double arrow

Дидактика как педагогическая теория обучения

Глава I

Обладая даром учительства, талантом преподавания, не думайте, что этот дар мог бы заменить вам изучение дидактики...Изучение дидактики полезно и таланливому учителю: оно расширяет воспитательный его кругозор и дает ему твердый фундамент, опираясь на который он с уверенностью может выполнять своё

призвание.

А. И. Анастасиев, педагог, издатель и редактор журнала «Городской и сельский учитель» (Х1Х в.)

Как известно, необходимым условием существования человеческого общества является усвоение подрастающим поколением опыта, накопленного предшествующими поколениями. На ранних этапах общественного развития передача социального опыта происходила стихийно в процессе участия детей в делах взрослых, в повседневном общении с ними. Взрослые, включая ребенка в доступную для него деятельность, учили тому, что сами знали и умели. Передача знаний и умений сводилась к показу образца («делай, как я»), воспроизведению детьми показанных действий, их коррекции и многократному повторению. Подражая взрослым, дети овладевали способами добывания пищи, получения огня, изготовления одежды.

Позднее появилась и ритуально-обрядовая форма передачи опыта, которая способствовала развитию соответствующих идеалов и ценностных ориентаций. Поскольку отношения между членами первобытного общества регулировались «неписаными», но строго выполняемыми обычаями и традициями, то дети усваивали также образцы поведения, нормы и ценности данного общества. На исходе первобытнообщинного периода появляются своеобразные предшественники школ – дома молодежи.

Постепенно с развитием общества возрастает объём социального опыта и возникает необходимость в систематической, планомерной, целенаправленной передаче его подрастающим поколениям. Тем самым обучение принимает характер специально организованной деятельности, направленной на подготовку молодежи к выполнению социальных функций.

Разделение труда и выделение ремесел привели к необходимости специального обучения, включавшего объем знаний и практических умений, необходимых охотнику, земледельцу, ремесленнику, воину и т.д. Таким образом, различные социальные группы молодежи получали разный объем и осваивали различные стороны социальной культуры, необходимые в конкретной отрасли деятельности.

Развитие древних цивилизаций внесло существенные изменения в деятельность по передаче социального опыта. По мере социального развития возросшие экономические и культурные потребности государства привели к возникновению школ для подготовки чиновников (писцов), жрецов, воинов, поскольку семья не могла обеспечить общество достаточным количеством образованных людей. Эти школы создавались светской властью и служителями культов. Таким образом, у истоков обучения и воспитания в древнейших цивилизациях Востока стояли семья, церковь и государство.

Потребность в научном обосновании специально организованной деятельности обучения, ее целей и средств и обусловили появление специальной теории – теории обучения. Хотя первые попытки обобщения практики обучения были сделаны еще в Древнем мире, научные основы дидактики были заложены лишь в XVII веке.

В этой главе будут рассмотрены вопросы происхождения понятия «дидактика», объект, предмет и задачи этой отрасли педагогики, ее основные категории; связь дидактики с другими науками и т.д.

Однако прежде чем перейти к раскрытию этих вопросов, предлагаем вспомнить материал, изученный ранее.

I. Блок актуализации
1. Вставьте нужные слова. Предметом … являются всеобщие законы развития природы, общества и мышления. … - наука об обществе как целостной системе. Население и закономерности его развития исследует наука … Закономерности развития и функционирования психики изучаются … Науку о превращениях веществ, изменениях их состава и строения называют … … - наука о воспитании человека на всех возрастных этапах его развития.   Демография Педагогика Химией Социология Философии Психологией
 
2. Характеризуя объем понятия «воспитание», ученые выделяют - воспитание в широком социальном смысле; - воспитание в узком смысле; - воспитание в локальном значении. Что означает каждое из них? (Ответы: - целенаправленное формирование у детей системы качеств личности, взглядов и убеждений. - решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание трудолюбия) передача старшими поколениями социального опыта).
Воспитание является объектом исследования ряда наук. Но каждая из них выделяет для изучения в этом объекте свой предмет. Выберите правильный ответ
Сущность воспитания, его закономерности, тенденции и перспективы развития исследует … Наиболее общие представления о высших целях и ценностях воспитания (в соответствии с которыми определяются его конкретные средства) формулирует … Закономерности воспитания у народов мира на разных стадиях исторического развития рассматривает … Теорию и методику воспитания, определяя его принципы, содержание, формы и методы, разрабатывает… Социальные проблемы развития личности, условия осуществления, региональные и социально-культурные особенности воспитания изучает … Особенности развития и поведения людей, создающие объективные и субъективные предпосылки эффективности способов и средств воспитания, выявляет …   Социология История образования педагогической мысли Психология Педагогика Философия Этнография
3. В чем сходство и различие возрастного, дифференцированного и индивидуального подходов в воспитании? (Ответы: - Нет никакого сходства. - Все три подхода имеют в виду те или иные особенности воспитанников. - Подход предполагает учет и использование особенностей, характерных для реальных групп воспитуемых (приятельских, дружеских) или номинальных групп (актив, пассив, «трудные», эгоисты и т.п.) - Учет и использование особенностей, присущих конкретному ребенку (темперамента и характера, способностей и склонностей, мотивов и интересов и др.) характерно для … подхода в воспитании. - Подход предусматривает учет и использование в процессе воспитания возрастных особенностей учащихся.
4. Все согласны с тем, что «трудному» ребенку нужен индивидуальный подход. Нужен ли индивидуальный подход к благополучному ребенку? - Да, нужен. - Нет, не нужен. - Индивидуальный подход необходим каждому ребенку, т.к. помогает ему осознать свою индивидуальность, научиться управлять своим поведением, эмоциями, адекватно оценивать собственные сильные и корректировать слабые стороны.
5. Согласны ли вы со следующим утверждением (ответ обоснуйте): «Личностный подход предполагает, что независимо от каких-либо особенностей педагог в каждом воспитаннике видит уникальную личность, последовательно добивается того, чтобы каждый воспитанник в самом себе видел личность (считал себя личностью), стремится к тому, чтобы каждый воспитанник видел личность в каждом из окружающих его людей» (А.В. Мудрик)
II. Исторический блок

Слово «дидактика» происходит от греческого «didaktikos» – поучающий, относящийся к обучению (сравните: «didasko» – учу, изучаю; «дидаскал» – учитель в школе грамматиста в древних Афинах, который обучал чтению, письму и счету).

Считается, что впервые термин «дидактика» был использован в 1613 году в работе «Краткий отчет из дидактики или Искусство обучения Ратихия», изданной в Германии. Ратихий – это латинизированная форма фамилии немецкого педагога, языковеда Вольфганга Ратке(1571- -1635), занимавшегося вопросами совершенствования методов обучения иностранным языкам. Им был предложен «метод скорого изучения» латыни, греческого и других языков. Ратке был сторонником начального обучения на родном языке. Он также разрабатывал общие вопросы организации школьного дела, был автором учебников и хрестоматий. Свои идеи относительно реформы преподавания в городских школах он представил в 1612 году съезду германских князей во Франкфурте-на-Майне («Франкфуртский мемориал»). Проанализировав сочинения и деятельность Ратихия, Кристоф Хельвиг и Йохим Юнг (ректор Гамбургской гимназии) составили «краткий отчет из дидактики». В понимании этих авторов дидактика – искусство обучения. Следует отметить, что в средние века под искусством часто подразумевали науку. Например, искусствами назывались геометрия, диалектика и др. (вспомните «семь свободных искусств»). Понимание дидактики как искусства сохранялось до XIX века.

В.Ратке считал необходимым широко использовать различные формы наглядности, следовать от частного к общему, систематически использовать повторения, обучать без принуждения и т.п. Однако, выступая за реформы преподавания, он держал в секрете найденные им принципы обучения. Это задержало их распространение. Большинство правил обучения, предложенных Ратихием, близки к дидактическим принципам Я.А.Коменского(1592-1670). Автор «Великой дидактики» еще в период обучения в Гернборнском университете (1611 –1613) ознакомился с дидактическими трудами Ратке. Особенно большое впечатление на него произвел представленный в1612 году немецким князьям «Мемориал», в котором Ратке писал о том, как можно сделать более легким обучение.

В 1626 году близкий друг Я.А. Коменского по университету Ян Стадий попросил его дать советы, как лучше организовать обучение и написать для этого соответствующие правила. Коменский, приняв эту просьбу, попытался установить дружескую связь с Ратке, дидактические идеи которого знал и ранее. Однако В. Ратке, который всячески старался сохранить свои дидактические достижения в тайне, даже не ответил Коменскому. После этого Коменский приступил к поиску соответствующих источников. Пересмотрев вместе с Я. Стадием известные библиотеки, они обнаружили книгу Элиаса Бодина (Илия Бодин) о дидактике, изданную на немецком языке в Гамбурге в 1621 году. Эта книга содержала некоторые правила обучения латинскому языку.

Долгое время термин «дидактика» использовался в том же значении, что и термин «педагогика». Я. А. Коменский, с именем которого связано формирование теоретической педагогики, определял дидактику «как всеобщее искусство всех учить всему». При этом он не разделял обучения и воспитания, т.е. включал в понятие «дидактика» все, что относится к воспитанию и обучению. В сущности Я.А. Коменский как бы растворял педагогику в дидактике.

ГербартИоганн Фридрих (4.5.1776 - 14.8.1841), немецкий философ, психолог и педагог. Его тео­ретическое обоснование педагогики, идея воспи­тывающего обучения и разработка методов, приёмов, учитывающих воспитательные возмож­ности учебных предметов, оказали значительное влияние на развитие теории и практики воспита­ния.

Такое понимание дидактики сохранялось до начала XIX века. Именно в этот период известный немецкий педагог и философ Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841) попытался создать «научную систему педагогики», основанную на теоретических достижениях этики и психологии. Он обосновывал систему обучения, используемую до сих пор. Согласно его концепции, обучение является основным средством воспитания. Рассматривая проблему соотношения обучения и воспитания, И.Ф. Гербарт ввел термин «воспитывающее обучение». Он считал, что дидактика занимается воспитывающим обучением и является частью педагогики. По мнению известного болгарского философа и педагога Ивана Марева, именно с И.Ф. Гербарта «началась та часть педагогики, которая называется дидактикой».

В настоящее время существуют попытки выделения дидактики как отдельной самостоятельной науки. Однако это скорее исключение, чем правило. Уже в конце XIX века в основном утвердилась идея о педагогике как родовом, а дидактике как видовом понятии.

Большинство современных ученых рассматривают дидактику как отрасль педагогики, как теорию обучения.

В становление и развитие дидактики значительный вклад внесли отечественные ученые –педагоги – К.Д.Ушинский, М.А. Данилов, Б.П. Есипов, И.Т.Огородников, М.Н.Скаткин, Ю.К.Бабанский, В.П.Беспалько, И.Я.Лернер, М.И.Махмутов, В.В.Краевский, П.И.Пидкасистый, А.А.Вербицкий и другие ученые. С их педагогическим наследием вы ознакомитесь в курсе истории образования и педагогической мысли.

III. Теоретический блок

1.

 
Предмет и задачи дидактики.

2.

 
Основные понятия дидактики. Связь дидактики с другими науками.

3. Основные дидактические концепции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: