□ Способы саморегуляции - релаксация, аутотренинг, воспитание в себе доброжелательности и оптимизма, разрядка в деятельности (трудотерапия, музы-котерапия, библиотерапия, имитационная игра и др.).
□ Развитое педагогическое внимание - умение одновременно удерживать большое количество объектов в поле внимания, устойчивость и оперативность внимания.
□ Воображение педагога - присущи черты как научного, так и художественного воображения.
□ Речь учителя - с ее помощью раскрывается сущность предметов и явлений, отношения, осуществляется воздействие на формирование личностных качеств у воспитанников, раскрывается личность самого педагога.
□ Пантомимика - движение тела, рук, ног, осанка, походка, поза в пространстве, жесты.
□ Мимика - искусство выражать свои мысли, чувства, настроения, состояния движением мускулов лица.
□ Имидж педагога - одежда, грим, прическа.
Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса. И тогда я не боялся, что кто-то ко мне не подойдёт и не почувствует того, что нужно (А. С. Макаренко).
|
|
Речь педагога
Речь педагога является определяющим фактором коммуникативного поведения педагога.
Коммуникативное поведение педагога - не только процесс говорения, передачи информации, но и такая организация речи и соответствующего ей речевого поведения воспитателя, которые влияют на создание эмоционально-психологической атмосферы общения воспитателя и воспитанников, на характер отношений между ними, на стиль их работы.
Условия эффективности речи учителя
> Соблюдение закона риторики - качество речи определяется качеством и количеством мыслей в ней в единицу занятого места и времени.
> Осознание педагогической задачи и цели речевого общения.
> Авторитетность учителя.
> Характер взаимоотношений с воспитанниками.
> Эмоциональная окраска ситуации.
> Убежденность и аргументированность.
> Новизна идей и мыслей.
> Выразительность - образность, яркость, эмоциональность.
> Общая речевая культура - нормативное использование слов и речевых оборотов, нормативное построение речи и ее фонетическое воспроизведение.
> Тон речи.
> Характер мимики, жестов, сопутствующих речи.