double arrow

Биоэтика

Успехи современной биологии и медицины, новые биоме­дицинские технологии дали специалистам власть над жизнью и смертью. Поэтому ответственность ученого-биолога и врача сейчас намного выше, чем раньше. Эта новая ситуация потребо­вала новых форм контроля со стороны общества за их работой и за использованием новых научных достижений.

Традиционно основной формой контроля над деятельностью человека были моральные нормы.

Впервые нравственные заповеди врача были изложены в зна­менитой клятве Гиппократа, согласно которой врач должен при­ходить к больному только для его пользы, бороться за его жизнь и т. д. Именно эта клятва является сегодня основой традицион­ной медицинской этики, к важнейшим вопросам которой отно­сятся сохранение врачебной тайны, информирование человека о его болезни и ходе лечения, сообщение о наличии опасных для общества болезней соответствующим учреждениям здравоохра­нения и т. п.

В свете традиционного морально-мировоззренческого созна­ния новый опыт биомедицинских технологий — техногенное производство и уничтожение жизни на эмбриональном уровне, трансплантологическое продление и завершение жизни — не всегда может быть оценен как вполне моральный. Более того, в ряде случаев он вступает в явное противоречие с установивши­мися моральными ценностями и принципами, прежде всего вновь встает вопрос о моральности убийства эмбриона при ис­кусственном оплодотворении и при генетических опытах, при эвтаназии (легкой смерти) больного для избавления его от не­выносимых страданий и т. д.

Прежде существовавшая медицинская этика, сформирован­ная в рамках старых мировоззренческих традиций, останавли­валась у порога жизни и смерти, над которыми, как считалось, были властны только Бог или непознанные законы природы. Человек не мог произвольно манипулировать своей биологиче­ской сущностью. Сегодня же человек все чаще отказывается счи­тать себя пассивным материалом в руках высших сил и хочет быть полноправным творцом своей жизни и самого себя.

В этих условиях и произошло возникновение биоэтики — си­стемы новых этических стандартов в сфере экспериментальной и теоретической деятельности в биологии и медицине, а также при практическом применении результатов данных исследова­ний, в соответствии с которыми сегодня иначе решаются мно­гие традиционные для медицинской этики вопросы. Предметом биоэтики являются достижения современного естествознания, в первую очередь биологии и медицины, глубокое их исследо­вание и определение норм, правил и границ их применения в настоящем и будущем в жизнедеятельности человека и общества. С этой целью биоэтика разрабатывает меры морального и пра­вового характера, которые будут регулировать применение но­вых методик и также ограждать каждого человека и все челове­чество в целом от нежелательных и губительных последствий внедрения новых биологических и медицинских достижений. Сегодня биоэтика значительно расширила сферу традиционной медицинской этики, иначе решая многие вопросы.

Сегодня одной из проблем биоэтики является транспланто­логия. Основным источником биоматериала — человеческих органов, подлежащих трансплантации, являются терминальные (умирающие) пациенты. Поэтому их смерть задерживается, продлевается во времени, чтобы извлечь и сохранить нужные для пересадки органы. Таким образом, у современной медицины появилась новая функция — смертеобеспечение, отсутствующая у традиционной медицины.

Давно обсуждаемой проблемой биоэтики является право жен­щин на аборт. Во многих странах (в том числе и в нашей) это разрешено законодательством. Но с точки зрения традиционной морали — это обесценивание и вытеснение такой нормы, как «не убий».

Обесценивание традиционных моральных норм и ценностей также связано со всем большим распространением методик искус­ственного оплодотворения. Такое «асексуальное размножение» неизбежно приведет к деформации биофизиологических родст­венных человеческих взаимоотношений: место обычной семьи займут неполные семьи, однополые браки. Также встает пробле­ма «суррогатного материнства»: как оценить женщину, вынаши­вающую и рожающую чужого ребенка за вознаграждение?

К числу самых современных проблем биоэтики принадлежит транссексуальная хирургия — еще одно медицинское нововведе­ние, ставящее множество незнакомых ранее моральных проблем, связанных с сексуальностью человека. Перемена пола, произве­денная хирургическим путем, как правило, сопряжена с подавле­нием функции продолжения рода, что с традиционной точки зре­ния не является нормальным. Тем не менее в результате широ­кого правозащитного движения такие операции производятся, а значит, идет формирование новых этических стандартов.

Итак, можно сказать, что традиционные моральные нормы и этические принципы перестают работать в новых условиях. Ре­волюционные открытия в области биологии и медицины пока­зали их недостаточность в свете новых возможностей науки. Поэтому на уровень общественного сознания выходят идеи мо­ральности убийства, необходимость достойной смерти для смер­тельно больных людей, возможности исследования и использо­вания человеческого биоматериала как для опытов, так и для пересадки органов и др. Очевидно, эти понятия могут стать основанием новой этики — биоэтики. Она выходит из режима подчинения естественным законам природы, что было характер­но для традиционной морали, расширяя права человека вопре­ки природе. Но это приводит к изменению представлений о добре и зле, которые традиционно являются основными регулятора ми человеческих взаимоотношений. А самое главное, отстаивая право отдельного человека, новые технологии могут привести к потере потенциала развития человечества в целом, так как нару­шение естественных законов не может проходить безнаказанно. Поэтому важнейшей задачей биоэтики должна стать не оценка конкретных биомедицинских технологий, а формулирование новых правил и норм, охраняющих природу (в том числе и сам вид Номо $арiепs) от натиска человеческой культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: