Современное философское понимание общества формировалось в течение длительного периода развития философской науки. Мыслители издавна размышляли о специфике и этапах развития человеческого общества, а также о механизме и движущих силах этого развития. Такого рода проблемы и составляют содержание собственно философии истории. Нередко поиск этапов истории и критерии их выделения определялись потребностями обоснования проектов “идеального общества”. Часто такие критерии выбирались на основе соответствия или несоответствия общества природе человека. Такой подход ведет начало от Платона. При этом выделяются следующие исторические этапы человечества:
- естественное, природное (дообщественное), когда человек еще не приобрел собственно человеческих качеств и был близок природе;
- общественное состояние, не соответствующее природе человека;
- разумное, идеальное общество будущего, соответствующее природе человека.
Подобного рода критерий носил весьма произвольный характер (в зависимости от того, как понималась природа человека) и позволял давать весьма произвольные ценностные оценки различным этапам истории человечества, Так, Гельвеций утверждал: “Феодальный строй - верх нелепости”. Напротив, в его понимании, как и в понимании его соратников, капитализм выступал как будущее царство свободы, разума, справедливости.
Концепции единства истории. Сам термин “философия истории” был введен Вольтером – так называлась одна из его книг. Однако по существу начало философии истории в европейской культуре положил Аврелий Августин (IV в. н. э.) своим знаменитым трудом “О граде Божьем”. Он заложил идею единства истории. Центральным событием, положившим начало историческому процессу, с точки зрения Августина, является грехопадение первых людей - Адама и Евы. История в концепции Августина рассматривается как целенаправленный длительный процесс “спасения” человечества, обретения им утраченного единства с Богом, обретения “Царства Божьего”.
Попытка выделения единого критерия различения исторических этапов характерна для выдающегося итальянского философа и историка Джамбаттиста Вико (1668 - 1744). В истории человечества он выделял три этапа:
- Век Богов - детство человечества, “когда языческие люди думали, что живут под божественным управлением”;
- Век Героев - юность человечества, когда герои “повсюду царствовали в аристократических республиках”;
- Век Людей - зрелость человеческого общества, когда “все признали, что они равны по человеческой природе”.
Каждая нация совершает поступательное движение от божественной эпохи до человеческой, а потом возвращается к своему первоначальному состоянию. Критерии выделения этапов исторического развития у Вико носят в известной мере произвольный характер, однако важна сама попытка выделить единый критерий для представления человеческой истории и представить общество в процессе естественного развития.
В книге “Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума” выдающийся французский мыслитель Ж. Кондорсе (1743 - 1794) выделяет 10 исторических эпох, делая тем самым дальнейший шаг по сравнению с Д. Вико. Он проникает глубже в историческое прошлое человечества и представляет его более подробно и дифференцированно, выделяя десять исторических эпох. Правда, в этой дифференциации еще трудно уловить единый критерий, однако он присутствует неявно - это прогресс человеческого разума, который понимается Кондорсе очень широко и по сути охватывает все сферы общественной жизни.
Г.В.Ф. Гегель в качестве основы научной типизации общества рассматривает этапы самопознания Абсолютного Духа. При этом каждый из подобных этапов развития наиболее адекватно отражается в духе конкретных народов. Гегель выделяет три основных типа обществ:
- восточный мир, отождествляемый им с детством человечества;
- античный мир, внутри которого греческий период характеризует юность, а древнеримский период - возмужалость человечества;
- германский мир, с точки зрения Гегеля, характеризовал новую эпоху развития человечества, венцом которой стала Прусская монархия, - период зрелости.
У Гегеля история, пожалуй, впервые выступает как закономерный процесс. Однако это еще процесс развития идеи. Именно в ней видит великий философ источники развития всех социальных сфер.
Современные концепции развития общества. ХХ век оказался богат на различные теоретические модели развития общества. Эти модели могут быть классифицированы по различным основаниям. Удобно рассматривать подобного рода теории в зависимости от того, какие факторы приняты в качестве определяющих по отношению к развитию общества. В этом случае могут быть выделены следующие концепции.
Концепции материалистического детерминизма в качестве ведущих факторов выделяют объективные материальные факторы общественной жизни. При этом сами такие факторы могут быть различными. Теория экономического детерминизма характерна для марксизма, который в качестве основных факторов развития общества рассматривает экономические явления, прежде всего способ материального производства. Технологический детерминизм выступает как ведущий методологический принцип анализа общества для таких авторитетных исследователей ХХ столетия, как У. Ростоу, Д. Белл, О. Тоффлер. В качестве ведущего фактора развития общества они рассматривают развитие техники и технологии.
Концепции духовно-идеалистического детерминизма рассматривают в качестве определяющих причин развития общества различные явления духовной жизни. Для П. Сорокина такой определяющей детерминантой выступает культура, для А. Тойнби – религия. Для М. Вебера - основоположника “понимающей социологии” – существенную роль играют психологические факторы. Он, в частности, особо исследовал протестантскую этику как выражение “духа капитализма”.
Концепции натуралистического детерминизма рассматривают общество как продолжение закономерностей природы, и именно природные факторы для них являются определяющими в общественном развитии. Так, для географического детерминизма характерно подчеркивание роли географических факторов и природно-климатической среды (Ш. Монтескье, Л.И. Мечников). Биологические особенности человека рассматриваются в качестве определяющих в социобиологии (Э. Уилсон, Ч. Ламсден). Подчиненность жизни общества ритмам солнечной активности исследовали А. Чижевский и Л. Гумилев.
Может быть выделена и концепция структурного детерминизма, которая исходит из решающего влияния на общественную жизнь ее конкретной структурной организации (Р. Мертон, Т. Парсонс).
Вместе с тем многие теоретические модели не укладываются в прокрустово ложе такой классификации. В частности, интересную модель социального развития предлагает немецкий экзистенциалист Карл Ясперс (1883-1969), рассматривая историю как единый процесс. Стержнем философской концепции Ясперса выступает понятие "осевого времени". Мыслитель отождествляет становление осевого времени с завершением мифологической эпохи и периодом “духовного основоположения человечества” (VIII - II вв. до н. э.), синхронно и автономно произошедшем на огромном пространстве от Греции до Китая.
Осевое время характеризуется следующими особенностями:
1. Возникновение “осевого времени” связано с прорывом мифологического сознания и становлением мощных духовных движений в различных регионах мира (Конфуций и Лао-Цзы – Китай, Упанишады и буддизм - Индия, философы и трагики – Греция).
2. Внутри него происходит исчезновение целостных культур мифологической эпохи, фрагменты которых вписались в осевое время и используются им.
3. Осевое время проявляет себя как культурная значимость и сохранение общих целей человечества, вплоть до наших дней.
4. Народы, "не вписавшиеся" в осевое время, оказались вне истории, и в историческом смысле как бы "застыли".
На этой основе формируется схема мировой истории.
Из общих истоков человечества возникает период доисторического существования, которое географически располагается в четырех мировых точках - Египет, Двуречье, Инд, Хуанхэ. Начиная с 800 г. до н.э., происходит формирование мировых культур – Индии, Китая и Европы - как духовной основы человечества. Период осевого времени характеризуется поляризацией на западную и восточную европейскую культуры, и в этот же период возникает мощная исламская культура. Западная культура порождает современную науку и технику и реализует рационалистический стержень развития, связывая все регионы земного шара, порождая схожую систему коммуникаций, выступая фактором культурной интеграции. С этого момента, по Ясперсу, и начинается мировая история в ее современном значении.
Мировая история реализует тенденцию к единому миру человечества. Америка и Европа в "чистом виде" отражают интегративные тенденции развития науки и техники. Далее идут культуры, истоки которых лежат в осевом времени. Эти культуры не являются прямым следствием научно-технического прогресса, но ныне также всецело от него зависят. Это культура России, базирующаяся на восточных традициях, культуры Индии и Китая, а также относительно самостоятельная культурная традиция стран, базирующихся на исламе. И, наконец, существует негритянская культура, которая раздвоилась. Часть ее осуществила "скачок" в мировую культуру, минуя адаптацию к осевому времени, а другая часть представляет собой вымирающие народы. Не вошли в мировую культуру, "застыли" культуры стран типа Перу и Мексики[5].
Таким образом, доистория характеризуется простым сосуществованием людей. Культуры здесь практически не соприкасаются. Период осевого времени - это система локальных, хотя и соприкасающихся культур, отдельных историй. И, наконец, наступивший период мировой истории характеризуется мощнейшими интегративными процессами и переходом человечества к единой человеческой культуре; основой этого выступает наука.
Таким образом, по Ясперсу, наступление всемирной истории есть не что иное, как реализация ее основного смысла и цели, которые заключаются в единстве человечества.
Отрицание единства истории. Сущность цивилизационного подхода. Современная социально-философская мысль активно дискутирует по поводу возможностей и ограничений формационного и цивилизационного подходов к исследованию общества. Одна из разновидностей цивилизационного подхода связана с отрицанием единства мировой истории, представлением развития человечества как совокупности “атомарных”, практически не связанных между собой социальных механизмов. Так, известный русский историк Н. Я. Данилевский (1822-1885) утверждал, что не существует всемирной истории, есть лишь индивидуально замкнутая история данных цивилизаций. Наиболее обстоятельную попытку рассмотреть человеческую историю как историю цивилизаций предприняли три выдающихся социолога: американец русского происхождения Питирим Сорокин (1889-1968), английский историк Арнольд Тойнби (1889 - 1975), немецкий философ Освальд Шпенглер (1880 – 1936).
С точки зрения О. Шпенглера история каждой страны и народа может быть представлена как история развития самобытных и самостоятельных культур. Он выделяет в истории человечества основные восемь культур: египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская, византийско-арабская, западноевропейская, майя. Упоминается и формирующаяся русско-сибирская культура. Каждая культура имеет тысячелетний цикл развития, который завершается смертью культуры и ее переходом в цивилизацию. При этом цивилизация выступает синонимом бездушного интеллекта, мертвой "протяженности", в то время как культура - это жизнь, творческая деятельность и развитие.
Масштабную модель развития истории дает А. Тойнби в 12-томном труде “Исследование истории”, который принадлежит к числу высших достижений современной философии истории. Нет единой истории человечества, а есть лишь история локальных цивилизаций. Все они проходят одинаковую схему развития, подобно тому, как живой организм проходит все циклы от своего рождения до смерти. А. Тойнби выделяет 5 живых цивилизаций (православно-христианская, исламская, индуистская, дальневосточная, западная христианская) и 2 реликтовых (но еще живых): монофизиты (Армения, Египет и др.), ламаистские буддисты. В каждой из этих цивилизаций Тойнби выделяет четыре этапа развития: генезис (возникновение), рост, надлом, распад. Фактически Тойнби проводит идею “культурно-исторической монадологии”: цивилизации выступают как своеобразные исторические монады. В конечном итоге он приходит к идее о том, что ныне процесс гибели локальных цивилизаций может быть прерван, однако при этом всемирно-объединяющую роль призвано сыграть христианство западного толка.
Огромной заслугой мыслителя стал сравнительный подход к истории разных цивилизаций и понимание того, что в данный момент времени разные цивилизации могут находиться на разных ступенях своего развития. Поэтому мы не можем однозначно говорить о большей культурности той или иной существующей цивилизации, так как сравнивать их можно лишь на сходных циклах развития, например в период зарождения или надлома и т.п.
К концу ХХ столетия содержание понятия “цивилизация” претерпело значительные изменения. Один из наиболее распространенных ныне подходов определяет цивилизацию как качественную специфику группы стран и народов на определенном этапе их развития. В качестве оснований для выделения этой специфики применяют комплексный критерий. Этот критерий включает: общественно-производственную технологию, уровень и содержание культуры, систему общественно значимых ценностей, обобщенный образ мира, специфику образа жизни: дух народа (народов), мораль, убежденность.
Ныне все чаще цивилизации рассматриваются не как исторические монады, а как этапы единого исторического процесса применительно к разным странам и народам. В современном обществе принято выделять две основные цивилизации - традиционную (восточную) и техногенную (западную). Взаимосвязь и взаимодействие этих цивилизаций определяет основные характеристики современной истории. Таким образом, цивилизационный подход акцентирует внимание на самобытности, отличительных признаках народа, региона, континента.
В 60-х - 70-х годах ХХ столетия широкое распространение получили технократические концепции периодизации общественного развития, в основу которые положены те или иные аспекты технического (технологического) развития. Наиболее известны концепции американских социологов У. Ростоу и Д. Белла. Уильям Ростоу (р. 1916) выделяет 5 этапов развития человечества: традиционное общество, переходное общество, стадия подъема, стадия зрелости, стадия массового потребления. Профессор Гарвардского университета Даниел Белл (р. 1919) в зависимости от уровня развития промышленного производства выделяет три важнейших этапа человеческой истории: доиндустриальное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество. Современное постиндустриальное общество он рассматривает как “преодоление” индустрии и переход к информационному обществу.
В известной мере технократический подход может рассматриваться как продолжение цивилизационного при доминировании технологического критерия классификации цивилизаций. Такая точка зрения фактически разделяется петербургскими философами. Они выделяют типы цивилизаций “в зависимости от степени технической оснащенности в сфере общественного производства”: космогенную, техногенную или индустриальную, антропогенную (информационное общество)[6].
Формационный подход к истории. В центре марксистской концепции философии истории лежит, как и у Гегеля, идея развития, но интерпретируемая через обоснованное Марксом материалистическое понимание истории. На этой основебылоразработано учение о структуре общества, понимаемого как общественно-экономическая формация.
Характерной для марксизма является четкая схема описания исторического развития. Формационный подход позволяет, с одной стороны, обосновать принцип преемственности, существующий в общественном развитии. История реализуется как смена формаций, каждая из которых выступает как диалектическое разрешение противоречий предшествующей формации. С другой стороны, формируется возможность классификации существующих стран и народов по уровню развития в них производительных сил и производственных отношений.
Одновременно в этой теории заключен и определенный недостаток: по Марксу, развитие формаций носит линейный характер. В результате капиталистический способ производства необходимо должен быть на определенном уровне заменен социалистическим и коммунистическим. Однако реальная практика показала, во-первых, широкие эволюционные возможности капитализма, в том числе и в сфере нормализации социальных отношений, базирующихся на развитом производстве. Во-вторых, исторически реализованные формы социализма, напротив, оказались менее эффективными именно в производственной сфере. В итоге, прямо по Марксу, это привело и к ограниченным возможностям развития в их рамках свободной личности.
Суть формационного подхода заключается в том, что общество рассматривается, прежде всего, как система социальных отношений: отношений материальных, в основе которых лежит материальное производство, и идеологических, которые формируются сознательно, на основе определенных идей. Производственные материальные отношения образуют базис формации. Надстройка определяется базисом и включает наряду с идеологическими отношениями соответствующий комплекс идей, систему социальных институтов (учреждений и организаций), а также конкретных типов деятельности. Выделяются, в частности, политическая, правовая, религиозная структуры надстройки. При этом способ производства материальных благ выступает определяющей сферой общественной жизни, от которой зависят все остальные общественные отношения.
Общественно-экономическая формация выступает при таком понимании как определенный тип общества, целостная социальная система, функционирующая и развивающаяся на основе конкретного способа производства по своим специфическим законам.
В современной социально-философской литературе марксово учение о формациях нередко подвергают критике. При этом формационный подход зачастую не только противопоставляют цивилизационному и культурологическому, но и ставят вопрос более остро: какой из этих подходов верен, а какие ошибочны, подразумевая ошибочность именно формационного подхода.
Однако теория цивилизации в ее современном понимании не отменяет формационного деления в развитии общества, а определяет его как конкретизацию отдельных цивилизационных этапов социального бытия. Если формация детерминируется в своем развитии характером форм собственности (так, для рабовладения характерна полная собственность рабовладельца на средства производства и раба, а для капитализма — собственность капиталистов на. средства производства и отсутствие таковой на наемного работника), то цивилизационный подход существенно дополняет совокупность причинных факторов общественного развития, подчеркивая при этом роль человеческого фактора и духовной культуры в развитии социальных процессов, возможность субъективного фактора в определенных условиях играть ведущую роль по сравнению с социально-экономической обусловленностью.
Петербургские философы предлагают таблицу сотношения этапов цивилизационного и формационного развития общества (рис. 6).
Этапы цивилизационного развития общества | Формационные периоды общественного развития | Этнонациональные формы общностей людей |
варварство | первобытно-общинный строй | родоплеменная организация |
космогенная цивилизация (орудийная технология) | рабовладельческая и феодальная общественно-экономические формации | народности (территориальная и этнокультурная общность) |
техногенная цивилизация (машинная технология) | капиталистическая и социалистическая общественно-экономические формации | нации (общность террито-рии, языка, экономической жизни, культуры и психологии) |
антропогенная цивилиза-ция (информационная технология) | информационно-технологическое общество | наднациональные общности: суперэтносы и мегаэтносы (межнацио-нальные и межгосударст-венные общности) |
Рис 6. Соотношение цивилизации и формации
Краткие выводы. Философия истории выступает как философское осмысление общества и закономерностей его развития.
Социальный номинализм подходит к обществу как к совокупности индивидов, социальный реализм уделяет важнейшую роль системе общественных отношений.
Общество выступает как сложная органическая система, включающая ряд взаимодействующих подсистем: социальную, экономическую, политическую, духовную.
Закономерности и исторические этапы развития общества осмысливаются в рамках культурологической, цивилизационной формационной, ряда других концепций. Они различаются по тем детерминирующим факторам, которые принимаются за определяющие. Вместе с тем эти подходы могут быть осмыслены как взаимодополняющие методы исследования истории.
В качестве основных источников общественного развития выступают социальные противоречия. Главной движущей силой истории является деятельность исторических субъектов: личностей, социальных групп, народных масс.
Основные вопросы для самоконтроля
1. Охарактеризуйте сущность философского понимания общества.
2. Покажите специфику социального номинализма и социального реализма.
3. Охарактеризуйте соотношение понятий: “социальная философия”, “философия истории”, “социология”.
4. Покажите взгляды на историю общества Вико, Кондорсе, Гегеля, Ясперса.
5. В чем заключаются особенности современных представлений об истории в рамках культурологического, цивилизационного, технократического и формационного подходов.
6. Охарактеризуйте философское представление об источниках и движущих силах общественного развития.