. Необходи­мо, чтобы сведения соответствовали уровню познавательных возмож­ностей детей. В этой связи теоретические сведения следует адаптиро­вать к восприятию детей.

Сформированная у ребенка система знаний способствует реше­нию многих задач:

во-первых, знания влияют на повышение мотивации к занятиям физическими упражнениями;

во-вторых, сказываются на эффективности освоения двигатель-пых действий;

в-третьих, формируют основу для самостоятельных занятий фи­зическими упражнениями;

в-четвертых, создают предпосылки для лучшего усвоения других разделов программы дошкольного учреждения.

Источниками знаний на занятиях физическими упражнениями являются как информация, полученная от педагога, так и двигатель-пая деятельность детей.

Наиболее сложной проблемой является оперативная проверка каче­ства усвоения знаний. Эффективная организация формирования зна­ний и контроля их усвоения детьми без снижения моторной плотно­сти занятия может служить показателем профессионализма педагога.

Следует помнить, что формирование интереса к определенному ниду спорта начинается еще в дошкольном возрасте и содействуют пому окружающие взрослые: родители, воспитатели, старшие се­стры и братья.


Методические основы физической культуры дошкольников


Глава 2. Обучение, воспитание и развитие дошкольников...



Для формирования знаний дошкольников в области физической культуры могут быть использованы следующие мероприятия: экс­курсия к месту занятий изучаемым видом спорта; отображение в рисунках виденного на экскурсии; чтение рассказов о спорте; рас­сматривание иллюстраций о спорте; проведение игры «Угадай вид спорта»; проведение игры «Одень спортсмена»; просмотр телепере­дач о спорте вместе с родителями; встречи со спортсменами; про­ведение физкультурных праздников «Папа, мама и я — спортивная семья». В результате такой работы значительно повышается интерес детей к занятиям физическими упражнениями. Дети начинают ин­тересоваться спортивными соревнованиями, проходящими в стране, делиться своими впечатлениями. Дошкольники могут не только на­звать имена чемпионов, но и понять, за что они удостоены такого высокого звания.

В условиях дошкольного учреждения наибольший эффект в формировании знаний у детей может быть получен при условии взаимодействия специалиста по физической культуре с воспитате­лями. В начале месяца воспитатель в группе проводит занятие с детьми на заданную тему. В течение всего месяца специалист по физической культуре закрепляет пройденный материал на каждом физкультурном занятии, связывая его с запланированной двигатель­ной деятельностью.

Придавая большое значение изучению теоретических сведений в процессе занятий физическими упражнениями, тем не менее сле­дует помнить, что в формировании физической культуры личности дошкольника ведущее место занимает двигательная деятельность. Именно поэтому преподавание детям теоретических сведений не должно отражаться на моторной плотности занятий. Теоретические сведения сообщаются или в подготовительной части занятия, тем самым формируя у детей целевую установку на предстоящую двига­тельную деятельность (например, сведения из истории физической культуры), или непосредственно в процессе выполнения упражне­ний (например, понятие направления движения, понятие скорости движения). В заключительной части повторяются основные положе­ния изученной темы.

Структурная организация учебного материала выражается в группировке составляющих ее учебных тем по признаку однород­ности их содержания. Целесообразно выделять восемь групп.

В первую группу — «История физической культуры» — выделя­ются теоретические сведения, знакомящие детей с историей различ-


ных видов спорта и историей Олимпийских игр. Темы охватывают только те виды спорта, с элементами которых ребенок сам сталки­вается в своей двигательной деятельности (бег, прыжки, игры с мячом, лыжи и т. п.).

Вторая группа — «Организм человека» — объединяет темы, рас­сказывающие о строении и функционировании организма человека, различии двигательных возможностей мальчиков и девочек.

Третья группа — «Основы личной гигиены» — включает темы по гигиене занятий физическими упражнениями. Она призвана при­учить детей использовать такие средства физического воспитания, как гигиенические мероприятия и естественные силы природы.

Четвертая группа тем — «Физические упражнения» — не только знакомит детей с различными упражнениями, но и объясняет на доступном для детей уровне их различия и предназначение.

В пятой группе тем, объединенной названием «Охрана здоро­вья», подбираются материалы, дающие ребенку сведения о том, как избежать ситуации, опасной для здоровья, или как надо действовать, если ребенок все же в эту ситуацию попал.

Шестая группа тем названа «Растим человека» и объединяет зна­ния о роли физической культуры в умственном, нравственном и эстетическом воспитании ребенка. Последовательно детям даются знания о том, какие упражнения нужно делать для того, чтобы быть не только здоровым, но и красивым, веселым, умным.

Седьмая группа тем — «Играем сами» — является обобщающей, так как их прохождение строится как самостоятельное моделирова­ние ребенком своих знаний, основанных на полученных ранее све­дениях. Эти занятия призваны помочь ребенку осознать готовность к организации самостоятельной двигательной деятельности. Поэто­му воспитатель на занятии в группе предлагает детям рассказать о том, как они самостоятельно будут заниматься физическими упраж­нениями. А специалист по физической культуре на занятиях пред­лагает детям выступить в роли организатора утренней гимнастики, физкультминутки, подвижной игры.

Темы, отнесенные к восьмой группе — «Веселая физкультура», — предназначены для рекреационной деятельности (досуги, праздники) и самостоятельных занятий детей (рабочие тетради, настольные игры). В результате целенаправленной работы по формированию зна­ний в области физической культуры старшие дошкольники: • могут охарактеризовать несколько наиболее популярных видов спорта;


       
   
 
 

сольнике

Методические основы физической культуры доцп

• знают основные системы организма, их предназначение, изме­
нение функционирования в процессе занятий физическими уп­
ражнениями;

имеют навыки личной гигиены занятий физическими упражне­
ниями;

• соблюдают правила, обеспечивающие сохранение здоровья в
процессе занятий физическими упражнениями;

• понимают значение занятий физическими упражнениями;

• знают названия упражнений, выполняемых на физкультурных
занятиях, а также используемого инвентаря и оборудования;

• могут подобрать упражнения для утренней гимнастики, физ­
культминутки, организовать подвижную игру.

В решении проблемы воспитания положительного отношения дошкольников к занятиям физической культурой могут быть ис­пользованы элементы олимпийского образования. На современном этапе наблюдается возрастающий интерес специалистов по физиче­ской культуре к организации работы по олимпийскому образованию дошкольников, так как олимпийское движение — важная часть культуры человечества и изучение его истории, — несомненно, должно стать частью образования любого культурного человека.

Формирование представлений об олимпизме может стать частью не только физического, но и эстетического и нравственного воспита­ния ребенка. Воспитательную функцию, которую может нести в себе олимпийское движение, его идеалы и ценности подметил еще основа­тель современных Олимпийских игр и олимпийского движения Пьер де Кубертен. Сложные проблемы патриотического воспитания также могут успешно решаться через формирование у детей чувства сопри­частности к борьбе спортсменов своей Родины на мировых аренах.

Сообщение теоретических сведений детям старшего дошкольно­го возраста должно опираться в основном на мифические персонажи Олимпа, традиционные ритуалы Олимпийских игр, истории олим­пийских медалей, характеризующие лучшие нравственные качества спортсменов: честность, волю к победе, взаимовыручку и т. п.

Организация работы по олимпийскому образованию дошколь­ников предполагает взаимодействие всех специалистов дошкольного учреждения. Работая планомерно и последовательно, каждый педа­гог — воспитатель, специалист по физической культуре, музыкаль­ный руководитель, руководитель изостудии — использует те приемы и формы, которые наиболее приемлемы для данного возраста и уровня сформированности знаний конкретного ребенка.


Глава 2. Обучение, воспитание и развитие дошкольников...

2.4. Воспитание дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями

В процессе занятий физическими упражнениями решаются как общие задачи умственного, нравственного, эстетического воспита­ния, так и специфические задачи, направленные на формирование культуры физического здоровья, культуры движений, культуры тела и т.д.

Дошкольный возраст — это «период первоначального складыва­ния личности, период развития личностных механизмов поведения» (А.Н.Леонтьев). Реализация ребенком собственного «Я», а также переживание себя в качестве социального индивида могут успешно решаться в процессе занятий физическими упражнениями в до­школьном учреждении.

Содержание деятельности в физической культуре дошкольников включает в себя все многообразие интеллектуальных, познаватель­ных, эмоциональных и моральных компонентов и в связи с этим обладает значительными возможностями в решении задач умствен­ного, эстетического и нравственного воспитания.

Связи физического воспитания с умственным многосторонни. Непосредственная связь заключается в том, что в ходе физического воспитания оказывается прямое воздействие на развитие интеллек­туальных качеств занимающихся. В процессе занятий непрерывно возникают двигательные познавательные ситуации, решение кото­рых требует значительного умственного напряжения. Опосредован­ная связь состоит в том, что занятия физическими упражнениями создают фундамент в виде крепкого здоровья, которое позволяет человеку полноценно выполнять умственную деятельность. Физи­ческие упражнения используются как средство снятия умственного напряжения и стимуляции интеллектуальной деятельности.

Эстетическое воспитание связано с формированием у детей чув­ства прекрасного, умения оценивать окружающую действительность по законам красоты. Педагог может формировать у дошкольников представления о красоте по нескольким направлениям:

1. Красота человеческого тела. Роль занятий физическими уп­
ражнениями в формировании красивого тела. Красота мужская и
женская. Как стать красивым.

2. Красота движений. Техника выполнения движения и его эс­
тетика. Выразительность движения. Различия в воплощении красоты
движений мальчиками и девочками.



____________ Методические основы физической культуры дошкольников

3. Культура выражения чувств. Умение владеть эмоциями. По­
строение взаимоотношений в процессе занятий физическими уп­
ражнениями.

4. Музыка и движение. Спорт и искусство. Эстетические досто­
инства популярных видов спорта.

Движения, даже самые простые, дают пищу детской фантазии, развивают творчество. Основное средство формирования двигатель­ного творчества — эмоционально окрашенная двигательная актив­ность, с помощью которой дети входят в воображаемую ситуацию, через движения тела учатся выражать свои эмоции и состояния, искать творческие композиции, создавать новые сюжетные линии, новые формы движений.

Особую значимость в формировании двигательного творчества дошкольников имеют игровые двигательные задания, подвижные и спортивные игры, спортивные развлечения, которые всегда интерес­ны детям. Они обладают большим эмоциональным потенциалом, отличаются вариативностью составных компонентов, дают возмож­ность быстро осуществлять решение двигательных задач. Дети учатся придумывать двигательное содержание к предложенному сюжету, самостоятельно обогащать и развивать игровые действия, создавать новые сюжетные линии, новые формы движений. Это активизирует творческую деятельность детей по самостоятельному осмыслению и успешному применению знакомых движений в нестандартных усло­виях. Постепенно коллективное творчество, организуемое взрослым, становится самостоятельной деятельностью детей.

Дошкольное детство — важнейший период в нравственном ста­новлении личности. Нравственное воспитание происходит благо­даря целенаправленным педагогическим воздействием, ознакомле­нию детей с нравственными нормами в процессе различной дея­тельности.

Физическое воспитание развертывается на фоне общения в коллективе, под руководством педагога. Именно общение является самым могучим фактором формирования нравственных качеств детей. С самого начала занятий физическими упражнениями они начинают сознавать причастность к коллективу и в соответствии с правилами и распоряжениями учатся управлять своими дейст­виями, соотносить их с действиями других. Так укрепляется воля, вырабатывается дисциплинированность, формируется привычка к соблюдению норм нравственного поведения. Высокое эмоциональ­ное напряжение, которое сопровождает занятия физическими


I'лава 2. Обучение, воспитание и развитие дошкольников...

упражнениями, способствует закреплению нравственных представ­лений в чувствах, переживаниях и привычках.

Для формирования нравственных проявлений следует специаль­но моделировать условия, в которых дети (хотят или не хотят) будут активно проявлять свое отношение к деятельности, к товарищам, к руководителю. Педагогически верные взаимоотношения в таких ус­ловиях будут складываться в зависимости от мастерства педагога, от владения им методическими приемами воспитания.

Основой успешной организации на начальном этапе является воспитание (с первой минуты) у детей дисциплинированности, ор­ганизованности и чувства ответственности в групповых занятиях фи­зическими упражнениями, подвижными играми, где индивидуаль­ное поведение и действия влияют на результат всей коллективной деятельности. Это воспитание должно строиться на интересе детей, на их желании достичь наилучшего результата в том или ином за­дании.

Так, для быстрого построения занимающихся целесообразно всю группу разделить на 2—4 команды. Эти команды могут быть времен­ными (на одно занятие) или же сохраняться на весь период занятий (полгода, год), и тот и другой способы имеют свои преимущества и недостатки. При одноразовом разделении можно сформировать от­носительно равные по количеству человек команды, что особенно удобно при проведении эстафет. Кроме того, при этом способе де­ления на очередном занятии назначаются новые капитаны команд, а это немаловажное обстоятельство, так как дает возможность каж­дому ребенку побывать в этой роли. Капитаны сами набирают себе команду, и это помогает формированию у них способности оцени­вать своего товарища объективно. На первых занятиях капитаны обычно выбирают своих друзей, независимо от их умения соревно­ваться в команде, но постепенно позиция их меняется. Они стара­ются выбрать в свою команду тех, кто быстр и ловок, не допускает ошибок, борется за победу в командной игре, а нарушителей дис­циплины, из-за которых команда часто получает штрафные очки, они уже брать не хотят.

Но этот способ имеет и отрицательные стороны. Во-первых, на каждом занятии приходится тратить время на организацию команд; во-вторых, в процессе занятий дети путают команды из-за частой смены состава; в-третьих, после первых выбранных в команды наи­более подготовленных детей остаются те, которые по каким-либо причинам выбираются последними. Это ущемляет их достоинство,





Методические основы физической культуры дошкольников

им стыдно, что капитаны в них не заинтересованы. Поэтому этот способ не всегда пригоден и должен применяться с осторожностью.

Другой способ комплектования команд — постоянный, на весь период проведения физкультурных занятий. Здесь педагог сам рас­пределяет детей, учитывая их подготовленность, воспитательные за­дачи и другие показатели. Разделение на постоянные команды дает возможность быстро организовать детей. При определении постоян­ного места в зале для каждой команды все они твердо знают свое место, и по указанию педагога «Становись!» уже через 8—10 секунд дети стоят на своих местах и готовы к выполнению следующего задания.

Капитаны при такой форме организации, как правило, выбирают­ся самими детьми. Здесь следует иметь в виду, что дети этого возраста часто переоценивают свои возможности, желая утвердиться в глазах сверстников. Чаще всего при вопросе «Кого выберем капитаном?» почти все предлагают себя. В этих условиях открываются большие воз­можности воспитания скромности, объективной оценки своих воз­можностей, несмотря на большое желание почти каждого ребенка быть капитаном. Чтобы не обострять взаимоотношения между детьми и избежать недовольства, следует предложить ребятам 1-й команды выбрать капитана 2-й команды из детей 2-й команды и наоборот. Все дети хорошо знают друг друга и на вопрос руководителя «Кто, по ва­шему мнению, из этих ребят должен стать их капитаном?» обычно вы­деляют одного-двух детей, пользующихся авторитетом группы.

При таком выборе капитанами становятся наиболее дисциплини­рованные и уважаемые дети. Они-то и становятся впоследствии по­мощниками педагога, поддерживая порядок в своих командах. Капи­таны выбирают себе помощников, которые обычно занимаются раз­дачей мелкого инвентаря. Помощники могут назначаться капитаном на каждое занятие или постоянно. Смена помощников не занимает много времени и позволяет каждому ребенку активно включиться в процесс организации занятий, что повышает его ответственность.

Отрицательный стороной такого деления является то, что на некоторых занятиях команды оказываются неравноценны, т. к. по болезни или по другим причинам часть детей отсутствует и число занимающихся в каждой команде может существенно отличаться. Дети, переведенные на одно занятие в другую команду, обычно менее активны, не особо переживают за «чужую» команду.

Большое значение в решении задач нравственного воспитания имеет приучение детей к порядку. Для устранения дезорганизации

.596


и обид, возникающих при построении и перестроении, необходимо с первого занятия определить постоянное место в строю каждому ребенку. В этом возрасте, как правило, детям хочется стоять впереди колонны или шеренги. Определение порядка построения в командах лучше всего предоставить капитанам. При этом не обязательно при­держиваться правила построения «по росту». Для лучшего запоми­нания детьми своего места можно использовать подвижные игры: «Найди свое место», «Построение с заданием» и т.п.

Очень важно в играх и эстафетах точно соблюдать правила. Не­обходимо акцентировать внимание ребят на любых, даже самых мел­ких, отклонениях от установленного порядка, приучать к самостоя­тельному выявлению ошибок в своих действиях и действиях това­рищей. После проведения игры или эстафеты следует спросить, кто из ребят заметил ошибки. Если есть дети, которые по тем или иным причинам не участвуют в игре, полезно назначить из судьями. Осо­бенно важна их помощь, когда выполняются задания с предметами, и играющие, стараясь опередить соперников, часто небрежно обра­щаются с ними: кое-как ставят кубики, бросают мячи, палки. Этого нельзя допускать. В этом случае не надо, бояться потерять время и снизить моторную плотность занятия во время разбора ошибок. Поэтому на протяжении всего занятия следует добиваться точного, четкого и аккуратного выполнения заданий. Особенно важно вы­полнять эти требования при передаче эстафеты. С детьми этого воз­раста в эстафетах удобно использовать предметы (кубики, кольца, мешочки с песком, кегли и т. п.). При передаче эстафеты касанием руки трудно добиться четкого исполнения, а при передаче предмета ошибок, связанных с досрочным выбеганием, гораздо меньше, так как начало действий следующего участника определяется четким критерием — передачей ему предмета.

Большими возможностями нравственного воспитания распола­гают торжественные награждения команд и отдельных участников. Значительную роль в этих случаях играет наглядность. Дети стре­мятся утвердиться в глазах товарищей, хотят понравиться руководи­телю, заслужить похвалу. Поиск и выявление положительных черт каждого ребенка является основой построения воспитательного про­цесса. Здесь нужно быть очень осторожным в оценке деятельности детей, которые не могут справиться с заданием и значительно усту­пают более подготовленным. Необходимо помочь детям утвердиться и коллективе сверстников. Для этого целесообразно вести наглядный учет их достижений.

)97


Методические основы физической культуры дошкольников


I лава 2. Обучение, воспитание и развитие дошкольников...



Активизирует деятельность занимающихся экран достижений, где в графы записываются фамилии всех детей по командам, а при дости­жении достаточно высокого результата против фамилий выставляются условные знаки (чаще всего звездочки). Выиграл ребенок забег — по­лучает звездочку, попал 10 раз в кольцо — звездочка, красивее всех выполнил упражнение — звездочка. Звездочка — это не обязательно 1, 2, 3-е место. Это комплексная оценка деятельности ребенка, и она может быть выставлена не только за результат двигательной деятель­ности, но и за честность, дисциплинированность, взаимовыручку, добросовестность. Как правило, часть детей, уступающая по физиче­ской подготовленности более сильным, может оказаться без поощри­тельных звездочек и потерять интерес к занятиям. В таких случаях необходимо понаблюдать за ними и подобрать задания, в которых они смогли бы отличиться (аккуратность, точность выполнения упражне­ния, прилежание и т. д.). Кроме этого, в экран можно вносить команд­ные значки. Команда выиграла эстафету или все занятие провела лучше других — все члены команды получают звездочки. Следует опа­саться обесценивания звездочки. Ребята должны поощряться за до­стижение высокого результата, а не просто за выполнение задания. В течение занятия педагог говорит, кто и за что получает звездочку, но при проведении итогов необходимо все это суммировать и лучше выставлять итоги на экране с участием детей.

Победы детей в соревнованиях можно отмечать по-разному: вы­дачей номеров (как у настоящих спортсменов), красных нарукавных повязок, лент чемпионов. Такое награждение обычно происходит в конце занятий. При этом сообщается, что лента чемпиона (или на­грудный номер) — это не постоянный, а переходящий приз. Обяза­тельно следует назвать детей, которые особенно четко выполнили правила соревнований, оказали помощь другим ребятам, боролись за победу команды.

Вручение переходящего приза как индивидуального, так и ко­мандного способствует формированию у детей привычки не оста­навливаться на достигнутом, не создает условий для появления у детей элементов эгоизма, зазнайства, самомнения. Дети должны уяс­нить, что поощрение педагога, уважение других детей можно заслу­жить только достойным поведением, проявлением заботы о других, сопереживанием в процессе состязательной деятельности не только членам команды, но и всем детям группы.

В заключение следует отметить, что духовное обогащение, нравст­венное и эстетическое развитие, выработка активной жизненной


позиции не осуществляются в процессе занятий физическими упражне­ниями автоматически. Главную роль в этом прогрессе играет педагог.

2.5. Интеграция познавательной и двигательной

деятельности детей

Дошкольный возраст выступает как самоценный период жизни ребенка, и поэтому осваиваемые в процессе обучения в дошкольном учреждении ребенком знания, умения и навыки рассматриваются не как цель, а как средство полноценного развития его личности. При этом основным направлением образовательного процесса является приобщение детей дошкольного возраста к широкому спектру обще­человеческих ценностей. Однако в настоящее время в дошкольных уч­реждениях ярко выделяется проблема недостатка времени и большого объема информации, в том числе и программного материала, предла­гаемого для усвоения ребенком. Таким образом, одной из тенденций образовательного процесса в современном дошкольном учреждении является возрастание объема и интенсивности познавательной дея­тельности детей. В недельное расписание вводятся дополнительные занятия, например иностранный язык, обучение чтению, письму, на-ныки работы на компьютере. Их введение приводит к снижению и без того недостаточного объема двигательной активности детей.

Современными исследованиями доказано, что ухудшение здоро-вья детей является результатом неблагоприятного воздействия не только социально-экономических и экологических, но также ком­плекса педагогических факторов. К ним в первую очередь относят интенсификацию учебно-познавательной деятельности (постоянное увеличение объема и интенсивности учебной нагрузки), преждевре­менное начало систематического обучения на дошкольном этапе. Перегрузка дошкольников обусловливается не только содержанием образования и применением школьных форм организации обучения, по также режимом пребывания в дошкольном учреждении, неаде­кватным возрастным особенностям дошкольников: сокращению прогулки, дневного сна, времени для самостоятельной игровой и двигательной деятельности. Особую озабоченность вызывает пре-пышение количества занятий в течение для и их длительности без учета возрастных и индивидуальных возможностей детей.

Поиск форм, средств и методов образования, наиболее подходя­щих для гармоничного психофизического и социального развития до­школьников, актуален не только для нашей страны. Несмотря на


 
 


Методические основы физической культуры дошкольников Глава 2. Обучение, воспитание и развитие дошкольников...


различие культур, своеобразие путей развития педагогической науки и практики дошкольного образования, специалистов разных стран мира объединяют общие проблемы. Большинство зарубежный программ ак­центирует внимание на необходимости интеграции разных видов об­разовательной деятельности, т. е. отказ от проведения занятий по от­дельным дисциплинам и гибкость форм и методов работы педагога. Подобные подходы — не единичное явление, а одна из тенденций раз­вития современной зарубежной педагогики, корни которой просмат­риваются в идеях педагогов второй половины XIX -- начала XX вв.

Следует отметить, что в нормативных документах Министерства образования Российской Федерации указывается на необходимость целесообразного и преимущественного использования интегриро­ванных занятий, которые позволяют гибко реализовать в режиме дня различные виды детской деятельности, а также сократить количество занятий в целом и их общую продолжительность. Модернизация дошкольного образования на основе интеграции разделов образова­тельных программ требует пересмотра форм организации и содер­жания педагогического процесса, в том числе и в области физиче­ской культуры.

Согласно философскому энциклопедическому словарю (1989), интеграция — это «сторона процесса развития, связанная с объеди­нением в целое ранее разнородных частей и элементов». Интеграция между учебными предметами или разделами образовательных про­грамм не отрицает предметной системы. Она является возможным путем ее совершенствования, преодоления недостатков и направлена на углубление взаимосвязей и взаимозависимостей между предмета­ми. Интеграция познавательной и двигательной активности детей в процессе занятий физическими упражнениями способствует эффек­тивному решению как образовательных, так и оздоровительных задач.

В дошкольном учреждении интеграция двигательной и познава­тельной деятельности может осуществляться по нескольким направ­лениям:

1. Включение в игры и эстафеты заданий на закрепление знаний,
полученных детьми на других занятиях (развитие речи, счет и т. п.).

2. Интегрированные занятия по конкретной теме, объединя­
ющие знания из различных областей образования дошкольников.

3. Разработка и внедрение интегративных образовательных про­
грамм, охватывающих всю деятельность детей в дошкольном уч­
реждении.


Следует отметить, что разработка как интегрированного занятия, так и интегрированной программы в целом достаточно сложный процесс. Часто эта работа осуществляется педагогом интуитивно, зачастую компоненты учебной деятельности соединяются механи­чески на основе общей темы.

Организация учебно-воспитательного процесса должна строить­ся на основе создания предмета, раздела, программы и т. д., в ко­торых происходит слияние фактов, идей, понятий, принципов, за­конов, теорий различных научных отраслей и видов человеческой деятельности (интеграции). При этом необходимо помнить, что ре­ализация специфических возрастных возможностей физического и психического развития происходит благодаря участию дошкольни­ков в соответствующих возрасту видах деятельности.

В этой связи специалист по физической культуре должен учи­тывать необходимость дозирования материала в зависимости от фи­зического состояния дошкольников, уровня их интеллектуального развития и физической подготовленности, а также времени, отводи­мого на нагрузку и отдых, определяющего моторную плотность ин­тегрированных занятий.

Включение в игры и эстафеты заданий на закрепление знаний, полученных детьми на других занятиях

В практике занятий физическими упражнениями с дошкольни­ками в играх и эстафетах чаще всего закрепляются знания и умения детей различать цвета, считать, составлять слова. Примеры таких заданий представлены ниже.

Эстафета «Найди цифре место» с цветными кубиками для со­ставления ряда цифр. Для эстафеты необходим набор больших (с ребром 7 см) кубиков (по 6 кубиков на команду). Каждая грань кубика окрашена в один из шести цветов: красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, коричневый. На гранях, окрашенных одним цветом, наклеены белые цифры от 1 до 6. Таким образом, все одно­цветные грани имеет свой цветовой ряд и комбинация цветов и цифр каждого кубика не повторяется. На расстоянии 5—7 м от стар­товой линии напротив каждой команды укладываются бумажные полоски длиной 42—45 см (6 кубиков по 7 см), окрашенные в один из указанных цветов (для каждой команды свой цвет) (рис. 8).

Направляющие команд получают по кубику. Остальные пять ку­биков находятся в обручах, лежащих около полосок команд врас­сыпную. По сигналу направляющие команд бегут к свои полоскам


Методические основы физической культуры дошкольников


Глава 2. Обучение, воспитание и развитие дошкольников...



                 
   
 
 
   
 
   
 
   
 

V У

Рис. 8. Схема организации эстафеты по кубику

и ставят кубик так, чтобы верхняя грань соответствовала цвету по­лоски, и на то место, где в цифровом ряду должна находиться цифра. Например, если на верхней грани оказалась цифра «1» — то первым слева, если «6» — то крайним справа, если «3» — то у середины полоски ближе к левой стороне. Затем ребенок берет любой кубик из своего обруча и, возвращаясь к своей команде, передает его сле­дующему (второму) участнику и встает в конец команды. Команда-победитель определяется по быстроте установки всех кубиков при условии правильного порядка цифр и соответствия цветов граней и полоски. Точность выполнения задания определяется руководителем вместе с участниками эстафеты.

Эстафета «Составь слово». Для эстафеты необходимо иметь 3— 4 набора кубиков с буквами (ребро кубика 7 см) и полоски бумаги со словами из 3, 4, 5, 6 букв. Группа делится на 2—3 команды. На расстоянии 5—7 м от линии старта напротив каждой команды укла­дывается полоска бумаги со словом; рядом с полосками в малых обручах находится соответствующее количество кубиков с буквами. По команде «Марш!» первые участники эстафеты подбегают к своим полоскам, перебирая кубики в обруче, находят нужную первую букву, устанавливают кубик под первой буквой на полоске так,


м[и


чтобы буква была на верхней грани, бегом возвращаются назад, дотрагиваются до руки второго участника и встают в конец своей колонны. Вторые участники устанавливают вторую букву и так далее. По окончании эстафеты педагог вместе с детьми подходят к сложенным словам и оценивают действия команд. Побеждает ко­манда, выполнившая задание быстро и правильно (рис. 9).

Рис. 9. Составление слов из кубиков по образцу в эстафете «Составь слово»

Подбор слов осуществляются с учетом численного состава ко­манд. Варианты проведения эстафеты с двумя командами:

• обе команды составляют одно слово;

• команды составляют разные слова, но с одинаковым количест­
вом букв;

• команды, состоящие из 6 человек, собирают два слова по три
буквы, из 7 человек — слово из трех букв и слово из четырех
букв и т. д.

Интегрированные занятия по конкретной теме, объединяющие знания из различных областей образования дошкольников

Разработку интегрированного занятия можно рассмотреть на при­мере программы олимпийского образования дошкольников «Путеше­ствие в Олимпию». Включение знаний об Олимпийских играх в со­держание образования дошкольников способствует формированию у детей интереса как к занятиям физическими упражнениями, так и к истории развития человеческих цивилизаций.


О О ft
я О
о 3

"2 н ^
OS О
 
и н о
C Я w
Я Я ft „s3
2 о да н

>< -a

^ Я ft

о ы в а
С U g К
О? н я
О С" л g
Я Я Я О го да
01 о 3 Ё
о ft

S О


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: