«Качество – совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности (формулировка Международного стандарта ИСО 8402). «Качество – совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением» (формулировка ГОСТа «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения»).
Качество является относительным понятием, предполагающим сравнение с неким эталоном. Эталон узаконивает определенный набор свойств и характеристик (стандарты лишь на определенный отрезок времени.
Показатели качества:
1. Показатели назначения, которые характеризуют основную функциональную величину полезного эффекта от эксплуатации изделия
2. Показатели технологичности – показатели возможности рационального использования материалов, основных производственных фондов, производственного времени.
3. Показатели стандартизации и унификации. Продукция подразделяется на стандартную, унифицированную и оригинальную. Для производства и эксплуатации предпочтительнее изделия стандартизированные и унифицированные.
|
|
4. Экономические показатели, которые характеризуют степень удобства эксплуатации продукта.
5. Показатели транспортабельности.
6. Эстетические показатели.
7. Патентно-правовые показатели, которые характеризуют степень патентной чистоты продукции.
8. Экологические показатели и др.
Конкурентоспособность продукта связана с качеством весьма относительно. Под конкурентоспособностью понимается соответствие товара условиям и требованиям рынка. Она определяется только теми свойствами, которые представляют интерес для данной группы покупателей (потребителей данной продукции). Таким образом, более качественный товар может быть менее конкурентоспособным, а при неизменном качестве товара его конкурентоспособность может меняться во времени.