Общество как социальная система

Глава 10. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ

 
 
Народ есть живое единство, связанное тысячей живых нитей и пребывающее в непрерывном духовном и хозяйственном обмене; он подобен живому организму, где все находится в связи со всем и все питается от всего остального. И.А. Ильин


Великий итальянский историк Д. Вико подчеркивал, что история общества тем отличается от истории природы, что первая сделана нами, а вторая - не нами. Люди выступают не только как актеры, но и как авторы великой исторической драмы. Познавая историю, люди фактически познают самих себя. Тем самым субъект и объект социального познания практически совпадают. Философия исследует общество в рамках социальной философии, или философии истории.

Общество как социальная система.

Философия истории и социальная философия. При первом взгляде на общество обращает на себя внимание наличие многообразных сфер общественной жизни: экономики, политики, права, морали и т.д. Если теперь обратиться к системе социального знания, то увидим, что практически каждая сфера общества является предметом конкретной общественной науки: экономической теории, правоведения, политологии, этики и т.д. Возникает вопрос: а что же остается на долю философии? Не утрачивает ли она с развитием обществознания собственного предмета?

Очевидно, что за пределами частных наук об обществе остаются наиболее фундаментальные проблемы общественной жизни. В системе этого знания не “ухватываются” законы, общие для всех социальных систем, для общества в целом. Именно подобного рода проблемы и составляют содержание философского подхода, обращенного не к анализу мира в целом, а к исследованию общества. В качестве важнейших проблем философского анализа общества могут быть сформулированы:

- Что такое общество?

- Как общество организовано и функционирует, каковы его элементы?

- Развивается ли общество, каковы причины и источники такого развития?

- Какова цель и смысл общественного развития?

- Каковы движущие силы общества?

Философский взгляд на общество исходит из рассмотрения его как особой сферы бытия - социального бытия. Это наиболее сложный для исследования вид бытия. В его структуру включается все многообразие явлений общественной жизни: как производство материальных благ, так и духовное производство, как объективные условия общественной жизни, так и различные проявления общественного и индивидуального сознания. Социальное бытие включает как индивидуальное бытие конкретного человека, так и бытие социальных групп различной степени общности, а также бытие общества в целом. Сложная структура социального бытия особым образом отражается в структуре соответствующей сферы философских знаний.

Довольно часто в учебной литературе в качестве синонимов употребляются понятия “социальная философия”, “социология”, “философия истории”. Понятие “ философия истории ” введено Вольтером. Именно так называлась одна из его книг. Гегель ввел термин “ всемирная философская история ”, под которым подразумевал общие философские размышления об истории. В XIX столетии французский философ Огюст Конт ввел понятие “социология” для науки об обществе, которую он хотел максимально приблизить к типу точных наук.

Различия между этими понятиями можно представить следующим образом. Философия истории акцентирует внимание на развитии общества, рассмотрении его как последовательной смены исторических этапов. Наоборот, социология исследует общество, акцентируя внимание на его структурной, относительно статичной, организации и взаимодействии системных компонентов общества. Социальная философия выступает в качестве своеобразного синтеза этих двух подходов. Вместе с тем, рассматривая историю как развитие, философия истории не может абстрагироваться от объекта этого развития, от рассмотрения общества как системы. В этом смысле ее предмет фактически совпадает с предметом социальной философии[1].

Таким образом, социальная философия выступает обобщающим теоретическим знанием по отношению к философии истории, а также философским концепциям отдельных сфер общественной жизни: философии культуры, философии науки, философии религии и др.

Социальная философия выступает как обобщающее теоретическое знание об обществе как системе, о его основных типах, о наиболее общих социальных законах, характеризующих процессы возникновения и развития общества, о движущих силах и системе факторов его функционирования и развития.

Философия истории есть раздел философии, исследующий логику развития человеческого общества, специфику и закономерности исторического процесса, его единство и многообразие, выявляющий движущие силы, социальный механизм и систему факторов социального развития. Философия истории выступает, таким образом, как философско-исторический анализ общества.

Предмет философии истории: специфика и подходы к изучению. Понять сущность человеческой истории можно лишь при уяснении специфики объекта истории, а именно - общества.

Понимание термина “общество” является многозначным. В самом деле, в понятиях “общество книголюбов”, “педагогическое общество”, “общество изобретателей и рационализаторов” термин “общество” обозначает относительно ограниченную группу людей, объединенную общими интересами. Понятия “дворянское общество”, “светское общество” означают конкретную социальную прослойку. Еще более крупную группу людей обозначают термины “российское общество”, “французское общество”. Понятия “первобытное общество”, “феодальное общество” - это исторические этапы развития человечества.

В философии рассматривается самый общий смысл этого термина, в известном смысле совпадающий с понятием “человечество”, взятым в совокупности всех исторических этапов его развития. Важнейшая проблема, возникающая при исследовании этого смысла, заключается в выявлении соотношения “человек и общество”. Иными словами: представляет ли собой общество лишь простую совокупность составляющих его людей, либо общество включает в себя еще некоторые надындивидуальные характеристики и к простой сумме людей не сводится? С точки зрения системного подхода этот вопрос формулируется так: имеет ли общество системные качества, либо включает лишь простую сумму свойств его элементов?

Так, социологический номинализм исходит из того, что источник и единственный субъект общества есть индивид, конкретный человек. Общества как самостоятельного целого не существует. “Новейший философский словарь” отмечает, что социальный номинализм, исповедуя традиции историцизма, “фокусирующего внимание на истории как истории духа и на имманентных индивидуальных импульсах совершения человеком того или иного поступка”, понятие общества “практически не употребляет”[2] Так, крупный немецкий философ и социолог Макс Вебер (1864-1920), занимаясь проблемами теории социального действия, анализировал его прежде всего как свободное действие от­дельного человека.

Напротив, социальные реалисты (О. Конт, К. Маркс, Э. Дюркгейм) считают, что истинные носители социальной реальности - сверхиндивидуальные целостности (прежде всего общество и государство), а не конкретные человеческие личности. В самом деле, какие бы поступки человек ни совершал, он действует не совсем так, как ему хочется. Человек выражает свои мысли, пользуясь языком, но не он сам этот язык придумал. Он идет по своим делам, но идет по улице, направление которой не сам определил. Цели и результаты деятельности никогда полностью не совпадают.

Человек как бы опутан сетями. Это “сети” общественных связей и отношений. Иногда сети мягки, и человеку кажется, что их нет. Иногда они ощу­щаются как жесткие, и тогда общество кажется человеку тюрьмой. Социальные сети и формы — продукт совместной человеческой деятельно­сти, продукт общества, взятого как целое.

Таким образом, существенным элементом общества, кроме самих людей, являются связывающие их отношения. Поэтому можно дать следующее определение. Общество - особого рода отношения между людьми, которые дают им возможность возвыситься над своей чисто биологической природой и творить собственную человеческую, надбиологическую реальность посредством материального и духовного производства.

Общество и природа. В определении общества подчеркивается его генетическая связь с природой (оно есть часть природы, обособившаяся от нее). Вместе с тем общество обладает специфическими (надбиологическими) чертами. Среди них можно выделить следующие.

1. Общество образовано людьми, наделенными сознанием и волей, интересами и чувствами. Эти люди неодинаковы, они принадлежат к различным социальным общностям, - группам, партиям, классам, профессиональным образованиям.

2. Общество живет деятельностью, занимается производством: материальным и духовным, воспроизводит себя во всех отношениях.

3. Для общества характерна упорядоченность отношений. Такие отношения многообразны: социальные и политические, экономические и духовные, отношения субординации и координации. Они могут быть: стабильными и нестабильными, напряженными и ненапряженными, мирными и военными.

4. Для поддержания и стабилизации социальных отношений обществе созданы различные институты, учреждения, организации. Таковыми являются государство, партии, культурные и просветительские учреждения, иные объединения. Они служат для представления, согласования и удовлетворения интересов и потребностей людей.

5. В обществе функционируют различные духовные образования: идеи, теории, взгляды: настроения, привычки, традиции. Основу духовных образований составляет общественное и индивидуальное сознание. Оно дает разумное обоснование человеческой деятельности, формирует конкретных людей, вырабатывает нормы социального поведения.

6. В обществе существуют объективные социальные законы, обладая вместе с тем собственной спецификой, отличающей их от законов природы.

· Естественные законы долгосрочны, поскольку это законы вечно существующей материи. По сравнению с ними социальные законы относительно краткосрочны, ибо возникают лишь вместе с возникновением общества.

· И естественные законы, и законы общества объективны, но эта объективность проявляется по-разному. Законы природы действуют вне и помимо человека и человечества. Социальные законы проявляются лишь через деятельность людей и в этом смысле без человека, без общества не существуют. Однако действие этих законов не зависит от воли и желания людей, наоборот, нередко проявляется помимо такой воли и желания. В этом смысле социальные законы включает объективный фактор - те условия, которые от воли людей не зависят: природные условия, уровень развития производительных сил и т. д. Они могут быть осмыслены как историческая необходимость.

· Механизм социальных законов включает в себя также субъективный фактор - деятельность конкретных субъектов истории: масс, классов, партий, отдельных личностей. Сознательная деятельность этих субъектов может либо усиливать действие объективного фактора либо ослаблять его вплоть до полной нейтрализации. Она может осмысливаться как историческая свобода.

 
 


Рис. 1. Механизм действия социальных законов

Cхематично механизм социальных законов представлен на рис. 1.

Особенность взаимосвязи объективного и субъективного фактора заключается в том, что в их диалектическом единстве ведущая роль постоянно переходит от одного фактора к другому. В момент формирования социального явления решающую роль играют объективные факторы. Если объективные условия уже сложились, то решающей становится зрелость субъективного фактора. В свою очередь, субъективные факторы оказывают обратное воздействие на объективные условия. Такая закономерность показывает, между прочим, относительность различий материалистического и идеалистического подходов к развитию общества, абсолютизирующих чаще всего лишь один-единственный фактор в развитии общества.

Системный подход к пониманию общества. Теоретическое достижение науки ХХ века - представление об обществе как о социальной системе. Такой подход практически никто из социальных философов не отвергает, какой бы ни была его мировоззренческая позиция.

Суть системного подхода заключается в рассмотре­нии любого исследуемого объекта как системы, внутри которой можно выделить элементы и установить структурные связи между ними. Эле­мент есть некоторая далее неразложимая единица предмета или явления, которая выполняет в рамках системы определенные функ­ции. Структура представляет собой связь между элементами, которая обеспечивает целостность и способ существования объекта. Важнейший эффект, порождаемый структурными связями, - возникновение таких системных качеств, которыми не обладают отдельные элементы. Таким образом, сущность системного подхода применительно к обществу заключается в исследовании его элементов, структурных уровней и общественных законов.

Общество выступает именно как целостная система, поскольку здесь структура порождает такие новые качества, которыми не обладают отдельные элементы общественной системы. Общество - этоцелостная органическая система, так как актив­ность и взаимозависимость структурных связей в ней очень высока, что де­лает ее способной к саморазвитию. Сложность и разнообразие общественных связей позво­ляют рассматривать общество еще и как высокоорганизованную систе­му, внутри которой существуют собственные подсистемы, что придает ей чрезвычайную гибкость и устойчивость. Специфика общественной системы заключается также в том, что эти подсистемы могут иметь собственную логику развития. В качестве таких подсистем обычно выделяют социальную, экономическую, политическую и духовную под­системы.

Такая подсис­тема (например, экономическая или политическая) представляет собой воспроизводство конкретного типа совместной деятельности людей. Кроме деятельности, в качестве элементов такой системы можно выделить конкретные социальные отношения, соответствующую им систему организаций и учреждений, а также круг идей, который применительно к некоторым социальным системам выступает как форма общественного сознания: правовая, нравственная, религиозная и т. д.

Нередко ставятся вопросы об иерархии этих подсистем, о том, какая из них является определяющей для развития общества. Ответ на этот вопрос существенным образом зависит от мировоззренческой позиции исследователя. Социальный идеалист в качестве такой сферы чаще всего выдвигает сферу духовную: культуру, религию, науку и т.д.

Материалистическая социальная философия в своей основе была создана К. Марксом и получила название исторического материализма. Ее ведущий тезис: “Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание”[3]. При таком подходе именно способ производства материальных благ выступает как системообразующая основа общественной жизни.

Важно подчеркнуть, что подобные подходы исходят из понимания важности одного-единственного фактора. Аналогичные подходы могут быть определены как монофакторные. Системный подход акцентирует внимание на взаимосвязи элементов системы, в нашем случае – сфер общественной жизни. При этом преодолевается ограниченность монофакторного подхода.

Рассмотрим основные подсистемы общества.

Социальная подсистема общества. Это сфера жизни общества, в которой осуществляется воспроизводство человеческой жизни, удовлетворение непосредственных запросов и потребностей людей, социальная дифференциация.

Особая роль социальной сферы в системе общества определяется следующими факторами:

· Средоточием социальной сферы является человек с его потребностями и запросами. А это и есть главный элемент общества, субъект деятельности, носитель всех общественных отношений, творец социальных преобразований.

· Человек есть как исходное условие развития общества, так и конечная цель такого развития. Человек по отношению к обществу – и его цель, и его средство, и его результат. Развитие человека – высший критерий прогресса общества. Напомним слова Андрея Вознесенского:

Все прогрессы реакционны,

Если рушится человек.

· Человек многомерен. Он – и биологическое существо, и член семьи, и труженик-профессионал, и член коллектива: социальной группы, партии, нации, гражданин государства. Многое человеку дано от Бога, а многого он может добиться сам. Социальная политика в обществе должна быть такой, чтобы полнее раскрывался потенциал человека, удовлетворялись его социальные потребности и интересы. Отметим, что в Конституции РФ записано, что Россия – социальное государство.

Наиболее общая задача этой подсистемы – воспроизводство социальной структуры общества. В свою очередь обобщенно социальную структуру можно определить как совокупность различных социальных групп, их взаимосвязей и взаимодействий. В этой сфере, к примеру, находит отражение состояние и особенности существования этнических, половозрастных, региональных, профессиональных общностей, их взаимодействие друг с другом и с обществом в целом. Социальная сфера в известном смысле является продолжением сферы производства, ибо именно в социальной сфере завершается цикл распределения материальных благ, реализуется индивидуальное материальное потребление.

В социальной сфере реализуется воспроизводство населения. Поэтому одной из важнейших ячеек социальной структуры общества является семья во всей совокупности ее социальных функций. В числе критериев, по которым принято оценивать развитие социальной сферы конкретного государства, можно указать: образ жизни, состояние медицинского обслуживания и социального обеспечения, образование и воспитание, демографические показатели. В качестве интегрального критерия выступает мера гармоничного совершенствования и самовыражения личности.

В Вооруженных Силах существует два относительно самостоятельных уровня социальных отношений. Первый уровень – проявление в армии и на флоте системы социальных отношений конкретного общества. Второй уровень – специфические социальные отношения, вызываемые спецификой разделения воинского труда. Обеспечение достойных социальных условий службы российского воина обеспечивается, в частности, организацией службы в строгом соответствии с требованиями общевоинских уставов, других военно-правовых документов.


Рис 2. Социальная сфера общественной жизни

Экономическая подсистема общества. Материальное производство, или производство материальных благ - важнейшая сфера социальной деятель­ности по созданию вещей и средств деятельности, используемых во всех типах совместной деятельности людей. Научная заслуга в обосновании и рассмотрении этой сферы принадлежит английским экономистам XVIII - XIX вв. и К. Марксу. Способ производства материальных благ выступает как диалектическое единство производительных сил и производственных отношений - двух важнейших компонентов производственного процесса.

Производительные силы - это те силы, которые непосредственно включены в процесс производства материальных благ. Главной производительной силой выступает человек в единстве его знаний, умений и навыков. Предметную составляющую производительных сил образуют средства производства. Ониподразделяются на предметы труда - те материальные объекты, которые подлежат непосредственной обработке и преобразованию, и средства труда: орудия труда и условия труда.

Второй составляющей способа производства материальных благ являются производственные отношения как отношения между людьми в обществе по поводу производства материальных благ. Они предстают как единство трех групп отношений:

- отношений собственности на средства производства,

- отношений обмена деятельностью в процессе материального производства;

- отношений обмена, распределения и потребления материальных благ.

Понятно, что в этой системе определяющими являются отношения собственности на средства производства, поскольку именно от их характера зависит и специфика организации производственной деятельности (подневольный труд рабов принципиально отличается по характеру от труда современных наемных рабочих), и особенности распределения и потребления материальных благ. Естественно стремление собственника увеличить свою долю в приобретении и присвоении материальных благ, естественно также стремление наемного рабочего к увеличению оплаты его труда.

Схематично эта структура представлена на рис. 3.

Экономическая сфера жизни общества включает свои подсистемы:

· производство материальных благ, труд;

· сфера обмена товарами, услугами, деятельностью,

· сфера распределения материальных благ,

· сфера потребления,

· сфера управления, организации материального производства.

В философии марксизма определяющая роль материального производства в системе социальных отношений подкрепляется достаточно убедительными аргументами. Марксизм даже возводит такую роль в ранг закона и формулирует закон определяющей роли материального способа производства: "В общественном производстве своей жизни люди вступают в опре­деленные, необходимые, от их воли не зависящие отношения - произ­водственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и по­литическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще"[4]. Особое внимание выявлению роли производственной сферы (сферы труда) уделяют и другие направления философии истории.

           
 
 
   
 
   
Орудия труда


Рис. 3. Способ материального производства

Системный подход, отвергая монофакторное исследование общества, тем самым исключает жесткую экономическую детерминацию общественной жизни. Вместе с тем он рассматривает экономический фактор в числе других факторов общественного развития.

Политическая система общества. На базе политической деятельности формируется такая важней­шая подсистема общества, как политическая. Она представляет собой особую систему политических институтов, включающих в себя как го­сударственные, так и негосударственные политические структуры. Основной вопрос политики - это вопрос о власти. Общество противоречиво: оно выступает как средоточием целостности, единства, так и многообразия, различий, противоречий, конфликтов. Политика как раз и реализует функцию упорядочения и организации общественной жизни на основе властных отношений.

Негосударственные политические структуры (партии, обществен­ные организации и движения) обеспечивают приход к власти соответствующих политических лидеров, функционирование в обществе спектра идей относительно желаемых направлений политики. В рамках таких политических режимов, которые характеризу­ются отсутствием многопартийной выборной системы, единственная правящая партия (или блок таких партий) фактически выступает составным элементом госу­дарственной структуры. Нередко это проявляется даже в слиянии соот­ветствующих высших должностей. Важнейшей задачей негосударствен­ных структур в современном демократическом обществе, с одной сто­роны, является обеспечение легитимности (законности) формирования власти, а с другой — напротив, создание партийно-общественной оппозиции к дан­ной конкретной власти, что является необходимым условием нормаль­ного функционирования общества.

Государство как политическая структура имеет сложный и диффе­ренцированный характер, зависящий от формы правления, конкретных исторических условий и т.д. Оно выполняет разветвленные функции, которые также реализуются в соответствующих государственных инсти­тутах. Для современных демократических государств характерно разделение государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную. Важным элементом государственной машины является армия, другие силовые структуры.

Уровень демократизации современных обществ существенно зависит от такого элемента политической системы, как политическая культура каждого гражданина.

Один из вариантов структурного представления политической сферы представлен на рис. 3.

 
 


Рис. 4. Политическая сфера общества

Духовная подсистема общества. Духовная деятельность связана с производством духовных, нематериальных ценно­стей. Создаваемые в этой сфере предметы потребления, хотя и имеют материальное выражение, выступают лишь формой и носителем нематериальной информации. Поэтому, хотя достаточно тяжелой книгой можно забивать гвозди, эта ее воз­можная функция не выражает собой ее подлинной духовной сущности.

Потребление духовных ценностей также отличается от материального потребления. “Потребление” идей реализуется через их образное и логическое восприятие на основе усвоенной личностью (или социальной группой) системы ценностей. В качестве критерия классификации видов духовной дея­тельности нередко выступает структура общественного сознания. Принято выделять такие формы общественного сознания, как политическое, правовое, этическое (нравственное, моральное), эстетическое, религиозное, философское. Каждой из этих форм соответствует относительно обособленная система духовного производства.

 
 


Рис. 5. Духовная сфера общества

Духовная сфера общества включает и иные подсистемы: сферу науки, систему образования и просвещения, сферу художественно-эстетического творчества – искусство. Именно духовной сфере принадлежит важнейшее место в системе воспитания человека, в том числе и военнослужащего, в процессе социализации личности. Структурное представление этой сферы дано на рис. 5.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: